ТОП 10:

История как наука: объект, предмет, источники, методы и функции



Исламская цивилизация

Тойнби, Данилевский, Хантингтон вводят цивилизацию такого типа в свои классификаторы.

Тойнби пишет, что она произошла от сирийской и эллинской. Тойнби относит её к расцветшим независимым сыновнеродственным цивилизациям. Исламскую цивилизацию создали арабы, населявшие Аравийский полуостров. Они принадлежали к группе семитских народов, также как ассирийцы, финикийцы, евреи.

 

К началу VII в. в Аравии, в особенности в Мекке, значительное распространение получил ханифизм духовно-религиозное учение, направленное на поиск нового единого Бога и заимствовавшее некоторые общие идеи христианства и иудаизма. Одним из ханифов-проповедников стал Мухаммед (570-632), торговец из Мекки.

Исламские Сунниты и Шииты

Исламская цивилизация наименее открытая для внешних воздействий, что обусловлено прежде всего особенностями религии, охватывающей все стороны жизни, включая экономику и политику. Мусульманский образ жизни не только традиционен, но и самоценен. Для исламской ментальности за пределами мусульманского мира нет ничего достойного для внимания и подражания. Вместе с тем это — традиционалистски активная цивилизация.

 

Ислам (буквально покорность) вобрал в себя как духовно-религиозную культуру арабов, так и многие постулаты иудаизма и христианства. Однако, это не было эклектическое смешение различных религиозных верований. Это было качественно новое цельное вероучение. Священной книгой приверженцев ислама мусульман (от муслим преданный) стал Коран (Чтение), который, согласно мусульманскому преданию, был передан Аллахом людям через пророка Мухаммеда. Уже после смерти Мухаммеда Коран был собран в единую книгу и разделен на 114 глав (сур).

 

В основе догматики Корана идея о том, что спасение ждет только тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда. Мусульмане должны полностью вверить себя воле Аллаха. Отсюда фатализм, предопределенность высшей силой человеческой судьбы. В 622 г. Мухаммед с группой последователей был вынужден переселиться в Ятриб, откуда была родом его мать. Там он основал мусульманскую общину. Жителя этого города старые соперники мекканцев встретили нового пророка куда более благожелательно. Они встали на сторону новой религии, а свой город переименовали в честь Мухаммеда в Медину (город пророка). 622 год стал началом нового летоисчисления по мусульманскому календарю.

 

Именно с Медины начинается победное шествие ислама по арабскому миру. Исламская цивилизация, таким образом, имеет ряд отличительных черт. Прежде всего, она способствовала синтезу западной и восточной культур. Ее уникальность заключалась и в том, что в отличие от предшествующих мировых империй (Римской, империи Александра Македонского), основанных на военном завоевании, появляется империя, поддерживаемая единой религией.

Доминирующим фактором в обществе становится религия ислам, которая определяет не только духовно-религиозную, но политическую, социальную, гражданскую жизнь. Ее воздействие, однако, на развитие цивилизации противоречиво. С одной стороны, ислам выступает как мощная интегрирующая, консолидирующая сила. С другой стороны, ислам, начиная со второй половины IX в., становится все более нетерпимым по отношению к христианам, иудеям, к мусульманским еретикам, а также представителям светской науки и философии.

 

10. Древнерусское государство (IX – XII вв.): причины образования, этапы развития, их характеристика. Социально-политический строй Киевской Руси.

Древнерусское государство на первом этапе его развития можно рассматривать как типично раннеклассовое. Основная часть населения состояла из свободных земледельцев, и каждая земля представляла систему сельских общин, которые, однако, все больше попадали под суверенитет складывающегося государства, постепенно втягиваясь в зависимость раннефеодального типа. В IX— первой половине Х в. это было государственное объединение, непрерывно расширявшееся прежде всего за счет присоединения славянских, а позже и других земель. В одних случаях речь шла об утверждении власти Киева в землях, где некоторое время оставались и свои князья, ставшие зависимыми от Киева (например, у древлян). В других случаях славянские территории отторгались у соседних государств (например, страна вятичей у хазар). Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим, поскольку на местах существовали и другие зависимые от него князья. Киевский князь уже в IX в., желая подчеркнуть свою силу и значение в пределах Восточной Европы, а также независимость Киева, принял тюркский титул хакана (кагана) (соответствующий европейскому титулу императора), подчеркивая этим свое равенство с ранее доминировавшим в Восточной Европе хазарским каганом. Объединение восточнославянских земель под эгидой Киева было закономерным процессом, связанным с зарождением феодальных отношений и возникновением раннефеодального государства. Но государства этого типа, как известно, не отличаются внутренней прочностью. Дальнейшее развитие феодальных отношений, прежде всего крупной феодальной земельной собственности, неизбежно ведет к распаду таких политических объединений. Киевская Русь, хотя и оказалась долговечнее большинства аналогичных государственных объединений, все же была обречена на переход к феодальной раздробленности.

