ТОП 10:

Семинарское занятие 4: Законы логики.



Вопросы:

1. Понятие логического закона.

2. Закон тождества.

3. Закон непротиворечия.

4. Закон исключенного третьего.

5. Закон достаточного основания.

Литература:

1. Кузнецов В.Г. Логика изменения. Несколько замечаний к проблеме соотношения диалектической и формальной логик // Философская наука, 1984. – № 6.

2. Наумов А.В., Новиченко А.С. Законы логики при квалификации преступлений. – М.: Юридическая литература, 1978.

 

Семинарское занятие 5: Умозаключение и его значение для юриста.

Вопросы:

1. Непосредственные умозаключения.

2. Простой категорический силлогизм.

3. Дедуктивные умозаключения с использованием сложных суждений.

4. Понятие и виды индуктивных умозаключений.

5. Полная и неполная индукция.

6. Методы установления причинных связей явлений.

Литература:

1. Кузина Е.Б. Практическая логика. – М., 1996.

2. Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. – М., 1980.

3. Светлов В.А. Практическая логика. – СПб, 1997.

 

Семинарское занятие 6: Доказательство и опровержение.

Вопросы:

1. Понятие и строение доказательства. Способы доказательства.

2. Опровержение и его строение. Способы опровержения.

3. Доказательство и аргументация.

Литература:

1. Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М., 1997.

2. Корнеева Л.М. Доказательство и доказывание при производстве расследования. – Горький, 1987.

3. Михалкин Н.В. Принятие решений в деловых беседах. – М., 2001.

4. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. – М., 1997.

5. Сергеич П. Искусство речи на суде. – М., 1988.

6. Треушников М.К. Судебные доказательства. – М., 1997.

7. Эйсман А.А. Логика доказывания. – М., 1971.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Логика есть наука о системе форм и законов мышления, постигающего истину. Значительная часть учебного времени, отведенного на ее изучение, будет посвящена основным формам мышления: понятию, суждению, умозаключению. Предусмотрено проведение занятия по логическим основам теории аргументации. Настойчивое и систематическое изучение логики самостоятельно и совместно с преподавателем в ходе учебных занятий позволит Вам повысить культуру мышления, приобрести знания и навыки правильного мышления, необходимые в профессиональной деятельности юриста.

Учебные занятия по логике будут состоять из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть имеет своей целью достижение ясного понимания учебного материала. Вопросы по теории логики будут ставиться и на семинарских занятиях, и во время рубежного контроля, и на зачете. Практическая часть будет состоять в решении Вами логических упражнений.

Готовясь к занятию, Вам необходимо изучить тему, включая и вопросы для самостоятельного изучения. В процессе подготовки весьма полезно составить краткий конспект, раскрывающий основное содержание каждого теоретического вопроса плана занятия. Если в процессе работы над учебным материалом у Вас возникнут познавательные трудности, т.е. появятся вопросы, на которые Вы не находите ответ, то эти вопросы обязательно нужно поставить на занятии или консультации.

Решение логических упражнений, или задач, является необходимым и существенным условием успешного освоения курса логики. Вообще говоря, решение задач более свойственно учебному процессу по естественным дисциплинам, таким как математика, физика, химия и непривычно в области гуманитарных наук. Однако, суть дела здесь не в психологии (привычно – непривычно), а в том, что логическое знание является достаточно точным знанием, в силу чего к нему и оказался успешно приложим математический аппарат (логические исчисления). Возникшая в результате этого математическая логика вместе с другими средствами познания образует теоретический фундамент вычислительной техники, бурно развивающегося в современном мире процесса компьютеризации.
В данном факте наглядно отражено фундаментальное значение этой науки для современности.

