ТОП 10:

Политические и правовые идеи Реформации



В 16 веке в ряде стран Западной и Центральной Европы началось широкое социально-политическое движение против католической церкви – Реформация. Первоначально ее деятели хотели очищения существующей церкви, возврата к чистоте писания. Реформация означала реформирование, то есть преобразование, улучшение, очищение, обновление, приближение к Евангелическому учению в церкви. Католическая церковь утратила нравственный авторитет. Поскольку церковь не собиралась отказываться от своей роли, отсюда и та острая борьба, которая наполняет почти все 16 столетие, и в ходе которых утверждаются в правах новые религиозные формы.

В результате задачи реформаторов изменились: они решили спастись верой не внутри католической церкви, а вне ее, воздвигнув новую церковь в стороне от старой на фундаменте той же Евангелие. Так появилась новая форма христианства – протестантизм, который нес начала свободы в самих своих основах.

В чем состояла свобода? В избавлении верующих от принудительного авторитета церкви, от всякого церковного закона, от всяких обрядов. Это все заменялось личным отношением человека к Богу. От человека требовались только личные чувства, вера в Христа, а не исполнением установленным церковью закона. Этот тезис составляет краеугольный камень в протестантизме. По их учению, Христос умер за нас, взяв наши грехи, и кто в него верит, тот спасется.

Требования выполнения определенных дел и исполнения церковных законов для вечного спасения изобретено духовенством для того, чтобы подчинить человека внешней дисциплине и держать его под своей властью.

Реформация была переворотом не только в теологии, она была поворотом в умах: экономике, политике, культуре и т.д. как религиозное учение он не отличался особыми последовательностью и достоинствами. Но ему нельзя отказать в высоких нравственных достоинствах: поставив веру в Бога в основание своего учения, протестантизм возвысил значение человека, провозгласил принцип индивидуальной свободы: слова, духа, совести, мысли. В протестантских землях впервые утвердились эти свободы, а потом начали шествие по всему миру.

Этим выковывался новый человек: деятель, творец судьбы. Складывалась новая деловая этика, формировался культ труда (форма служения Богу), зарождались принципы достойного предпринимательства. Это человек свободный, активный, верный своему слову, безупречной деловой честности.

Протестантская этика способствовала экономическому перевороту в западном мире. Не рынком восходила Европа, первично религиозное сознание, с которым она входила. Без этого рынок превращается в закон стаи. Есть работа Вебера: Протестантская этика и дух капитализма.

В протестантизме буржуазия нашла свое знамя, идейное оружие. Реформация готовила духовную, нравственную и правовую почву для буржуазных революций. Она была смыслом истории новой эпохи.

Протестантизм уничтожил церковную иерархию, призвав всех верующих к участию в церковном управлении. Церковь превращалась в демократическую общину, где все имели одинаковые права, где не было различия чина и власти.

Отношения церкви и государства. Ведомство церкви должно ограничиваться лишь поучением и нравственной дисциплиной, считали они, всякое вмешательство в светские дела признавалось незаконным. Несмотря на стремление протестантов разделить церковный и светский союз, на практике это вело к их смешению. Это объяснялось тем, что у протестантов одна и та же община являлась церковью и государством (как у Падуанского). Но при таком подходе очень легко было власть, установленную в одном союзе, перенести на другой. Это и произошло. Если у церкви отрицалось право участия в мирские дела, то ведомство светской власти стало распространяться практически на все. И на нее стало возлагаться (на светскую власть) и попечение о делах веры. Церковь становилась подчиненным государству союзом, превращалась в орган государства по делам веры. Этого протестанты не могли не видеть и не осознавать.

Реформация была практически революцией. Частные люди, которые руководствовались только голосом своей совести, объявили церковь исчадием ада и стали строить новую церковь на базе Евангелие. Но такое государство не может быть устойчивым, оно не имеет основы церковной организации. Свобода неизбежно идет к разномыслию. Сойтись в мнениях не получилось, это повело их врозь, единого учения не могло образоваться. Протестантизм разделился на направления: Лютеранская, Кальвинистская, Англиканство, Секта Анабаптистов. Главные направления – лютераны и кальвинисты.

Учение Мартина Лютера.

