Эволюция Земского собора (1549–1684) как института государственной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция Земского собора (1549–1684) как института государственной власти.



ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ – высшие сословно-представительные учреждения с законосовещательными функциями, собрания представителей городского, областного, торгового и служилого класса, являвшиеся по призыву московского правительства для разрешения важнейших административных и политических дел в середине 16–17 вв. Включали членов Освященного собора (архиепископов, епископов и других во главе с митрополитом, а с 1589 – с патриархом, то есть сановитого духовенства), Боярской думы и думных дьяков, «осударева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. За 135 лет своего существования (1549–1684) было созвано 57 соборов. До 1598 все соборы были совещательными, после смерти царя Федора Ивановича стали созываться избирательные соборы. По способу из созыва земские соборы подразделялись на созванные царем; созванные царем по инициативе «народа» (речь могла идти только о его верхушке, поскольку представителей от самого многочисленного класса – крестьян – на большинстве соборов, кроме 1613 и 1682, не было); созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя; избирательные на царство.

Созыв первого земского собора в 1549 совпадает с началом реформаторского периода в правлении Ивана IV Васильевича Грозного и тем резким обострением социального противостояния «низов» и «верхов» общества, особенно в столице, которым оно сопровождалось. Социальные конфликты заставили привилегированную верхушку общества сплотиться для проведения политики, укрепляющей их экономическое и политическое положение, государственную власть. Земский собор возник как общегосударственный аналог городовых советов, существовавших в крупных уездных городах ранее. Первое совещание Земского собора продолжалось два дня, на нем прозвучало три выступления царя, выступления бояр и наконец, состоялось заседание боярской думы, принявшей решение о неподсудности боярских детей наместникам. С этого события и началась история Земских соборов. Начиная с этого первого заседания повелось проводить обсуждения как бы в двух «палатах»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую – воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне.

21. Смутное время в России (конец XVI – начало XVII в.): причины, основные этапы, итоги. Проблема исторического выбора пути развития.

 

В 1584 году умер царь Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит царем в приступе гнева, и на престол взошел средний сын Федор – добрый, но неспособный к управлению человек. Фактически управление государством целиком находилось в руках Бориса Годунова, на чьей сестре был женат Федор. В 1591 году в Угличе при неясных обстоятельствах погиб младший сын ванна Грозного Дмитрий, и со смертью бездетного Федора прекратилась старая династия.. Был созван земской собор из представителей всяких чинов всех городов Московского государства, и собор единодушно избрал на царство Бориса Федоровича Годунова. На какое-то время государство оказалось "ничьим", и это привело к кризису, послужившему началом так называемого Смутного Времени.

 

 

В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву,. Некоторые польские паны согласились помогать ему и в октябре 1604 года Лжедмитрий вошел в Московские пределы

В апреле 1605г. царь Борис умер, и тогда его войско перешло на сторону претендента, а затем и Москва (в июне 1605г.) с торжеством приняла своего законного "природного" государя царя Дмитрия Ивановича. Новый царь скоро стал возбуждать недовольство своих московских подданныхНедовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606г. к царю приехала его невеста, Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Шуйский начал агитацию против Лжедмитрия тотчас после его воцарения; он был судим собором из всех чинов людей и приговорен к смертной казни, но царь его помиловал.

 

В ночь на 17 мая 1606г бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением их домов. Василий Шуйский стал царём. Воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех. Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания. Появился вождь восстания – бывший холоп Иван Болотников. Болотников с огромным скопищем "воровских людей" подошел к Москве, но был разбит. Однако участники восстания были готовы продолжать выступления, и вскоре встали под знамена второго Лжедмитрия – выходца из Стародуба. Марина Мнишек, бывшая 8 дней царицею Московскою и спасшаяся во время переворота 17 мая, согласилась стать женою нового Лжедмитрия.

 

Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище: "Тушинский вор"). Его войска были разбиты с помощью шведов в 1609 г., и сам Лжедмитрий бежал в Калугу, откуда вскорости предпринял еще одну попытку захвата власти.