Без решения логических задач невозможно научиться сознательно использовать логические правила, приемы и операции в мыслительной деятельности, подобно тому, как нельзя научиться плавать, не залезая в воду. Выполнение упражнений, которые Вы можете взять и из рекомендованного ниже сборника упражнений по логике, обеспечит и более глубокое усвоение существа теоретических вопросов. Решение задач вырабатывает умения и навыки практического использования логических знаний в профессиональной деятельности, осознанного их применения в процессе мышления. А именно это, последнее, и составляет главную цель изучения данной науки.

Из основной учебной литературы, ко всем темам курса, мы рекомендуем учебник, специально подготовленный для юридических вузов и построенное в соответствии с этим же учебником пособие:

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М.: Юрист, 1999.

2. Упражнения по логике. Учебное пособие. – М.: Юрист, 1999.

Советуем Вам непременно пользоваться программой курса «Логика».
В ней раскрывается объем изучаемого материала по каждой теме, указывается основная и дополнительная литература. Программа дает целостное представление об учебном курсе, являясь основным учебно-методическим документом, определяющим его содержание.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа обучающихся в высших учебных заведениях является важнейшим условием глубокого усвоения курсов философско-гуманитарного профиля. Она должна быть планомерной, систематической, хорошо организованной, по характеру близкой к исследовательской.

"… Самостоятельность – средство и одновременно результат образования …" – писал известный немецкий педагог А. Дистервег.
От умения студентов самостоятельно и продуктивно работать с философской литературой и источниками зависит эффективность изучения философии, философии права и других дисциплин. Приобретение этих навыков само по себе представляет сложную задачу. Ибо философские труды создавались в конкретной исторической обстановке, в определенной социально-культурной среде. Они связаны с конкретными потребностями общества и человечества в духовно-интеллектуальном освоении мироздания, с уровнем их цивилизованности. В силу чего философские труды мировоззренчески целенаправленные, зачастую носят полемический характер, написаны на высоком уровне абстракции. Это затрудняет возможности студентов выделить, понять и усвоить их основные идеи, определить актуальность философских построений для сегодняшнего дня.

Чтобы эти препятствия были преодолены в процессе изучения философских произведений необходимо руководствоваться принципами последовательности и систематичности. Великий русский ученый И.П. Павлов писал, обращаясь к учащейся молодежи: «Изучите азы науки прежде, чем попытаться взойти на ее вершину. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего».

Написание конспекта

Научно-исследовательский и педагогический опыт свидетельствует, что эффективность работы с философскими источниками обусловлена соблюдением определенных методических приемов. Последовательность которых можно определить в виде следующих методических шагов:

1 шаг – прочтение прочитанного на уровне понимания того, что хотел сказать автор.

2 шаг – осмысление, рефлексия прочитанного.

3 шаг – выписки из прочитанного для памяти.

4 шаг – констатация того нового, что дало изучение источника в понимании конкретной проблемы.

Ведение записей является важнейшим условием продуктивной работы с философским источником. Письменная фиксация прочитанного способствует не только лучшему запоминанию, но и более глубокому осмыслению материала, возникновению собственных мыслей в связи с изученной проблемой. "Что приобретается при чтении посредством пера – превращается в плоть и кровь", - говорил римский философ Сенека.

Содержание философских источников можно фиксировать в форме конспекта (lat. – обзор). В зависимости от целей записей конспект может носить форму плана, цитатных выписок, свободной записи, тезисов, сжатого обзорного изложения или обзора.

План – это перечень основных вопросов содержания книги, статьи и т. п. Различают простой и развернутый планы. Простой план состоит из общих вопросов, а развернутый дифференцирует каждый пункт простого плана на подвопросы. Вопросами плана могут быть заголовки отдельных разделов и глав конспектируемой работы. Более сложным является самостоятельная формулировка вопросов. В этом случае необходимо прежде всего определить главную мысль источника, а затем разбить весь текст на части, озаглавив каждый из них. Кроме того можно согласовать планы конспектов в соответствии с вопросами, взятыми из плана семинара или индивидуального контрольного собеседования по данной теме, что одновременно будет способствовать лучшей подготовке к занятиям.

