ТОП 10:

Политико-правовые учения коммунизма предреволюционной Франции. Мелье, Морелли, Мабли



В 18 веке коммунистические мечтания приобретают новую форму, более серьезную. Появляются теоретические рассуждения о возможности и необходимости построения общества социальной справедливости, бесклассового общества.

Жан Мелье 1654-1729. Родился в провинции Шампань, в семье деревенского ткача, окончил духовную семинарию, стал приходским священником, жизнь его текла незаметно, пока он не вступил в конфликт с аристократом, сеньором де что-то там, обвинив его в жестоком обращении с крестьянами, после чего началась травля. Он уморил себя голодом и самоубился, завещав все крестьянам, свои идеи и произведения и имущество.

В предисловии к завещанию он говорит, что к написанию книги его толкнуло желание сказать перед смертью во всеуслышание о том, о чем при жизни нельзя было говорить открыто. В мире царит неправда, и в особенности два зла делают свое черное дело: частная собственность и сословное неравенство. Подвергая всесторонней критики существующий во Франции общественный строй автор задается вопросом: как же может держатся несколько веков порядок, основанный на грабеже и насилии, если принять во внимание, что угнетателей гораздо меньше чем угнетенных? Основная причина положения вещей скрывается в религии, которая является продуктом мошенников князей светских и духовных, и правителями государства. Разоблачение ложности религии занимает в Завещании центральное место. Священнослужители объявляются самыми наглыми обманщиками народа.

В Религии Мелье видит источник многих бед, поскольку неравенство людей держится именно авторитетом религии. Религией оправдывает частную собственность, которая является коренной причиной пороков и преступлений. Частная собственность породила жадность, за счет нее обогатились самые хитрые и недостойные. «Если одни имеют все или гораздо больше чем полагалось бы им не по справедливости, а другие имеют недостаток, то возникает чувство ненависти между людьми…».

Как выйти из этого рабского состояния? Одного просвещения масс для этого недостаточно. Силе князей, духовных и светских надо противопоставить силу самого народа. Надо покончить с разобщенностью. «Пролетарии всех стран объединяйтесь» - очень созвучно с этим слоганом. Мелье призывал к насильственному уничтожению тирании богатых, тирании духовенства, тирании королей объединенными силами народа по всему миру. Ему совершенно чужд страх перед народными массами, присущий другим политическим мыслителям. В призыве к борьбе, к истреблению тиранов заключается основная черта, которая отличает Мелье от других представителей социалистов его эпохи.

У Мелье есть крамольная фраза: «Последний из королей должен быть повешен на кишках последнего из священников».

Призывая народ к восстанию, Мелье призывает к новому строю, не знающему угнетения, не знающему частного присвоения земных благ и дающего счастье всем людям без исключения. Вся социальная программа может быть уложена в цитату: «Каким великим счастьем было бы для людей, если бы они сообща пользовались благами и богатствами земли».

Общинный коммунизм – таков был строй, т.к. идея огромного коммунизма была ему чужда. Сельский приход и городская община составляет производственно-потребительскую ассоциацию, все члены которой пользуются одинаково хорошей пищей, одинаково хорошей одеждой, одинаково хорошим жилищем. Для всех одинаково обязателен труд, организацией которого ведают выборные старейшины. Эти меры должны привести к чудеснейшим результатам: никто не будет нуждаться, исчезнет тяжелый труд, обман, тщеславие, все будут любить друг друга, изменятся семейные отношения, ибо падет великое зло внесенное церковью – нерасторжимость брака «Надо чтобы предоставили одинаковую свободу мужчинам и женщинам расходится друг с другом когда станет тягость жить вместе или новое влечение побудит создать новый брак».

Несмотря на узость и односторонность, другого ожидать не приходилось, он жил в деревушке всю жизнь, его сочинение заняло почетное место в социалистической мысли. Когда Якобинцы были у власти, было принято решение в ноябре 1783 года: «Статую Жана Мелье поставить в Шампани как первому священнику, который чистосердечно отрекся от церковных заблуждений». Но реализован он не был.

Декрет реализован не был. Правление монтаньяра показалось недолговечным. Многие проектируемые документы остались только на бумаге.

О жизни другого французского коммуниста Морелли нам известно очень мало. Даже в отношении дат рождения и смерти. Около 1615-неизвестно. Основное сочинение – «Кодекс природы или истинный дух ее законов», издана в 1755 году анонимно. Первоначально авторство приписывалось Дидро. Он исходит из того, что у человека нет врожденных идей и врожденных наклонностей. Человек становится порочным лишь в силу неправильной организации общества. Он выступал как противник договорного происхождения государства. Переход от естественного состояния к государству был вызван ошибками первых законодателей. Они закрепили «чудовищный раздел произведений природы, который повлек появление кровавых законов, против которых природа не перестает возмущаться».

То есть корень всех зол Морелли видел в неумении первых создателей письменных законов обеспечить сохранение естественных порядков. Он убежден, что просвещение и мудрое законодательство способны возвратить человечество в тот золотой век, который был утраченным в далекие времена в связи с личным присвоением того, что поначалу принадлежало всем.

