ТОП 10:

Просвещение, наука, техника.



Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.

Создаётся новый гражданский алфавит, который сменяет старый, церковнославянский. На нём печатаются все учебные, научные, художественные произведения.

Школы петровского времени носили светский характер. Для подготовки горных мастеров были открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводах, цифирные и гарнизонные школы. Военных специалистов готовили профессиональные школы - Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Морская, Медицинская.

Сословными учебными заведениями становятся духовные семинарии и академии. Для купечества была открыта коммерческая школа. Цифирные школы преобразуются в сословные школы солдатских детей, готовящих унтер-офицеров. Это были единственные школы для простого народа, и они тоже сыграли огромную роль в развитии русской культуры. Воспитанниками солдатских школ были будущий учёный С.П. Крашенинников, изобретатель И. И. Ползунов, архитектор И.Е. Старов, скульптор М.И. Козловский, художники А.П. Антропов и А.М. Матвеев. В 1786 г. учреждаются 4-х классные народные училища.

Система сословного образования была нарушена созданием Московского университета (1755 г.) по инициативе М.В. Ломоносова. Студентами университета могли стать представители различных сословий, кроме крепостных крестьян. Университет предусматривал бесплатное обучение для 30 студентов и 100 гимназистов, обучающихся при нём. Славой и гордостью Московского университета был М.В. Ломоносов (1711 - 1755 гг.).

\

Учебники.

Создание системы образования различных уровней поставило задачу создания учебников для сети учебных заведений. Среди учебных пособий важную роль сыграли "Арифметика" Л.Ф. Магницкого и "Грамматика" М. Смотрицкого. Именно эти книги русский энциклопедист М.В. Ломоносов назвал "вратами своей учёности". Перу самого М.В. Ломоносова принадлежит целая серия учебников по физике, металлургии, риторике. Учебники на мировом уровне создают: Д. Аничков по математике, В.Ф. Зуев по естествознанию, Х.А. Чеботарёв по географии, П.И. Страхов по физике и др.

В 1725 г. открывается Академия наук, которая вскоре займёт видное место среди других академий мира.В ХVIII в. развивались гуманитарные науки. В начале ХVIIIв. Появляются труды по истории, в которых не просто описываются события, но и делаются первые попытки их проанализировать.

Литература ХVIII в. выступает в новых формах, закладывает основы новой русской национальной литературы. Литература стала многожанровой. Примечательно творчество поэта-сатирика А.Д. Кантемира. Сатирическое направление в художественной литературе представлено Д. И. Фонвизиным, его знаменитые комедии "Бригадир" и "Недоросль" положили начало русской классической драматургии. Сатирическая публицистика молодого баснописца И.А. Крылова и комедии В.В. Капниста были близки к произведениям Д.И. Фонвизина.

Поэзия М.В. Ломоносова открыла в русской поэзии период классицизма, для которого характерны оды, трагедии, похвальные слова и др.

В конце ХVIII в. на смену классицизму приходит новое направление в художественной литературе - сентиментализм, сильные и слабые стороны которого нашли в "Письмах русского путешественника" и "Бедной Лизе" Н.М. Карамзина.

Русское искусство развивалось в тех же формах и направлениях, которые были характерны для западноевропейского искусства.

ХVIII в. был связан с расцветом русского зодчества, живописи и скульптуры. В зодчестве преобладало строительство гражданских сооружений. Дворцы, жилые дома и общественные здания строились в стиле затейливого барокко.

Ведущее место среди зодчих середины века принадлежит В.В. Растрелли

Впечатляющи были достижения светской живописи. Главными жанрами в творчестве художников были исторические сюжеты, сцены народной жизни, портреты, пейзажи. Русский театр и музыка не были столь значительны в системе европейского искусства. Важнейшим достижением в этой области было создание в 1756 г. Ф. Волковым первого в России профессионального публичного театра, называвшимся "Российский для представления комедий и трагедий театр". Со второй половины ХVIII в. широкое распространение получил крепостной театр.Театр ХVIII в. заложил основы русской драматургии. В России были сделаны шаги в создании русской симфонической музыки, написаны первые оперы, в которых заметна связь с народными песнями. Начинается издание первых сборников романсов, народных песен, камерной музыки.