Цитатные выписки – представляют собой дословные записи текста источника. Они обязательно сопровождаются ссылкой на этот источник.

Свободная запись. Она включает в себя и цитаты, и сжатое изложение мыслей автора, и планы различных видов (простые и сложные).

Тезисы (греч. – основное положение) – краткая формулировка основных положений источника без подробного раскрытия содержания. Обычно тезис отвечает на вопрос плана. Тезисы можно формулировать своими словами, включая в них основные положения автора.

Обзор, обзорное изложение – сжатое, связное изложение основных положений изучаемого источника. Чем короче запись, тем серьезнее
надо относиться к формулировкам, к подбору понятий и вербально-смысловых схем.

Каждая из выше перечисленных форм конспектирования имеет свои плюсы и минусы и различное назначение.

Конспект в форме плана предназначен для повторения материала в ближайшее время после проработки источника. Может служить памяткой для устного выступления большая часть содержания которой со временем может быть утрачена.

Цитатные выписки хороши для написания докладов и рефератов, их научной источниковой фундировки. Ограничения данной формы заключаются в «вырванности» отдельных мест источника из контекста первоисточника.

Тезисы необходимы для устных выступлений и ответов на занятиях. Их недостатком является краткость, сжатая информативность.

Обзор служит средством запоминания прочитанного, необходим при повторении материала, для дополнительной работы на будущее. Неудобство обзорного конспекта заключается в его большом объеме.

Каждый обучающийся должен приобрести навыки написания всех видов конспектов для того, чтобы творчески работать с различного рода текстами, уметь самостоятельно применять их в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям и коллоквиумам.

Литература:

1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., Педагогика, 1956. – С. 118.

2. Павлов И.В. Полное собрание сочинений. 2-е изд. – Т. 1. – М.-Л. 1951. – С. 22.

3. Соболев В.И. Философия. Методическое пособие по дисциплине – Н.Новгород, 2000. – 112 с.

 

Методика подготовки устного выступления

Любое устное выступление есть разновидность прямой коммуникации, непосредственное общение участников учебного процесса, важнейший элемент семинарских и практических занятий.

Работа по его подготовке подразделяется на два этапа:

- докоммукативный, где готовится текст выступления и

- коммуникативный, где происходит взаимодействии с аудиторий.

Докоммуникативный этап включает в себя:

a. определение темы и цели выступления. Если тема учебная и установлена планом занятия, эта задача упрощается, и студент сразу может приступить к реализации следующего пункта;

b. подбор материалов по теме на основании списка литературы, предложенного в учебно-методическом комплексе. Что впрочем, не исключает привлечения дополнительного материала по инициативе докладчика;

c. композиционно-логическое оформление текста;

d. подбор фактоголического материала;

e. определение стиля и языка выступления.

Работа студентов на этом этапе подготовки устного выступления осуществляется в соответствии с теми методическими рекомендациями, которые были изложены в разделе, посвященном работе с философско-правовыми первоисточниками.

Организующим инструментом данного этапа служит план выступления, который делится на три части: вступление, главная часть, заключение. Каждая из указанных частей несет свою функциональную нагрузку.

Вступление вводит в суть предлагаемой проблемы, возбуждает интерес слушателей, а так же служит средством установления контакта с аудиторией.

Главная часть – самая ответственная. Она содержит максимум содержания, которое должно быть логически организовано.

Методы логической организации материала разнообразны, но для учебного выступления могут быть рекомендованы три основные:

a. дедуктивный;

b. индуктивный;

c. метод аналогии.

Эти методы могут распространяться как на изложение всего материала выступления, так и на изложение его отдельных частей и положений.

Дедуктивный метод: (от lat. – deductio – выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общих положений к менее общим и частным.

Этот метод изложения учит применению общетеоретических положений к объяснению конкретных фактов.

