Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №1: Предмет изучения теории государства и права

Поиск

Теория государства и права

Вопрос №1: Предмет изучения теории государства и права

Субъект ТГП – индивид, общество; Объект – государство и право.

Государство и право познают и другие науки, такие как политология, социология, философия и даже медицина, то есть у них схожий объект, но разный предмет.

Предметом ТГП являются общие закономерности становления, развития государственно-правовых явлений.

Предмет «государство» включает в себя не только государство, но также и окологосударственные явления: политические партии, религиозные объединения, поэтому государство рассматривается не обособленно, а во взаимосвязи со всеми остальными социальными институтами.

Сложность предмета заключается в его двойственности: с одной стороны государство, с другой право, кроме того наука динамична, постоянно изменяется.

Вопрос №2: Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук

Философия

Наиболее ярко проявляется связь с философией. Философия – наука о всеобщих законах развития природы и общества. Философия гораздо шире любой другой науки, в том числе и Теории государства и права, так как ТГП изучает лишь отдельные институты общества, а философия все общество.

Социология

Социология – наука о развитии и становлении общества в целом.

Исследования социологии используются в Теории государства и права, и наоборот, использованные и обработанные знания используются в социологии.

Политология

Политология также использует знания Теории государства и права, и наоборот.

История государства и права

Их сближает понятийный и методологический аппарат, но различаются методом.

Так методом Теории государства и права являются общие закономерности развития, а История государства и права изучает конкретные государства и в конкретный исторический этап.

Очень часто в Теории государства и права используются знаний исторических наук, а исторические науки часто используют обобщенные знания Теории государства и права.

Прикладные науки

Для прикладные наук Теория государства и права является базовой наукой и позволяет тем общаться и понимать друг друга, не смотря на то, что находятся они в различных сферах.

Отраслевые юридические науки

В отличии от отраслевых наук, Теория государства и права изучает право в целом, а не отдельно определенную отрасль.


 

Вопрос №3: Методы изучения государства и права

Методы – способы, приемы и средства познания.

В Теории государства и права принято выделять 3 метода:

Общефилософские

Общефилософские методы – методы, используемые всеми науками, в том числе и философией.

Например диалектика (умение вести диалог) – метод познания от частного знания к общему умозаключению:

1. Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики, который говорит о том, что без отрицания невозможно развитие. То есть, для того, чтобы прийти к чему-то новому, нужно уйти от чего-то старого, потому все развитие происходит циклами;

2. Закон единства и борьбы противоположностей – любой предмет имеет две стороны, которые находятся во взаимосвязи и взаимоотрицании одновременно, так вот именно борьба этих отрицаний приводит к развитию;

3. Закон перехода количественных отношений в качественные - развитие определяется накоплением количественных изменений в нем, в конце концов накопленное количество изменяет и саму суть предмета.

Общенаучные

Общенаучные методы – методы, которые используются в ряде наук, но не во всех.

К ним относится:

1. Системный метод – выявление существующих связей между элементами одного объекта;

2. Анализ и синтез – мысленное разложение целого на части, либо воссоединение целого из частей;

3. Индукция и дедукция – обобщение, на основе частных знаний, либо переход от общего знания к частному.

Частнонаучные

Частнонаучные методы – методы, свойственные конкретной науке, отрасли научного знания.

1. Сравнение;

2. Анкетирование;

3. Опросы.

Специальные

Сравнительно-правовой метод – сравнительно-правовой метод позволяет выявить различия, сходства, специфику правовых систем и их развития в разных государствах.

Формально-юридический метод – право изучается в «чистом» виде, т.е. оно ни с чем не сравнивается, не увязывается, ни с моралью, ни с экономикой, ни с политикой ни с чем-либо еще.

Вопрос №4: Функции Теории государства и права

Функции Теории государства и права – вытекающие из ее назначения и определяемые ее методом и предметом основные направления исследования, познания.

