Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Навигатор по электронному учебнику.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Данный учебник включает следующие разделы: 1. Учебную программу дисциплины. Указатель основной и дополнительной литературы. 3. Собственно электронный учебник, который содержит: - Тексты лекций по темам программы; - алгоритмы решения типовых задач по теме лекции; - задачи и упражнения для самостоятельной работы - тесты для проверки усвоенных знаний по темам лекций. Глоссарий. 5. Вопросы к экзамену. Задачи и упражнения для подготовки к экзамену Итоговый тест для проверки усвоенных знаний. Методические рекомендации, краткие справочные материалы, упражнения, примерные темы контрольных работ и практические задания содержатся в пособии по логике, написанном для студентов УрГИ - В.Г. Самарин, П.Е. Суслонов. Бухарцева Н.Г. Логика. Екатеринбург, УрГИ 2006. Программа курса
Основная учебная литература Асмус В.Ф. Логика. - М., 1947. Рузавин Г.И. Основы логики и теории аргументации Челпанов Г.И. Учебник логики. - М., 1994. Дополнительная литература Аристотель. Аналитики первая и вторая. - М., 1952.
Лекция №1. Предмет и значение логики.
План 1. Логика и культура мышления. Содержание мышления и логическая форма мысли. Понятие, суждение, умозаключение как формы мышления. 2. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Формальная логика как наука о формах и законах правильного мышления. 3. Язык и мышление. Язык как средство выявления логических форм. Формализация. Логические знаки.
1.
Уже в философии античной Греции возник термин «логос», что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность». Философы искали путь к истине и вопрос об умении правильно рассуждать и размышлять был далеко им не безразличен. Имеет ли человеческое мышление свои правила и законы или в основе убеждения и победы в споре лежат хитрость и уловки, способные ввести собеседника в заблуждение? Этот вопрос волновал как античных софистов, первых учителей риторики и грамматики, так и Сократа – учителя многих греческих мудрецов, автора диалектики как диалога, философии как философствования и средства развития внутренней духовной сущности человека. Софисты отрицали существование единых для всех истин и ценностей, а так же законов мышления и правил рассуждения. В споре побеждает тот, кто умеет запутать собеседника, прибегая к различным уловкам, софизмам. Известны такие софизмы как «рогатый», «отец Собаки», «покрытый» и пр. Например, собеседника согласного со следующим рассуждением «Все, что вы не теряли,вы имеете?. Софисты спрашивали, «Не теряли ли вы рога?», и честному собеседнику приходилось признавать себя рогатым. Софизм –это неправильное рассуждение, предназначенное вводить в заблуждение слушателя. Действительно, почему получилось. Что у вас выросли рога? Потому, что вы согласились вовсе не с утверждением: «Все, что я не потерял, я имею». На самом деле вы имели в виду другое утверждение «Все, что я не терял из того, что я имею. Я имею» Выпущенные из рассуждения слова «из того, что я имею» кажущиеся незначительными изменили его смысл и неопытный собеседник попал в умело расставленную ловушку. Нередко софисты- учителя сами становились жертвами своих учеников. Одним из самых старших и заслуженных софистов был Протагор из Абдеры. Рассказывают, что у него был ученик Эватл, с которым Протагар заключил следующий договор: Эватл платит за курс обучения в том и только в том случае, если он выигрывает свой первый процесс в суде. Протагор не сомневался в этом, так как Эватл был способным учеником. Однако история сложилась по-другому. Эватл не стал выступать в суде и решил не платить денег Протагору. Между Эватлом и Протагором состоялся следующий знаменитый разговор: Протагор: Эватл, я подаю на тебя в суд. Если суд вынесет решение в мою пользу, то ты будешь мне обязан заплатить по решению суда. Если суд вынесет решение в твою пользу, то ты выиграл свое первое дело в суде, а значит должен заплатить мне по нашему договору. В любом случае, если ты честный человек, тебе придется уплатить мне гонорар. Эватл:Протагор, я восхищен твоими рассуждением и только за него заплатил бы тебе причитающийся гонорар. Но ум, воспитанный тобой подсказывает мне, что дело обстоит совсем не так как ты рассудил. Действительно, если суд вынесет решение в мою пользу, то это значит, что я не должен платить тебе по решению суда. А если суд вынесет решение в твою пользу, то это будет означать, что я проиграл свой первый процесс в суде и не обязан платить по нашему договору. Если записать договор в его логической форме, то прав Эватл, как текст договора включал логический союз соединяющий два суждения – уплату долга и выигрыш в суде как