Гражданская война и иностранная интервенция в России: причины, этапы, основные итоги и последствия. Политика военного коммунизма (1918 – 1921). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданская война и иностранная интервенция в России: причины, этапы, основные итоги и последствия. Политика военного коммунизма (1918 – 1921).



 

Гражданская война и иностранная интервенция. Пафос социалистического строительства, развернувшийся после Октября, вызвал шквал неодобрительных эмоций у всех политических противников большевиков и спровоцировал их на ответные действия, связанные с развертыванием открытой антибольшевистской войны. Практически сразу же после октябрьского переворота вооруженные антибольшевистские силы организовали фронт борьбы против Советской России. Разгон Учредительного собрания убедил оппозицию в необходимости

 

бороться до конца с утверждающейся в России ни чем не прикрытой «пролетарской диктатурой». Кроме того, положение большевиков утяжелилось в связи с подписанным ими 3 марта 1918 г. в Бресте мирным договором с Германией. С целью не допустить закрытия Восточного фронта и желая свалить власть, готовую изменить союзническим обязательствам, на сторону «белой» оппозиции стали страны Антанты. В конце лета 1918 г. положение

 

Советской власти стало критическим. Для организации сопротивления потребовался целый комплекс чрезвычайных мероприятий, который в истории получил название политики «военного коммунизма»: • усиленная мобилизация в Красную Армию; • введение смертной казни и красного террора, открывшего эпоху неограниченных полномочий ВЧК, а также создание сети концлагерей; • внедрение практики брать в заложники лиц из числа дворян, буржуазии и интеллигенции; • конфискация посредством продразверстка всех излишков сельхозпродуктов;

 

• введение всеобщей трудовой повинности, казарменного положения рабочих и пайковой оплаты труда; • перевод заводов на выпуск военной продукции; В отличие от большевиков, представители «белого» движения не создавали необходимого фундамента для своих побед. Их неспособность оформить привлекательную для широких слоев населения экономическую программу провоцировала восстания в тылу белогвардейских войск. Такой же неразумной была их национальная политика, в большинстве

своем по-прежнему отстаивавшая великодержавную единую и неделимую Россию. Расплывчатые формулировки о федерализме в программах некоторых деятелей «белого» дела вызывали большой скепсис в национальных окраинах и не шли ни в какое сравнение с четкими обязательствами большевиков по национальному вопросу, выполнение которых, к тому же, можно было наблюдать в жизни. Крайне слабым местом белого движения была также политическая полярность, приверженность различным политическим

 

убеждениям, из-за которой так и не был создан единый центр, координирующий все антисоветское движение: одновременно сосуществовали колчаковское Уфимское правительство, врангелевское «Правительство Юга России» и другие. Некоторое время все эти недостатки компенсировались усилившейся военной поддержкой союзников, получивших свободные боевые контингенты после поражения Германии и ее союзников в первой мировой войне. После боевых успехов

 

Красной Армии в сентябре 1918 г позволивших ей дойти до Урала и Царицына, наступил самый тяжелый для Советской власти период. В ноябре 1918 г. английский войска высадились в Новороссийске и Батуми, французские - в Севастополе и Одессе. Накануне февраля 1919 г. интервентов на территории России насчитывалось до 300 тыс. человек. Однако, испытав на себе эффективность большевистской пропаганды,

 

иностранные солдаты отказывались участвовать в агрессии. Дело доходило до революционных восстаний. В результате, в апреле 1920 г. на территории России остались только японские части. С этого времени Англия, Франция и США ограничились только военной и экономической помощью белой армии. Победа большевиков не была случайностью. В отличие от своих политических и военных противников, они

смогли победить не только в ходе непосредственных боевых действий, но и за их пределами. Со знанием дела «отвоевывая» крестьянство, национальные регионы, умело, деморализуя противника, выбивая социальную почву из-под его ног, организовав жесткий, даже жестокий, но в условиях войны единственно верный механизм координации политико-идеологических, военных и экономических усилий, большевики разыграли наиболее удачную «карту» гражданской войны, обеспечив тем самым себе победу.

Национально-государственное строительство в 1920-е гг. Образование СССР и принципы его национальной политики.

Образование СССР

 

В сентябре 1922 г. комиссия ЦК РКП(б) с участием И. В. Сталина подготовила так называемый «план автономизации»: вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Обосновывая его, Сталин не без резона указывал на показной, формальный характер независимости национальных республик, провозглашенных в то время, когда в огне гражданской войны «нужно было демонстрировать либерализм Москвы в национальном вопросе». Теперь же, считал он, надобность в этом политическом камуфляже отпала.

