Тема 2. Основы теории аргументации. Основные формально-логические законы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Основы теории аргументации. Основные формально-логические законы



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«__» ______________ 2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«логика в юриспруденции»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность»

профилизаций: «Правозащитная деятельность»;

«Гражданско-правовое регулирование в сфере образования»;

«Административно-правовое регулирование в сфере образования»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Логика в юриспруденции ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 51с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

 

Авторы: к.ф.н, доцент Н.В. Ронжина
  ассистент И.В. Ронжин
     
     
     
     
Рецензент:   .

 

 

Одобрена на заседании кафедры образовательного права. Протокол от 26 апреля 2011 г. № 8.

 

Заведующий кафедрой образовательного права   Е. М. Кропанева

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от 28 апреля 2011 г. № 8.1.

 

Председатель методической комиссии ИСП   А. Г. Кислов
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИСП   С. Е. Вершинин

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Ронжина Н.В., Ронжин И.В., 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью курса является изучение студентами общих законов и принципов логики, формирование непротиворечивого мышления, выработка аналитического, критического отношения к дальнейшему изучению отраслевых и прикладных юридических дисциплин, а также применение этих знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.

Задачи освоения курса:

· проявление структуры мышления, освоение основных законов и форм правильного мышления;

· моделирование мысли на основе признанных правил;

· придание рассуждению строгости и результативности;

· приобретение навыков использования освоенных логических структур
в профессиональной деятельности;

· освоение основных логических механизмов и использование их
в профессиональной деятельности.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем,
что она способствует выработке непротиворечивого, критического мышления, способствует формированию общей и логической культуры студента,
чем повышает уровень образованности и компетентности будущего выпускника. Преподавание данного курса призвано развить практические навыки студентов в работе с юридическими документами, умение анализировать и находить в них противоречия.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Цикл общих и гуманитарных и социально-экономических дисциплин – ГСЭ (региональный компонент) ГСЭ.Р.2. – Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента. ФГОС по направлению подготовки ВПО 051000.62 Профессиональное обучение.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные
у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе по таким дисциплинам, как «Математика»и «Информатика». В рамках обучения в вузе данная учебная дисциплина входит в систему дисциплин гуманитарного цикла (философия, история, экономическая теория, русский язык и культура речи), что обусловливает её значимость как общетеоретической, методологической базы дальнейшего обучения.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Математика»:

Знания: теории множеств, закона непротиворечия, закона двойного отрицания.

Умения: при помощи современных средств коммуникаций
и информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и передавать необходимую информацию, представлять результаты собственной учебной и иной деятельности в виде информационного продукта.

Владения: культурой мышления; способен к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

2.2. Из курса «Информатика»:

Знания: классов предметов и явлений, их логического отношения, основных понятий рода и вида понятий.

Умения: осуществлять анализ и редактирование юридических текстов, пользоваться современной техникой и программным обеспечением.

Владения: оптимальными познавательными навыками, в умении понимать терминологию и мыслительные конструкции, относящиеся к данной профессиональной сфере, в освоении используемых в ней технологических принципов и технических средств, в умении планировать и прогнозировать соответствующую деятельность, в способностях осуществлять информационный обмен с внешней средой и управление элементарными процессами, а также в навыках самообучения по специальности и др.

Знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной, в силу её универсальности, необходимы при изучении всех последующих учебных дисциплин.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· основные логические понятия, логические законы и принципы;

· основные логические структуры и механизмы;

· различные виды доказательства в рамках формальной
и математической логики;

· историю и современное состояние логической науки, перспективы её развития.

Уметь:

· применять полученные знания при освоении других дисциплин;

· моделировать мысли на основе признанных логических правил;

· использовать освоенные логические структуры в педагогической
и юридической деятельности;

· анализировать нормативно-правовые акты и иные юридические документы с точки зрения их логической истинности или ложности;

· самостоятельно давать определения понятиям и совершать деление понятий по разным основаниям;

· формализовать тексты разного содержания и доказывать их разнообразными рациональными методами.