эквивалентные, которые переводятся словами «тогда и только тогда» и обозначается <-> A<->B суд и выплата по решению суда – это выходит за условия договора. После этих маленьких примеров становится ясно, что для понимания людьми друг друга, установления честных отношений и поиска истины предпочтительнее позиция Сократа, а не Софистов. Сократ был убежден в существовании единой истины и ценностей и наличии единых для всех законов мышления и рассуждения. Культура мышления основывается на знании этих законов и следовании им. Она дает умение четко выражать мысли, находить уместные и достаточные аргументы в их пользу, критиковать аргументы и мнения других людей. Существуют различные виды мышления – предметное., образное, визуальное, абстрактное. Логика имеет дело с абстрактным мышлением, которое в отличие от чувственного восприятия имеется только у человека и имеет следующие особенности или черты: 1. Опосредованный характер отражения действительности, связанный с возможностью получать знания о предметах без непосредственного взаимодействия с ними, с помощью тех или иных логических операций; 2. Обобщенный характер получаемых знаний; 3. Активность и целенаправленность; 4. Неразрывная связь с языком, который является средством формирования мыслей, средством закрепления их в сознании и средством обмена мыслями между людьми. Оно позволяет нам из одних знаний получать другие не обращаясь непосредственно к опыту, к показаниям органов чувств. Путем правильных рассуждений следователь может доказать выдвинутую на основе имеющихся улик версию преступления и понять, где нужно искать новые улики, врач – по симптомам судить о характере заболевания и т.д. Рассуждение –это последовательность связанных по определенным правилам мыслей, которая обосновывает уже известные мысли или порождает новые обоснованные мысли. А логика предстает перед нами как теория правильных рассуждений. Мышление – сложное явление. В нем можно выделить содержание и форму. Содержание мышления – это наши знания о мире, других людях, самом себе. Это знание законов физики и биологии, юридических норм и нравственных принципов. Важнейшей характеристикой содержания мышления является его истинность. Классическим определением истины является знание, соответствующее действительности. Знание, выраженное суждением «Всякое дерево – растение» - истинно, суждение же «Все юристы – адвокаты» - дает нам ложное знание. Форма мысли или логическая форма – это структура мысли, способ связи ее содержательных частей. Основными формами мышления являются понятия., суждения и умозаключения. Понятие - форма мышления, отражающая действительность в ее общих, существенных и отличительных признаках. В понятиях обобщаются и выделяются в особый класс (группу, множество) качественно однородные в определенном отношении предметы. Это позволяет нам отличить одни предметы от других. Понятия в языке выражается словами («дерево», «адвокат» или словосочетаниями («самая большая река Европы», «столица России», которые называются дескриптивными (описательными) выражениями. Понятие не может быть ни истинным, ни ложным, оно выражает общие существенные свойства вещей. Существуют понятия, которым соответствуют пустые области значений – русалка., круглый квадрат и пр. Суждения –это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Все люди смертны. Некоторые лебеди белые. Ни один студент нашей группы не является отличником. Все юристы – адвокаты. Суждения могут быть истинными или ложными. Суждения состоят из понятий. Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, выводится новое суждение. Видов умозаключения много. Приведем пример: Все люди –смертны. - Сократ человек. - Значит, Сократ смертен. Из умозаключений строятся рассуждения и доказательства. Как важно правильно рассуждать мы уже отмечали.
Итак, вернемся к мышлению. Вы уже знаете, что оно имеет содержани е (истинное или ложное знание о предмете) и форму или логическую форму. Логическая форма – это структура мысли, способ связи ее содержательных частей. В логическую структуру мысли входят формы мышления – понятия, суждения и умозаключения, связанные между собой определенным образом. Главной особенностью формы мышления является ее относительная самостоятельность, независимость от конкретного содержания мысли. Это дает возможность отделить форму от содержания и сделать ее предметом специального логического анализа. Этими объясняется существование логики как науки, а изучение логической формы и составляет собственно предмет логики. Возьмем два различных суждения, имеющие разное содержание, но одинаковую логическую форму и попытаемся эту форму выделить, обозначив ее при помощи символов.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.105 (0.015 с.) |