Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логика. Электронный учебник.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Логика. Электронный учебник. Доцент, к.филос. н., Бухарцева Н.Г. (темы предмет логики, Законы логики, Понятие, суждение, умозаключение (индуктивные и дедуктивные). все тесты написаны автором) Навигатор по электронному учебнику. Данный учебник включает следующие разделы: 1. Учебную программу дисциплины. Указатель основной и дополнительной литературы. 3. Собственно электронный учебник, который содержит: - Тексты лекций по темам программы; - алгоритмы решения типовых задач по теме лекции; - задачи и упражнения для самостоятельной работы - тесты для проверки усвоенных знаний по темам лекций. Глоссарий. 5. Вопросы к экзамену. Задачи и упражнения для подготовки к экзамену Итоговый тест для проверки усвоенных знаний. Методические рекомендации, краткие справочные материалы, упражнения, примерные темы контрольных работ и практические задания содержатся в пособии по логике, написанном для студентов УрГИ - В.Г. Самарин, П.Е. Суслонов. Бухарцева Н.Г. Логика. Екатеринбург, УрГИ 2006. Программа курса
Основная учебная литература Асмус В.Ф. Логика. - М., 1947. Рузавин Г.И. Основы логики и теории аргументации Челпанов Г.И. Учебник логики. - М., 1994. Дополнительная литература Аристотель. Аналитики первая и вторая. - М., 1952.
Лекция №1. Предмет и значение логики.
План 1. Логика и культура мышления. Содержание мышления и логическая форма мысли. Понятие, суждение, умозаключение как формы мышления. 2. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Формальная логика как наука о формах и законах правильного мышления. 3. Язык и мышление. Язык как средство выявления логических форм. Формализация. Логические знаки.
1.
Уже в философии античной Греции возник термин «логос», что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность». Философы искали путь к истине и вопрос об умении правильно рассуждать и размышлять был далеко им не безразличен. Имеет ли человеческое мышление свои правила и законы или в основе убеждения и победы в споре лежат хитрость и уловки, способные ввести собеседника в заблуждение? Этот вопрос волновал как античных софистов, первых учителей риторики и грамматики, так и Сократа – учителя многих греческих мудрецов, автора диалектики как диалога, философии как философствования и средства развития внутренней духовной сущности человека. Софисты отрицали существование единых для всех истин и ценностей, а так же законов мышления и правил рассуждения. В споре побеждает тот, кто умеет запутать собеседника, прибегая к различным уловкам, софизмам. Известны такие софизмы как «рогатый», «отец Собаки», «покрытый» и пр. Например, собеседника согласного со следующим рассуждением «Все, что вы не теряли,вы имеете?. Софисты спрашивали, «Не теряли ли вы рога?», и честному собеседнику приходилось признавать себя рогатым. Софизм –это неправильное рассуждение, предназначенное вводить в заблуждение слушателя. Действительно, почему получилось. Что у вас выросли рога? Потому, что вы согласились вовсе не с утверждением: «Все, что я не потерял, я имею». На самом деле вы имели в виду другое утверждение «Все, что я не терял из того, что я имею. Я имею» Выпущенные из рассуждения слова «из того, что я имею» кажущиеся незначительными изменили его смысл и неопытный собеседник попал в умело расставленную ловушку. Нередко софисты- учителя сами становились жертвами своих учеников. Одним из самых старших и заслуженных софистов был Протагор из Абдеры. Рассказывают, что у него был ученик Эватл, с которым Протагар заключил следующий договор: Эватл платит за курс обучения в том и только в том случае, если он выигрывает свой первый процесс в суде. Протагор не сомневался в этом, так как Эватл был способным учеником. Однако история сложилась по-другому. Эватл не стал выступать в суде и решил не платить денег Протагору. Между Эватлом и Протагором состоялся следующий знаменитый разговор: Протагор: Эватл, я подаю на тебя в суд. Если суд вынесет решение в мою пользу, то ты будешь мне обязан заплатить по решению суда. Если суд вынесет решение в твою пользу, то ты выиграл свое первое дело в суде, а значит должен заплатить мне по нашему договору. В любом случае, если ты честный человек, тебе придется уплатить мне гонорар. Эватл:Протагор, я восхищен твоими рассуждением и только