Для этого были экономические, социальные и этнические причины. Начнем с последних. Объединение восточнославянских племен и земель в единое государство привело к постепенному оформлению древнерусской народности и древнерусского литературного языка и культуры. Этот факт имел огромное значение в жизни восточного славянства и в его дальнейших судьбах. Но местные особенности и различия не были полностью преодолены, в том числе в языке, быту и т.д.

В основе социально-экономических предпосылок развития феодальной раздробленности на Руси лежал процесс феодализации — рост феодальной земельной собственности и складывание классов феодалов и зависимых крестьян. Формирование крупной земельной собственности на Руси в IX—XII вв. шло сложным путем. В IX—Х вв. оно происходило путем "окняжения" ранее общенародных общинных земель, которое делало живших там свободных общинников — "людей" — зависимыми от князя "смердами", платившими ему подати (т.е. подвергавшимися государственной эксплуатации). Затем великие князья стали раздавать "окняженные" земли зависевшим от них местным князьям, боярам, монастырям сначала в форме своего рода столов-"кормлений" (права сбора податей с определенной территории), а затем и в виде земельных пожалований. Из тех и других в XI в. формировались уже феодальные вотчины — наследственные земельные владения феодалов, обрабатывавшиеся трудом завивисимых крестьян. Хотя точных данных о формах эксплуатации нет, преобладала, видимо, государственная эксплуатация. Существовали и иные группы крестьянского населения: "челядь", "холопы", т.е. рабы; "изгои", оторвавшиеся от своих общин и жившие в чужих; "закупы" — люди, попавшие в долговую кабалу и работавшие в хозяйстве в качестве земледельцев до выплаты ссуды. Появление "изгоев" и "закупов" свидетельствует о наличии расслоения в старой свободной общине и создании категорий крестьян, вынужденных вступать в поземельную зависимость не от государства, а от частных господ.

Параллельно складывались и формы древнерусской феодальной иерархии, характерной для всех стран в периоды феодальной раздробленности. Эти формы во многом отличались от "классических" западноевропейских: в основе вассалитета здесь лежало не столько условное земельное держание, сколько подчинение "младших" князей "старшим" по силе и могуществу, а бояр — великому князю и князьям в каждом княжестве. В XII в. в отдельных княжествах на землю сажается часть дружины и слуг княжеского "двора", составившие основу будущего слоя дворян и "детей боярских", т.е. низшее звено феодальной иерархии. Структура ее оставалась, однако, менее четкой и многоступенчатой, чем в Западной Европе. На этом более высоком уровне феодализации политическая раздробленность Древнерусского государства была закономерной и вела к укреплению его функций в интересах отдельных земель, местных бояр, городов, дворян. Вместе с тем она делала Русь более уязвимой для внешних врагов. Боярство формировалось из верхушки княжеской дружины, в меньшей степени местной знати, и делилось на "столичное" (великокняжеское) и "провинциальное" (областное). Роль боярства была неодинакова в разных древнерусских землях. Наиболее значительные древнерусские города XI—XII вв. не уступали западноевропейским, а столица Киев по числу жителей и размерам превосходила большинство из них. В городах процветали ремесла, купечество вело активную торговлю со многими странами Западной Европы и Востока, с Византией. Особенно выделялись Киев и Новгород. Через Киев, а также Чернигов велась сухопутная торговля с немецкими городами Рейнской области и Баварии, Чехии и Польши. Новгород имел обширные морские торговые связи с Северной Европой. Древнерусский город XI—XII вв. представлял собой своеобразный социальный организм. В большинстве городов были некоторые элементы самоуправления, а Новгород и Псков стали самостоятельными городскими республиками. В отличие от Западной Европы, где города в средние века возникали в противовес феодальной вотчине и развивались в борьбе с феодальными сеньорами, русский город всегда сохранял тесную связь с феодалами и их сельскими владениями. Отсюда та большая роль, которую играло в городах, в том числе в Новгороде, боярство, экономическая сила которого черпалась в основном, однако, вне города. Поэтому и в древнерусских республиках типа Новгородской, при всей силе купечества и верхушки ремесленников, главную политическую роль играло боярство, само тесно связанное с торговлей и купеческой верхушкой; фактически оно стояло у власти в городах.