Функции ТГП:

1. Онтологическая – объяснение сущности и содержания государства и права, причин их возникновения и функционирования;

2. Гносеологическая – объяснение правовых явлений, путем формирования понятий, теорий, концепций, это по сути познание государства и права, путем которого были вычленены например признаки государства;

3. Эвристическая – открытие нового путем познания, например разделение властей;

4. Прогностическая – научный прогноз, она строит рекомендации, предложения;

5. Идеологическая – любая общественная наука несет идеологию в той или иной степени, а потому и воспитывает в людях те или иные идеологические мировоззрения;

6. Воспитательная – формирование гражданской позиции гражданина;

7. Методологическая – знания и исследования ТГП используются и в других науках, являются исходной позицией в них;

8. Прагматическая – разработка правил юридической техники, методов толкования норм права.


 

Вопрос №6: Теории происхождения государства

Теологическая теория

Теологическая теория является наиболее ранней среди всех остальных теорий, возникла и представления о божественном сотворении мира – раз мир был сотворен богом, то и государство и право были сотворены им тоже.

Трактовку и обоснование этой теории создал Фома Аквинский.

Патриархальная теория

Государство видится как разросшаяся семья, где глава государства выступает как глава семьи, оберегающий ее как своих детей.

Автор теории – Аристотель.

Договорная теория

Возникла в Древней Греции, где многие софисты говорили о том, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.

Теория была возрождена и переосмыслена в период феодализма в интересах формировавшейся буржуазии. Ее представители ученые-просветители (Джон Локк, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескье) утверждали, что государство является продуктом человеческого разума, а не божественного. До существования государства по их версии существовал догосударственный период (естественный), выходя из которого люди объединялись на основании договора, заключаемого ими добровольно.

Органическая теория

Представляет государство как человеческий организм. Платон например сравнивал государство с душой. Аристотель пошел дальше и сравнивал уже с самим организмом, а потому на основании этого делал вывод о невозможности человека жить вне государства (как руки не могут жить отдельно от тела, так и человек не может жить отдельно от государства).

По мнению основного ее представителя Герберта Спенсера, государство – механизм, состоящий из людей, как тело состоит из клеток. Следовательно, как клетки формируют тело и дают ему жизнь, так и люди формируют и дают жизнь государству, без людей государство не может существовать.

Теория насилия

Главная причина возникновения государства стоит в завоевании, порабощении одних людей другими – Людвиг Гумплович. В результате завоевания формируется рабство, а на основе рабства уже формируются классы и частная собственность.

Карл Каутский пошел несколько иным путем, он согласен о важном значении рабства, но видит его предназначение в другом. Благодаря возникновению рабства формируется принудительный аппарат, который впоследствии становится государством.


Психологическая теория

Психологическая теория заключается в том, что у человека существует потребность жить внутри человеческого общества, властвовать над кем-то или же, наоборот, подчиняться.

Расовая теория

Расовая теория была создана в период рабовладения для оправдания насилия. Теория исходит из существования 2 рас – высшей и низшей (недочеловеки), одни созданы для того, чтобы повиноваться, другие с целью их порабощения.

Патримониальная теория

По патримониальной теории государство представляется как частная собственность правителя. То есть правитель господствует в силу своего права на это, а остальные жители выступают как арендаторы его земли.

Главным идеологом теории является немецкий политолог Людвиг фон Галлер.

Экономический фактор

Рост производительности труда приводит к тому, что отдельные семьи начинают производить больше, чем другие, а делиться никому не хочется. Собственность отдельных семей становится больше и начинает переходить по наследству. Как следствие, возникает экономическое неравенство.

Для защиты появившегося имущества начинают требоваться специальные органы, которые родоплеменные отношения предоставить не могут. По марксистской идеологии экономический фактор является основным, а все остальные производными, но они также имеют огромное значение.

Экологический фактор

Окружающая обстановка также имела существенное влияние на образование государства, так в государствах Месопотамии, где люди не могли жить в связи с тяжелым климатом отдельно, государство и возникло как средство контроля этих огромных масс.

Демографический фактор

Государствообразующим фактором для многих государств стало Великое переселение народов, в результате которого создавались союзы племен, объединенные не по родовому признаку, а военно-территориальному. Таким образом произошла ломка родовых отношений.