за него заплатил бы тебе причитающийся гонорар. Но ум, воспитанный тобой подсказывает мне, что дело обстоит совсем не так как ты рассудил. Действительно, если суд вынесет решение в мою пользу, то это значит, что я не должен платить тебе по решению суда. А если суд вынесет решение в твою пользу, то это будет означать, что я проиграл свой первый процесс в суде и не обязан платить по нашему договору. Если записать договор в его логической форме, то прав Эватл, как текст договора включал логический союз соединяющий два суждения – уплату долга и выигрыш в суде как эквивалентные, которые переводятся словами «тогда и только тогда» и обозначается <-> A<->B суд и выплата по решению суда – это выходит за условия договора. После этих маленьких примеров становится ясно, что для понимания людьми друг друга, установления честных отношений и поиска истины предпочтительнее позиция Сократа, а не Софистов. Сократ был убежден в существовании единой истины и ценностей и наличии единых для всех законов мышления и рассуждения. Культура мышления основывается на знании этих законов и следовании им. Она дает умение четко выражать мысли, находить уместные и достаточные аргументы в их пользу, критиковать аргументы и мнения других людей. Существуют различные виды мышления – предметное., образное, визуальное, абстрактное. Логика имеет дело с абстрактным мышлением, которое в отличие от чувственного восприятия имеется только у человека и имеет следующие особенности или черты: 1. Опосредованный характер отражения действительности, связанный с возможностью получать знания о предметах без непосредственного взаимодействия с ними, с помощью тех или иных логических операций; 2. Обобщенный характер получаемых знаний; 3. Активность и целенаправленность; 4. Неразрывная связь с языком, который является средством формирования мыслей, средством закрепления их в сознании и средством обмена мыслями между людьми. Оно позволяет нам из одних знаний получать другие не обращаясь непосредственно к опыту, к показаниям органов чувств. Путем правильных рассуждений следователь может доказать выдвинутую на основе имеющихся улик версию преступления и понять, где нужно искать новые улики, врач – по симптомам судить о характере заболевания и т.д. Рассуждение –это последовательность связанных по определенным правилам мыслей, которая обосновывает уже известные мысли или порождает новые обоснованные мысли. А логика предстает перед нами как теория правильных рассуждений. Мышление – сложное явление. В нем можно выделить содержание и форму. Содержание мышления – это наши знания о мире, других людях, самом себе. Это знание законов физики и биологии, юридических норм и нравственных принципов. Важнейшей характеристикой содержания мышления является его истинность. Классическим определением истины является знание, соответствующее действительности. Знание, выраженное суждением «Всякое дерево – растение» - истинно, суждение же «Все юристы – адвокаты» - дает нам ложное знание. Форма мысли или логическая форма – это структура мысли, способ связи ее содержательных частей. Основными формами мышления являются понятия., суждения и умозаключения. Понятие - форма мышления, отражающая действительность в ее общих, существенных и отличительных признаках. В понятиях обобщаются и выделяются в особый класс (группу, множество) качественно однородные в определенном отношении предметы. Это позволяет нам отличить одни предметы от других. Понятия в языке выражается словами («дерево», «адвокат» или словосочетаниями («самая большая река Европы», «столица России», которые называются дескриптивными (описательными) выражениями. Понятие не может быть ни истинным, ни ложным, оно выражает общие существенные свойства вещей. Существуют понятия, которым соответствуют пустые области значений – русалка., круглый квадрат и пр. Суждения –это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Все люди смертны. Некоторые лебеди белые. Ни один студент нашей группы не является отличником. Все юристы – адвокаты. Суждения могут быть истинными или ложными. Суждения состоят из понятий. Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, выводится новое суждение. Видов умозаключения много. Приведем пример: Все люди –смертны. - Сократ человек. - Значит, Сократ смертен. Из умозаключений строятся рассуждения и доказательства. Как важно правильно рассуждать мы уже отмечали.
