Органы государства: понятие, признаки и виды органов государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы государства: понятие, признаки и виды органов государства.



Государственные органы являются основным элементом механизма государства.

Государственный орган — это юридически оформленная, организационно обособ­ленная часть (элемент) меха­низма государства, которая имеет собственную структуру, строго определенные управленческо-властные полномочия и находящаяся во взаимосвязи с другими структурными элементами механизма государства.

Государственный орган характеризуют следующие признаки:

- является элементом механизма государства

- действует от имени государства

- обладает властными полномочиями

- имеет определенную структуру и собственную компетенцию, установленную законом

- формируется в порядке, установленном законом

Виды государственных органов:

1) По способу возникновения

- пер­вичные (ни­какими другими органами не создаются. Либо возника­ют в порядке наследования – при монархической форме правления, либо избираются по установленной процедуре и получают власт­ные полномочия от избирателей - представительные орга­ны). Например, Законодательное собрание, Президент и др.

- производные (создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями). Например, прокуратура, суд и т.д.

2) по принципу разделения властей:

- законодательные

- исполнительные

- судебные

3) в зависимости от срока действия

- постоянно действующие

- временные (создаются для достижения определенных целей)

4) в зависимости от правовых форм деятельности

-правотворческие

-правоприменительные

-правоохранительные

5) по порядку осуществления компетенции:

- коллегиальные

- единоначальные

6) по характеру компетенции

- органы общей компетенции (принимают решения по разнообразным вопросам)- например, правительство

- органы специальной компетенции (осущ.деят-ть в какой-либо опред. сфере) -например, министерства

7) по порядку формирования

-избираемые

-назначаемые

Основные положения теории разделения властей и ее значение в современных условиях.

Идеи необходимости разделения власти высказывались уже в глубокой древности (Платон). Однако на уровень теории идеи разделения властей оформились уже в буржуазный период в работах Джона Локка и Монтескьё.

Джон Локк предложил для обеспечения законности и устранения злоупотребления властью разделить государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и федеративную. Верховной властью признавалась законодательная, органы должны сдерживать друг друга. Позднее эту идею развил французский мыслитель Шарль Монтескьё. Монтескьё утверждал, что недостаточно лишь разделить власть на самостоятельные ветви, необходимо создать систему сдержек и противовесов во избежание произвола власти.

В России данную теорию поддерживали в 18 в. ученые Десницкий и Щербатов, она была впоследствии одобрена декабристами, Сперанским, Герценом, Огаревым, Кистяковским. Концепция разделения властей, появившаяся в противовес абсолютной монархии и сосредоточению всей полноты власти в руках одного лица или органа, сыграла большую роль в определении современных форм правления и стала важнейшей чертой механизма современных государств (США и др.).

В современном варианте разделение властей осуществляется на ветви:

1) законодательная

2) исполнительная

3) судебная

4) независимая (контрольная) – Счетная палата, прокуратора (4-я ветвь – изобретение Круглова)

Кроме того, осуществляется разделение по уровням (федеральный и субъектов федерации)

Таким образом, учение о разделении властей ставит вопрос о разграничений государственных функций между различными ветвями власти и предполагает наличие у них взаимосдерживающих полномочий (возможность роспуска законодательного органа, отставки правительства, отстранения Президента). Данная теория является прогрессивной с точки зрения обеспечения эффективного управления и была воспринята большинством современных цивилизованных государств. В настоящее время соблюдение принципа разделения властей является одним из признаков и критериев правового государства.

Монархия как форма правления. Исторические и современные виды монархий.

Монархия (от греч. «единовластие», «единодержавие») - это форма правления, при которой власть главы государства является наследуемой, независимой от населения и бессрочной.

В современный период выделяют такие виды монархии, как абсолютная и ограниченная (конституционная).

Абсолютная монархия предполагает сосредоточение в руках монарха всей полноты власти – законодательной, исполнительной и судебной. Все государственные органы выполняют функции совещательных (в наст. время - Саудовская Аравия, Катар, Оман и др).

Ограниченная (конституционная, парламентарная) монархия предполагает собой форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом (парламентом). Обычно это ограничение определено конституцией, утверждаемой парламентом. «Монарх царствует, но не правит» (в наст. время - Великобритания, Дания, Швеция, Бельгия, Япония.

Истории известны также дуалистические монархии, которые получили развитие на этапе перехода от феодализма к буржуазному государству. Дуалистическая монархия занимает промежуточное положение между абсолютной и ограниченной. Представительные органы здесь формируются, но статус их формален и властные полномочия сосредоточены в руках монарха. Парламент не имеет по отношению к монарху независимого положения (монарх обычно обладает правом роспуска парламента, может отменить его решение и др.). Обычно эти монархии недолговременны и преобразуются в парламентские (ограниченные). Пример дуалистической монархии – Кайзеровская Германия в период 1871-1918 н.н., Кувейт, Иордания и др.

 

Республика как форма правления. Исторические и современные виды республик.

Республика (лат. res public – дело государственное, дело общественное)

- это форма правления, при которой власть является не наследуемой, избираемой народом и срочной. Управление осуществляется на коллегиальных началах.

В современный период выделяют такие виды республики, как президентская, парламентская и смешанная. Деление республик на президентскую, парламентскую и смешанную весьма условно.

В президентской республике ключевую роль в системе высших органов власти играет Президент. Президент является главой государства и главой Правительства. Назначает и смещает членов Правительства (единолично либо с согласия Парламента). Правительство ответственно перед Президентом (США, Аргентина, Мексика, Бразилия).

В парламентской республике действует принцип верховенства парламента. Президент формально наделен полномочиями, но на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Президент главой Правительства не является, существует должность премьер-министра. Правительство формируется из числа партии, завоевавшей большинство мест в парламенте на выборах. Правительство ответственно перед Парламентом (Италия, Германия, Индия, Турция и др).

В смешанной (парламентско-президентской) республике складывается своеобразный синтез президентской и парламентской республик. Существенные роли играют и парламент, и Президент. Существует должность Премьер-министра. Правительство формируется совместно парламентом и Президентом. Правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед Президентом (отставка). Пример – Франция, Украина.

В РФ Конституция четко закрепляет республиканскую форму правления. Большинство авторов признают республику в РФ полупрезидентской. Главой государства является Президент, избираемый непосредственно гражданами. В отличие от президентской республики, Президент не является главой правительства, а существует должность премьер министра. Правительство формируется Президентом, но подотчетно как Президенту, так и Гос.Думе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.33.254 (0.209 с.)