Развитие русской культуры явилось составной частью процесса формирования русской нации. Происходило развитие общенародного русского языка, который обогащался научной терминологией. Формирование русской национальной культуры усиливало её связь с общенациональными интересами и потребностями. Большинство деятелей русской культуры ХVIII в. были представителями разночинцев, солдат, мещан, крестьян. Это обстоятельство способствовало развитию общенациональных тенденций в русской культуре.

Образование США (вторая половина XVIII в.). Конституция США 1787 г.

Первыми европейцами, достигшими берегов Нового Света в конце XV века, были испанцы. Они прочно обосновались во Флориде и на американском юго-западе ещё до того, как началась колонизация Америки англичанами и французами. Однако власть испанцев и их влияние стали приходить в упадок после поражения в конце XVI века Непобедимой Армады. Началом колонизации Америки англичанами и французами можно считать первые годы XVI века. На протяжении 75 лет после основания в 1607 году первой английской колонии в Виржинии возникли ещё 12 колоний: Нью-Хемпшир, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр, Мэриленд, Северная Каролина, Южная Каролина, Джорджия. Наряду с англичанами и французами в Новый Свет ехали переселенцы из Голландии, Германии, Испании и других европейских стран. Сами по себе колонисты не были однородны ни по религиозным взглядам, ни по социальному уровню.На первых порах они сохраняли представления об образовании и воспитании, вывезенные ими с родины – потому школа в Северной Америке развивалась под сильным воздействием европейского опыта. При этом именно английская школьная традиция оказалась самой влиятельной из всех европейских при формировании собственно американской системы образования.

Началом среднего образования в Северной Америке можно считать открытие в 1635 году церковной общиной Бостона городской латинской грамматической школы, дававшей повышенное образование классического типа. Идея создания таких школ быстро распространилась и в других городах, и уже к середине XVIII века городские школы стали ведущими среди образовательных учреждений Северной Америки.

 

Во второй половине XVIII века в ряде североамериканских колоний возникли частные общеобразовательные заведения нового типа — академии.Первое такое заведение основал в 1749 г. в Пенсильвании Б. Франклин. Помимо предметов классического цикла, в академии Франклина предусматривалось изучение политической и экономической истории, естествознания, ряда иных научных дисциплин. Академия состояла из трёх отделений, и ученикам предоставлялась возможность выбора интересующего их типа образования: классического, филологического или математического. Она была образцом для подражания, и в конце века академии уже стали наиболее распространенным видом полной общеобразовательной школы и оставались главным типом учебного заведения среднего образования до середины XIX века. В академиях учились как мальчики, так и девочки. Между академиями все же имелись отличия (например, изучался разный набор живых иностранных языков), разными были и сроки обучения (от трех до пяти лет).

 

Интересно отметить, что идеи просвещения, распространившиеся во второй половине XVIII века в Европе, были подхвачены в Северной Америке прежде всего государственными деятелями. Прогрессивные педагогические идеи, в том числе и всеобщая доступность образования, легли здесь в основу законодательства.

 

Власти штатов прилагали невероятные усилия для создания альтернативы частным академиям, доступу в которые препятствовала высокая плата за обучение – с середины XIX века место частных академий постепенно занимали выраставшие над начальными школами высшие школы (HighSchool). Учебный курс заведений такого типа занимал от трех до пяти лет. В программу входили, с одной стороны, предметы элементарного образования, а с другой — дисциплины, изучаемые в академии, включая древние языки и литературу. Основу образовательной политики того времени составляла идея школы как средства адаптации человека в обществе. Общей чертой для всех школ было культивирование так называемого «американского образа жизни».

В конце шестидесятых годов XX века в США были предприняты окончательные шаги для централизации управления образованием – был принят закон об образовании в целях национальной обороны.

«Знания в каждой стране служит самой надёжной основой благополучия», - эти слова Дж. Вашингтона и по сей день являются основой американской политики в области образования.

 

Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Филадельфийским Конвентом и после ратификации ее 9 штатами (21 июня 1788 г.) вступила в силу. Изменение Конституции США осуществляется путем принятия поправок, которые не инкорпорируются в основной текст, а следуют за ним, что сохраняет и первоначальный текст.