Итак, вернемся к мышлению. Вы уже знаете, что оно имеет содержани е (истинное или ложное знание о предмете) и форму или логическую форму. Логическая форма – это структура мысли, способ связи ее содержательных частей. В логическую структуру мысли входят формы мышления – понятия, суждения и умозаключения, связанные между собой определенным образом. Главной особенностью формы мышления является ее относительная самостоятельность, независимость от конкретного содержания мысли. Это дает возможность отделить форму от содержания и сделать ее предметом специального логического анализа. Этими объясняется существование логики как науки, а изучение логической формы и составляет собственно предмет логики. Возьмем два различных суждения, имеющие разное содержание, но одинаковую логическую форму и попытаемся эту форму выделить, обозначив ее при помощи символов. ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ. I. Чем отличается закон исключенного третьего от закона противоречия? Тест: «Законы логики». I.Какой закон логики нарушен в следующем суждении: «Я в бога не верю, однако он есть». 1. Закон непротиворечия. 2. Закон тождества + 3. Закон исключенного третьего. 4. Закон достаточного основания. II. Какой закон логики нарушен в следующем суждении: «Все грибы являются съедобными или же ни один гриб не является съедобным». 1. Закон тождества. 2. Закон непротиворечия. 3. Закон исключенного третьего + 4. Закон достаточного основания. III. Какой закон логики нарушен в следующем высказывании: «Я знаю, что я ничего не знаю» 1. Закон тождества. 2. Закон противоречия + 3. Закон исключенного третьего 4. Закон достаточного основания. IV. В какой из приведенных ниже пар понятий при их отождествлении может быть нарушен закон тождества? 1. Байкал. Самое глубокое озеро в мире. 2. Истинность. Правильность + 3. Прибыльность Рентабельность. 4. Париж. Столица Франции. V. Требования какого закона логики нарушены в следующем высказывании: «Это предложение длинное, значит оно является сложным.» 1. Закон тождества. 2. Закон непротиворечия. 3. Закон исключенного третьего. 4. Закон достаточного основания + VI. Требования какого закона логики нарушены в следующем высказывании: «Вода тушит огонь, потому, что она жидкая и холодная» 1. Закон тождества. 2. Закон непротиворечия. 3. Закон исключенного третьего. 4. Закон достаточного основания. + VI. Какая из приведенных ниже логических формул обозначает закон тождества? 1. A ->A + 2. ~(A& ~A) 3. A v ~A 4. A -> (B ->A) VII. Какая из приведенных ниже логических формул обозначает закон исключенного третьего? 1. A ->A 2. ~(A& ~A) 3. A v ~A + 4. A -> (B ->A) VIII. Какая из приведенных ниже логических формул обозначает закон непротиворечия? 1. A ->A 2. ~(A& ~A) + 3. A v ~A 4. A -> (B ->A) IX. Какая из приведенных ниже логических формул обозначает закон достаточного основания? 1. A ->A 2. ~(A& ~A) 3. A v ~A 4. A -> (B ->A) + Х. Требование какого формальнологического закона нарушено в следующем рассуждении? «Всадник не может сойти с лошади. Если он сойдет с лошади, то это будет уже не всадник. Следовательно пеший, а не всадник сошел с лошади.» 1. Закон тождества. + 2. Закон непротиворечия. 3. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Тема 3. Понятие.
План 1. Понятие как форма мышления 2. Виды понятий. 3. Отношения между понятиями. 4. Операции с понятиями. 5. Определение понятий. Понятие – это одна из основных форм мысли. Познакомившись с понятиями, их видами и объемом, мы можем дальше идти к более сложным формам мысли - суждениям и умозаключениям. Мы уже говорили о предметном значении и смысле. Понятие тесным образом связано со смыслом, оно передает обобщенные характеристики различных предметов. Если имя – это знак, обозначающий объект, то понятие является смыслом знака. Как форма мысли, понятие возникает в результате операции обобщения и выделения предметов в рамках определенного класса предметов или рода. В свое время еще Аристотель писал о том, что объединяя единичные вещи в виды и роды мы можем образовывать понятия. Объединяя в единый род таких людей как Александр Македонский., царь Леонид, герой битвы при Фермопилах, Суворов, Кутузов…. можем получить понятие «великие полководцы». Из некого рода профессии – юристы путем выделения, мы можем получить понятия отдельных видов юридической деятельности, выполняемых представителями этой профессии – юрисконсульт, адвокат., нотариус, судья и пр. На пустые и непустые. А) Понятие является пустым, если в его объем не включается ни один элемент из универсума рассуждения -«Круглый квадрат», «стеклянный человек» «вечный двигатель» и др Б) Понятие является непустым, если в его объеме есть хотя бы один элемент. Например, Столица России, вина. Ответственность. Подлежащее. Главные члены предложения. И пр. Понятиями. Эти понятия не имеют общих по объему элементов
1) Понятия находятся в отношении соподчинения, если объем понятия А и объем понятия В не исчерпывает объем понятия С. например, С хищение, В кража, А разбой понятия А и В – соподчиненные Это несовместимые понятия, каждое из которых является видом одного и того же рода.
