Политико-правовая идеология раннего коммунизма. Утопия Томаса Мора и «Город солнца» Томмазо Кампанеллы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовая идеология раннего коммунизма. Утопия Томаса Мора и «Город солнца» Томмазо Кампанеллы.



Сама по себе идея социализма как идея социального равенства е была продуктом раннего времени – это одна из самых ранних идей человеческого создания, которые возникли как только появились жестокость и угнетение. Они возникали как мечты обездоленных о лучшем веке и справедливом строе.

Мор и Кампанелла – родоначальники системных взглядов и идей коммунизма. Родоначальник утопического социализма – Томас Мор (1478-1535). Его отец и оба деда были связаны с юриспруденцией, родился в семье члена королевского суда. Поступил в Оксфордский университет. В 26 лет стал членом парламента и приобрел популярность своей справедливостью, прославился как человек высокого гражданского долга. Вызвал ненависть короля. Он был назначен королевским советником при Генрихе 8, затем избран спикером палаты общин и в 1529 году назначен лорд-канцлером. То есть он стал первым после короля лицом. На этом посту он сохранял независимость, чем вызывал конфликты с королем. Реформации Лютера Мор не сочувствовал. Генрих 8 издал книгу против Лютера, редактором которой был Мор. Потом Мор или король порвал с папой из-за Анны Болейн и изменил отношение к реформации.

Смерть Мора невольно послужила уходу из жизни друга Мора Ротердамский.

Полное название книги – Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия. Сочинение написано в виде беседы между автором и его приятелем Петром Эгидием, и путешественником Рафаила Гитлодея. Сам он выступает в роли оппонента Гитлодея.

Такая литературная форма избрана неслучайно, она вызывала к себе интерес, это была эпоха великих географических открытий. В ходе повествования Гитлодей рассказывает об острове Утопия, где воплотил то, что можно назвать политическим идеалом Мора.

Сочинение состоит из 2 книг. В 1 книге речь идет о том, что представляют собой политические и социальные порядки, она посвящена критике политических и социальных порядком и прежде всего речь идет об Англии. Обличается безжалостная эксплуатация подданных. В качестве особого зла указывается на огромное количество знати, живущей праздно, и скребет до живого мяса живой народ. Говорится о бедствии простого народа, об обезземеливании крестьян в результате огораживания (овцеводство). Нужно знать цитату об овцах.

Правительство ничего не делает для устранения причин зла, обрушивается на бедняков, вынужденных бродяжничать и воровать. Там мы находим определение государства - государство представляется ничем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных интересах. Почти марксистское определение.

Мор переходит к тому, что является причиной бед простого народа – господство ЧС. Чтобы доказать возможность процветания народа, не знающего ЧС, Мор во 2 книге вкладывает в уста Гитлодея рассказ о несуществующем острове – Утопии (место, которого нет).

 

54 города на этом острове. В государстве установлен полный коммунизм. Задача – показать, как можно без ЧС организовать общественное производство. Он был знаком с трактатом Платона «государство», но там он носил потребительский характер, а здесь идет речь о производственном. Основная хозяйственная ячейка в утопии – семья. Каждая насчитывает от 10-16 взрослых членов. Деревенская семья состоит, по меньшей мере, из 40 человек. Каждая семья занимается одним ремеслом, то есть представляет общественную мастерскую. Дети, желающие заниматься другим ремеслом, усыновляются другим семейством. Определяющим признаком семья являются не кровные узы, а хозяйственное единство.

Вокруг каждого города лежат поля, предназначенные для горожан, которые по очереди занимаются их обработкой. Ежегодно часть жителей переселяется на эти поля, уступая свои места тем, которые после 2 лет работы на земле возвращаются в город. В течение 1 года они учатся у других, а во второй год выступают учителями. Выработанные продукты относятся в дома, откуда каждый гражданин получает затем все необходимое. Каждый глава семейства получает со складов столько продуктов, сколько необходимо членам его семьи. Форма распределения – по потребности. При постоянном изобилии запасов должностным лицам нет нужды отказывать тем, кто требует, а гражданам требовать лишнего.

В общее пользование поступают и съестные припасы, которые употребляются лишь для общих трапез. Не возбраняется готовить обеды и ужины самим, но к этому никто не прибегает, так как в общественных дворцах – столовых всегда в изобилии еда. Томас Мор прекрасно понимает, что условием такого распределения является изобилие. Только в этом случае не приходится бояться, что кто-то возьмет лишнее. Это изобилие автор считает гарантированным при 6 часовом рабочем дне, учитывая, что ему были чужды технический прогресс (рабочий день в Англии составлял 11-15 часов). Такую производительность Мор обосновывает тем, что здесь нет праздных людей, как в других государствах, нет богачей, монахов, воинов, здоровых и ничего не делающих нищих, женщины работают так же, как мужчины, то есть здесь нет паразитических элементов.