Внешний фактор

Внешний фактор, угроза со стороны другого племени или природы, также сыграл большое значение в укреплении государства и способствовал объединению. Идея врага заставляла многие племена создавать органы власти для отстаивания собственных интересов.

Военный фактор

В результате военных действий увеличивались территории того или иного племени, возникало рабство. Новые территории уже объединялись не по кровно-родственному признаку, а по военно-территориальному. В результате таких действий один из военных вождей в конечном счете превращается в царя с неограниченной властью.

Географический фактор

В странах субтропического климата первыми образовывались рабовладельческие государства, в отличие от стран умеренного климата, где зачастую этот период перескакивался и становился сразу феодальный.

Психологический фактор

В результате кочевого образа и свободолюбия некоторых племен у них очень долго не возникало государства, так у цыган оно и не появилось.

Религиозный фактор

Религия стала одним из главнейших факторов, так именно единобожие объединяло разрозненные племена и придавало власти царя божественный характер.

Восточный путь

Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев.

Признаки:

а. Государство как организатор масштабных работ;

б. Дифференциация возникает на основе политического неравенства;

в. Частная собственность отсутствует;

г. Постоянное принуждение к работникам;

д. Сохранение общины.

Западный путь

Государство возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих, государства и создаётся как раз для смягчения этой борьбы. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения государства.

Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Таким образом, главной особенностью этого государства явилось то, что захватчиков было в несколько раз меньше захваченных, и они постоянно должны были контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местным населением, но и с урегулированием конфликтов между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегированного положения спартанцев.

Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства активно вмешивается третья сила – плебс (плебс – иностранные граждане, которые также желали обладать широкими правами на территории Рима).

Признаки:

а. Земля в основном в частной собственности;

б. Большой уровень рабства, а государство как орган контроля над ним;

в. Имущественная дифференциация;

г. Внутренние противоречия между классами;

д. Экономический фактор обогащения правящих слоев.

Синтезный путь

Примером являются такие государства как Русь и Германия. Ранее в научной литературе этот путь возникновения государства не выделялся как самостоятельный, а просто оговаривались особенности этих государств в рамках западного пути.

Признаки:

а. Отсутствие рабовладельческого периода;

б. Сохранение общины из-за внешней угрозы;

в. Рабский труд не получает развития в следствии своей неэффективности;

г. Обогащение за счет военных завоеваний;

д. Зависимость бедных от богатых;

е. Заимствование государственности других народов (Русь у Византии, Германия у Рима).


 

Понятие государства

Государство представляет из себя сложное образование. С давних времен люди пытались дать понятие государства. Все сводилось к тому, что государство есть общество, которое занято делами своих членов. Позже стали говорить, что это союз людей для управления общими делами, это объединение людей. В 1804 году Эммануил Кант определял государство, как общество, которое само распоряжается и управляет собой. Но идентифицировать государство и общество, мягко говоря, не корректно.

Ближе всего к определению государства подошли марксисты: государство - политическая организация, в которой класс властвующий управляет подвластными. Маркс и Энгельс рассматривали государство со строго классовых позиций. «Государство – машина для управления одного класса другими» – В. Ленин. Затем стали понимать государство через перечисление признаков государства – наиболее полный и объективный подход.

Понятие государство было введено Итальянским политическим деятелем и мыслителем Николой Макиавелли. В 1513 году написал работу «Государь», где ввел понятие «государственный интерес» и «государство». По его мнению, костяк государства «люди самодеятельные». «Человек легче забудет смерть отца, чем решение суда, лишившее его наследства». Он разработал целую систему приемов и методов захвата и удержания власти.

Государство – организация политической власти, вытекающая как из сугубо общих дел, так и из личных интересов каждого человека.

Государство – это публично-правовая и суверенная организация власти, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод каждого человека.