 

В это время польский король Сигизмунд решил использовать смуту в России в интересах Польши и начал наступление на Москву. Царь Василий потерял всякое доверие и авторитет, 17 июля 1610г. он был свергнут с престола, а 19-го насильственно пострижен в монахи. После этого наступило "междуцарствие", власть находилась в руках нескольких бояр во главе с князем Мстиславским ("семибоярщина"). Приближение Тушинского вора пугало всех бояр и всех "лучших людей". Чтобы избавиться от вора и его притязаний, бояре решили избрать на московский престол польского королевича Владислава.

 

Лжедмитрий был прогнан от Москвы и снова бежал в Калугу с Мариной и казачьим атаманом Заруцким. Однако польский король Сигизмунд не соглашался на условия Москвы (принятие его сыном православия), переговоры затягивались, и правление поляков в России терпели только как меньшее зло. Но 10 декабря 1610 года Тушинский вор был убит в Калуге, и это стало поворотным событием в ходе Смуты: теперь у русского народа оставался один враг – Сигизмунд, угрожавший православию и национальному русскому государству. Уже в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в стране, поднятое патриархом Гермогеном.

 

7 февраля 1613 г. выборные люди согласились на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета, и, убедившись в согласии народа, Земский Собор 21-го февраля 1613 г. единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. Перед ним стояла труднейшая задача – ликвидация последствий интервенции. Большую опасность представляли казаки, которые разбрелись по стране и не признавали нового царя. Другую опасность представляли шведы. В 1617 г. был заключен Столбовский мир, по которому России возвращались Новгородские земли. Но удерживалась за собой Балтийское побережье. В 1618 г. был заключен мир с Речью Посполитой, за которой оставались Смоленские и Черниговские земли. Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено.

 

Если первая половина века характеризуется резким повышением значения таких органов государственной власти, как Земские соборы и Боярская дума, без совета с которыми царь не мог принять ни одного крупного решения, то со второй половины XVII в. их влияние начинает быстро падать. С 1684 г., например, прекращают созываться Земские соборы. Еще раньше царь начинает игнорировать советы думы, перейдя к практике опоры на ближайших советников ("Ближняя дума", "комната"). Напротив, резко возрастает роль исполнительных учреждений - приказов - и бюрократического аппарата (приказных начальников, дьяков, подьячих и пр.) в государственном управлении. Как раз на XVII в. приходится расцвет приказной системы. Все эти изменения являются несомненным свидетельством укрепления власти российского монарха, все более превращающегося в действительно самодержавного владыку. Их отразило уже Соборное уложение 1649 г., в котором отчетливо прослеживается тенденция к правовому обеспечению неограниченности власти государя. Таким образом, к концу XVII в. в государственной системе России сложились все условия для окончательного оформления абсолютизма.

 

Под Смутным временем понимают период от смерти Ивана Грозного (1584) до 1613 г., когда на российском престоле воцарился Михаил Федорович Романов. Этот период ознаменовался глубоким социально‑экономическим кризисом, поставившим российское государство на грань исчезновения.

Главными причинами Смутного времени являются: затяжные войны второй половины XVI в. (Ливонская, Шведская, военные походы на Казань и др.); опричнина, массовые казни; боярская междоусобица; династический кризис (смерть царевича Дмитрия в 1591 г., прекращение династии Рюриковичей после смерти царя Федора Ивановича в 1598 г.); неурожай и голод 1601–1603 гг.

Основные события Смутного времени. Выделяют три составные части противостояния в обществе времени Смуты, тесно переплетенных между собой: династическое (борьба за московский престол между различными претендентами); социальное (междоусобная борьба классов и вмешательство в эту борьбу иноземных правительств); национальное (борьба с иноземными захватчиками).

22. Первые Романовы (1613–1682). Экономические и социально-политические предпосылки преобразования традиционного общества в России. Развитие российской культуры в ХVII в.