· формулировать соответствующие теоретические положения в виде развёрнутого определения;

· раскрывать основные признаки, значения и роль различных государственно-правовых явлений;

· доказывать теоретические тезисы (положения);

· подкреплять теоретические положения конкретными фактами политической и правовой действительности, примерами из практики.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);

· способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);

· готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);

· готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);

· готов к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);

· способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15)

· владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);

· владеет технологией научного исследования (ОК-19);

· готов к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21);

· способен к когнитивной деятельности (ОК-24);

· владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28)

· владеет системой эвристических методов и приёмов (ОК-29);

· способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

· готов участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-37);

· готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-38);

· готов обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПК-40);

· готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-41).


4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы очной формы обучения

Таблица 1

 

Вид учебной работы Всего зачётных единиц (часов) Семестр
2-й
Общая трудоёмкость дисциплины 4 (144) 1-й - 2-й
Аудиторные занятия   1-й - 2-й
лекции   1-й - 2-й
практические занятия - -
семинарские занятия   2-й
лабораторные работы - -
другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа   1-й - 2-й
изучение теоретического курса   1-й - 2-й
курсовая работа - -
домашние задания   1-й - 2-й
подготовка к экзамену   2-й
Вид промежуточного контроля - экзамен

 


 

4.1. 1. Объём дисциплины и виды учебной работы заочной формы обучения

Таблица 2

 

Вид учебной работы Всего зачётных единиц (часов) Семестр
1-й - 2-й
Общая трудоёмкость дисциплины 4 (144) 1-й - 2-й
Аудиторные занятия   1-й - 2-й
лекции   1-й - 2-й
практические занятия - -
семинарские занятия   2-й
лабораторные работы - -
другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа   1-й - 2-й
изучение теоретического курса   1-й - 2-й
курсовая работа - -
домашние задания   1-й - 2-й
подготовка к экзамену   2-й
Вид промежуточного контроля - экзамены

 


 

 

4.1. 3. Объём дисциплины и виды учебной работы заочной сокращённой формы обучения

Таблица 3

 

Вид учебной работы Всего зачётных единиц (часов) Семестр
1-й
Общая трудоёмкость дисциплины 4 (144) 1-й - 2-й
Аудиторные занятия   1-й - 2-й
лекции   1-й - 2-й
практические занятия - -
семинарские занятия   2-й
лабораторные работы - -
другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа   1-й - 2-й
изучение теоретического курса   1-й - 2-й
курсовая работа - -
домашние задания   1-й - 2-й
подготовка к экзамену   2-й
Вид промежуточного контроля - экзамен

 


 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 4

№ п/п Темы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Предмет и специфика логики. Основные логические структуры: понятие, суждение, умозаключение   1,2       Еженед.. Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 2.
2. Основы теории аргументации. Основные формально-логические законы   3, 4       Еженед. Решение задач – 3,4; Участие в практ. занятии – 3,4.
3. Элементы логики высказываний: алгоритм формализации сложных суждений, методы доказательства, формулы логики высказываний   5, 6       Еженед. Решение задач – 5,6. –Участие в практ. занятии – 5,6. Самостоятельная работа – 6
4. Элементы логики высказываний: нормальные формы в доказательстве, проблема разрешимости суждений   7, 8       Еженед. Решение задач – 7,8; Участие в практ. Занятии – 7,8 Терминологический диктант – 7
5. Элементы логики высказываний: обзор причин следствий   9, 10       Еженед. Решение задач – 9,10 Участие в практ. Занятии – 9,10; Самостоятельная работа – 10
6. Силлогистика: виды и структура простых суждений   11,       Еженед. Решение задач – 11,12 Участие в практ. Занятии – 11,12 Терминологический диктант – 11
7. Силлогистика: непосредственное умозаключение   13,       Еженед. Решение задач – 13,14 Участие в практ. Занятии – 13,14
8. Силлогистика: силлогизм и его виды   15,       Еженед. Решение задач – 15,16 Участие в практ. Занятии – 15,16 Самостоятельная работа – 16
9. Логические операции с понятиями   17,       Еженед. Решение задач – 17,18 Участие в практ. Занятии – 17,18
10. Логика и юриспруденция: обзор применимости   19,       Еженед. Решение задач – 19,20 Участие в практ. Занятии – 19,20 Дидактический тест – 20
11. Подготовка к экзамену              
Всего за курс         Экзамен
 