Таким образом, древнерусское общество и государство с конца Х— начала XI в. становилось уже раннефеодальным и никак не может рассматриваться как военная демократия.

В зарубежной историографии и по сей день бытует точка зрения о народовластии на Руси, осуществлявшемся вечем — народным собранием. На деле вече, которое генетически действительно восходит к народному собранию древних славян, в XI—XII вв. даже в Новгороде было уже покорным орудием в руках тех же бояр и торгово-ремеслепной верхушки древнерусских городов.

Наиболее четкое социальное размежевание оформилось в Киевской земле, в Новгороде, княжестве Черниговском и некоторых других центральных областях. На окраинах же феодальные отношения развивались медленнее. Этим, очевидно, объясняется и то, что в XII в., за исключением Новгорода, старые центры Киевской Руси постепенно приходили в упадок; там особенно интенсивно шло дробление на уделы. Разумеется, надо учитывать и роль половецких набегов, особенно пагубных для Переяславской и Киевской земель. Но в основе ослабления старых центров Древней Руси лежали все-таки внутренние процессы: рост крупного феодального землевладения и ослабление центральной власти. С другой стороны, усиливаются окраинные княжества — Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, где процесс феодализации шел медленнее, дольше сохранялась центральная власть и лишь позже, к началу XIII в., возобладали тенденции к феодальной раздробленности.

11. Значение принятия Русью христианства в православном варианте. Формируемый православием менталитет. Культура Киевской Руси в IX–XII вв.

При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство. Среди киевских дружинников христиане были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века. Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, по некоторым источникам, был ярым противником христианства. До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву(даже человеческие). Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. Заставить по- новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть. Этим, наверное, и объясняется отказ Владимира от язычества и принятие христианства. “Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. И вернувшись, посланники назвали самую лучшую греческую веру. С решением Владимира принять христианскую веру могла также быть связана его женитьба на византийской принцессе Анне. Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Большинство жителей Киевской Руси крестилось на протяжении всего правления Владимира, но язычников все ещё оставалось немало. Особенно долго сопротивлялись Северо-восток, Ростово-Суздальская и Мурманская земли. Они приняли христианство в середине 11 в. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых. Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов…Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.

12 Удельная Русь. Причины, общая характеристика политической раздробленности. Основные типы политико-экономического развития русских земель и княжеств (Северо-Восточная, Юго-Западная Русь, Великий Новгород). Культура домонгольской Руси.


В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину свою». Его принятие означало, что князья отказались от лествичной системы наследования княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей великокняжеской семье) и перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. К середине XII в. политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным.

Политическая раздробленность была явлением неизбежным. В чем состояли ее причины? На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел.

Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри. Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Распад единого государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII—XIV вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси.

В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств. Крупнейшими были: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество; на северо-западе — Новгородская республика.

Галицко-Волынское княжество (оформилось в 1199 г. в результате подчинения Галича волынским князьям) унаследовало политический строй Киевской Руси. Князья (крупнейшим был Даниил Романович, середина XIII в.) при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. С середины XIII в. княжества слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши.

Владимиро-Суздалъское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг (милостни-ков, т. е. людей, зависящих от милости князя).

Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157—1174). При нем столица княжества была перенесена во Владимир, утвердилось новое титулование правителя — «царь и великий князь». Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские походы. В 1174 г. он был убит заговорщиками-боярами. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176— 1212) княжество достигло расцвета, оборванного междоусобьем, начавшимся после его смерти, и вторжением монголо-татар в 1237—1238 гг.