В 1613 году состоялся Земский Собор, на котором был избран новый царь Михаил Федорович Романов (1596—1645) (сын патриарха Филарета), с него и началась династия Романовых. При Михаиле Федоровиче Земский собор работал непрерывно, решая буквально все дела. Ситуация медленно, но стабилизировалась.

Укрепилась власть уже при царе Алексее Михайловиче (1629 - 1676), который назывался в народе «Тишайшим»:

- Был учрежден Приказ тайных дел. В его задачу входил контроль за точным исполнением указаний царя, пресечение казнокрадства, злоупотреблений властью.

- Боярская дума потеряла какое-либо значение. Ведущими в госуправлении стали административные органы – приказы.

- Соборное Уложение 1649г. завершило закрепощение крестьян, отменив урочные годы. крестьяне, их род и потомство становились собственностью феодала, сыск беглых крестьян превратился в бессрочный.

В правление Алексея Михайловича произошли многочисленные массовые социальные выступления: крестьянская война Степана Разина, Медный и Соляной бунты. Социальные противоречия XVII века вошли в историю как «бунташный век».

 

Развитие культуры в XVIIв. XVII в. занимает особое место в истории русской культуры. Этот век переходный от традиционной культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены всем ходом истории российской культуры ХVII в. Самая главная черта русской культуры XVH в. состоит в широком обмирщении, постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Это касается, однако, преимущественно городского населения, в то время как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции. Материальная культура. Быт русских людей в XVII в. менялся постепенно. Русский костюм, оставаясь в своей основе традиционным, все же претерпел определенные изменения. Одежда стала разнообразнее, появились кафтаны различного покроя, головные уборы разной формы. В конце XVII в. знать уже нередко отвергала русское платье, предпочитая более удобное польское или венгерское. Богатые дома все чаще строились из камня. В помещениях появились зеркала и картины, часто на светские темы. Более разнообразной стала мебель.
Продолжалось развитие ремесла. Особенно значительных успехов достигли мастера, занятые обработкой железа, ювелирным делом, литьем колоколов, ткачеством, производством деревянных изделий. В связи с распространением мелкотоварного производства ремесленные изделия стали более разнообразными.
Образование и письменность. Рост ремесла, торговли, усиление государственного аппарата вызвали более широкое распространение грамотности в среде городского населения. Считается, что среди посадских людей 40 — 50% были грамотными. В первой половине XVII в. появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам. В 1685 г. была создана Славяно-греко-латинская академия. Преподавались риторика, логика, философия и физика. По-прежнему широко распространены были рукописные книги. В середине XVII в. в России было налажено производство бумаги. В первой половине XVII в. было издано свыше 200 книг. Среди них преобладали богослужебные книги, официальные документы, учебники. Литература. В литературе XVII в. черты обмирщения особенно заметны. Герои литературных произведений обретают индивидуальные характеры. Ценятся ловкость, предприимчивость. Литература XVII в. стала проявлять интерес к внутреннему миру человека, его личным, интимным переживаниям. Характерно, что монастырская келья, в отличие от литературы предшествующих веков, понимается не как желанная тихая пристань, а как вынужденное и безотрадное пристанище. В литературе XVII в. появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума.
Архитектура. Зодчество XVII в. претерпело значительные изменения. Наряду с культовыми постройками из кирпича и камня стали возводиться жилые дома и гражданские здания. Изменился и внешний вид церквей: они стали менее суровыми и аскетичными. В 80-х гг. XVII в. сложился своеобразный «узорчатый» стиль. В конце XVII в. появился новый архитектурный стиль — нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты — живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. К концу XVII в. жилые постройки стали больше походить на европейские городские дома и дворцы знати.
Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве XVII в. сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И тем не менее, именно в XVII в. началось превращение иконописи в живопись. Крупнейшим художником столетия был Симон Ушаков. Самое знаменитое его произведение — «Спас Нерукотворный». В XVII в. было положено начало портретной живописи. Произведения XVII в. принято именовать не портретами, а парсунами. Для них характерно сочетание портретного сходства с плоскостным изображением.
Уже на протяжении XVII в. происходило обмирщение русской культуры, в российскую жизнь проникало европейское влияние. Данные новшества носили эпизодический, единичный характер. Однако они подготовили глубокие изменения последующей эпохи.