                     

4.3. Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет и специфика логики. Основные логические структуры: понятие, суждение, умозаключение

Логика и её значение в жизни и профессиональной деятельности. Мышление и логика. Форма мысли как предмет логических исследований. Понятие «логос» и логичность мысли. Понятие логической формы. Мышление и язык. Логическая формализация и текст.

Основные формы бытия и их взаимосвязь: онтологическая, практическая, лингвистическая, логическая. Освоение человеческой культуры как приобщение человеческого поведения. Логика как основа социализации.

Логика и психология. Логика и педагогика. Логика в юриспруденции (введение в общее и особенное).

Понятие как форма мышления. Понимание и событие. Связь понятия
с практикой жизни. Основы формирования понятия: ощущение, восприятие, представление как его основные этапы. Связь понятия с культурной традицией. Различие понимания одного и того же предмета. Понятие и слово.

Суждение (высказывание) как форма мышления. Суд суждения: вынесение приговора – основной смысл двузначной логики. Суждение как связь понятий и как логическая операция. Основные типы суждений:
а) осмысленные и бессмысленные; б) простые и сложные; в) атрибутивные
и релятивные. Суждение и предложение: двусмысленность, несовпадение субъектов, различие по сложности. Предложения, суждениями не являющиеся.

Суждение и вопрос. Логическая структура вопросов. Правомерная
и неправомерная постановка вопросов.

Умозаключение как форма мышления. Понятие логического следования. Виды умозаключений (дедуктивные и не дедуктивные, простые и сложные, опосредованные и непосредственные). Индукция и дедукция. Умозаключение как сложное суждение. Основные виды индуктивных умозаключений доказательство умозаключений и проблема разрешения суждений.

Проблема истинности и лжи в логике.

 

Занятие 1.

Контрольные вопросы.

1. Какова связь понятия с практикой жизни?

2. Дайте определение суждению как форме мышления.

3. В чем особенность суждения как связи понятий и как логическая операция?

4. Назовите основные типы суждений и выявите их общие и особенные черты:

i) простые и сложные;

ii) атрибутивные и реляционные.

Задания.

1. Укажите, какие группы слов выражают понятия, а какие – нет: студент, светает, человек смеётся; человек, который смеётся, действие или бездействие; деяние есть действие или бездействие.

2. Выделите из приведённых контекстов определяемое понятие, родовое понятие, видовое отличие и составляющие его признаки:

- Если похищение совершено открыто, то мы называем это грабежом.

- Нормативный акт – это правовой акт государства, в котором содержатся предписания – нормы права, регулирующие общественные отношения определённого вида.

- Орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела в соответствии с установленными процессуальными правилами, называется судом.

- В точном смысле слова, ум обозначает исключительно рассудок, состоящий на службе у воли (Шопенгауэр).

- Республика – это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом или формируются общенациональными представительными органами.

- Догма – утверждение, принимаемое без обоснования на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету.

- В философии знание, имеющее доопытное происхождение
и характеризующее универсальные принципы бытия и познания, обычно называют врождённым.

- Всенощная – богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресных дней или отдельных праздников.