Владимиро-Суздальское княжество стало колыбелью формирования великорусской народности и в недалеком будущем центром сплочения русских земель в единое Российское государство.

Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из древнейших русских городов был вместе с тем одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало не сельское хозяйство (Новгород зависел от поставок хлеба из соседнего Вла-димиро-Суздальского княжества), а торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой (представительство этого мощного торгового союза немецких городов было в Новгороде), Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями, мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского вече. О его составе историки спорят. Одни считают, что в нем участвовало все городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участниками веча были так называемые «пятьсот золотых поясов» — выходцы из крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные боярские и купеческие роды, а также духовенство. На вече выбирались должностные лица — посадник (правитель Новгорода), тысяцкие (руководители ополчения), воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава новгородской церкви), архимандрит (старейшина среди настоятелей новгородских монастырей). Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадника выполнял функции военного руководителя. Такой порядок сложился после 1136г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода. Новгород, таким образом, был аристократической (боярской) республикой, хранителем вечевых традиций Древней Руси.

Учебники.

Создание системы образования различных уровней поставило задачу создания учебников для сети учебных заведений. Среди учебных пособий важную роль сыграли "Арифметика" Л.Ф. Магницкого и "Грамматика" М. Смотрицкого. Именно эти книги русский энциклопедист М.В. Ломоносов назвал "вратами своей учёности". Перу самого М.В. Ломоносова принадлежит целая серия учебников по физике, металлургии, риторике. Учебники на мировом уровне создают: Д. Аничков по математике, В.Ф. Зуев по естествознанию, Х.А. Чеботарёв по географии, П.И. Страхов по физике и др.

В 1725 г. открывается Академия наук, которая вскоре займёт видное место среди других академий мира.В ХVIII в. развивались гуманитарные науки. В начале ХVIIIв. Появляются труды по истории, в которых не просто описываются события, но и делаются первые попытки их проанализировать.

Литература ХVIII в. выступает в новых формах, закладывает основы новой русской национальной литературы. Литература стала многожанровой. Примечательно творчество поэта-сатирика А.Д. Кантемира. Сатирическое направление в художественной литературе представлено Д. И. Фонвизиным, его знаменитые комедии "Бригадир" и "Недоросль" положили начало русской классической драматургии. Сатирическая публицистика молодого баснописца И.А. Крылова и комедии В.В. Капниста были близки к произведениям Д.И. Фонвизина.

Поэзия М.В. Ломоносова открыла в русской поэзии период классицизма, для которого характерны оды, трагедии, похвальные слова и др.

В конце ХVIII в. на смену классицизму приходит новое направление в художественной литературе - сентиментализм, сильные и слабые стороны которого нашли в "Письмах русского путешественника" и "Бедной Лизе" Н.М. Карамзина.

Русское искусство развивалось в тех же формах и направлениях, которые были характерны для западноевропейского искусства.

ХVIII в. был связан с расцветом русского зодчества, живописи и скульптуры. В зодчестве преобладало строительство гражданских сооружений. Дворцы, жилые дома и общественные здания строились в стиле затейливого барокко.

Ведущее место среди зодчих середины века принадлежит В.В. Растрелли

Впечатляющи были достижения светской живописи. Главными жанрами в творчестве художников были исторические сюжеты, сцены народной жизни, портреты, пейзажи. Русский театр и музыка не были столь значительны в системе европейского искусства. Важнейшим достижением в этой области было создание в 1756 г. Ф. Волковым первого в России профессионального публичного театра, называвшимся "Российский для представления комедий и трагедий театр". Со второй половины ХVIII в. широкое распространение получил крепостной театр.Театр ХVIII в. заложил основы русской драматургии. В России были сделаны шаги в создании русской симфонической музыки, написаны первые оперы, в которых заметна связь с народными песнями. Начинается издание первых сборников романсов, народных песен, камерной музыки.

Развитие русской культуры явилось составной частью процесса формирования русской нации. Происходило развитие общенародного русского языка, который обогащался научной терминологией. Формирование русской национальной культуры усиливало её связь с общенациональными интересами и потребностями. Большинство деятелей русской культуры ХVIII в. были представителями разночинцев, солдат, мещан, крестьян. Это обстоятельство способствовало развитию общенациональных тенденций в русской культуре.