От физического труда освобождаются только должностные лица республики, а также лица, призванные по своим способностям для литературной и научной работы. Если в течение установленного срока они не оправдают возложенных на них надежд, их отправляют на физический труд.

Вторая причина, 6 часовой режим достаточен для удовлетворения нужд еще и потому, что самих нужд здесь меньше, ибо здесь нет пустых прихотей и мнимых потребностей, для удовлетворения потребностей тратится столько сил и средств. Все утопийцы носят одинаковую одежду, каждый довольствуется….

А взамен приобретается золото и серебро, которые хранятся на случай войны. Таким образом, здесь нет ни одного нуждающегося. Хотя нет ничего своего, все богаты. Утопийцы не допускают общности жен. Браки строго соблюдаются и если мужчина, женщина до супружества будут уличены, то оба пола подвергаются тяжкое наказание и им запрещается вступление в брак. Глава семейства подвергается бесчестию. Такая строгость необходима, чтобы удерживать людей от беспорядочного сожительства. В супружеской жизни редко возможно полное единение и всю жизнь придется проводить с 1 человеком. Развод допускается по причине прелюбодеяния или нестерпимо тяжелого характера, в особых случаях допускается развод по обоюдному согласию. По чьей вине произошел развод, лишается права вступать в брак повторно. Оскорбители брачного союза караются тягчайшим рабством.

Проблема неприятных работ (убой скота, свежевание, уборка нечистот) решается так: есть люди, которые берут это на себя как особый вид служения обществу, по религиозным мотивам, но их недостаточно, поэтому появляются рабы в коммунистическом государстве. Это нонсенс. Томас Мор делает оговорку: рабами в утопии считаются те лица, которые были осуждены за преступления к пожизненным принудительным работам, а также те лица, которые были выкуплены у соседних народов, которые на родине были приговорены к смерти + военнопленные, взятые с оружием в руках. Рабство не является наследственным.

Чужая помощь нужна и на войне. Они стараются жить в мире, войны предпринимают для собственной защиты как отмщение обид или для избавления народов от тирании. Поступают в войско только желающие, поскольку своих надо беречь, то в основном используются наемники. Войну они стараются вести хитростью, нежели силой, хвастают не кровавыми победами, а удачею поздней (удачи и козни).

Например, сразу по объявлению войны они стараются развешать по всему миру награды за головы государя или других важных деятелей вражеского государя, причем всем кто в списке это тоже относится. Им также обещается безнаказанность. Обещают не только неизмеримую кучу золота, но и земельные участки у своих друзей.

Другие народы не одобряют такого отношения к врагам, утопийцы вменяют себе эту во хвалу, считая окончание войн без кровопролития: смерть немногих виновных искупает жизнь многих невиновных. Чистый макиавелизм.

Политический строй утопии: управление городами основано на выборных началах, все должностные лица избираются на один год, за исключением князя, избираемого пожизненно. Важные дела города решаются собраниями должностных лиц, а иногда и народными собраниями, каждые 30 семей (в городе приблизительно 6000 семей) избирают на год сифогранта (на прежнем языке) или филарха (на новом языке). В каждом городе 200 филархов. Во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибо). Для решения общих дел от каждого города по 3 человека посылается в столицу в сенат. Вне сената и вне названных собраний под страхом наказания запрещаются всякие обсуждения о политических делах, это делается для предупреждения смут и заговоров.

Наконец Дикладей повествует о философии и религии утопийцев. Религии у них разные, но все жители соединяются в поклонении единому верховному божеству. У них царствует полная веротерпимость, но те, которые не признают никакой религии, не допускаются к должностям. Утопийцы считают, что подобные люди ищут лишь наслаждение себе. Священников немного, они выборные, это благочестивые люди, перед которыми преклоняются все. Им доверяется воспитание детей, при их слове замолкают споры, в бою они являются примирителями сторон.

Законов в утопии мало, в адвокатах они не нуждаются, все утопийцы сами знают свои законы, вопросы о преступлениях и наказаниях решаются сенатом. Мор решительно высказывался против применения смертной казни за воровство, против средневековых казней, только рецидивистов можно карать смертью.

Философия состоит в достижении счастья. Однако не всякого счастья, а счастья честного и согласного с добродетелью, поэтому нельзя добывать свое счастье, нарушая чужое.