Идею «автономизации» поддержали руководители компартий Азербайджана и Армении. Коммунистические лидеры Белоруссии и Украины склонялись к сохранению статус-кво во взаимоотношениях республик (при этом украинцы добавляли, что, следуя партийной дисциплине, они не будут настаивать на своем, если ЦК РКП(б) одобрит сталинский проект). Только члены ЦК компартии Грузии однозначно отвергли «план автономизации», заявив: «Объединение хозяйственных усилий и общей политики считаем необходимым, но с сохранением всех атрибутов независимости».

Этот тезис горячо поддержал В. И. Ленин, расценивший затею с «автономизацией» политически ошибочной, никак не подходящей и для мирного времени. Она неизбежно обострила бы отношения Москвы с населением окраинных земель и местными политическими элитами. Поэтому лидер партии предложил иную юридическую базу для оформления единого государства с удержанием необходимых «атрибутов независимости»: провозгласить его как добровольный союз суверенных и равноправных республик. ЦК РКП(б) высказался за это предложение.

30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации (I съезд Советов СССР) принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов одобрил Конституцию СССР. Высшим органом власти она объявила Всесоюзный съезд советов, а между съездами — ЦИК, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей (первый избирался съездом из представителей союзных республик пропорционально их населению; во второй входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному — от автономных областей). Высшим исполнительным органом провозглашался Совет Народных Комиссаров СССР. Он ведал иностранными делами, обороной страны, внешней торговлей, путями сообщения, финансами и др. В ведении союзных республик находились внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.

 

Принципы национальной политики большевиков.

 

В стране, где 57% населения составляли нерусские нации и народности, национальная политика большевистской партии имела огромное значение.

Намечая ее контуры в дооктябрьский период, руководители РСДРП(б) исходили из двух марксистских постулатов:

о принципиальной невозможности решить национальный вопрос в условиях капитализма. Лишь революционная трансформация буржуазного общества в социалистическое могла обеспечить, согласно марксистской концепции, преодоление классовых антагонизмов, а затем и национальных противоречий — вплоть до слияния наций. «Национальные черты народов,— утверждал Ф. Энгельс,—...неизбежно будут смешиваться и таким образом исчезнут точно так же, как отпадут всевозможные сословные и классовые различия вследствие уничтожения их основы — частной собственности»;

о подчиненности политики марксистов в области межнациональных отношений ключевой задаче — борьбе пролетариата за государственную власть.

Такой взгляд на соотношение национального и политического факторов сформулировал внешне противоречивую, но с «классовой» точки зрения логически стройную и безупречную позицию большевиков по национально-государственному вопросу. С одной стороны, на II съезде (1903 г.) они охотно взяли на вооружение марксистский тезис о праве наций на самоопределение, усилив позднее его взрывной по отношению к устоям имперской власти характер еще одним правом — на отделение и образование самостоятельных государств. С другой стороны, будущее пролетарское государство виделось В. И. Ленину и его соратникам «единой и нераздельной республикой Российской с твердой властью», поскольку именно «централистическая» форма государственного устройства создавала, по их мнению, оптимальные экономические и социально-политические условия для построения социализма и переплавки в обозримой перспективе наций в одну наднациональную общность. Иначе говоря, русские революционные марксисты вели речь тогда о государстве унитарном — едином, подразделявшемся лишь на административно-территориальные единицы (уезды, губернии и т. д.).

 

Однако и в этом большевики были далеки от догматической скованности. В 1913 г. они, не отказываясь от идеи унитарного государства, допустили возможность проведения в его рамках «широкой областной автономии» с тем, чтобы обеспечить «равноправие всех наций и языков» (автономия — самоуправление части территории единого государства с правом издавать местные законы). Незадолго до октября 1917 г., в ситуации стремительного подъема национального самосознания населявших страну народов, В. И. Ленин сформулировал иной, более популярный в массах «инородцев» принцип национально-государственного строительства «союза свободных республик», т. е. их федерации (федерация — форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы — республики, штаты, земли — юридически обладают определенной самостоятельностью, имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы; наряду с этим образуются федеральные органы государственной власти, устанавливается общее гражданство, денежная система и т. д.). Важно, однако, подчеркнуть, что и после этого Ленин продолжал рассматривать федерацию лишь как продиктованную специфическими условиями многонациональной России форму перехода к «вполне единому государству», единой, «централистически-демократической республике».

Федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в советскую федерацию, законодательно закреплялся в Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.), а затем в Конституции РСФСР.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.255 (0.025 с.)