3. Определите вид и проанализируйте структуру следующих суждений:

a) Великобритания является парламентарной монархией.

b) Форма правления определяется статусом главы государства.

c) Сейчас уже нет Дон-Кихотов.

d) Уральские горы отделяют Европу от Азии.

e) Это суждение является простым или сложным.

f) На миру и смерть красна.

g) Не все коту масленица.

h) Свой дурак дороже чужого умника.

 

Занятие 3.

Контрольные вопросы

1. Сложное суждение и его структура.

2. Алгоритм формализации суждений и таблица истинности.

Виды сложных суждений по типу логической связи.

3. Применимость логической формализации при анализе юридического текста.

Задания.

Формализуйте тексты:

а) Жарко, и идёт дождь.

б) Идёт дождь, но нельзя сказать, что жарко.

в) Дождь не идёт, но не жарко.

г) Или я тебя не понимаю, или ты не хочешь меня понять.

д) Подальше положишь, поближе возьмёшь.

е) То и полезно, что в рот полезло.

Занятие 4.

Контрольные вопросы

1. Определение формулы логики высказываний. Тождественно-истинное, тождественно-ложное и логически нейтральные и выполнимые формулы.

2. Равносильность формул логики высказывания.

Задания.

Установите, являются ли суждения равносильными (попарно):

а) Неверно, что Иван IV был зол по природе и не заботился об интересах государства, тогда и только тогда, когда Иван IV не был зол по природе или заботился об интересах государства.

б) Каждый студент этого факультета способен и трудолюбив.

Неверно, что на этом факультете имеются неспособные и нетрудолюбивые студенты.

Занятие5.

Контрольные вопросы

1. Основные логические равносильности.

2. Основные законы логики: идемпотентности, коммуникативности, ассоциативности, дистрибутивности.

Задания.

Подготовиться к терминологическому диктанту по темам «Основные формально-логические законы» и «Элементы логики высказываний: алгоритм формализации сложных суждений, методы доказательства, формулы логики высказываний».

 

Тема: Элементы логики высказываний: нормальные формы
в доказательстве, проблема разрешимости суждений

Занятие 6.

Контрольные вопросы.

1. Понятие нормальной формы сложных суждений.

2. Алгоритм приведения суждений к нормальной форме.

Задания.

Опровергните или докажите истинность суждения с помощью нормальной формы и подстановок:

1. Если «А» является участником преступления, то он знал потерпевшего. «А» не знал потерпевшего «В», но знал его жену –«С». «В» знал «А». Следовательно, «А» – не участник преступления.

2. С помощью нормальных форм определить, является ли формула А гипотезой для формулы В:

_ _

А= ((а \/ в) \/ с) В=(а ↔ (в \/ с) \/ с)

3. С помощью нормальных форм определить, является ли формула В логическим следствием множества формул А:

_ ____

В= (((а ↓ а) | а) ↓ а) А= {а, (с → а), (с /\ а).}

Занятие 7.

Контрольные вопросы.

1.Нормальные формы: конъюнктивно-нормальная (КНФ) и дизъюнктивно-нормальная (ДНФ).

2.Разрешение суждений и его основные процедуры:

а) построение таблицы истинности суждения;

б) с помощью метода «от противного».

Задания.

1. Табличным способом обосновать или опровергнуть вывод:

а) Если мой приятель не выполняет обещаний, то я злюсь и вспоминаю о вреде курения. Обычно я курю с удовольствием. Значит, я вспоминаю о вреде курения, когда мой приятель не выполняет обещаний.

б) Федя съел медведя, если Кузя спал на заборе.

Либо Кузя спал на заборе, либо Федя съел медведя.

Значит, Федя съел медведя.

2. Докажите или опровергните методом "от противного ":

а) Уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие состава преступления. Действия Х содержат такие признаки. Следовательно, уголовное дело против Х может быть возбуждено.

б) Если части предмета являются частями одного и того же предмета, то их рельеф совпадает. Рельеф данных частей предмета совпадает. Следова­тельно, они являются частями одного и того же предмета.

в) Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в неё. Корабли не могут входить в неё. Следовательно, бухта замёрзла.

г) Если приговор не обоснован, то он будет отменен. Данный приговор отменен. Следовательно, он не обоснован.

д) Если обвиняемый был у себя дома, то он не был на месте преступле­ния. Но обвиняемый не был дома. Значит, он был на месте преступления.

 

Занятие8.

Контрольные вопросы.

1.Разрешение суждений и его основные процедуры:

а) приведение к нормальной форме и подстановки;

б) построение конъюнктивно-нормальных и дизъюнктивно-нормальных форм.

2.Особенности логической импликации.

3. Процедуры разрешения суждений в юридической теории и практике.

Задание.

1. С помощью КНФ проверить истинность рассуждения:

Если «А» незаконно получил кредит, то он наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или лишением свободы на срок от двух до пяти месяцев. «А» получил кредит законно. Следовательно, он не будет лишён свободы на указанный срок.

2. С помощью ДНФ опровергнуть формулы:

1) (((а ↔ в) ↔ а) → в)

2) (((а → в) → с) → (в → е))

3. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Элементы логики высказываний: нормальные формы в доказательстве, проблема разрешимости суждений».

 

Тема: Элементы логики высказываний: обзор причин и следствий

Занятие 9.

Контрольные вопросы.

1. Логически нейтральные формулы суждения и смысл их выполнимости.

2. Понятие сокращённой конъюнктивно-нормальной формы и алгоритм ее построения.

3. Понятие совершенной конъюнктивно-нормальной формы и алгоритм ее построения.

4. Логический поиск причин (гипотез).

 

Занятие 10.

Контрольные вопросы.

1.Понятие сокращённой дизъюнктивно-нормальной формы и алгоритм ее построения.

2.Понятие совершенной дизъюнктивно-нормальной формы и алгоритм ее построения.

3.Понятие возможных и простых следствий из формализованной ситуации.

4.Поиск причин и следствий в юридической деятельности.

Задание. Подготовиться к терминологическому диктанту по теме: «Элементы логики высказываний: нормальные формы в доказательстве, проблема разрешимости суждений».

 

Занятие 11.

Контрольные вопросы.

1. Деление простых категорических суждений по качеству: утвердительное и отрицательное; по количеству: единичные, частные и общие.

2. Виды простых категорических суждений: общеутвердительные и частноутвердительные; общеотрицательные и частноотрицательные.

3. Атрибутивные суждения и реляционные суждения.

Задания.

Установите, какие из приведённых ниже предложений являются суждениями:

1) Рукописи не торят.

2) Граждане, переходите улицу только на зелёный свет светофора!

3) Здравствуйте, дети! Сегодня у нас очень важное дело!

4) Нет такого лабиринта, из которого бы не было выхода.

5) Что вниз вершиной растёт?

6) Сумма чисел а и в равна 12.

7) Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.

 

Занятие12.

Контрольные вопросы.

1.Понятие простого категорического суждения.

2.Структура простого категорического суждения: субъект, предикат, квантор и логическая связка.

3.Логическая характеристика простого категорического суждения.

4. Понятие распределённости терминов суждения.

Задание.

Дайте логическую характеристику суждению.

1. Великобритания является парламентарной монархией.

2. Всякое преступление должно быть наказуемо.

3. Ни один человек не рождается преступником.

4. Некоторые инспектора уголовного розыска – спортсмены.

5. Не все птицы летают.

 

Тема: Силлогистика: непосредственное умозаключение

Занятие13.

Контрольные вопросы.

1. Смысл логического квадрата и основных выводов по его свойствам.

2. Операция обращения. Логические выводы из суждения с помощью операции обращения.

3. Смысл операции превращения.

4. Логическое выводы из суждения с помощью операции превращения.

Задания.

1. Произвести обращение суждений:

а) Некоторые ошибки дают жизненный опыт.

б) Ни один человек не может быть вполне беспристрастным.