Государство — это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом

Признаки государства

Наиболее полное определение государства вытекает из перечисления его признаков:

а. Публичный характер власти, т.е. государственная власть выделилась из общества и встала над ним. Сейчас эта власть носит еще и политической характер;

б. Наличие аппарата управления и аппарата принуждения;

в. Организация по территориальному принципу (земля, недра, вода на расстоянии 12 морских миль от наибольшего отлива, воздух, территория посольств, военных баз, космических, морских, воздушных судов);

г. Суверенитет – возможность и способность на самостоятельное решение вопросов внутреннего устройства и внешней политики государства;

д. Наличие бюджета:

· Налоги и налогообложение;

· Таможенные и иные сборы;

· Займы у банков или населения;

е. Государственная символика;

ж. Наличие права, правовой системы государства.

Сущность государства

При рассмотрении сущности государства необходимо учитывать 2 аспекта:

а. Формальная сторона – то, что государство есть форма организации политической власти;

б. Содержательная сторона – то, чьим интересам служит данное государство.

По классовому подходу во главе становится содержательная сторона, в соответствии с которой государство можно определить как организацию политической власти в интересах господствующего класса. В результате возникновения господства того или иного класса происходят противоречия между этим и другими классами, а государство призвано снимать эти противоречия.

По общечеловеческому подходу государство определяется как средство достижения компромиссов между различными слоями населения. Здесь государство уже существует в интересах всего общества.

Таким же образом можно определить сущность государства через религиозный, расовый, национальный подходы.

Формы осуществления функций

Всякое государство реализует свои функции в присущих ему формах и определенными методами. Под формой реализации функций государства понимается внешнее выражение деятельности государства. То есть, в чем материализована эта деятельность, как она внешне выражена. Методы представляют собой совокупность приемов, способов, средств, используемых государством при его функционировании, деятельности.

К понятию формы реализации функций государства есть разные подходы:

а. Правовые и неправовые. Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым пользуется государство. Неправовые – контроль за исполнением решений, сбор и изучение различной информации, рассмотрение писем и заявлений граждан. Данная классификация страдает какой-то нечеткостью определений.

б. Михаил Иванович Байтин классифицирует формы на правовые и организационно-правовые. Среди правовых форм он выделяет законотворческую, управленческую или исполнительно-распорядительную форму, судебную форму, то есть, деятельность государства по изданию, исполнению и применению юридических актов. Например, подбор кадров. В соответствии с ФЗ «О государственной службе РФ» госслужба подразделяется на гражданскую и военную. Подбор кадров должен производиться согласно соответственным принципам.

Абсолютная монархия

В чистом виде таких монархий не сохранилось. Современные короли, султаны даровали своим народам конституцию. Но, тем не менее, вся полнота власти принадлежит монарху. Например, в таких странах, как Оман, Саудовская Аравия, Катар и др. Монархия в этих государствах спорна. В большинстве этих государств власть монарха абсолютна. Монархи в этих государствах принимают законы, формируют кабинет министров, которые отвечают перед ним за исполнение своих обязанностей, и монарх же является высшим судьей. Все эти государства – исламские. Они пользуются Кораном, который переводят в светские законы. Это полуабсолютные монархии.

Признаки:

а. Наличие единоличного правителя;

б. Все три ветви власти в руках монарха;

в. Наличие мощной армии или полиции как средства контроля общества;

г. Отсутствие представительных органов;

д. Мощный чиновничий аппарат.

Дуалистическая монархия

Надо заметить, что такие монархии существовали в большинстве государств Европы, пока те не стали парламентскими или конституционными. Сейчас это редкостное явление – например, Монако, Бутан, Брунель в Азии и др.

Признаки:

а. Существование представительного органа власти;

б. Исполнительная власть в руках монарха, правительство назначается лично монархом;

в. Монарх сохраняет в своих руках только 1 ветвь власти – исполнительную.

Парламентская монархия

Это почти все государства Европы: Великобритания. Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др. Говорят, что в таких государствах монарх почти не играет роли, но это не так. Королева Англия олицетворяет собой непрерывность государственной власти. В настоящее время количество монархий не сокращается. Значительно сокращение было в XX веке, а сейчас наоборот, некоторые страны, например Испания, восстанавливают монархию.

