Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение о естественном праве в Германии в 17-18 веках.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политико-правовое учение Христиана Вольфа. В германии идеи школы естественного права сделались поводом для борьбы схоластической юриспруденций и рационалистической школой права. Схоластика господствовала, и это препятствовало свободному и оригинальному развитию науки. Толчок пришел со стороны школы Гроция и Гоббса и крупнейшими представителями научной школы Германии – Пуффендор, Томмазий и Вольф. Это представители нравственной философии. Сказать, что все право и наука должны выводится из разума, было в то время в Германии такой ересью, что вызывало полемику. Значение мыслителей заключалось в отстаивании защиты слова, мысли, в борьбе с вековыми суевериями и предрассудками, с грубыми остатками старины, с рутиной, со средневековой схоластикой. Всем мыслителям пришлось выдержать гонения, преследования. Х. Вольф (1679-1754). Вольфа обвиняли в распространении гибельных и безбожных идей. Клерикально настроенный король Вильгельм предписал ему в течение 48 часов покинуть Пруссию. Только после вступления на престол Фридриха 2, Вольф смог вернуться на Родину, в Галлию, он был возведен в имперское баронское достоинство. Родился в семье ремесленника. Его заслуги не в блестящих философских открытиях, а в том методе, который он усвоил вслед за Гроцием, который вносил порядок, ясность и точность в науку и философию Германии. Результат его стараний – полное торжество рационализма в немецкой науке, литературе. Сами правители, которые еще недавно преследовали представителей новой школы, в конце концов склонились перед его философией. Отрицательные стороны – сухость, односторонность, прозаичность построения, педантизм. Вольф связан и с историей российской науки и просвещением. Он был учителем Ломоносова. Имя Вольфа тесно связано с зарождением Российской Академии наук. Когда Петр 1 замыслил создание РАН, то советовался с Вольфом, ему даже было предложено занять там место. Вольф уклонялся от этого приглашения. Благодаря ему в РАН оказались Бермулли, Биффенгер. За это ему дали звание – почетный член РАН.
Вольф много писал о различных разделах математики, физики. Свою нравственную и политическую теорию он изложил в сочинениях: 1) Естественное право, обработанное научным путем 2) Разумные мысли о человеческих действиях и воздержании от действий Политика у Вольфа – область нравственной философии. В основании всего его нравственного и политического учения – понятие о совершенстве, как конечной цели человеческой жизни. Основной закон природы (основной естественный закон, из которых вытекают все прочие): делай то, что тебя совершенствует и избегай того, что ведет тебя к несовершенству. То есть естественный закон обязывает народа стремиться к совершенству и доставляет ему высшее счастье. Содержание этого закона составляют обязанности человека. Он классифицирует их на несколько групп или разрядов: 1) Обязанности к самому себе, которые состоят в совершенствовании своей души, своего тела и внешнего состояния. Сюда относятся обязанности труда, бережливости, довольства своей судьбой, ибо оно дает душевное спокойствие. Каждый должен стремиться к приобретению тех благ, которые возвышают дух. 2) Обязанности по отношению к Богу 3) Обязанности по отношению к ближним. В том, чтобы другим помогать в достижении совершенства. Здесь оно говорит о всеобщей обязанности любить ближнего. Причем любить тех, которые любят нас - немудрено, гораздо сложнее любить тех, кто нас ненавидит. Речь идет об обязанности любви к врагам. Это дело сложное, но достижение совершенства составляет высшее счастье для человека. 4) Обязанности, касающиеся собственности. Нравственный идеал человечества – общность имущества. Все люди от природы имеют равные права на вещи. Имущественная общность осуществима лишь при совершенстве всех людей, которые любили бы друг друга как самих себя. Она возможна только у людей разумных и совершенных, но так как не все добродетельны, то общность имущества невозможна. Раз состояние человечества не дозволяет общности, то необходимо установить собственность. Коль скоро она установлена, то ее следует уважать и не нарушать. То есть основание собственности он выводит из испорченности человеческой природы. И Из всего анализа обязанностей он выводи т правило: мы должны делать другим как можно больше добра. Излишняя доброжелательность может быть порочна, тем самым мы нарушаем естественный закон. И