Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Основы теории аргументации. Основные формально-логические законыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Занятие 2. Контрольные вопросы 1. Понятие доказательства в логике. 2. Основная структура доказательства: тезис, аргументы, форма доказательства. 3. Виды доказательства. 4. Основные правила доказательства и опровержения, ошибки, ведущие 5. Понятие о логическом законе. 6. Закон тождества. 7. Закон противоречия. 8. Закон исключённого третьего. 9. Закон достаточного основания. Задания. 1.Сохранят ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием (понятиями), заключённым в скобках? - Стороны, передавая спор на рассмотрение третейскогосуда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего (арбитраж); - Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично (непрямой умысел); - Это преступление совершено по неосторожности (по легкомыслию, по небрежности); - С. совершил преступление (общественно опасное деяние, противоправное деяние, уголовно наказуемое деяние); - Денисов и Кузнецов заключили договор (сделку); - В посёлке Щербинка преступник был задержан (арестован, взят). 2. Будут ли нарушены требования принципа тождества при отождествлении содержания приведённых ниже пар суждений? - Неверно, что если человек совершил преступление, то он не должен быть наказан. Если человек совершил преступление, то он должен быть наказан. - Не все сделки являются многосторонними. Некоторые сделки являются односторонними. - Некоторые деяния можно отнести к проступкам. Некоторые деяния можно отнести к деликтам. 3. Применяя принцип тождества, разрешите следующие затруднения: - Того, чего у вас нет, вы лишились. У вас нет рогов. Следовательно, вы лишились рогов. - Трое путников заплатили за обед 30 рублей и ушли. После их ухода хозяйка обнаружила, что обед стоит 25 рублей, и послала 5 рублей с мальчиком вдогонку. Путники взяли по рублю, а два оставили мальчику. Получается, что они заплатили по 10рублей, затем получили обратно по 1 рублю, следовательно, заплатили по 9 рублей: 9 х 3 = 27, да два рубля – у мальчика 4. Могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений? - В этой группе много преступников. В этой группе всего два типа преступников. - Иванов учится хорошо. Иванов учится хуже всех в группе. - Это преступление против собственности. Это преступление является кражей. - Все равны перед законом и судом. Неверно, что некоторые не равны перед законом и судом. - М. был организатором преступления. М. – участник преступления. - Петров не был на месте совершения преступления. Петров не был на месте совершения убийства. 5. Определите, к каким из следующих пар понятий применяется принцип исключённого третьего? - прямой умысел – косвенный умысел; - преступление по неосторожности – преступление по небрежности; - преступление по неосторожности – мошенничество; - проступок – уголовно наказуемое деяние. 6. Есть ли нарушение принципа исключённого третьего в следующих примерах? - Савинов и начальник кафедры выходили молча, о чем-то переговариваясь. - День начинался прекрасно, как в то трагическое утро. - Все заметно волнуются, Невозмутимы только бывалые оперативники, а их среди нас – не так уж и мало. - Оптимист – человек, верящий в счастливый конец света. - Все наши глупости – доказательство, что все-таки думаешь своей головой. - Сеньор, немой явился и хочет с вами поговорить. 7. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Основы теории аргументации. Основные формально-логические законы».
Тема: Элементы логики высказываний: алгоритм формализации сложных суждений, методы доказательства, формулы логики высказываний Занятие 3. Контрольные вопросы 1. Сложное суждение и его структура. 2. Алгоритм формализации суждений и таблица истинности. Виды сложных суждений по типу логической связи. 3. Применимость логической формализации при анализе юридического текста. Задания. Формализуйте тексты: а) Жарко, и идёт дождь. б) Идёт дождь, но нельзя сказать, что жарко. в) Дождь не идёт, но не жарко. г) Или я тебя не понимаю, или ты не хочешь меня понять. д) Подальше положишь, поближе возьмёшь. е) То и полезно, что в рот полезло. Занятие 4. Контрольные вопросы 1. Определение формулы логики высказываний. Тождественно-истинное, тождественно-ложное и логически нейтральные и выполнимые формулы. 2. Равносильность формул логики высказывания. Задания. Установите, являются ли суждения равносильными (попарно): а) Неверно, что Иван IV был зол по природе и не заботился об интересах государства, тогда и только тогда, когда Иван IV не был зол по природе или заботился об интересах государства. б) Каждый студент этого факультета способен и трудолюбив. Неверно, что на этом факультете имеются неспособные и нетрудолюбивые студенты. Занятие5. Контрольные вопросы 1. Основные логические равносильности. 2. Основные законы логики: идемпотентности, коммуникативности, ассоциативности, дистрибутивности. Задания. Подготовиться к терминологическому диктанту по темам «Основные формально-логические законы» и «Элементы логики высказываний: алгоритм формализации сложных суждений, методы доказательства, формулы логики высказываний».