Признаки:

а. Король является символом государства, иногда представителем;

б. Власть короля ограничена или отсутствует во всех трех ветвях власти;

в. Правительство формирует не монарх, а как правило парламент;

г. Контрасигнатура короля для всех актов парламента;

д. Назначение высших должностных лиц или их представление в руках короля.


 

Президентская республика

Примеры: США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др.

Признаки:

а. Соединение в руках Президента полномочий главы государства и правительства;

б. Президент избирается народом;

в. Президент управляет и формирует правительство;

г. Правительство несет ответственность перед Президентом, а не парламентом;

д. Президент является главнокомандующим и вообще главой национальной безопасности;

е. Президент лишен права роспуска парламента.

Достоинства. Поскольку в руках Президента сосредоточена большая власть, то он может оперативно принимать решения по тем или иным вопросам. Он определяет политику государства. США считается образцом правового государства с позиции разделения властей.

Недостатки. Недостатки здесь являются следствием достоинств. Сосредоточение Президентской власти в один руках грозит преобразованием Президентской республики в Суперпрезидентскую, когда законодательные органы по существу утрачивают свои позиции.

Парламентская республика

Примеры: ФРГ, Италия, Австрия, Швейцария, Греция и др.

Признаки:

а. Президент несет ответственность перед парламентом;

б. Президент выбирается парламентом;

в. Правительство формируется парламентом или партийным большинством

Недостатки. Там, где парламент сформирован в условиях отсутствия лидерства одной из партий (например, 40% голосов), премьером становится представитель партии большинства, а места занимаются пропорциональной набранным голосам, образуется коалиционное правительство, в этом случае правительства очень часто сменяются (парламент выражает недоверие), отправляются в отставку.

Достоинства. Правительство формируется на основе коллегиального обсуждения персон.

Смешанная республика

Примеры: Россия, Франция, Литва, Веймарская республика и др.

Признаки:

а. Двойная ответственность правительства – перед президентом и парламентом;

б. Парламент и президент избираются народом;

в. Главой государства является президентом;

г. Президент обладает правом назначения правительства.

 


Авторитаризм

Авторитарные государства – преобладают методы принуждения, а то и прямого населения, правда, при сохранении определенных черт либерализма. Роль парламента принижена. На первые позиции выходит исполнительная власть. Если главой государства является Президент или монарх, то его переизбрание на очередной срок не предусмотрено в Конституции, он будет править, пока сможет.

Признаки:

а. Власть находится в руках одного человека либо правящей элиты;

б. Представительный орган существует, но не играет никакой роли;

в. Права и свободы людей провозглашаются, хотя не всегда соблюдаются;

г. Принцип разделения властей не соблюдается;

д. Власть не подчиняется народу;

е. Власть как правило не обладает легитимностью;

ж. Репрессии не употребляются.

Примеры: Парагвай, Индонезия, Сирия, Берег Слоновой Кости (Кот-д’Ивуар).

Тоталитаризм

Тоталитарные государства – проявления XX века. Такое понятие ввел Бенито Муссолини. Чем характеризуется тоталитарное государство?

а. Идеологизация всей общественной жизни (нацистская Германия, фашистская Италия);

б. Монополия на информацию (Геббельс не допускал к СМИ людей, не состоящих в партии);

в. Массовый террор;

г. Слияние государственного и партийного аппарата;

д. Жесткая централизация власти;

е. Упразднение местного самоуправления;

ж. Существование одной партии или идеологии;

з. Формируется культ личности.

Примеры: СССР, нацистская Германия.


Сущность права

Сущность права заключается в том, что оно выражает и закрепляет баланс интересов различных социальных слоев, представляя эти интересы в виде государственных и общезначимых. Объединенная воля народа трансформируется в нормативно-правовые акты.

Но также стоит учитывать, что огромное влияние здесь играет и господствующий класс, а значит право выражает интересы также и господствующего класса. Особенно это проявляется в недемократических государствах, потому стоит говорить о 2-ой сущности права как выражении идей и воли господствующего класса другим классам.

Право должно поддерживать мир в государстве на протяжении длительного периода времени, потому важными принципами сущности права являются его авторитетность, стабильность и нормативность.