Безусловно, при создании утопии Мор вдохновлялся идеями Платона, однако больше различий, нежели общего:

1 – Общность имущества у Платона требуется не для всего общества, а лишь для воинов и правителей, а большинство сохраняет частную собственность

2 – В отношении к высшим классам общность имущества вводится Платоном ради обеспечения единства государства, но отнюдь не ради обеспечения личного счастья, оно наоборот приносится в жертву. Для коммунистов нового времени уничтожение частной собственности не составляет лишение, и рассматривается не как жертва, а как единственно-верный путь к счастью и всех вместе и каждого в отдельности. И если у Платона масса рабочего населения остается в стороне от коммунистических порядков, то у Мора именно эта часть выдвигается на 1 план, благосостояние низших классов, трудящихся вот главная цель государства.

На двух началах общественное здание строится в утопии: равенство людей и святость труда.

Эти начала, отрицаемые античным миром, как раз определяют у Мора строение политического идеала.

Таким образом, коммунистическое начало расширялось, но сделалось ли оно более способным, мы поговорим на следующей лекции.

 

Например, сразу по объявлению войны они стараются развешать по всему миру награды за головы государя или других важных деятелей вражеского государя, причем ко всем, кто в списке, это тоже относится. Им также обещается безнаказанность. Обещают не только неизмеримую кучу золота, но и земельные участки у своих друзей.

Другие народы не одобряют такого отношения к врагам, утопийцы вменяют себе это во хвалу, считая окончание войн без кровопролития: смерть немногих виновных искупает жизнь многих невиновных. Чистый макиавеллизм.

Политический строй утопии: управление городами основано на выборных началах, все должностные лица избираются на один год, за исключением князя, избираемого пожизненно. Важные дела города решаются собраниями должностных лиц, а иногда и народными собраниями, каждые 30 семей (в городе приблизительно 6000 семей) избирают на год сифогранта (на прежнем языке) или филарха (на новом языке). В каждом городе 200 филархов. Во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибо). Для решения общих дел от каждого города по 3 человека посылается в столицу в сенат. Вне сената и вне названных собраний под страхом наказания запрещаются всякие обсуждения о политических делах, это делается для предупреждения смут и заговоров.

Наконец Дикладей повествует о философии и религии утопийцев. Религии у них разные, но все жители соединяются в поклонении единому верховному божеству. У них царствует полная веротерпимость, но те, которые не признают никакой религии, не допускаются к должностям. Утопийцы считают, что подобные люди ищут лишь наслаждение себе. Священников немного, они выборные, это благочестивые люди, перед которыми преклоняются все. Им доверяется воспитание детей, при их слове замолкают споры, в бою они являются примирителями сторон.

Законов в утопии мало, в адвокатах они не нуждаются, все утопийцы сами знают свои законы, вопросы о преступлениях и наказаниях решаются сенатом. Мор решительно высказывался против применения смертной казни за воровство, против средневековых казней, только рецидивистов можно карать смертью.

Философия состоит в достижении счастья. Однако не всякого счастья, а счастья честного и согласного с добродетелью, поэтому нельзя добывать свое счастье, нарушая чужое.

Безусловно, при создании утопии Мор вдохновлялся идеями Платона, однако больше различий нежели общего:

1 – Общность имущества у Платона требуется не для всего общества, а лишь для воинов и правителей, а большинство сохраняет частную собственность

2 – В отношении к высшим классам общность имущества вводится Платоном ради обеспечения единства государства, но отнюдь не ради обеспечения личного счастья, оно наоборот приносится в жертву. Для коммунистов нового времени уничтожение частной собственности не составляет лишение, и рассматривается не как жертва, а как единственно-верный путь к счастью и всех вместе и каждого в отдельности. И если у Платона масса рабочего населения остается в стороне от коммунистических порядков, то у Мора именно эта часть выдвигается на 1 план, благосостояние низших классов, трудящихся вот главная цель государства.

На двух началах общественное здание строится в утопии: равенство людей и святость труда.

Эти начала, отрицаемые античным миром, как раз определяют у Мора строение политического идеала.

Таким образом, коммунистическое начало расширялось, но сделалось ли оно более способным, мы поговорим на следующей лекции.

17.10.11

Утопия уничтожает природу человека как индивидуума, она игнорирует человеческие привязанности, наклонности, страхи и пороки, она предполагает добродетельных граждан. Она основана на 2 предпосылках – бедность и сопровождающая ее богатство являются главным источником всех социальных бед; труд (легкий и приятный) вполне достаточен для удовлетворения нужд человека.