Тема: Элементы логики высказываний: нормальные формы Занятие 6. Контрольные вопросы. 1. Понятие нормальной формы сложных суждений. 2. Алгоритм приведения суждений к нормальной форме. Задания. Опровергните или докажите истинность суждения с помощью нормальной формы и подстановок: 1. Если «А» является участником преступления, то он знал потерпевшего. «А» не знал потерпевшего «В», но знал его жену –«С». «В» знал «А». Следовательно, «А» – не участник преступления. 2. С помощью нормальных форм определить, является ли формула А гипотезой для формулы В: _ _ А= ((а \/ в) \/ с) В=(а ↔ (в \/ с) \/ с) 3. С помощью нормальных форм определить, является ли формула В логическим следствием множества формул А: _ ____ В= (((а ↓ а) | а) ↓ а) А= {а, (с → а), (с /\ а).} Занятие 7. Контрольные вопросы. 1.Нормальные формы: конъюнктивно-нормальная (КНФ) и дизъюнктивно-нормальная (ДНФ). 2.Разрешение суждений и его основные процедуры: а) построение таблицы истинности суждения; б) с помощью метода «от противного». Задания. 1. Табличным способом обосновать или опровергнуть вывод: а) Если мой приятель не выполняет обещаний, то я злюсь и вспоминаю о вреде курения. Обычно я курю с удовольствием. Значит, я вспоминаю о вреде курения, когда мой приятель не выполняет обещаний. б) Федя съел медведя, если Кузя спал на заборе. Либо Кузя спал на заборе, либо Федя съел медведя. Значит, Федя съел медведя. 2. Докажите или опровергните методом "от противного ": а) Уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие состава преступления. Действия Х содержат такие признаки. Следовательно, уголовное дело против Х может быть возбуждено. б) Если части предмета являются частями одного и того же предмета, то их рельеф совпадает. Рельеф данных частей предмета совпадает. Следовательно, они являются частями одного и того же предмета. в) Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в неё. Корабли не могут входить в неё. Следовательно, бухта замёрзла. г) Если приговор не обоснован, то он будет отменен. Данный приговор отменен. Следовательно, он не обоснован. д) Если обвиняемый был у себя дома, то он не был на месте преступления. Но обвиняемый не был дома. Значит, он был на месте преступления.
Занятие8. Контрольные вопросы. 1.Разрешение суждений и его основные процедуры: а) приведение к нормальной форме и подстановки; б) построение конъюнктивно-нормальных и дизъюнктивно-нормальных форм. 2.Особенности логической импликации. 3. Процедуры разрешения суждений в юридической теории и практике. Задание. 1. С помощью КНФ проверить истинность рассуждения: Если «А» незаконно получил кредит, то он наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или лишением свободы на срок от двух до пяти месяцев. «А» получил кредит законно. Следовательно, он не будет лишён свободы на указанный срок. 2. С помощью ДНФ опровергнуть формулы: 1) (((а ↔ в) ↔ а) → в) 2) (((а → в) → с) → (в → е)) 3. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Элементы логики высказываний: нормальные формы в доказательстве, проблема разрешимости суждений».
Тема: Элементы логики высказываний: обзор причин и следствий Занятие 9. Контрольные вопросы. 1. Логически нейтральные формулы суждения и смысл их выполнимости. 2. Понятие сокращённой конъюнктивно-нормальной формы и алгоритм ее построения. 3. Понятие совершенной конъюнктивно-нормальной формы и алгоритм ее построения. 4. Логический поиск причин (гипотез).
Занятие 10. Контрольные вопросы. 1.Понятие сокращённой дизъюнктивно-нормальной формы и алгоритм ее построения. 2.Понятие совершенной дизъюнктивно-нормальной формы и алгоритм ее построения. 3.Понятие возможных и простых следствий из формализованной ситуации. 4.Поиск причин и следствий в юридической деятельности. Задание. Подготовиться к терминологическому диктанту по теме: «Элементы логики высказываний: нормальные формы в доказательстве, проблема разрешимости суждений».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.151.90 (0.007 с.) |