Он основатель немецкого протестантизма. Германия – главная чакра протестантского движения. Родился в 1483 в городе Айслебен, умер в 1546 году. Его родители были из деревни, были крестьянами. Мартин как старший сын застал бедные времена и перенял выносливость, трудолюбие и другие хорошие качества. В 1505 году он окончил лучшее учебное заведение Германии. Он стал монахом Эртфуртского черного монастыря. В 1508 году он был приглашен настоятелем городской церкви в Виттенберг. Тогда едва ли кто мог подумать, что этот городок вскоре благодаря Лютеру станет Римом еретиков (второй христианской столицей мира). Здесь Лютер получит степень доктора богословия и приобретет европейскую известность как церковный реформатов. 31 октября 1517 года на вратах в Виттенбергской церкви были прибиты его знаменитые 95 тезисов против учения об отпущении грехов (индульгенции). Реформация датируется именно этим днем.

К 16 веку торговля небесными благами достигла Германии.

Здесь разъяснялось, что подлинное покаяние не может быть актом купли-продажи, отвергалась возможность сделки с Богом, власть церкви над чистилищем, отвергались ее гарантии небесного оправдания и спасения. Тезисы произвели впечатление на разные слои населения. Настоящий разрыв с Римом произошел в 1520 году, когда Лютер публично сжег папскую буллу об отлучении.

Сердцевиной учения Лютера был тезис об оправдании одной только верой. Католицизм строился на том, что грешный человек перед Богом оправдывается добрыми делами, а степень этого оценивала церковь, которая выступала посредником. Она определяла размер наказания. Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения души, которая даруется человеку непосредственного Богом, а добрые дела – лишь последствия веры в Христа.

Самые сильные и острые статьи вышли в 1520 году. В обращении к христианскому дворянству германской нации Лютер осуждал как противное писанию различение званий светского и духовного и исключительное право папства толковать писание. Здесь им обосновывается принцип всесвященства, который состоит в том, что каждый верующий является священником. Каждый честный душой христианин вправе быть толкователем и проповедником слова Божьего.

Раньше рядовой верующий не мог общаться с Богом напрямую, он не имел права даже читать Священное Писание. Впервые Лютер заговорил о возможности каждого чистого душой христианина общаться с Богом без посредничества церкви. Тем самым он отверг притязания церкви на контроль над верой и совестью. Тезис о священства всех верующих давал простор внутренней вере, а значит, автономии личности. Место внешнего авторитета должна была занять совесть. «Превращение мирян в попов».

В этой работе Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий, говорилось о необходимости восстановления авторитета Священного Писания, предлагалось сократить бесполезный народец – кардиналов, сутрима над немецкой церковью упразднить, индульгенции, церковные наказания, богомолья, лишние церковные праздники предлагалось уничтожить. Наконец Лютер выражает требования веротерпимости и настаивает на борьбе с заблуждениями силой слова. Здесь говорится о необходимости реформирования дел общественного призрения, университетского образования (сделать основной дисциплиной Священное Писание), умножение числа земледельцев и т.д.

В небольшом сочинении 1520 года о свободе христианина Лютер строит свой церковный идеал. Церковная община должна иметь демократическую основу и духовные лица должны назначаться и смещаться волею всей общины. Таинство он сводит только к двум: крещение и причащение (евхалистие). Он резко выступает против аскетизма и монашества. Монашеству посвящена отдельная работа «о монашеском обете». «Подобно тому, как индульгенция есть попытка откупиться от бога деньгами, абсурдные терзания плоти – та же попытка пойти на сделку с Богом, которому не нужны эти пустые и бессмысленные демонстрации». Монашество – подмена повседневного дурным монастырским аскетизмом. От церкви отпало в результате много ее приверженцев. Тысячами покидали монахи монастыри. Одна такая – Кати фон Боро – стала женой Лютера.