Индуктивный метод: (от lat. – incductio – наведение) – это движение мысли от частного к общему, или движение от знания единичных фактов к знанию общего правила, к обобщению.

Индуктивный метод активизирует мышление, воспитывает исследовательский подход к окружающим явлениям. Он лежит в основе проблемного изложения материала.

Метод аналогии: он восходит в изложении к логической операции умозаключения по схеме – если два явления сходны в одном или более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях.

Аналогия действенное средство наглядного объяснения тех или иных положений, объединяет движения разума и эмоций в единый акт познания. Ее следует отличать от простого сравнения. Если сравнение строится на сходстве каких-то явлений, то аналогия выступает своеобразной моделью явления, как правило, не имея непосредственной связи с ним.

Заключение. Эта часть выступления имеет важную содержательную и эмоционально-психологическую нагрузку. Служит логическим завершением устного выступления. Он решает следующие задачи:

- подводит итог сказанному и формулирует выводы,

- закрепляет содержание доклада,

- ставит перед аудиторией определенные цели по дальнейшему изучению данной проблемы или философии права в целом.

Коммуникативный этап выступления включает:

1) произнесение речи,

2) ответы на вопросы,

3) ведение дискуссии.

Произнесение речи – важнейший, итоговый этап работы, где содержание доводится до публики. И здесь очень важен выбор языковых средств. Традиционно лингвистами выделяется ряд функциональных
стилей – художественный, деловой, газетный, научный, разговорный. Каждый из них характеризуется «набором» языковых средств: фраз, словосочетаний, специфических конструкций.

- Фраза устного выступления должна носить форму короткого и несложного предложения, легко воспринимаемого на слух.

- Строй предложений в устном выступлении отличается относительной свободой, отклонением от жестких синтаксических норм письменной речи.

- Для современной публичной речи характерны присоединительные конструкции, которые отделяются от основного высказывания паузой и понижением голоса, позволяя, подчеркнуть что-то в высказывании и в то же время создавая ощущение импровизированности. Широко используются присоединения с союзами: «и», «а», «но», «однако», союзными словами «причем», «потому», частицами «разве», «даже», «хоть» и др.

Часто используются сегментированные синтаксические конструкции, в которых что-либо подчеркивается с целью привлечения внимания к определенной части высказывания. Они создаются с помощью «что касается», «насчет», «по поводу», «относительно».

К сегментированным конструкциям примыкают связочные предложения, которые употребляются при переходе от одной части изложения к другой, для чего используются, так называемые операторные глаголы: «возьмем», «рассмотрим», «остановимся», «представим» и т.п.

Использование вводных конструкций и предложений типа «словом», «понятно», «если хотите», «как все мы знаем» и др. придают «личностный» характер высказыванию, привлекают слушателей.

Устная речь должна обладать в целом рядом обязательных качеств: правильностью, краткостью, ясностью и точностью, уместностью и эмоциональностью.

Ответы на вопросы – это своего рода образная связь с аудиторией.

Содержательно вопросы делятся на два вида – разъяснительные и дополнительные.

Первые задаются в том случае, если в речи имелось непонятное место.

Дополнительные вопросы, как правило, касаются проблем, имеющих отношение к теме, но не затронуты выступающим.

При ответах на любого рода вопросы требуется доказательность и аргументированность. Форма ответа может быть самой различной. Могут быть использованы: статистические данные, фактический материал, ссылка на авторитет, всем известный прецедент.

Дискуссия представляет собой разновидность спора как словесного состязания. В учебном процессе дискуссия – активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения
вести спор.

Дискуссия возникает тогда, когда имеется спорный или нерешенный вопрос.

Сущность дискуссии состоит в публичной защите или опровержении какой-либо мысли (тезиса), поэтому структуру ее можно представить следующим образом:

- выдвижение и защита тезиса первым оппонентом,

- попытка опровергнуть этот тезис и аргументы второго оппонента.