Характерные черты Конституции США 1787 г.:

1) Конституция США 1787 г. – акт, несущий отпечаток эпохи раннего конституционализма как по выраженным в нем идеям, так и по стилистике;

2) недостающие «фрагменты» конституционного регулирования были восполнены так называемой живой Конституцией, создаваемой Конгрессом, Президентом и Верховным судом.

В западной конституционно-правовой литературе особо отмечаются новаторский характер данного акта, выдающийся вклад отцов-законодателей в формирование представлений о демократии, президентской республике и концепции федерализма;

3) основные аспекты регулирования в статьях не исчерпывают ее содержания, поскольку наряду с указанными вопросами в текст вкраплены многочисленные детали и оговорки, которые стали основой для разработки принципов правового регулирования на уровне текущего законодательства и судебной практики, в том числе и по прямо не сформулированным аспектам (например, о правах и свободах граждан);

4) большая часть норм о правах и свободах граждан сосредоточена не в основном тексте, а в поправках к Конституции. Первым 10 из них придается особое значение, поэтому они в научной литературе называются Биллем о правах.

Конституция США 1787 г. состоит из Преамбулы, 7 статей (имеющих деление на разделы) и 27 поправок.

В преамбуле (не имеющей такого заголовка) говорится о том, что конституцию принимает народ, и перечислены цели, к достижению которых стремились при ее принятии:

1. образование более совершенного союза;

2. утверждение правосудия;

3. обеспечение внутреннего спокойствия;

4. организация совместной обороны;

5. содействие общему благосостоянию;

6. обеспечение себе и потомству благ свободы.

Статьи Конституции в соответствии с традициями англосаксонской системы права содержат, помимо основного содержания, значительное число «деталей».

Статья I содержит положения о Конгрессе США, включая порядок формирования палат, требования к депутатам и сенаторам и др.

Статья II посвящена в основном исполнительной власти.

Статья III содержит положения о судебной власти.

Статья IV направлена на некоторую унификацию федеральной системы: признание актов, официальных документов и судебных решений, принятых в одном штате, другими штатами, право граждан одного штата на все льготы и привилегии граждан других штатов, а также вопросы выдачи граждан одного штата правосудию другого и разграничение юрисдикции штатов.

Статья V регулирует вопросы изменения Конституции.

Статья VI содержит нормы о признании долгов и обязательств конфедерации и др.

Статья VII определяет порядок ратификации данной Конституции и сообщает о принятии ее Конвентом.

 

31Буржуазно-демократические революции в Европе. В 1848—1849 гг. почти вся Европа была охвачена революционным пожаром. Во Франции и Австрийской империи, в Пруссии и большинстве других германских государств, в остававшейся раздробленной Италии вспыхнули буржуазные революции. Париж, Вена, Берлин, Рим, многие другие европейские столицы стали центрами революционных событий. Никогда ранее Европа не знала такого всеобщего обострения классовой борьбы, такого широкого размаха развернувшихся одновременно народных выступлений и бурного подъема во многих странах национально-освободительного движения. В различных частях континента накал борьбы был неодинаков, по-разному складывалась расстановка классовых сил, глубокое недовольство народных масс проявлялось в многообразных формах, но несомненным было одно — революционные события приняли общеевропейские масштабы. К этому времени во многих европейских странах сохранялись еще феодальные или полуфеодальные отношения, а в ряде государств — абсолютистские порядки. В Австрийской и Османской империях, в некоторых других государствах классовый гнет соединялся с национальным. В Германии и Италии неотложной потребностью было образование объединенных буржуазных национальных государств. Уничтожение феодализма и его пережитков, национальное освобождение угнетенных народов, соединение воедино раздробленных германских и итальянских земель, проведение повсюду глубоких демократических преобразований — эти задачи выдвигались тогда на первый план всем ходом исторического развития. Радикально решить их можно было только революционным путем. В 1848 г., писал В. И. Ленин, «...во всей Европе объективно стояла на очереди буржуазно-демократическая революция».

33Общественная мысль и общественные движения в России в первой половине XIX в. В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один -вокруг редакции "Колокола", издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию "общинного социализма" и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала "Современник". Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.