Морелли предлагает целую программу законодательства, призванного вернуть человечество после стольких испытаний и страданий в первобытное состояние невинности. Тогда все были раны и все принадлежало всем в равности

Три основных закона предлагает Морелли для общества:

1) Отменяется ЧС.

2) Устанавливается, что каждый гражданин есть лицо общественное, содержимое и занятое на счет общества.

3) Всякий гражданин по мере сил и талантов обязан содействовать общей пользе.

Эти законы не должны нарушаться, установлены особо жесткие санкции.

Для удовлетворения всех общественных нужд все граждане распределяются по занятиям и ремеслам, смотря по тому, сколько нужно работников в каждом ремесле. В пределах отдельного ремесла работники разделяются на группы во главе с начальником. Последние определяют часы труда и отдыха и назначают каждому свою норму. В этом государстве ничто не будет продаваться, обмениваться между гражданами, все выработанные продукты с длительным сроком хранения направляются в особые склады, скоропортящиеся идут прямо на «рынки» для распределения между всеми гражданами по потребности, то есть речь о даровом распределении. Только в случае, когда какого-либо продукта не будет хватать, не него временно будут устанавливаться нормы (типа карточной системы).

Земельные угодья в количестве, достаточном для прокормления жителей будут приписаны к каждому городу и станут в обязательном порядке обрабатываться всеми гражданами, достигшими 20 лет в течение 5 лет. Для всех граждан предусмотрен обязательный труд, от которого освобождаются только дети до 10-летнего возраста.

Уклад жизни человека. сначала дети до 5 лет находятся в семье, живут с родителями, потом переводятся в общие дома, где получают одинаковое воспитание и образование. По достижении 10 лет они распределяются по различным мастерским, где до 20 лет обучаются какой-либо профессии. После этого 5 лет трудятся на земле. С 25 лет снова работают в общественной мастерской и обучают других, главным образом. Лишь в 40 лет гражданин поступает в разряд вольных работников, то есть не будучи освобожден от обязанности трудиться, он получает разрешение делать то, что сам изберет. По поводу продолжительности рабочего дня ничего не сказано (видимо начальник определяет). Но рабочая неделя – 4-дневная. Каждый 4 и 5 день – день общественного отдыха.

Семейно-брачные отношения. Мыслятся Морелли в виде традиционной моногамной семьи. Каждый гражданин в возрасте от 15-18 лет обязан вступить в брак. Развод затруднен, хотя и допускается после 10 лет совместной жизни. Чтобы сделать расторжение брака менее соблазнительным, разведенным запрещается вступать в новый брак с холостыми или незамужними молодыми особами.

Количество людей, посвящающих себя изучению наук и искусств определяется в каждой отрасли по-разному. Кроме этих лиц, подобные занятия не дозволяются никому до 30-летнего возраста, а после этого разрешаются тем гражданам, которые выразят особые способности.

Законодательство должно ограничивать роскошь. С 30-летнего возраста гражданам разрешается одеваться по своему вкусу. До этого молодежь носит платье одной материи, но каждая профессиональная корпорация одного цвета. Даже после 30 лет одеваться люди должны без особой прихоти, обедать должны без излишка. Начальники должны строго смотреть за всем этим, укрощая всякую невоздержанность.

Автор во всем любит симметрию, дома имеют одинаковую форму, рынки в однообразном стиле, во всем стандарт и унификация.

Для организации власти в представлении Морелли характерно то, что он отрицает выборные начала. Выборность нарушает принцип равенства. В обществе равных все в одинаковой степени достойны быть избранными. Государство, представленное Морелли, делится на провинции, провинции включают в себя города, которые делятся на трибы (внутригородские районы). В каждом городе действует Сенат. Каждый отец семейства, достигший 50 лет, становится членом Сената своего города. Отцы семейств по очереди управляют делами в трибах и городах. Их представителей городских сенатов образуется верховный сенат нации по два человека от сената каждого города. Каждая провинция поочередно дает главу нации.

Главы триб занимают свою должность пожизненно. Начальники городов в этой должности находятся 1 год. Должность начальника провинции занимается также 1 год. Глава нации находится в должности пожизненно. Для решения производственных задач в каждом городе создается совет из мастеров различных корпораций. В масштабе всего государства действует верховный совет нации, подчиненный верховному сенату нации.

Сочетание этих двух систем управления: общенациональной и производственной, должны обеспечивать эффективное управление процессами производства, управления, образования и т.д.

В кодексе природы особая глава посвящена вопросам преступления и наказания. Законы о наказании немногочисленны, как немногочисленны нарушения долга. Он предлагает всего 14 уголовных законов из 118 законов в общей сложности. Морелли исходит из того, что в коммунистической обществе не будет имущественных преступлений (не будет ее источника – ЧС), в этом обществе могут существовать преступления: посягательства на основы существующего строя с целью восстановления «проклятой» ЧС. Преступления против личности будут в любом обществе, неповиновение ДЛ, родителям и некоторые другие.