Образование США (вторая половина XVIII в.). Конституция США 1787 г.

Первыми европейцами, достигшими берегов Нового Света в конце XV века, были испанцы. Они прочно обосновались во Флориде и на американском юго-западе ещё до того, как началась колонизация Америки англичанами и французами. Однако власть испанцев и их влияние стали приходить в упадок после поражения в конце XVI века Непобедимой Армады. Началом колонизации Америки англичанами и французами можно считать первые годы XVI века. На протяжении 75 лет после основания в 1607 году первой английской колонии в Виржинии возникли ещё 12 колоний: Нью-Хемпшир, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр, Мэриленд, Северная Каролина, Южная Каролина, Джорджия. Наряду с англичанами и французами в Новый Свет ехали переселенцы из Голландии, Германии, Испании и других европейских стран. Сами по себе колонисты не были однородны ни по религиозным взглядам, ни по социальному уровню.На первых порах они сохраняли представления об образовании и воспитании, вывезенные ими с родины – потому школа в Северной Америке развивалась под сильным воздействием европейского опыта. При этом именно английская школьная традиция оказалась самой влиятельной из всех европейских при формировании собственно американской системы образования.

Началом среднего образования в Северной Америке можно считать открытие в 1635 году церковной общиной Бостона городской латинской грамматической школы, дававшей повышенное образование классического типа. Идея создания таких школ быстро распространилась и в других городах, и уже к середине XVIII века городские школы стали ведущими среди образовательных учреждений Северной Америки.

 

Во второй половине XVIII века в ряде североамериканских колоний возникли частные общеобразовательные заведения нового типа — академии.Первое такое заведение основал в 1749 г. в Пенсильвании Б. Франклин. Помимо предметов классического цикла, в академии Франклина предусматривалось изучение политической и экономической истории, естествознания, ряда иных научных дисциплин. Академия состояла из трёх отделений, и ученикам предоставлялась возможность выбора интересующего их типа образования: классического, филологического или математического. Она была образцом для подражания, и в конце века академии уже стали наиболее распространенным видом полной общеобразовательной школы и оставались главным типом учебного заведения среднего образования до середины XIX века. В академиях учились как мальчики, так и девочки. Между академиями все же имелись отличия (например, изучался разный набор живых иностранных языков), разными были и сроки обучения (от трех до пяти лет).

 

Интересно отметить, что идеи просвещения, распространившиеся во второй половине XVIII века в Европе, были подхвачены в Северной Америке прежде всего государственными деятелями. Прогрессивные педагогические идеи, в том числе и всеобщая доступность образования, легли здесь в основу законодательства.

 

Власти штатов прилагали невероятные усилия для создания альтернативы частным академиям, доступу в которые препятствовала высокая плата за обучение – с середины XIX века место частных академий постепенно занимали выраставшие над начальными школами высшие школы (HighSchool). Учебный курс заведений такого типа занимал от трех до пяти лет. В программу входили, с одной стороны, предметы элементарного образования, а с другой — дисциплины, изучаемые в академии, включая древние языки и литературу. Основу образовательной политики того времени составляла идея школы как средства адаптации человека в обществе. Общей чертой для всех школ было культивирование так называемого «американского образа жизни».

В конце шестидесятых годов XX века в США были предприняты окончательные шаги для централизации управления образованием – был принят закон об образовании в целях национальной обороны.

«Знания в каждой стране служит самой надёжной основой благополучия», - эти слова Дж. Вашингтона и по сей день являются основой американской политики в области образования.

 

Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Филадельфийским Конвентом и после ратификации ее 9 штатами (21 июня 1788 г.) вступила в силу. Изменение Конституции США осуществляется путем принятия поправок, которые не инкорпорируются в основной текст, а следуют за ним, что сохраняет и первоначальный текст.

Характерные черты Конституции США 1787 г.:

1) Конституция США 1787 г. – акт, несущий отпечаток эпохи раннего конституционализма как по выраженным в нем идеям, так и по стилистике;

2) недостающие «фрагменты» конституционного регулирования были восполнены так называемой живой Конституцией, создаваемой Конгрессом, Президентом и Верховным судом.