На основе идей Н.Г. Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок "Великорусе" (1861-1863), "Земля и воля" (1861-1864). В них входили Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Г.Е. Благосветлов, Н.И. Утин и др. "Левые" радикалы поставили задачу подготовки народной революции. Для этого землевольцы развернули активную издательскую деятельность в своей нелегальной типографии. В журнале "Земля и воля", в прокламациях "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", "К молодому поколению", "Молодая Россия", "К солдатам", "Что нужно делать войску", "Великорусе" они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия и демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса.

"Земля и воля". Это была первая крупная революционно-демократическая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к "Земле и воле" примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравственные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил покушение на царя Александра II.

В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. После разгрома кружка С.Г.Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию "Народная расправа". Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников слепого подчинения своим распоряжениям. За отказ подчиниться диктатуре студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. "Нечаевщина" на некоторое время стала серьезным уроком для следующих поколений революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.

Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. М.А. Бакуниным, ПЛ. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин.

ПЛ. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. "Разбудить" крестьян должны были "критически мыслящие личности" -передовая часть интеллигенции.

П.Н. Ткачев, так же как и ПЛ. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ "коммунистом по инстинкту", которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое "хождение в народ", надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

"Черный передел". В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию "Черный передел" (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам "Земли и воли" и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

"Народная воля". В том же году другая часть землевольцев создала организацию "Народная воля" (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет - центр и главный штаб организации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в революционной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик - рабочим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX-XX вв. их последователи - партия социалистов-революционеров.)

Первые марксистские и рабочие организации. В 80-90-е годы XIX в. в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй - увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.

В 1883 г. в Женеве была образована группа "Освобождение труда". Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда социализма; борьба с самодержавием; опора на рабочий класс; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. В этом проявилась узость и односторонность их взглядов.

В самой России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.

Организации рабочих. Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. "Южно-российский рабочий союз" (1875) и "Северный союз русских рабочих" (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие выдвигали лишь экономические требования - повышение заработной плати, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т.C. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. ("Морозовская стачка"). Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами. В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной плата. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за исполнением закона. Закон усилил уголовную ответственность за участие в стачках.

"Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В 90-е годы IX в. в России наметился промышленный подъем. Это способствовало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для развития его борьбы. Упорные стачки в Петербурге, Москве, на Урале и в других районах страны приобрели массовый хаpактер. Бастовали текстильщики, горняки, литейщики и железнодорожники. Стачки имели экономический и слабо организованный характер.

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию - "Союз борьбы за освобождение рабочего масса". Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.Ю. Цедербаум (I.Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать ю главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата. Под влиянием "Союза борьбы" в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, сахарного и других заводов. Забастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г., с одной стороны, заставила правительство пойти на уступки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой, оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь.

Общественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движении второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.

 

35 Реформы Александра II и мероприятия периода царствования Александра IIIРеформы Александра II — реформы 60-70-х годов XIX века в Российской империи, проведённые в царствование императора Александра II. В российской историографии известны как «Великие реформы».

Основные преобразования:

Крестьянская реформа 1861 года или Отмена крепостного права — 1861

Земская реформа и Судебная реформы — 1864

Реформа городского самоуправления — 1870

Военная реформа — 1874

Реформы в области народного просвещения — 1863

Реформы расширили границы гражданского общества и правового государства в России.

Ещё при Александре Втором некоторые реформы (судебная, земская) были ограничены[1]; контрреформы, проводившиеся при Александре Третьем, затронули также положения крестьянской реформы и реформы городского самоуправления[2].

 

Первые шаги Александра III на троне были крайне осторожными. Новый

самодержец как бы выжидал и оценивал расстановку сил в правительственных

верхах. Заседание Совета министров 8 и 21 марта с участием великих князей,

посвященное обсуждению проектов Лорис-Меликова продемонстрировало заметное

преобладание сторонников преобразований. Однако Александр III, интуитивно

осознавая ту опасность для своей единоличной власти, которая исходила от

замыслов конституционных реформ, отложил их выполнение.