Протестанты (сторонники Лютера) не культивировали духовность за счет телесного, они не обратили материю во зло. «Трудно найти более земного человека, нежели Лютер». Лютер становится очень популярным, что в народном сознании поднимается до нового Христа, страдальцем за веру. Отрешения от взглядов не произошло, король принял эдикт, который объявил Лютера вне закона. После Вормса при возвращении в Виттенберг Лютер исчез, бесследно. Все говорили о том, что его распяли, что он пал жертвой и т.д. на самом деле Фридрих Саксонский решил уберечь его от всяких последствий. Никто не думал выполнять требования опального эдикта. Так вот, Фридриха звали саксонский Лис, его особый отряд, встретив повозку с Лютером, инсценировали похищение. Его окружили комфортом, Лютер плодотворно работал. В народе его популярность в то время росла день ото дня.

Вдохновленное его идеями движение в Германии вышло за рамки церковной реформы, Лютер заявляет о своем разрыве с радикальной правой партией. В работе о светской власти 1523 года он указывает на божественность этой власти и говорит, что она обязана мечом охранять существующие порядки. Он уточняет, что христианскую свободу следует понимать как духовную свободу, с которой телесная несвобода вполне совместима. Показательно его отношение к крестьянской войне 1525 года. Восставшие рассчитывали на поддержку Лютера, но не получили ее. Лютер стоит за безусловное повиновение власти, утверждая, что всякое восстание должно быть осуждено. Освятив институты светской власти божественным авторитетом, Лютер отрицает право подданных на сопротивление, и непослушание властям рассматривает как тяжкий грех.

«Против разбойников и кровопийц-крестьян» он призывает власти ни перед чем не останавливаться для уничтожения крестьян.

13.10.11

Идея светской власти работала на утверждение в Германии княжеского абсолютизма. Великая национальная религиозная реформа свелась к сугубо церковной реформе. Светские правители были объявлены блюстителями церкви и веры. Эта реформа способствовала тому, что германская обособленность укрепилась. В учении Лютера не нужно искать системы. Последние годы его жизни были отмечены кризисам и нравственными терзаниями.

Лютер был не только гениальным реформатором, но и талантливым писателем, поэтом, переводчиком. Трудным произведением была Библия. На перевод Ветхого завета ушло более 10 лет. Это был тот перевод, с которым Библия вошла практически в каждый дом. Нашла на практике выражение идея всеобщего священства. Библия стала семейной книгой. Она скрепила политически вероисповедно раздробленную страну. Он был еще и музыкантом, автором 10 духовных песен.

В социально-политической области можно отметить сдвиги:

1) Прекратился отток громадных денежных средств в Рим

2) Упразднение многочисленных церковных праздников стимулировало предпринимательскую и трудовую деятельность

3) Ликвидация таинств упраздняла огромную массу духовенства (черного и белого)

4) Общество избавлялось от значительной доли расходов для церкви.

Лютер вошел в историю человечества как реформатор, учение его Гегель назвал «смыслом истории новой эпохи».

Было в Германии еще одно течение, которое связано с именем Томаса Мюнцера (1490-1525). Он был образованнейшим человеком Германии. Первоначально считал себя последователем Лютера и среди первых поддержал виттенбергские тезисы своего учителя. В 1552 году он порвал с Лютером, он стал называть его Виттенбергским Папой.

Когда к радикализму примкнули крестьяне, Мюнцер стал вождем широкого демократического движения, был вдохновителем решительных выступлений. Он был вождем крестьянской войны. В битве при Мюнхенхаузе его отряд потерпел поражение, он был обезглавлен.

По Мюнцеру реформация – преобразование мира на началах торжества справедливости. В своих посланиях властям и городам он прямо заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов. Его социально-политическая программа близка к коммунизму. Его проповеди были направлены против золота, роскоши, идолов в домах и сундуках. Его программа - программа немедленного установления царства Божьего на земле, под которым Мюнцер понимал строй, в котором должны водвориться равенство и братство, где не будет классовых различий и ЧС, чуждой народу власти. Наступит такой строй только в результате революционной борьбы народа против господ. Все существующие власти, если они не примкнут к революции, должны быть низложены. Все помыслы и имущество должны стать общим достоянием. Ближайшие политические цели и задачи были изложены в манифесте «статейное письмо». В нем ставилась задача создать христианский союз из ремесленников и пахарей, сообща устранить иго господ и установить справедливый общественный строй в рамках единой и неделимой Германской республики. Реализовать эту программу Мюнцеру не удалось.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.57.84 (0.006 с.)