ТОП 10:

ТЕМА 5: Политические и правовые учения в Голландии и Англии в 17 веке.



1.1 Учение Гуго Гроция о государстве и праве

1.2 Политическое и правовое учение Бенедикта Спинозы

1.3 Политико-правовое учение Томаса Гоббса

1.4 Политико-правовая идеология индепенд’ентов, л’евеллеров и диггеров.

1.5 Обоснование Славной революции в Англии в учении Джона Локка о праве и государстве.

В Голландии и Англии раньше, чем в других странах, победили революции, что послужило развитию мысли.

1.1 Учение Гуго Гроция о государстве и праве

Отцом новой философии права считается Гуго Гроций (1583-1645). Гроций с самого раннего возраста обращал на себя всеобщее внимание: в 8 лет писал стихи на латинском, в 11 стал студентом университета. В 14 лет защищал тезисы по математике и философии. В составе посольства явился на аудиенцию к королю. В 16 лет он получил степень доктора в одном из французских университетов. Вернувшись в Голландию, занимал высокое положение в государстве. В то время Голландию посетили смуты, он выступал на стороне арминян, партия понесла поражение, Гроций бежал во Францию и стал писать.

Его труд называется «о праве войны и мира». Личная слава Гроция предупредила славу его сочинений и предопределила их судьбу. Книга сама по себе была способна привлечь к себе внимание. В 1525 годы был издан труд, книга была переведена на все языки Европы, и претерпела 45 изданий. По указанию Папы она была внесена в индекс запрещенных книг.

Причину популярности стоит искать в методологических основах. Априорный путь исследования - основная методика автора. На этой книге сторонники Гроция учились. Гроций стал классическим учителем права.

Достоинство книги – систематичность и научная обработанность. Гроций не был публицистом, с горячим интересом обсуждающим вопросы современности. Он пишет как ученый, стоящий вдали от партийных столкновений, поэтому книга не похожа на программу борьбы. Она имела все шансы стать руководством, в ней ученые - правоведы находили изложение основных начал юриспруденции. Книга имела огромное морально влияние в обществе, она была проникнута духом гуманности, миролюбия, справедливости, в этом смысле Гроций является противоположностью Макиавелли.

Задача автора – доказать, что в международных отношениях должны господствовать не свои корыстные цели, а правила человеколюбия и справедливости. Для этого надо было установить начало естественного закона, которые одни могут служить нормой для самостоятельных держав. В пределах каждого государства существуют власти, которые издают законы и стоят на их власти. Над суверенными державами нет таких властей и законов. «Если бы над людьми не стояли естественными законы, то пришлось бы признать, что международные отношения представляют собой сферу беззакония». Основание естественного закона надо искать в природе человека, которого он называет матерью естественного права. Она влечет нас неудержимо к общению с подобными нам существами, а в общении и заключается существование права. Человеку свойственно стремление к общежитию, при том не ко всякому, а к спокойному и разумному, руководимому разумом.

Из охранения общежития вытекают требования:

1) Воздержание от чужого и возвращение того, что принадлежит другим

2) Исполнение обещаний (договоры должны соблюдаться)

3) Вознаграждение за причиненные виной убытки и наказание преступлений (преступление должны быть наказано)

Эти начала Гроций считает незыблемыми. Будучи основанными на самой природе вещей, они ясны, вечны и неизменны. Даже бог не может их изменить, потому что даже Бог не может сделать так, чтобы 2*2 не было 4. Эти начала бы остались неизменными, даже если принять нечестивое мнение, что Бога нет.

То есть Гроций выводит требования естественного права исключительно из человеческого разума, без ссылок на природу вещей или Бога. По Гроцию естественное право – предписание здравого разума.

От естественного права отличается волеустановленное право, проистекающее из свободной воли лица. Оно разделяется на божественное и человеческое. Божественное есть выражение воли божьей через откровение, второе устанавливается людьми, оно всегда произвольно, в отличие от естественного права. Последнее разделяется на 3 вида: семейное, гражданское и международное. Первое включает предписания домашних властей (господская, отеческая), второе устанавливается властью гражданской (государственной) и может быть названо внутригосударственным правом, третье исходит из воли всех или многих народов.