Наказание соответствует тяжести совершенного преступления. В особенности строгими являются те наказания, которые предусмотрены за попытки ниспровергнуть священные законы общежития и ввести ненавистную собственность. Эти лица должны быть заключены в пещеры, находящиеся на кладбище как безумные и враги человечества.

В числе других наказаний предусмотрено ЛС от 1 дня до нескольких лет, лишение права воспитывать детей, быть сенатором или занимать другие должности на какое-то время/навсегда, лишение каких-либо развлечений и занятий. Труд как средство исправления не допускается. легкие упущения или неаккуратность может наказываться лишением всякого занятия на несколько часов или дней. Праздное наказывается праздным.

Наказание должно быть строго личным, определяться по степени вины и не может быть смягчено или отменено. Есть исключение: в случае болезни. После того как преступник отбудет наказание, он восстанавливается в своих правах гражданина.

Габриель Бонно де Мабли (1709-1785). Родился в дворянской семье философа Канденьяка. Образование получил духовное. От духовной карьеры отказался и всецело посвятил себя науке. Жил уединенно, отклоняя предложения в преподавании наследнику престола, вступления в Парижскую академию наук (это было сопряжено с необходимостью произнести хвалебную речь в адрес кардинала Ришелье, других высокопоставленных лиц).

Аббат Мабли – основоположник учения о правах человека. В сочинении о правах и обязанностях гражданина 1758 г. он говорит о необходимости радикального преобразования общества, хотя и не призывает, подобно Мелье, к народному восстанию. Но его тоже можно считать правоизвестником Французской революции.

Он восхваляет коммунистические порядки древности. Уход от них привел к печальному состоянию. Источник всех несчастий, угнетающих человечество ,от также видит в ЧС, которая привела неравенство, нищету и рабство. «собственность приводит к разделению на классы (марксистский прямо взгляд на вещи). Богатые предпочитают личное благо общественному, а бедные не могут любить правительство, которое оставляет его в нищете». Собственность способствовала порче нравов и искажению природы человека. свою задачу он видит в том, чтобы, благодаря предложенным мерам, приблизить общество к утраченному раю коммунистического века. Только коммунистический строй, по его убеждению, соответствует природе справедливо устроенного общества. В отличие от Морелли, он сознает, что нет возможности возвратиться в это блаженное состояние. Совершенную республику можно составить разве что из диких племен в далеких краях, но коль скоро собственность установлена и в человеке развились все связанные с нею потребности, страсти и пороки, было бы безрассудным мечтать о полном их искоренении. Все, что может сделать законодатель при современном состоянии общества – обуздать жадность людей.

В своей книге «о законодательстве или принципы законов» Мабли подробно излагает эти законы, направленные на искоренение стяжательства и честолюбия людей. Эти законы должны способствовать установлению простых потребностей:

· это законы против роскоши, которые распространяются на все: мебель, жилище, одежду. Чем суровее будут эти законы, тем менее опасным будет неравенство в имуществе.

· Законы о порядке наследования, где предусматривается отмена завещания и дробление состояний между наследниками, не исключая и дочерей.

· Аграрные законы должны ограничить величину земельных владений, то есть установить земельный максимум.

· Законы об отказе государства от покровительства торговле и купечеству

· Некоторые другие

На полное осуществление своих идей Мабли не надеется, так как жадность людей и честолюбие чиновников будет ставить палки в колеса. То есть при современном Мабли нравственном состоянии человечества установление коммунизма невозможно, поэтому отказывался от идеи общности имущества и обобществления имущества. Его программа ограничивалась аскетично-уравнительно требованиями, направленные на искусственное поддержание бедности – искоренение роскоши.

Так же, как его предшественники полагал, что детальное регулирование всех сторон человеческой жизни способно обеспечить равенство граждан даже при сохранении ЧС. Если Мелье и Морелли настаивали на искоренении ЧС, то Мабли допускает ее в строго ограниченных рамках.

Главная задача, которую ставят авторы – достижение личного счастья, и именно это вызывает большие сомнения. Вряд ли такой строй можно назвать целесообразным с точки зрения граждан.

Свободный труд уничтожается, распределение жизненных благ передается государству. Оно стремится сохранить равенство между людьми, давая одинаковое воспитание, образование, удовольствия, деятельность. Всюду устанавливается общая мерка, любое отклонение является наказуемым и даже преступным. Иным путем идеал равенства обеспечить нельзя. Сначала равенство, если оно доведено до крайности – имущественного равенства – свободу исключает.

Источник заблуждения этих теоретиков указал Б.Н. Чичерин, который указал: источник заблуждения в том, что личное право на счастье выставляется здесь как абсолютное требование, которое непременно должно быть осуществлено. Между тем, как личное право есть не более как отвлеченная возможность действовать, равенство - предоставление всем равных прав. Осуществление этих возможностей зависит от личных усилий каждого. Природа создала всех людей равными, но она дала им различные силы, наклонности, а это влечет их неравенство. Самое равномерное распределение жизненных благ не может устоять перед разными способностями и наследственной передачей имущества.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.254.88 (0.006 с.)