В первые месяцы царствования Александр III проводил политику

лавирования между двумя противостоящими политическими группировками –

«либеральной» и «охранительной» (возглавляли их соответственно М.Т.Лорис-

Меликов, А.А.Абаза, Д.А.Милютин - с одной стороны, К.П.Победоносцев - с

другой) – Александр III склонился в пользу последней. Уже в марте был

«похоронен» конституционный проект министра внутренних дел М.Т.Лорис-

Меликова, предполагавший введение общероссийского представительного органа.

(Александр II дал согласие рассмотреть проект за несколько часов до своей

трагической гибели.)

Характерна резолюция Александра III на проекте Конституции: “Слава

богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан, и весь

этот фантастический проект был отвергнут”1. Новый царь питал отвращение ко

всяким сколько-нибудь прогрессивным движениям века. Поэтому суть внутренней

политики Александра III содержала постепенный возврат к старому: укрепление

сословного строя и самодержавия.

Первые мероприятия правительства Александра III подтвердили решимость

властей твёрдо проводить провозглашённый “охранительный» курс: 14 августа

1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению государственной

безопасности и общественного спокойствия». Теперь в любой губернии

разрешалось вводить чрезвычайное положение «для водворения спокойствия и

искоренения крамолы». Любого её жителя могли подвергнуть аресту, сослать

без суда на пять лет, предать военному суду. Но так как шкалы чрезвычайных

ситуаций не существовало, то в губерниях начался беспредел. Увеличиваются

штаты отдельного корпуса жандармов, создаются новые охранные отделения, а в

1882 г. – секретная полиция. Губернаторы получили право закрывать органы

печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения;

приостанавливать деятельность земств и городских дум. Изданное как

«временное», сроком на три года, это «Положение» постоянно возобновлялась и

действовало вплоть до

1917 г.

Основными направлениями деятельности нового правительства были

“искоренение крамолы” и успокоение общественности. Особая роль в укреплении

и охранении режима отводилось Департаменту полиции, деятельность которого

приобрела невиданный размах после назначения на пост его директора В.К.

Плеве, а затем И.Н. Друнова. В 1882 г. политический розыск в России

возглавил подполковник Отдельного корпуса жандармов Г.П. Судейкин. Этот

умный, предприимчивый и честолюбивый чиновник тщательно изучил опыт работы

тайной полиции европейских стран. На посту инспектора секретной полиции и

начальника Петербургского охранного отделения он создал в России

продуманную систему политического сыска, основанную на провокаторской

деятельности, шпионаже и шантаже.

Помимо официальных полицейских органов в марте 1881 г. возникла

своеобразная тайная общественная организация для защиты императора и борьбы

с революционным террором – “Священная дружина”. Она была создана с ведома

Александра III и объединяла более 700 представителей высшей знати, сановной

бюрократии, генералов и др. Среди них были братья царя, министр двора И. В.

Воронцов-Дашков, граф П. А. Шувалов, С. Ю. Витте. При помощи собственной

агентуры, а также шпионажа и провокаций “Дружина” пыталась дезорганизовать

действия революционных организаций изнутри. Вскоре ее активная, но

непрофессиональная деятельность стала мешать работе Департамента полиции. А

к концу 1881 г. Александр III осознав опасность этого “добровольного”

карательного органа, подрывавшего авторитет власти и ее монополию на

репрессии, велел распустить “Священную дружину”.\

 

36 Промышленный переворот, особенности капитализма в России Промышленный переворот в России начался в 30-40-е годы XIX в., позднее чем в Западной Европе. Его главным содержанием была замена мануфактурного производства фабричным. Происходит техническое перевооружение промышленности, повсеместная замена ручного труда на машинный, внедрение в производство различных двигателей и передовых технологий. Промышленный переворот сопровождался глубокими социальными изменениями, появлением новых классов, характерных для капитализма: свободных предпринимателей (буржуазии) и наемных рабочих (пролетариата).

Предпосылки промышленного переворота складывались в России с середины XVIII в. Их появление было обусловлено: 1) научно-техническим прогрессом (создание новых паровых двигателей и различных механизмов); 2) зарождением элементов капиталистического уклада в хозяйстве (накопление капиталов и формирование постоянного рынка вольнонаемной рабочей силы). Сохранение в России крепостного права замедляло эти процессы. Его отмена в 1861 г. ускорила завершение промышленного переворота в конце 70-х - начале 80-х годов XIX в.