23. Крепостное право в России: становление и развитие (от Судебника Ивана III (1497 г.) до Манифеста 19 февраля 1861 г.).

Этапы юридического закрепощения крестьян. Судебник 1497 года

 

Процесс формирования крепостного права был длительным. Оно порож-дено феодальным общественным строем и являлось его главнейшим атрибутом.В процессе становления крепостничества в России можно выделить не-сколько этапов юридического закрепощения крестьян:

1) Судебник 1497 г.;

2) Судебник 1550 г.;

3) введение заповедных лет в 80-х гг. XVI в.;

4) Указ 1592 г.;

5) введение урочных лет в конце XVI − начале XVII в.;

6) Соборное Уложение 1649 г.

Юридическое оформление крепостного права началось в правление Ива-на III с принятием свода законов единого российского государства − Судебника 1497 г. Статья 57 Судебника «О христианском отказе» ограничивала право кре-стьянского перехода от одного землевладельца к другому одним сроком для всей страны: неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). Условием перехода была уплата пожилого − компенсация землевладельцу за потерю ра-бочих рук. Причем, если крестьянин прожил год, он платил четверть этой сум-мы, если два года, то половину, если три, то три четверти, а за житье в течение четырех лет платилась вся сумма целиком. Пожилое составляло большую, но не одинаковую сумму в лесной и степной зонах. Приблизительно надо было от-дать не менее 15 пудов меду, стадо домашних животныхили 200 пудов ржи.

 

2. Земельная реформа Ивана IV Грозного

 

Судебник 1550 г., принятый при Иване IV в условиях политики социаль-ного компромисса, сохранил право перехода крестьян в Юрьев день, хотя служилые люди настойчиво требовали ликвидации этого права. Была лишь увели-чена плата за «пожилое» и установил дополнительную пошлину «за повоз», ко-торая уплачивалась в случае отказа крестьянина выполнять обязанности при-везти с поля урожай землевладельца. При этом Судебник обязал господина от-вечать за преступления своих крестьян, что усиливало их личную (внеэкономи-ческую) от него зависимость.

Лишившись права перехода, крестьяне стали бежать, оседая на «воль-ных» землях на окраинах российского государства или в вотчинных хозяйствах. Хозяевам крестьян предоставлялось право сыска и возвращения беглых в тече-ние так называемых «урочных лет». В 1597 году царь Федор ввел Указ, кото-рый установивший пятилетний срок возвращения беглых и насильственно вы-везенных крестьян прежним хозяевам.

В том же году был издан указ, по которому кабальные холопы лишались юридической возможности выйти на свободу до смерти холоповладельца. Вла-дельцы холопов получили, кроме того, право превращать в кабальных тех сво-их холопов, которые служили у них добровольно не менее полугода.

3. Крепостное право в XVII веке

 

В XVII веке в экономическом развитии России, с одной стороны, появи-лись такие явления, как товарное производство и рынок, а с другой – продол-жали развиваться феодальные отношения, постепенно приспосабливавшиеся к рыночным отношениям. Это время характеризовалось также усилением само-державия и складыванием предпосылок для перехода к абсолютной монархии. Кроме того, XVII в. − это эпоха массовых народных движений в России.

Во второй половине XVII в. многочисленные категории крестьян в Рос-сии были объединены в две группы − крепостных и черносошных. Крепостные крестьяне вели свои хозяйства на вотчинных, поместных и церковных земля, за что несли различные феодальные повинности в пользу землевладельцев. Чер-носошные крестьяне входили в разряд «тяглых людей Стремясь обеспечить себе поддержку со стороны господствующего клас-са, правительство князя Василия Шуйского принимает Уложение о крестьянах, по которому вводит 15-летний срок исковой давности по делам о беглых (вме-сто 5-летнего). Однако авторитет власти Шуйского падал. Дворяне видели не-способность Шуйского прекратить крестьянские волнения, а крестьяне не при-нимали его крепостническую политику.