Первый оппонент, выдвигающий тезис, аргументирует его по правилам доказательства.

Второй – пользуется логической операцией опровержения.

Как только один из участников согласится с другим, предмет дискуссии оказывается исчерпанным и она завершается.

Подготовка и написание реферата

Слово «реферат» происходит от латинского «refero».
В первоначальном своем значении оно включало в себя целый спектр различных трактовок. Обращение к ним помогает глубже понять, что же представляет собой реферат. Назовем лишь некоторые из них: относить назад, возвращаться, передавать, повторять, пересказывать, цитировать, сообщать, восстанавливать, возобновлять, включать, вводить, вносить, связывать, сравнивать, принимать во внимание, возражать, записывать. Действительно, все данные значения имеют смысл применительно к реферату. Реферат, в современном его понимании, – это краткое изложение в письменном виде содержания научного труда или освещение научной проблемы. Реферат предполагает обращение к имеющейся литературе по конкретной проблеме, обзор существующих точек зрения, их пересказ с последующим детальным анализом, предполагающим сравнение и сопоставление позиций, высказывание своей точки зрения по существу поднятой проблемы с ее последующим обоснованием для того, чтобы всесторонне раскрыть вопрос и предложить свой вариант его решения. Иначе говоря, реферат – это одна из форм приобщения к накопленному знанию, одна из форм учебной и научной работы.

 

Рекомендации по написанию реферата

Работа над рефератом представляет собой творческий процесс, включающий в себя следующие этапы: выбор темы реферата; сбор информации; разработка плана реферата; написание реферата.

Выбор темы реферата. Вам необходимо подробно ознакомиться с предложенными темами и остановить свой выбор на одной из них. Это, пожалуй, – один из самых ответственных моментов. Здесь не стоит торопиться. Загляните в предложенную литературу, полистайте энциклопедический словарь. Если Вам интересна личность мыслителя или любопытна эпоха, в которую он творил, то делайте свой выбор. В любо случае постарайтесь выбрать ту тему, которая может Вас заинтересовать. Если выбор темы достаточно формален, то это может сказаться на качестве написания реферата. Нужно ли так рисковать?!

Выбранная тема сообщается преподавателю, и только с этого момента начинается работа над ней. При этом каждый студент может остановить свой выбор только на одной теме. Темы не должны повторятся. У каждого студента должна быть своя тема.

После того как тема выбрана и согласована с преподавателем переходите к изучению литературы. Работа над книгами должна включать в себя их конспектирование. Конспект – это краткое по форме и емкое по содержанию изложение сути вопроса. Не стремитесь переписывать целые страницы. Это не Ваша задача. Главное – уловить мысль автора и точно передать ее.

Пространную мысль автора, развиваемую на нескольких страницах, лучше изложить кратко своими словами. Мысль, которая в книге формулируется ярко и точно, следует брать в кавычки и оформлять, как цитату. В основном цитируется определение, мысли, передающие дословно позицию автора, различные факты и цифры.

Когда литература изучена и законспектирована, тогда можно переходить к следующему этапу – составлению плана реферата.

Как только план будет составлен, может переходить к распределению собранного материала по главам параграфам. Другими словами, необходимо хорошо себе представлять, в каком разделе реферата будет использоваться та или иная цитата, то или иное высказывание философа.

Когда эта работа проделана, можно переходить к написанию реферата. Оно во многом напоминает экскурсию по музею. Вы переходите из одного зала в другой, останавливаетесь, осматриваете экспонаты, высказываете свое мнение и идете дальше. Реферат – это самостоятельное изложение вопроса с опорой на литературу. Пишете реферат, а не переписываете книги.