Сам Мор осознает, что в коммунистическом государстве появляются рабы, а это нонсенс, но иным способом он не может решить эту проблему. Можно поспорить с тем, что как утверждает Мор: никто не будет брать лишнего, если всего в изобилии. Если будет недостаток хоть в чем-то, то необходимо распределение по труду, и тогда возникнет ЧС. У Мора общность имущества противоречит требованию справедливости: каждому должно принадлежать то, что он заработал. Это требование противоречит естественному закону. Забота о бедности не затрагивает вопрос о личности, ее свободе.

Утопийцы подчинены строгой регламентации. Устройство жилища, форма одежды и ее покрой – все предусмотрено законом. Все работают в одно время, все ложатся спать в одно время – 8 часов и всего 8 часов спят. В 4 утра они слушают публичные лекции. После ужина час отдается на развлечения и забавы. Нет разнообразия: чтобы побродить по окрестностям города, надо получить согласие отца/супруга. А если в другой город, то нужно получить княжескую грамоту сифогранта. Но забота о личности никогда не составляла главную идею.

Утопия сделалась наименованием всякого невозможного общественного устройства. Картина наилучшего общества не могла быть претворена в жизнь, но он и не ставил такой задачи. Не надо видеть в произведении Мора программу действий. Утопичность была настолько очевидна современникам, что в ней никто не усмотрел общественной опасности. Она вызвала самые лестные отзывы, способствовала политической карьере автора. Генрих 8, познакомившись с содержанием Утопии, позвал Мора на государственную службу, повышал его в должности.

В 1517 году повсеместно в графствах Англии были созданы комиссии для производства расследования по аграрному вопросу, а затем приняты меры против огораживаний.

«Город солнца» Томмазо Кампанеллы.

Произведение создано в Начало 17 века итальянским мыслителем (1568-1639). В 1598-1899 годах Кампанелла возглавил в Коллабрии (область Ю. Италии) заговор против испанского владычества и был приговорен к пожизненному заключению. 27 лет он провел в неаполитанских тюрьмах. За это время написал десятки сочинений, в том числе и главное сочинение «Город солнца» (1602 г.).

Благодаря покровительству Папы Урбана 8 в 1608 году он был освобожден, но опасаясь нового ареста, бежал во Францию, где и умер.

В «Городе солнца» он изобразил свое видение идеального государств а и общества, как будто срисованного с натуры. Генуэзский путешественник Мореход описывает содержателю монастырской гостинице – Гостинику – виденный им где-то у экватора, близ Индии Город Солнца, расположенный на острове Тапробана. То есть берется тот же литературный жанр, что и в Утопии.

Город Солнца основан выходцами из Индии, которые решили жить по-философски, общиной. У них все обще, ничего нельзя себе присвоить. Верховная власть вручена лицу, которое является и наиболее ученым человеком и его первым священником – Метафизиком. Жители называют его Гогом (Солнцем). Им может стать только тот, кто достиг вершин человеческого знания. То есть управляет государством гений. При нем состоят три помощника или соправителя – высшие советники Солнца – Пон (сила, мощь), Син (мудрость) и Мор (любовь). Пону поручены дела войны и мира, все, что относится к обороне государства. Мудрость заведует науками, искусствами, образованием и воспитанием граждан. Третьему вверено попечение о деторождении, он ведает медициной и земледелием, все, что относится к пище, одежде.

Должность метафизика пожизненна, так же как и его помощников. Они сменяются только тогда, когда найдут лицо более достойное занимать их место, нежели они сами (мудрее и способнее по правлению). Тогда они добровольно уступают свое звание. Остальные ДЛ сменяются по воле народа.

Под началом названных лиц находятся другие ДЛ – ведающие узкими специальностями (агроном, поэт, экономист, воспитатель и т.д.), начальники отрядов, главные мастера существуют должности: великодушие, щедрость, правдолюбие и т.д.

Кандидаты на должности предлагаются в Большом совете. Он составляется из граждан старше 20 лет и созывается 2 раза в месяц: в новолуние и полнолуние. Здесь каждый может высказать свое мнение о недочетах в управлении, о том, как выполняют ДЛ свои обязанности. Но если в этом совете каждый может высказаться за и против, то окончательный выбор происходит в более тесном совете, где заседают высшие ДЛ, определяющие, кто по своим качествам и познаниям пригоден заведовать тем или иным ремеслом или ведать добродетелью. Смена ДЛ осуществляется по воле народа.

Мореход отклоняется от ответа, что представляет собой Город Солнца по форме правления. Сам автор затруднялся в отношении того, как определить данную форму правления. Но если оценивать данную организацию, то это аристократическая республика, во главе которой стоят ученые, интеллектуальная элита. Можно усмотреть и элементы смешанного правления.