В 1613 году царем становится Михаил Федорович Романов. Его царство-вание ознаменовалось дальнейшим закрепощением крестьян. Для некоторых землевладельцев, в виде частной льготы, увеличивался срок сыска беглых кре-стьян с 5 до 10 лет, а с 1642 г. десятилетний срок становится уже общей нормой для розыска беглецов. Более того, для крестьян, насильственно вывезенных владельцами других земель, устанавливается пятнадцатилетний срок сыска. Одновременно входит в практику уступка или продажа крестьян без земли.

В 1645 году царем становится Алексей Михайлович Романов.

При нем было проведено ряд реформ. Прежде всего был изменен порядок взимания платежей и несения повинностей. Вместо прежнего, поземельного принципа сбора налогов их стали собирать по наличному количеству крестьян в поместьях и вотчинах, что избавило дворян от необходимости платить за пус-тующие участки и увеличило обложение крупных земельных владений. В 1646 − 1648 гг. была проведена подворная опись крестьян и бобылей.

К работе Земского собора по подготовке кодекса были привлечены вы-борные люди, съехавшиеся более чем из 130 городов. Среди них насчитывалось до 150 служилых и до 100 тяглых лиц..

Выработанный и утвержденный Земским собором документ известен как Соборное уложение 1649 г По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреп-лены к земле. Особая его глава «Суд о крестьянах» отменяла «урочные лета» для сыска и возврата беглых крестьян, бессрочного розыска и возвращения бег-лых, устанавливала наследственность крепостного состояния и право землевла-дельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина

Принятие Соборного Уложения явилось важнейшим индикатором вос-становления российской государственности. Не имеющее аналогов в то время по своему объему (около 1000 статей) Уложение свидетельствовало о высоком профессионализме русских дьяков середины XVII вСоборное Уложение 1649 г. завершает создание государственной систе-мы крепостного права. В условиях мобилизационного развития эта система бы-ла средством укрепления государства, подъема экономики и усиления воору-женных сил. На какое-то время государственная система крепостного права смогла обеспечить подъем производительных сил и решение внешнеполитиче-ских задач и подготовить определенные предпосылки для преобразований эпо-хи Петра I. Вместе с тем она консервировала отсталые формы общественных отношений, обрекала страну на консервативный, медленный путь социально-экономического развития в дальнейшем.

 

4. Крепостное право в XVIII веке

 

В 1717 г. (при Петре I) наступает новый этап в торгово-промышленной политике. Государство отказывается от монополии на продажу за границу ряда ходовых товаров. Владельцы мануфактур освобождались от службы, а с 1721 г. им предоставляется право покупать к предприятиям крепостных, тем самым было положено начало применению крепостного труда в промышленности.

В 1722 г. владельцы мануфактур получили право не возвращать помещи-кам беглых крестьян, овладевших мастерством.

В 1718 – 1724 г.г. была проведена перепись крестьянства, после чего в стране подворное обложение было заменено подушной податью. Связано это было с тем, что некоторые помещики утаивали количество дворов или объеди-няли несколько семей родственников, а иногда даже и чужих друг другу людей в один двор.

По переписи численность населения России составила 15,6 млн. человек, в том числе мужского пола – 5,8 млн.

В процессе проведения подушной реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название государственных. В него вошли черносошные крестьяне. Это означало включение государственных крестьян в сферу феодальной эксплуатации.