Для того чтобы правильно написать реферат, целесообразно пользоваться принятыми в научной практике оборотами. Если необходимо подчеркнуть важность мысли, то можно воспользоваться следующими словесными выражениями: важно отметить, нельзя не сказать, следует подчеркнуть, не лишне заметить, следует обратить внимание и т. д. Если Вы собираетесь высказать свое отношение по какому-либо вопросу, то прибегните к следующим фразам: нам представляется, по нашему мнению, на наш взгляд, думается, мы солидаризируемся с мыслью, мы согласны с автором, мы разделяем подход, мы полагаем и т. д. Если Вы переходите к обобщению, то целесообразно начать со слов: таким образом, итак, следовательно, как следует из вышесказанного, суммируя сказанное, и т. д. Данные обороты не только помогут Вам в написании реферата, но и сделают Ваш текст авторским и хорошо «читаемым».

При написании реферата необходимо руководствоваться следующими требованиями.

 

Разработка плана реферата

В логическом единстве с анализом исходной информации и накоплением необходимых сведений проводится разработка плана реферата. В связи с этим вопросу формулировки цели и задач реферата необходимо уделить самое пристальное внимание.

План реферата включает в себя три части: введение, основную часть и заключение.

Во введении дается обоснование темы, раскрывается ее актуальность, характеризуются источники информации по данному вопросу, формулируются цели реферата, а также указываются конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (описать… установить… выявить… и т. п.). Объем введения – до трех страниц.

Основная часть должна включать в себя несколько разделов
(две главы, каждая из которых подразделена на 2-3 параграфа).
Это центральная часть работы. Она должна составлять ¾ общего объема реферата. В ней раскрывается суть вопроса, характеризуется современное состояние объекта или процесса, дается ретроспективное описание его развития, приводятся наиболее важные индикаторы и статистические данные о ходе развития, представляются результаты рефлексивного анализа, характеризуются выявленные тенденции. Каждый параграф и глава в целом завершаются краткими выводами.

В заключении делаются обобщения и выводы по всей работе, кратко формулируются наиболее важные положения. Объем заключения – 1-2 страницы.

План реферата служит для распределения собранной информации и научного материала по главам и параграфам. Для этого должна быть определена тематическая принадлежность отдельных смысловых частей всех конспектов и накопленных выписок.

 

Написание текста реферата

Реферат – это самостоятельное изложение вопроса с опорой на литературу, поэтому написание реферата – особый творческий труд, требующий определенных навыков. Основными из них являются умение выделить главное в анализируемом тексте и кратко изложит суть вопроса. Сокращение текста в процессе написания реферата достигается несколькими способами: логическим, лексическим, морфологическим и синтаксическим.

Логический способ свертывание текста связан, как правило, с уменьшением количества (или исключением) рассуждений, сравнений, обсуждений, описаний и т. п. Наряду с этим широко применяется построение различных логических схем, которые могут выражать взаимосвязи элементов процесса или системы, логику рассуждений, соотношение реальных явлений. При этом используются схемы различных видов: структурно-логические, содержательные композиционные, процессуальные. Важным резервом для сокращения могут послужить иллюстрации, диаграммы, таблицы и т. п.

При реферативном изложении текста, в котором имеются формулы, сокращение возможно за счет включения в реферат только конечных формул. Однако подход должен быть иным, если первостепенный интерес представляет не только конечный результат, но и способ, с помощью которого он получен. Тогда в реферате необходимо отразить и способ решения задачи, находя другие пути сокращения объема текста.

Лексический способ уменьшение объема текста реферата состоит в различного рода сокращениях слов и словосочетаний, замене часто повторяющихся терминов аббревиатурами.

Сокращения, употребляемые в любом контексте, независимо от того, с какими словами они соседствуют (и т. п. – и тому подобное; и т. д. – и так далее; и др. – и другие …).

Слова, сокращаемые только при именах, фамилиях, названиях: акад. – академик (акад. П.Е. Смолин); проф. – профессор (проф. А.П. Тихомиров); ген. – генерал (ген. И.П. Смирнов).

Слова, сокращаемые только при географических названиях: г. – город
(г. Киев).