Социальное назначение права

Социальное назначение права:

а. Закрепление важных, необходимых отношений;

б. Искоренение определенных негативных явлений из жизни общества;

в. Обеспечение нормальных условий для развития определенных отношений;

г. Создание условий для благоприятного развития новых, более прогрессивных видов общественных отношений.

Следует также понимать, что в современном мире право изменяется в количественном и качественном отношении. В количественном отношении право теперь выражает интересы не только господствующего класса, а всех классов, получил качество общесоциального регулятора, а качественное в том, что эти интересы выражаются в равном количестве и объеме.

Социальное назначение можно рассматривать и в более узком смысле как содействие развитию различных социальных институтов.

Правовые отношения обладают вторичным характером, т.е. они закрепляют уже сложившиеся отношения в обществе, а не формируют новые, хотя данная возможность вполне вероятна. Значит, назначение права состоит в формировании новых общественных отношений, хотя для этого, конечно, требуется, чтобы созрели соответствующие условия.

В связи с этим можно выделить 3 аспекта реализации социального назначения права:

а. Направлять развитие общественных отношений;

б. Обеспечивать развитие общественных отношений;

в. Создавать новые общественные отношения.

 


Вопрос №37: Принципы права

Принципы права – основополагающие, исходные положения, определяющие содержание права на общественные отношения и выступающие критериями его ценности для субъектов права.

Принципы права не сформировались сами по себе, их формирование является длительным процессом исторического развития государства. Более того, если раньше принципы права формировались, то теперь современного законодательство формируется, базируется на соответствующих принципах права.

Принципы права делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Общеправовые

а. Принцип справедливости – все законы должны быть справедливы с точки зрения личности, общества и государства;

б. Принцип гуманизма – главная цель права это защита человека;

в. Принцип единства права и обязанностей – если возлагаются какие-то права, то должны возлагаться и обязанности, иначе права будут обычной фикцией;

г. Принцип демократизма – право должно являться результатом осуществления народовластия;

д. Принцип законности – все субъекты права должны действовать на основании закона;

е. Принцип равенства граждан перед законом – запрещаются любые формы ограничения прав лиц;

Межотраслевые

а. Принцип неотвратимости последствий;

б. Принцип учета смягчающих обстоятельств при установлении мер юридической ответственности;

в. Принцип состязательности и гласности судопроизводства;

г. Другие.

Отраслевые

а. Назначение уголовного наказния только судом;

б. Принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

в. Презумпция невиновности;

г. Принцип свободы труда;

д. Принцип целевого характера использования земли;

е. Другие

 


Структура нормы права

Норма права состоит из 3 составляющих – гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза – составляющая норма права, в которой указывается условия действия нормы права.

Классификации гипотез:

1. В зависимости от количества условий в гипотезе:

а. Простая – состоит из 1 гипотезы;

б. Сложная – состоит из 2 и более гипотез, для действия нормы права требуется наличия всех условий;

в. Альтернативная – состоит из 2 и более гипотез, для действия нормы права требуется наличие хотя бы 1 условия;

2. По степени определенности:

а. Определенные – условие формулируется достаточно ясно;

б. Относительно-определенные – условие действия называется, но субъектам правоприменения предоставляется возможность самостоятельно определить вопрос о наличии или отсутствии условий;

3. По характеру содержания:

а. Абстрактные – определяющие содержание правовых норм по родовым признакам;

б. Казуистические – конкретные, где по пунктам определены все условия вступления в действие нормы права.

Диспозиция – элемент нормы права, в котором указывается само правило поведения.

Классификация диспозиций:

1. По юридической направленности:

а. Управомачивающие;

б. Обязывающие;

в. Запрещающие;

2. По степени определенности:

а. Абсолютно-определенные;

б. Относительно-определенные – дает возможно уточнить в каждом конкретном случае (каждый имеет право на образование);

в. Альтернативная – закрепляется несколько правил поведения;

г. Бланкетная – содержит ссылку на другой нормативно-правовой акт;

д. Отсылочная – содержит ссылку на норму права того же нормативно-правового акта.