20.10.11

Гроций подробно исследует лишь одно – международное. Именно поэтому его сочинение называется «о праве войны и мира». Для решения проблем войны и мира автор должен был дать ответы на общие вопросы: о государстве, верховной власти, формах правления.

Феодальным теориям божественного происхождения государства Гроций противопоставляет теорию договорного происхождения государства: государство есть результат сознательной деятельности людей, и возникает как следствие договора.

Гроций определяет государство как «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Эта идея берет свое начало у Цицерона. Практически к определению Цицерона Гроций добавляет только одно слово «совершенный», а этот термин заимствован у Аристотеля.

К определению Цицерона добавлено, что союз является совершенным, этим обозначается, что государство есть союз вечный и верховный. Вечный – потому что, в отличие от других форм общежития, заключается на вечные времена. Гроций отрицает право государства отчуждать какую-либо область или часть без ее согласия.

Так же часть не может отторгнуться от целого, исключая только случаи крайней необходимости. Государство – не только вечный союз, но и верховный. Верховной государственная власть называется, потому что «ее действия не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по его усмотрению».

Эта власть по своему существу едина и нераздельна. Кто является носителем суверенитета? Гроций различает двоякий субъект: общий и конкретный. «Как в зрении общий субъект есть тело, а конкретный субъект есть глаз, так и в государстве общий субъект – государство как союз людей, собственный же субъект есть лицо или лица, обличенные властью».

Гроций выступает против мнения тех, которые приписывают верховную власть всегда и везде народу, признавая за ним право смещать и наказывать правителей. Он не согласен с тем, что воля народа выше воли государя. Это мнение сторонников демократии он опровергает следующими доводами:

Народ вправе определять для себя тот или иной образ правления. Каждый раз права власти определяется волею избравших его лиц или соглашением и есть немало причин, по которым народ побуждается передавать всю власть на одно лицо:

a. опасность, от которой нет иного спасения

b. народ может быть примеров соседей

c. есть народы от природы более способные стоять от одного лица, нежели управляться демократическим

d. нет ни одного государства где бы все равно участвовали в правлении, везде иностранцы, пролетарии и женщины исключаются из полит власти

Гроций отвергает и право народа низлагать и карать государей, злоупотребляющих своей властью, ибо насчет того, что следует считать хорошим, а что дурным правлением, могут быть самые разнородные суждения.

Народ имеет право на сопротивление только в случае, если государь становится «явно враждебным всему народу».

Гроций разделяет в своем сочинении все государства на 2 группы:

· Вотчинные, которые приобретаются справедливой войной

· Государства, в которых верховная власть первоначально вручена правителям волею народа

Первыми государь владеет как своей собственностью и может распоряжаться по своему усмотрению. В государствах второй группы ему следует сообразовывать свои действия с первоначальной волею народа, перенесшего власть на известное лицо. Все это в научном плане несостоятельно.

В области международного права Гроций выдвигает ряд передовых для своего времени требований, выступает против мнения, будто в международных отношениях все решает сила, а так и обстояло дело на практике. Источником международного права он называет правила справедливости и соглашения народов. Важнейшим принципом международного права объявлял незыблемость договоров между государствами.

Война как таковая естественному праву не противоречит. Гроций различал войны справедливые и несправедливые. К первым относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства и защиты имущества. Захватнические войны он решительно осуждал (в целях овладения чужим имуществом или в целях покорения других народов).

Если войны не удалось избежать, то вести их надо в пределах, ограниченных правом. Необходимо подчиняться правовым ограничениям. Гроций требовал гуманности, щадить женщин и детей, человечно обращаться с военнопленными. Войны должны вестись ради заключения мира, что дает основание, как и все вышеизложенные положения, именовать автора этой книги отцом международного права.

Книга составила целую эпоху: и в развитии политических наук, и в развитии правоведения. С этого времени ведет свое исчисление наука международное право. Выведение права из разумной природы человека и рационалистический метод исследования – те основные моменты, которыми Гроций оставил след философии права.