Сокращения при ссылках, употребляемые только с цифрами или буквами: гл. – глава (гл. 5); с. – страница (с. 3).

Слов, сокращаемые только при датах в цифровой форме: в., вв. – век, века (XXI в., XIX-XX вв.); г., гг. – год, года.

Большие возможности лаконизации текста реферата заложены в использовании морфологических средств. Это находит свое проявление в более широком использовании кратких страдательных причастий (доказал, показал, проведен … и т.п.), применении конструкций с существительными в родительном падеже (Доказательством этого факта …и т.п.), частым употреблением глаголов действительного залога (полагаю, считаю … и т. п.) и простых причастий (указанные, изложенные … и т. п.).

Синтаксические средства сжатия текста реферата предполагают замену сложных предложений простыми.

 

Основные требования к реферату

1.Объем реферата по гуманитарным дисциплинам – 20-25 страниц. Он выполняется на стандартных листах писчей бумаги формата А4 (210 х 297 мм). Текст печатается только с одной стороны листа. Страница реферата должны иметь поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм, правое – 10 мм. При компьютерном наборе текст печатается шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, на одной странице должно быть 30 строк.

2.Все страницы реферата, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Первой страницей реферата считается титульный лист, на нем цифра «1» не ставится, на следующей странице проставляется цифра «2» и т.д. Порядковый номер страницы печатается в правом
верхнем углу.

3.Заголовок по тексту печатается прописными буквами, подзаголовок – строчными. Переносы слов в заголовке (подзаголовке) не делают. Точка в конце заголовка (подзаголовка) не ставится. Не допускается подчеркивание заголовков (подзаголовков), большой заголовок (подзаголовок) делят по смыслу на несколько строк. Подзаголовок от заголовка отделяются двумя интервалами (пропуск одной строки). Расстояние между заголовком (подзаголовком) и текстам – четыре интервала (пропуск двух строк). Заголовки (подзаголовки) в реферате могут располагаться одним из способов: центральным (посередине текста); фланговым (от левого поля).

4.При цитировании необходимо оформлять сноски на источник цитирования, которые вместе с другими элементами (список литературы, примечания, комментарии и т. д.) составляют научный аппарат работы. Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата или статистические данные. Для этого в конце страницы ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы, под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним следует фамилия и инициалы автора, название книги, из которой взята цитата, и через точку и тире – номер цитируемой страницы. Например: «Подстрочные ссылки на источники используют в тексте … когда ссылки нужны по ходу чтения»[1].

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять ее название, а ограничится следующим: «Там же. – С. 122».

Если та же книга цитируется в следующий раз не на той же странице, то указывается ее автор, а вместо названия пишется «Указ. соч.»[2].

Подстрочная сноска при изложении цитаты своими словами оформляется со слова «смотри» – «см.»[3].

При цитировании журнальной статьи сноска имеет несколько иной вид. Прежде всего указывается фамилия автора, его инициалы, название статьи, затем ставится знак //, после которого пишется название журнала год его выпуска, номер и страница. Например: в реферате использована цитата из журнала «Вопросы философии»[4].

5.Реферат должен иметь:

Титульный лист, на котором указывается министерство, к которому относится учебное заведение или академия, название кафедры, по которой пишется работа, тема реферата, сведения о студенте (фамилия, имя, отчество; учебная группа), руководитель работы, город, на территории которого находится учебное заведение или академия, и год написания реферата.

План рефератапри водится в виде оглавления (на второй странице) с указанием страниц введения, перечня основных вопросов, заключения, списка литературы, использованной в реферате. Заголовки и подзаголовки должны быть указаны и в тексте реферате.

Содержание самой работы. Текст введения, основной части, заключения.