в) Некоторые преступники не вменяемы.

г) Всякий честолюбивый человек – завистлив.

д) Некоторые хорошо образованные люди суеверны.

е) Каждый человек желает счастья.

ж) Каждый добродетельный человек – счастлив.

2. Произвести превращение суждений:

а) Все граждане России имеют равные с другими права перед законом.

б) Ни одна демократическая страна не одобряет терроризма.

в) Некоторые студенты любят логику.

г) Ни одна революция не является законным действием.

д) Все, дающее жизненный опыт, полезно.

е) Отказ от права обращения в суд не действителен.

3. Сделайте выводы из простых категорических суждений с помощью логического квадрата:

a) Все религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства.

b) Ни один обвиняемый не является лицом, обязанным доказывать свою невиновность.

c) Некоторые браки заключаются по договору.

d) Некоторые граждане не могут быть признаны виновными в совершении преступления …иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

e) Ни один судья Российской Федерации не является гражданином США.

f) Некоторые преступления не являются умышленными.

 

Занятие 14.

Контрольные вопросы.

1.Операция противопоставления субъекту.

2.Логические выводы из суждения с помощью операции противопоставления субъекту.

3.Операции противопоставления предикату.

Задания.

1. Сделать выводы из простых категорических суждений путём противопоставления субъекту:

а) Некоторые произведения современной литературы лишены чувства меры.

б) Все невменяемые подлежат изоляции.

в) Ни один из тех, кто не занимается благотворительностью, не является бизнесменом.

г) Ни один невиновный не должен быть осуждён.

д) Некоторые правонарушения – проступки.

е) Не все сделки являются односторонними.

2. Сделать выводы из простых категорических суждений путём противопоставления предикату:

а) Взяточник никогда не бывает честным.

б) Каждый юрист – человек.

в) Некоторые учёные не верят в Бога.

г) Среди соучастников преступления есть подстрекатели.

д) Загрязнение окружающей среды – экологическое преступление.

е) Люди не бессмертны.

ж) Судьи несменяемы.

3. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Силлогистика: непосредственное умозаключение».

Занятие15.

Контрольные вопросы.

1. Понятие силлогизма.

2. Простой категорический силлогизм: определение и структура.

3. Правила терминов и посылок силлогизма.

4. Основные фигуры силлогизма и его модусы.

5. Алгоритм решения силлогизмов и их проверок.

Задания.

1. Сделайте выводы из следующих посылок:

а) Все дети гениальны.

Некоторые школьники являются детьми.

б) Все невменяемые подлежат изоляции.

Некоторые студенты – вменяемы

в) Некоторые студенты любят говорить на лекциях.

Ни один доцент не является студентом

г) Все настоящие учителя любят детей.

Ни один сторонник физических наказаний не любит детей

д) Все философы стремятся к истине

Некоторые философы ищут успеха у женщин

2. Укажите структуру, фигуру, модусы силлогизмов и определите, являются ли они правильными:

а) Ни один человек не может быть вполне беспристрастным

Каждый юрист – человек

Ни один юрист не может быть вполне беспристрастным

б) Некоторые романы поучительны

Все романы суть вымышленные рассказы

Некоторые вымышленные рассказы поучительны

в) Все невежественные люди тщеславны

Ни один профессор не является невежественным

Ни один профессор не является тщеславным

Занятие16.

Контрольные вопросы.

1.Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы.

2.Полисиллогизм. Понятие соритов.

3.Понятие эпихейрем и алгоритм их решения

Задания.

1. Образуйте энтимемы из следующих силлогизмов:

а) Всякий порок заслуживает порицания

Всякая скупость есть порок

Всякая скупость заслуживает порицания

б) Ни один невменяемый не наказуем

Некоторые преступники невменяемы

Некоторые преступники не наказуемы

2. Восстановите энтимемы до полных силлогизмов:

а) Каждый человек желает добродетели, потому что каждый человек желает счастья.