здесь нужна мера: любя других, не следует забывать и себя. Говоря о подвигах, он осуждает человека слабосильного, который начал вызволять из плена другого, не соразмерив свои способности. Здесь больше вреда, чем пользы. Хотя подвиг на то и подвиг, что он предполагает совершенную нерасчетливость. Вольф здесь выступает исключительным педантом. Он хочет все подвести под контроль разума. На этих обязанностях человека Вольф строит учение об обществе и государстве. Государство должно заставлять всеми средствами каждого человека исполнять свои нравственные обязанности, с другой стороны оно должно устранять всякое нарушение этих обязанностей. То есть человеческое совершенство – не только цель его личной морали, но и руководящий принцип политики. Государство должно стремиться к тому, чтобы сделать подданных добродетельными и таким образом обеспечить их счастье. Если человек не хочет быть счастливым, то тебя заставят быть таковым. Все, что служит человеческому совершенству, должно определять задачи политики. Первое условие благосостояния: государство состоит в достаточном количестве народонаселения, поэтому там, где надо увеличить население, государство должно заботиться о том, чтобы подданные рано вступали в брак, не выселялись из государства, заботиться о том, чтобы всем хорошо жилось. С этой целью государство должно доставлять каждому работу, определять величину заработной платы, количество людей в каждом ремесле, чтобы все имели достаточно работы для пропитания и содержания своей семьи, устранять поводы праздности. Из обязанности человека стремиться к познанию вытекает обязанность государства устраивать школы, заботиться об успешном ходе занятий и устранять от учения тех, которые не имеют охоты или способности учиться. Так как познание Бога и поклонение ему служит надежным побуждением к добродетели, государство должно заботиться о религиозном воспитании народа: строить церкви, устанавливать праздничные дни, свободные от житейских забот, чтобы в эти дни человек мог обращаться к Богу. К числу важнейших обязанностей государства он относит предупреждение и устранение всяких взаимных обид между людьми, поэтому для предупреждения обмана, купли-продажи или других сделок, государство должно определять качество всех товаров, их цену, величину процентов по договорам займа и так далее. Если, несмотря на все эти меры, происходит нарушение права, государство должно прибегать к наказанию. Наказание не может сделать человека добродетельным, оно лишь способно удержать его от зла. Речь идет о внешней дисциплине. Это единственное, что может иметь в виду гражданский закон, в отличие от естественного, который простирается на внутренний мир человека. Вольф возлагает на государство обязанность, чтобы каждый в пище, одежде, жилище, сообразовывался со своим состоянием и общественным положением. Он приписывает государству заботу об удовлетворении всех 5 чувств человека. Религиозный культ, полезные книги, музыка, театр, поэзия, скульптура: все должно служить предметом попечения государства. По имя нравственного совершенствования подданных рука правительства должна простираться на все. Для личной инициативы места практически не остается: все подробно регламентируется: и обязанности граждан, и обязанности государства. Таким образом, Вольф приходит к теории полицейского государства. Главная черта теории – неусыпная бдительная правительственная опека над жизнью и личностью подданных. Причина такого печального вывода коренится в том, что для Вольфа основой послужило смешение нравственных целей общественной жизни с политическими задачами государства. Он требует, чтобы государство следило за добродетелью подданных, за исполнением ими своих нравственных обязанностей. Исходя из этого, повсюду вводится государственный контроль и правительственная опека. Эта система распространяется Вольфом на все формы правления. Личная свобода подвергается серьезным стеснениям. По этому поводу Иеринг писал: принуждать человека к доброму и разумному потому уже есть пригрешение, что у него отнимается возможность делать добро по собственному убеждению». Для нравственного развития человека последнее условие необходимо. Взгляды Вольфа отвечали практике прусского абсолютизма, который слишком много руководил и входил во все сферы человеческого общества. Так что внешние условия подсказывали ему логику. Он остался теоретиком полицейского государства. Остальные его идеи прошли почти бесследно. 03.11.11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.214.43 (0.008 с.) |