Это напоминает структуру монашеского ордена, это и неудивительно, потому что Кампанелла был членом ордена доминиканцев.

Общественный быт. В Городе Солнца господствует полный коммунизм. Все живут вместе, спят в общих спальнях, едят в общих столовых. У них все общее: имущество, жены. Общность жен – непременное составляющее образа жизни общины. При индивидуальной семье невозможен коммунистический быт, потому что моногамная семья создает условия для ЧС. Жизнь семьей порождает себялюбие, полагает Кампанелла. Интересы общины уходят на 2 план. Семейный человек легко ради семьи пренебрежет интересами общества.

Забота о наилучшем потомстве – 2 причина (о рациональном деторождении). На деторождение солярии смотрят как на религиозное дело, направленное на благо государства, а не отдельных лиц. Отношения между полами тщательно регламентированы. Особые ДЛ несут заботу о подборе пар, чтобы порода сохранялась возможно лучше. Особенно Кампанелла печется о подборе пар ученым.

Время зачатия определяется астрологами и знатоками медицины, окончательно принимает решение главный начальник деторождения (врач, который подчиняется Мору).

Общим является и воспитание детей. ДЛ назначают каждому его ремесло, смотря по характеру, склонностям и созвездию, под которым родился. Поэтому все исполняют свое дело хорошо и с любовью: труд отвечает естественным наклонностям. В городе Солнца царит изобилие, так как каждый стремится к работе, которая невелика и плодотворна. Здесь 4-часовой рабочий день. С/х ведется руками городских жителей, но в отличие от Утопии, в определенные дни согласно погоде и предсказаниям звезд, они выходят в поле мотыжить, сажать, собирать урожай.

В отличие от Мора, Кампанелла решительно высказывается против рабства, даже в смягченном виде (как у Мора). Никакой вид работ солярии не считают унизительными: все исполняют сами и рабов не держат. Наиболее тяжелые работы признаются самыми почетными (таковы строительное, кузнечное дело)

Большое внимание уделяется военному делу. Оно является обязательным для всех, в том числе для женщин, которые помогают мужчинам, защищая стены города. Армия нужна только для обороны, а не для завоевательных войн. Граждан отличает высокий патриотизм, стойкость, выработанные соответствующим воспитанием.

Законы у соляриев немногочисленны, кратки и ясны. Их текст вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие.

Отсутствие ЧС, традиционной семьи устраняет причины целого ряда преступлений, типичных для общества той эпохи: разбой, убийство, кровосмешение, блуд. В Городе Солнца нет места порока, вытекающим из обладания собственностью, таким, как скупость, ростовщичество, зависть к богатых, ненависть к ближнему и т.д. Солярии спорят преимущественно по вопросам чести. Самым плохим пороком они считают гордость, и надменные поступки подвергают жесточайшему презрению. Они преследуют неблагодарность злобу, ложь и т.д.

Наказание воздается в соответствии с проступком: по справедливости и проступку. Смертная казнь применяется за преступления против свободы государства, против Бога, высших властей, за бегство с поля боя и некоторые преступления против личности. Смертная казнь осуществляется в форме побитие камнями или сожжения на костре из пороха. То есть нет палачей.

Применяется из других мер наказания: изгнание, бичевание, отлучение от церкви, выговор, удаление от общественного стола, лишение общения с женщинами. Тюрем нет. Есть башни для содержания мятежных неприятелей. Наказание смягчается для лиц, совершивших проступок во время ссоры или непредумышленно, а также для лиц, добровольно повинившихся в своем проступке до того, как их обвинили. Преступления по неведению караются лишь выговорами или изучением правил. Процесс гласный, быстрый, устный. Обвинение устно излагается перед судьей, который, заслушав ответчика и свидетелей, в тот же день решает дело. Для уличения необходимо 5 свидетелей: солярии всегда ходят и работают отрядами. Пытка не применяется. Приговор может быть обжалован перед тремя соправителями, тогда слушание переносится на следующий день. На третий день осужденный может быть помилован Метафизиком, иначе приговор вступает в законную силу.

Для уголовной юстиции характеры такие черты, как отождествление преступления и греха (судят за уныние, гордость, малодушие, леность) и признание права за духовными лицами вершить правосудие. Тут видны черты религиозного правосознания.

Таким образом, коммунистические начала доведены до еще большей крайности, нежели в Утопии. То есть общественное устройство является еще менее сообразным с естеством человека. Все эти меры ставили цель освободить человека, но все шло наоборот? Равенство, доведенное до крайности, уничтожает свободу.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.205.109 (0.054 с.)