В 1767 г. Екатерина II создает Уложенную Комиссию, целью которой стало устранение существующих в законодательстве недостатков и выявление нужд и настроений в обществе. С большим энтузиазмом императрица присту-пила к созданию нового Уложения, основываясь на принципах новой филосо-фии и науки, открытых современной эпохой Просвещения

В 1765 г. возникло вольное экономическое общество, которое стало регу-лярно издавать свои «Труды» по различным отраслям экономики, селекции растений, животноводству и т.д. Шел процесс становления мануфактуры из мелкого товарного производства, являвшийся вообще показательным призна-ком развития отечественной промышленности. Важным стимулом для развития предпринимательства явились уступки купечеству: в 1766 г. последовал указ об освобождении их от рекрутской повинности и замене ее уплатой денежного взноса, провозглашение свободы предпринимательства в 1775 г., заключавшее-ся в предоставлении купцам и крестьянам права заводить предприятия. Из кре-стьян вышли такие промышленники как Гучковы, Морозовы, Бутримовы. Од-нако нельзя не видеть, что развитие капиталистического уклада тормозилось крепостным правом.

 

5. Отмена крепостного права

 

Наметившийся в XVIII в. кризис крепостнической системы гораздо четче проявляется в первой четверти XIX в. Но это не следует понимать как полный упадок, хозяйство крепостной России приспосабливалось к новым условиям и развивалось.

Внутри самого класса крестьянства начинается процесс расслоения. Поя-вилась сельская буржуазия в лице крестьян-собственников (главным образом в среде государственных крестьян), получивших по закону 1801 г. возможность приобретать в собственность ненаселенные земли, брать в аренду землю у по-мещиков.

В 1803 г. появился указ «О вольных хлебопашцах», который предусмат-ривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян и помещиков. Практические результаты этого указа были ничтожны. За 1803−1825 гг. было заключено всего 160 сделок, по которым выкупились на во-лю 47 тысяч душ крестьян (0,5%). Причиной этого явилось то, что за душу надо было уплатить около 400 руб. серебром.

В 1804−1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзей-ском крае − в Латвии и Эстонии. В.

Указ от 10 марта 1809 г. отменял право помещика ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительные проступки.

Теперь с разрешения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами. В целом это были уступки буржуазному развитию стра-ны, не посягавшие на права и привилегии помещиков.

К 1825 г. 375 тысяч государственных крестьян находились на военных поселениях (1/3 русской армии), из которых образовали Отдельный корпус под командованием Аракчеева. В поселениях крестьяне одновременно служили и работали в условиях жесткой дисциплины, подвергаясь многочисленным нака-заниям.

19 февраля 1855 г. на престол вступил Александр II. Его правление (1855−1881 гг.) стало периодом радикальных преобразований российского об-щества, главным из которых стало освобождение крестьян от крепостной зави-симости.

В основу концепции крестьянской реформы были положены следующие идеи: ее цель − переворот в аграрном строе России, начальная стадия которого − освобождение крестьян от личной зависимости, конечная − превращение их в мелких хозяев при сохранении значительной части помещичьего землевладе-ния.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал все законоположения о рефор-ме и Манифест об отмене крепостного права. Эти документы определили судь-бу 23 млн крепостных крестьян. Они получили личную свободу и гражданские права. Крестьяне за отводимые им земельные наделы (пока они их не выкупят) должны были отбывать рабочую повинность или платить деньги, поэтому на-зывались «временнообязанными». Уязвимые положения этой программы реформирования коренились в том, что, получив волю и зем-лю, крестьянин не стал собственником своего надела и полноправным членом общества (вплоть до 1903 г. крестьяне подвергались телесным наказаниям по решению деревенского схода или местной администрации), им не было предос-тавлено право выбора вариантов аграрных преобразований.

24. XVIII век в европейской и мировой истории. Влияние идей Просвещения на мировое развитие.

Эпоха Просвещения - период господства идейного течения XVIII - сер. XIX вв., основанного на убеждении в том, что разум и наука играют решающую роль в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, Дж.А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; в России - Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д. были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы. Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д’Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801
На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер (1707–1783). Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования В художественной культуре Просвещения не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, классицизм, сентиментализм На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.049 с.)