Особенности промышленного переворота в России: 1) совершен в более короткие сроки, чем в странах Западной Европы (Англия затратила около 100 лет, Франция - 70 лет), так как Россия заимствовала у Запада технику, оборудование, идеи; 2) осуществлен на основе государственных источников накопления за счет использования крепостнического труда. Частные предприниматели получали ресурсы также за счет крепостного труда.

Новые формы организации производства быстро внедрялись в легкой промышленности. Машинное оборудование было заграничного происхождения и ввозилось в основном из Англии и Бельгии. Однако начала зарождаться и отечественная машиностроительная промышленность (Петербург, Нижний Новгород).

С началом промышленного переворота связано формирование вольнонаемных рабочих. На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки. К 1860 г. 4/5 рабочих - вольнонаемные. В России сложилась система жестокой эксплуатации рабочих. Они получали мизерную заработную плату, имели 13 - 14-часовой рабочий день. Отличие в положение российских рабочих от западноевропейских состояло в том, что они зависели не только от предпринимателей, но и от своих владельцев или от отпустившей их на заработки общины.

Формирование российской буржуазии также имело свою особенность. Во-первых, капиталы, необходимые для создания производства, накапливались чрезвычайно медленно и со многими злоупотреблениями (казнокрадством, взяточничеством, вымогательством денежных средств у населения). Во-вторых, длительное время "молодая" российская буржуазия одновременно занималась и торговлей, и производством. В-третьих, многие предприниматели были выходцами из разбогатевших крепостных крестьян. Постепенно складывались династии российской буржуазии - Сапожниковы, Морозовы, Гучковы, Бибиковы и др.

В целом российская буржуазия была еще экономически слабой и не играла активной роли в политической и социальной жизни страны.

37 Общественная мысль и общественные движения в России во второй половине XIX вЭпоха реформ 60-х гг. XIX в. изменила ход общественно-политической мысли России. С отменой крепостного права в стране возникло принципиально новое общество, основанное на формальном равенстве людей перед законом. На повестку дня встали вопросы предоставления этому обществу гражданских прав и свобод, самоуправления и народного представительства. Традиционно выделяемые в исторической науке три направления общественной мысли второй половины XIX в. (консерваторы, либералы и революционеры) по-разному подходили к решению этих вопросов.

Консервативное направление обычно связывают с политикой, проводившейся под руководством Александра III и Николая II царскими сановниками Победоносцевым, Толстым, Деляновым и др. В целом консерваторы придерживались известной формулы «Самодержавие, православие, народность», выступая за поддержку коллективистских начал в крестьянском хозяйстве и проводя политику русификации окраинных земель империи.

Либеральное направление общественной мысли также было представлено в царском правительстве (Лорис-Меликов, Абаза, Милютин). Кроме того, российский либерализм развивался усилиями земских деятелей Петрункевича, Чичерина, Струве и др.

Отсчет начала русской либеральной идеологии принято вести от конституционного проекта М.М. Сперанского 1809 г. Возникшие в российском обществе на рубеже XVIII–XIX вв. либеральные идеи наметили программу реформ, осуществлявшихся правительством в1861–1874 гг., которые ставили целью создание правового государства. Либерализм во многом опирался на созданные в России после 1864 г. земские учреждения. В записках и проектах преобразований, неоднократно подававшихся от имени земств императору, часто звучали просьбы выработать план либеральных преобразований, обеспечить права личности, свободу слова, созвать всероссийское земское представительское учреждение – прообраз парламента. Во многом схожие планы содержались и в проекте министра внутренних дел России Лорис-Меликова, названном позднее частью русского общества «конституцией Лорис-Меликова». Его суть сводилась к обоснованию образования подготовительных комиссий для рассмотрения законопроектов.

В день своей гибели император вручил министру проект правительственного сообщения о созыве общей комиссии, намеченном на январь 1882 г. Однако после убийства Александра II возобладала позиция консерваторов, склонивших Александра III на проведение охранительного курса, и Лорис-Меликов покинул







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.033 с.)