В область изучения права его книга внесла оживление, стали создаваться кафедры для изучения и комментирования данного трактата. Гроций – создатель естественно-правовой школы нового времени и основатель современной науки международного права.

Он способствовал тому, что его имя стало нарицательным.

1.2 Политическое и правовое учение Бенедикта Спинозы –самостоятельно.

1.3 Политико-правовое учение Томаса Гоббса

В Англии первым философом, который развил учение о государстве и праве был Томас Гоббс(1558-1679). Перевел Гомера, написал биографию на латинском в стихах, в детском возрасте перевел Медею в стихах. Любовь к языкам привил отец – приходской священник.

В 15 лет поступил в Оксф’ордский университет, много путешествовал, познакомился с Галилеем. Был учителем математики у сына Карла 1, будущего короля Карла 2.

Метод его исследований - механистическое мировоззрение, механистический материализм. Сложились эти воззрения под влиянием Галилея. Большую роль сыграло знакомство с элементами Эвклида и теорией Коперника.

В учебниках сказано, что Гоббс - представитель материалистической философии, это положение нуждается в пояснении. Богословие, как учение о вечном, наукой не является, по Гоббсу, так как наука имеет целью изучение причин явлений. Бог не познаваем, и не составляет предмета науки, это объект веры. «Для спасения души религиозные догматы нужно принимать так же, как пилюли, даваемые врачом – не раскусывая».

Всю реальность он сводил к телам, свойство тел - к движениям, рассмотрение которых вполне исчерпывается математическим исчислением.

Борьба Стюарта с парламентом вызвала разнообразные политические течения. Гоббс выступил врагом революции. Он хотел на твердых основаниях естественного закона утвердить права верховной власти против взбунтовавшихся подданных.

Главные сочинения:

· Трактат о гражданине 1642 год, написанный на латинском языке

· Левиафан (могущественное библейское чудовище). Этим термином Гоббс называл государство.

Оба сочинения включены в индекс запрещенных книг. Гоббса любят изображать как безусловного приверженца монархического начала, но, когда мы начинаем знакомиться с судьбой его идей, возникает ряд вопросов, которые заставляют усомниться в этих тезисах, задуматься, почему, когда вышел в свет Левиафан, Гоббс лишился милости королевского окружения, или почему, когда он был приглашен к наследнику престола короля Англии, то окружение короля запретило обсуждать с наследным принцем политические вопросы? Почему в России весь первый тираж был изъят и не дошел до читателя? Почему во Франции его учение нашло поклонников среди таких мыслителей, как Дидро, Больбах. Огюст Конт объявил его отцом революционной философии. Кромвель предлагал ему занять место секретаря в республиканском правительстве.

Гоббс отталкивается в своем учении от естественного состояния. При ответе на экзамене нужно начинать с характеристики естественного состояния.

Естественное состояние. Основу человеческой природы составляют эгоистические стремления. Он отвергает убеждения тех, которые называют человека существом общежития. Он полагает, что сущностью человека являются присущие ему самолюбивые влечения. Человек ищет в общении собственного блага. Люди соединяются с другими не ради самого общения, а ради выгод, которые они могут извлечь для себя. «Человек человеку волк».

Люди сходятся не по природному общению, а из любви к себе. Поэтому сообщество людей выливается во всеобщую вражду, войну, вражду всех против всех. Между людьми, не сдержанными высшей властью, господствует взаимный страх, проистекающий из постоянного опасения зла. Доказательством тому служит то, что в пустынных местах человек ходит не иначе, как с оружием, государства даже в состоянии мира постоянно вооружены. Все это продиктовано опасением зла. Взаимное желание зла проистекает:

1) От сравнения умственных способностей. Всякий себя считает выше других и только для себя считает все позволительным

2) Зачастую одной и той же вещи желают несколько человек. В естественном состоянии каждый имеет право на все, и желаемую вещь нельзя поделить, а значит, приходит отдавать ее сильнейшему, а это вызывает войну.

Ввиду этого понятно, что человеку грозит опасность со стороны других людей, поэтому естественно и разумно для человека стремиться к миру, чтобы уничтожить себя в ходе войны всех против всех.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.74.105 (0.011 с.)