б) Раб – человек, потому его не следует держать в неволе.

в) Некоторые привычки заслуживают упрёка, так как они превращаются во всепоглощающую страсть.

3. Выражают ли следующие силлогизмы энтимемы:

а) Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк.

б) Поскольку сопротивление было бесполезно, гарнизон крепости сдался.

в) Ввиду того, что войска Кутузова преградили путь на юг, армии Наполеона пришлось отступить по Смоленской дороге.

4. Восстановите, если возможно, полисиллогизмы:

а) Все пудинги вкусны.

Это блюдо – пудинг.

Ни одно вкусное блюдо не полезно.

б) Всякий, кто находится в здравом уме, может заниматься логикой.

Ни один лунатик не может быть присяжным заседателем.

Ни один из ваших сыновей не может заниматься логикой.

в) Все мои сыновья стройные.

Никто из моих детей не здоров, если он не делает зарядки.

Все обжоры среди моих детей страдают ожирением.

Ни одна из моих дочерей не делает зарядки.

5.Произведите логический анализ следующих соритов, восстановив входящие в них силлогизмы:

- Гражданин К., являясь лицом, которому преступлением причинён имущественный вред, признается потерпевшим.

- Лицо, которому преступлением причинён имущественный вред, признается потерпевшим.

Потерпевший вправе давать показания по делу.

Гражданин К. вправе давать показания по делу.

- Ответчик имеет право участвовать в исследовании доказательств в гражданском процессе.

- Ответчик признается стороной в гражданском процессе.

- Николаев – ответчик.

-Николаев причинил вред имуществу гражданина Сидорова.

Николаев имеет право участвовать в исследовании доказательств в данном гражданском процессе.

6.Сделайте заключение и проверьте состоятельность силлогизмов.

а) Все гусеницы едят капусту. Иванов ест капусту. Следовательно?

б) Учебные аудитории нуждаются в проветривании.
Эта комната не является учебной аудиторией. Следовательно?

в) Некоторые жидкости обладают приятным запахом.
Некоторые металлы – жидкости. Значит?

г) Ни один негр не был президентом США. Марк Твен не был негром. Значит?

д)Некоторые студенты любят петь. Сидоров – студент. Значит?

е) Картошка – не ананас. Все ананасы приятны на вкус. Значит?

ж) Супруги должны материально поддерживать друг друга.
М. и Н. материально поддерживают друг друга. Значит?

Занятие17.

Контрольные вопросы.

1. Содержание понятия и его объем.

2. Закон соотношения объёма и содержания.

3. Виды понятий по содержанию и по объёму.

Задания.

1. Среди перечисленных понятий укажите общие, единичные и пустые: журнал «Юность» за декабрь 1989 г.; имя существительное; высшая школа МВД; автор комедии «Ревизор»; круглый квадрат; наименьшее натуральное число; наибольшее натуральное число; участковый инспектор; космический комплекс «Союз-Аполлон»; храбрость; спутник земли; ангел; луноход; столица России.

2. Какие из перечисленных ниже понятий являются:

а) собирательными: число, бригада грузчиков, библиотека, тень, мужество, кооператив, взвод, невежество, деревня, поэзия, свидетель, путешествие, журнал, халатность;

б) абстрактными: деепричастие, отвага, электрон, молния, президент компании, грамотность, стоимость, метро, инициатива, преступность, ускорение, опера.

Занятие18.

Контрольные вопросы.

1. Логическая характеристика понятий.

2. Типы соотношений объёмов понятий.

Задания.

1.Укажите вид отношения, в котором находятся понятия в каждой из этих пар: 1) слово – имя существительное; 2) понятие – слово; 3) книга – учебник; 4) курсант – учащийся; 5) учитель – мужчина; 6) хирург – терапевт; 7) добросовестность – халатность; 8) Луна – естественный спутник Земли; 9) герой – милиционер; 10) преступление – взятка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.273 с.)