Санкция – элемент нормы права в которой указываются последствия реализации или нереализации диспозиции нормы права.

Классификация санкций:

1. В зависимости от реализации диспозиции:

а. Негативные – меры наказания;

б. Позитивные – меры поощрения;

2. По степени определенности:

а. Абсолютно-определенные;

б. Относительно-определенные – устанавливается либо верхний, либо верхний и нижний пределы последствий;

в. Альтернативные – несколько видов последствий за 1 и то же действие, из которых назначается одно;

г. Сложные (кумулятивные) – несколько видов последствий за 1 и то же действие, где все подлежат применению;

3. В зависимости от способа воздействия:

а. Поощрительные – стимулирование активного поведения;

б. Компенсационные – компенсация потерпевшему от чьих-либо действий;

в. Правовосстановительные – направлены на восстановление нарушенного права;

г. Карательные – устанавливается мера наказания.

Вопрос №42: Виды норм права

Существует множество классификаций норм права:

1. По отраслям принадлежности:

а. Конституционные;

б. Административные;

в. Гражданские;

г. Земельные и т.д.;

2. В зависимости от характера:

а. Материальные – правовое положение субъекта;

б. Процессуальные – порядок реализации материальной нормы;

3. В зависимости от методов правового регулирования:

а. Императивные;

б. Диспозитивные;

в. Поощрительные;

г. Рекомендательные;

4. В зависимости от времени действия:

а. Постоянные;

б. Временные;

5. В зависимости от функций:

а. Регулятивные;

б. Охранительные;

6. В зависимости от круга лиц:

а. Общераспространенные;

б. Специальнораспространенные;

7. В зависимости от определенности элементов правовой нормы:

а. Абсолютно-определенные;

б. Относительно-определенные;

в. Альтернативные;

8. В зависимости от сферы действия:

а. Общефедеральные;

б. Региональные;

в. Локальные;

9. В зависимости от юридической силы:

а. Нормы законов;

б. Нормы подзаконных актов;

10. В зависимости от способа правового регулирования:

а. Управомачивающие;

б. Обязывающие;

в. Запрещающие;

11. В зависимости от органов правотворчества:

а. Государственные

б. Негосударственные – народ на референдуме, органы местного самоуправления;

12. Специальные нормы:

а. Нормы-дефиниции;

б. Нормы-цели, нормы-принципы – являются исходными для последующих норм;

в. Гарантийные нормы – направлены на обеспечение тех или иных прав;

г. Коллизионные нормы – направлены на разрешение при противоречии норм разных нормативно-правовых актов по отношению к одному и тому же случаю;

д. Оперативные – правила изменения норм права.

 


Вопрос №51: Содержание правовых отношений. Субъективное право и юридическая обязанность

В качестве содержания правоотношения рассматривается его материальное содержание и юридическое.

Материальное содержание правоотношения – само поведение субъектов правоотношения. Юридическое содержание правоотношение составляют субъективное право и юридическая обязанность.

Субъективное право – мера дозволенного поведения. Носитель субъективного права называется управомоченный.

Структура субъективного права:

а. Право-поведение – право на собственные действия;

б. Право-требование – право требовать соответствующее поведение от обязанного лица;

в. Право-притязание – право прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения обязанной стороной своей обязанности;

г. Право-пользование – право пользоваться каким-либо благом на основе предоставленного права.

Юридическая обязанность – мера должного поведения. Носитель юридической обязанности называется правообязанным.

Структура юридической обязанности:

а. Необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них;

б. Необходимость отреагировать на притязание управомоченного лица;

в. Необходимость нести юридическую ответственность по невыполненным обязательствам;

г. Необходимость не препятствовать пользоваться управомоченному лицу теми благам, в отношении которых он имеет на это право.


Понятие толкования

Толкование норм права – выяснение точного смысла, содержания толкуемой нормы права. При этом необходимо понимать, что толкование не создает новые нормы права, а прибавляет знания об этой норме.

Основные причины толкования:

1. Сложность или нечеткость юридических формулировок;

2. Слабая проработанность законов;

3. Несовп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.22 (0.017 с.)