2) Противоположные понятия – это соподчиненные понятия, представляющие собой крайние степени выражения некоторого качества.Признаки противоположных понятийвзаимоисключают друг друга, а их объемы не исчерпывают объем родового понятия. Верх-низ,бедный- богатый, есть еще средний класс.
3) Контрадикторность, противоречие. Противоречащими называют понятия, одно из которых полностью отрицает признаки другого. Понятия находятся в отношении противоречия, если объем понятия А и объем понятия В исчерпывают объем родового понятия С. С брак. А – муж, В – жена Понятие. Находящееся в отношении противоречия с некоторым данным понятием, образуются с помощью добавления к исходному понятию отрицательной частицы или приставки. Правильность – неправильность, дом – не- дом. Сумма объемов противоречащих понятий составляет объем родового понятия.
А и ~A.. Множество упражнений по установлению отношений между понятиями: 1) установите отношения между понятиями: преступление, кража, разбой, хищение. 4) установите отношения между понятиями: наказание, арест, штраф, лишение свободы, конфискация имущества. 5) По кругам Эйлера придумайте понятия, находящиеся в соответствующем отношении
Ограничение понятия – логическая операция, состоящая в переходе от некоторого родового понятия с большим объемом (А) к некоторому видовому понятию (В) с меньшим объемом, причем объем В представляет собой часть объема А. Пример. Факультет высшего учебного заведения, факультет университета, гуманитарный факультет университета, гуманитарный факультет МГУ, философский факультет МГУ. Пределом ограничения является единичное понятие.
Отношение вида и рода следует отличать от отношения «часть-целое». Признаки рода являются и признаками всех его видов, наоборот, часть не обладает признаками целого, поэтому свойства целого не могут автоматически переноситься на часть. Например, кража и разбой представляют собой виды хищения, им присущ его общий признак – завладение чужим имуществом, хотя они и обладают своими особенностями «кража – тайное завладение чужим имуществом», а _ «разбой – нападение в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия». В другом примере _ «Земной шар делится на Северное и Южное полушария», свойства всего Земного шара к полушариям не применимы, они лишь части целого. Или возьмем такую последовательность – «книга»- «глава книги» - «страница книги» - эту последовательность часто считают ограничением, но это опять случай деления целого на части. На экзаменах камнем преткновения является нахождение соотношения понятий «монархическое государство», «глава монархического государства», «королевство», «король». Еще ни один студент не ответил на вопрос правильно. Все пытаются рассматривать «короля» как видовое понятие по отношению к «королевству», а монарха по отношению к монархическому государству. В чем здесь ошибка? Король – часть королевства, а не его вид. Правильно как род и вид соотносить две пары понятий «монархическое государство» -родовое, «королевство» - видовое. Глава монархического государства – родовое, «король»- видовое. Все признаки королевства к королю не применимы.
Логическое деление понятий – это называемое таксономическое деление. Таксономическое деление – логическая операция, посредством которой объем делимого понятия распределяется на подклассы (подмножества), являющиеся объемами видовых понятий по отношению к делимому. Разделить понятие, значит определить из каких видовых понятий состоит исходное родовое понятие. Логическая структура деления включает: 1) делимое понятие (родовое понятие) 2) Члены деления (видовые понятия). 3) Основание деление, признак, который образует виды предметов, обобщенных в делимом понятии. Например, «Государство» - делимое понятие А) по основанию государственного устройства можно разделить на «унитарное», «федерацию» и «конфедерацию» - члены деления В) по основанию формы правления на монархию и республику- члены деления. Таксономическое деление включает в себя два вида: 1) деление по видообразующему признаку – это деление объема понятия на подклассы (виды) по определенному признаку, называемому основанием деления. Наши примеры как раз и относились к этому виду таксономического деления.
А – делимые понятия В,С, - члены деления «Государство» «монархия», С «республика"
Часто понятие, делимое по видообразующему признаку имеет более двух членов деления. Например, понятие «многоугольник» по основанию количества углов делится на треугольники, четырехугольники, пяти угольники –n-угольники. В УК РФ различают среди должностных преступлений: злоупотребление служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, взяточничество, должностной подлог. Основание деление –характер должностного преступления. 2) Дихотомическое деление – это деление, объема делимого понятия на два класса, обозначаемые двумя противоречащими друг другу понятиями.
|