Список использованной литературы, которая действительно была использована при написании реферата, и в тексте на нее имеются сноски. Список составляется в алфавитном порядке авторов или названий.
В конце списка указываются названия и адреса компьютерных баз данных (адреса INTERNET), сведения из которых были использованы при
написания реферат.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Проблема истинности понятия.

2. Понятие как форма правового мышления.

3. значение определений в юридической науке и практике.

4. Норма, ее логическая структура и виды.

5. Истинность норм права.

6. Соотношение законов формальной и диалектической логики.

7. Роль основных формально-логических законов в деятельности юриста.

8. Дедуктивный метод и его роль в юридическом познании.

9. Роль аналогий в юридической науке и практике.

10. Гипотеза как форма развития знания.

11. Судебно-следственная версия, специфика ее выдвижения и обоснования.

12. Значение логической аргументации для правоприменительной деятельности.

13. роль теории аргументации в диалоге.

14. Доказательство и опровержение в правовом сознании.

ТЕСТЫ К РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ

для студентов 1 курса очной формы обучения

 

Темы:

«История становления и развития традиционной (формальной) логики», «Понятие», «Суждение».

1. Время возникновения логики:

· II в. до н. э.

· III в. до н. э.

· IV в. до н. э

· V в. до н. э.

 

2. Основоположником формальной логики считается:

· Гераклит

· Сократ

· Платон

· Аристотель

 

3. Формулировку трех из четырех основных законов логики дал:

· Демокрит

· Зенон

· Аристотель

· Платон

 

4. Автор «Нового Органона», разработчик индуктивного метода в философии и логике:

· Декарт

· Лейбниц

· Спиноза

· Бэкон

 

5. Диалектическую логику как систему впервые разрабатывает:

· Кант

· Фихте

· Гегель

· Маркс

 

6. Время возникновения символической (или математической) логики:

· XVII в.

· XVIII в.

· XIX в.

· XX в.

 

7. Метод мышления литературного персонажа Шерлока Холмса:

· Интуитивный

· Аналогия

· Индуктивный

· Дедуктивный

 

8. Софистика это:

· Тип религиозной философии, использующий логику для оправдания церковных догматов

· Мудрость

· Раздел логики

· Злоупотребление логикой с целью доказательства не истинного, а желательного

 

9. Схоластика это:

· Тип религиозной философии, использующий логику для оправдания церковных догматов

· Заблуждение

· Раздел логики

· Злоупотребление логикой с целью доказательства не истинного, а желательного

 

10. Содержание понятия это:

· Один из мыслимых в понятии предметов

· Совокупность существенных признаков, которая мыслится в понятии

· Совокупность предметов, которая мыслится в понятии

· Количество признаков, которые мыслятся в понятии

 

11. Объем понятия это:

· Совокупность существенных признаков, которая мыслится в понятии

· Количество признаков, которые мыслятся в понятии

· Совокупность предметов, которая мыслится в понятии

· Признаки, которые мыслятся в понятии

 

12. Связь содержания и объема понятия следующая:

· Увеличение содержания понятия не влияет на его объем

· Увеличение содержания понятия приводит к образованию понятия с большим объемом

· Увеличение содержания понятия приводит к образованию понятия с меньшим объемом и наоборот

· Содержание и объем понятия вообще не связаны между собой

 

13. Понятие «правонарушение» по объему:

· Нулевое

· Единичное

· Общее

· Всеобщее

 

14. Понятие «кентавр» по объему:

· Нулевое

· Единичное

· Общее

· Всеобщее

 

15. Понятие «фиктивное банкротство» по объему:

· Нулевое

· Единичное

· Общее

· Всеобщее

 

16. Регистрирующим является понятие:

· Преступление

· Человек

· Планета солнечной системы

· Убийство

 

17. Регистрирующим является понятие:

· Новорожденный

· Жена

· Современное государство

· Студент

 

18. Регистрирующим является понятие:

· Год

· Невменяемость

· Время года

· Кража

 

19. Конкретным является понятие:







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.30 (0.639 с.)