В западной конституционно-правовой литературе особо отмечаются новаторский характер данного акта, выдающийся вклад отцов-законодателей в формирование представлений о демократии, президентской республике и концепции федерализма;

3) основные аспекты регулирования в статьях не исчерпывают ее содержания, поскольку наряду с указанными вопросами в текст вкраплены многочисленные детали и оговорки, которые стали основой для разработки принципов правового регулирования на уровне текущего законодательства и судебной практики, в том числе и по прямо не сформулированным аспектам (например, о правах и свободах граждан);

4) большая часть норм о правах и свободах граждан сосредоточена не в основном тексте, а в поправках к Конституции. Первым 10 из них придается особое значение, поэтому они в научной литературе называются Биллем о правах.

Конституция США 1787 г. состоит из Преамбулы, 7 статей (имеющих деление на разделы) и 27 поправок.

В преамбуле (не имеющей такого заголовка) говорится о том, что конституцию принимает народ, и перечислены цели, к достижению которых стремились при ее принятии:

1. образование более совершенного союза;

2. утверждение правосудия;

3. обеспечение внутреннего спокойствия;

4. организация совместной обороны;

5. содействие общему благосостоянию;

6. обеспечение себе и потомству благ свободы.

Статьи Конституции в соответствии с традициями англосаксонской системы права содержат, помимо основного содержания, значительное число «деталей».

Статья I содержит положения о Конгрессе США, включая порядок формирования палат, требования к депутатам и сенаторам и др.

Статья II посвящена в основном исполнительной власти.

Статья III содержит положения о судебной власти.

Статья IV направлена на некоторую унификацию федеральной системы: признание актов, официальных документов и судебных решений, принятых в одном штате, другими штатами, право граждан одного штата на все льготы и привилегии граждан других штатов, а также вопросы выдачи граждан одного штата правосудию другого и разграничение юрисдикции штатов.

Статья V регулирует вопросы изменения Конституции.

Статья VI содержит нормы о признании долгов и обязательств конфедерации и др.

Статья VII определяет порядок ратификации данной Конституции и сообщает о принятии ее Конвентом.

 

31Буржуазно-демократические революции в Европе. В 1848—1849 гг. почти вся Европа была охвачена революционным пожаром. Во Франции и Австрийской империи, в Пруссии и большинстве других германских государств, в остававшейся раздробленной Италии вспыхнули буржуазные революции. Париж, Вена, Берлин, Рим, многие другие европейские столицы стали центрами революционных событий. Никогда ранее Европа не знала такого всеобщего обострения классовой борьбы, такого широкого размаха развернувшихся одновременно народных выступлений и бурного подъема во многих странах национально-освободительного движения. В различных частях континента накал борьбы был неодинаков, по-разному складывалась расстановка классовых сил, глубокое недовольство народных масс проявлялось в многообразных формах, но несомненным было одно — революционные события приняли общеевропейские масштабы. К этому времени во многих европейских странах сохранялись еще феодальные или полуфеодальные отношения, а в ряде государств — абсолютистские порядки. В Австрийской и Османской империях, в некоторых других государствах классовый гнет соединялся с национальным. В Германии и Италии неотложной потребностью было образование объединенных буржуазных национальных государств. Уничтожение феодализма и его пережитков, национальное освобождение угнетенных народов, соединение воедино раздробленных германских и итальянских земель, проведение повсюду глубоких демократических преобразований — эти задачи выдвигались тогда на первый план всем ходом исторического развития. Радикально решить их можно было только революционным путем. В 1848 г., писал В. И. Ленин, «...во всей Европе объективно стояла на очереди буржуазно-демократическая революция».

33Общественная мысль и общественные движения в России в первой половине XIX в. В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один -вокруг редакции "Колокола", издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию "общинного социализма" и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала "Современник". Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.

На основе идей Н.Г. Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок "Великорусе" (1861-1863), "Земля и воля" (1861-1864). В них входили Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Г.Е. Благосветлов, Н.И. Утин и др. "Левые" радикалы поставили задачу подготовки народной революции. Для этого землевольцы развернули активную издательскую деятельность в своей нелегальной типографии. В журнале "Земля и воля", в прокламациях "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", "К молодому поколению", "Молодая Россия", "К солдатам", "Что нужно делать войску", "Великорусе" они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия и демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.224.8 (0.026 с.)