Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение Р. Иеринга о государстве и праве.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1)Рудольф фон Иеринг (1818 – 1892). ОП: «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Борьба за право», «Цель в праве». Один из крупнейших немецких юристов XIX века. Исходит из философии позитивизма. Он полагает, что в природе действует щакон причинности, закон механического свойства, в обществе же действует целевой закон, закон психологического свойства, который гласит: «нет деяния без цели». Возводит стену между природой и обществом и отрицает, что в обществе, как и в природе, независимо от воли и сознания людей действуют определённые закономерности. Телеологический подход. Социальная деятельность обеспечивается двумя факторами – эгоизмом и самоотречением. Признавалосновным моитвом человеческой деятельности эгоизм, но достигая эгоистических целей индивид одновременно удовлетворяет некоторые потребности других членов общества и тем самым содействует достижению общественных целей. Для приведения действий эгоистического индивида в соответствие с целями общества Иеринг предлагает два старых средства: вознаграждение и принуждение (наказание). Вознаграждение осуществляет в сфере гражданского оборота, наказание – гос-вом.
2) Гос-во и право должны обеспечить спокойное существование общества. Учение И. о праве тесно связано с понятием интересов и их обеспечением посредством силы. Формирование права И. представлет соедующим образом. С того момента, когда природа перестала доставлять без всяких усилий со стороны человека достаточное количество средств для поддержания его существования, возникла первая причина для приобретения имущества с целью обеспечениясобственной жизни. А без права «нет обеспечения ни для жизни, ни для имущества». Гарантом права первоначально выступает сила отдельного индивида, посредством которой он в случае столкновения с себе подобным решал борьбу в свою пользу благодаря физическому превосходству. И только на высших ступенях человеческого развития право, утверждал Иеринг, есть парвильно понятая политика власти, своего рода опыт, который учит адекватному применению силы и власти. И в этом случае право охраняется посредством силы, превосходящей силу каждого отдельного индивида, а именно государственной властью. Право имеет целью условия существования всего общества. Право осуществляет необходимое принуждение иобеспечивает выполнение обязаьельств в гражданском обороте. Оно позволяет ввести в осуществление эгоистических целей индивидов известный порядок, дать расчётливому эгоизму гарантию практического успеха и одновременно защитить интересы общества. В произведения И. содержится несколько определений права. 1) Право есть совокупность действующих в государстве принудительных норм. 2)Право есть система общественных целей и совокупность жизненных условий общества, обеспечивамых внешним принуждением, т.е. государственной властью, или что право есть юридически защищённый интерес. Также И. пишет, что 2 элемента образуют понятие права: 1)субстанциональный, в котором заключается практическая цель права, а именно: польза, благо, ценность,которые д.б. защищены правом; и 2) формальный, который относится к цели, как к средство.
3)Цели гос-ва и права совпадают. Классовый подход к этим явлениям И. отвергает. Основной идеей гос-ва представляется обеспечение общих всем интересов против угрожающего им частного интереса. Важнейшее свойство гос-ва способность применять принуждение. Но гос-во должно самоограничиваться правом. Учение Иеринга в целом отражало потребности развития германской буржуазии и вполне соответствовало её стремлениям создать сильное национальное гос-во, обеспечивающее условия для успешной экономической деятельности. Его теория называется: «реалистическая теория права».
Билет №15. 1. Политико-правовые взгляды Ш.-Л. Монтескье.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) – умеренный философ, сторонник социального компромисса. Основные произведения: «О духе законов», «персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян». «Дух законов. Это объективные социальные закономерности, познание которых благодаря разумной природе человека, устанавливает факторы, влияющие на законодательство (климатические, национальные, культурные, политические, нравственные, религиозные). Выражая дух нации в справедливых законах, люди добиваются «триумфа морали над климатом». Естественное состояние и общественный договор. В учении Монтескье государство зарождается не одновременно с образованием общества, а на той ступени его развития, когда среди людей возникает вражда и война из-за распределения богатства и одна часть людей начинает стремиться использовать общие блага в своих корыстных целях. В таких условиях люди вынуждены были заключить между собой соглашения и создавать государство для прекращения состояния войны в обществе. Цель государства – примирять противоречия, возникшие между людьми в обществе и разрешать споры и противоречия, возникшие между людьми в обществе и разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя общую силу, если кто-то не пожелает подчиняться правопорядку. Систематизация права. Естественное право, опираясь на представления о справедливости, предшествует позитивному; «дух законов», по-разному проявляясь в формах права, дает основу их систематизации. Система отраслей права – основа дифференциации позитивного законодательства на естественное, божественное, каноническое, международное, государственное, семейное право. Формы правления. В истории государства он выявлял четыре типичные формы: демократию, аристократию, монархию, деспотию. Первые три – умеренные формы правления, деспотия – неумеренная. При их характеристики пользовался понятиями: природа правления (это отношения между правителями и управляемыми, определяемые тем, кому принадлежит власть) и принцип правления («человеческие страсти, которые двигают им», вытекает из природы правления).
Разделение властей. Правовой смысл разделения властей «порядок вещей, при котором различные власти могут сдерживать друг друга». При этом отмечается ведущая роль законодательной власти (назначение – сформировать право в виде положительных законов, обязательных для всех граждан, источник власти - народ). Исполнительная власть – осуществление законов. Судебная власть – «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Конституционный проект. Речь идет не о равновесии властей, т.к. законодательная власть доминирует, а о равновесии политических сил короля, аристократии, буржуазии (выражал ее интересы). Понимание права. Светское понимание. Цель права в свободе, равенстве, безопасности и счастье всех людей. Отрицал феодальное право. Законы о политической свободе. Закрепляют: а) политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, т.е. институциональную свободу (чтобы государственные органы не злоупотребляли властью и не превышали свои полномочия); б) политическую свободу в ее отношении к гражданину, т.е. личную свободу (безопасность гражданина, обеспечиваемую качественным судопроизводством и адвокатурой). Их сочетание дает умеренное правление. Разделение законов по юридической силе на постоянные народные) и временные (постановления сената). Свобода и дозволение. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещено, то у него не было бы свободы, т.к. то же самое могли бы делать и прочие граждане».
2. Политико-правовые взгляды В.И. Ленина.
1) Ленин — крупнейший революционер XX в., инициатор и вождь Октябрьской революции в России, основатель советского государства и международного коммунистического движения (III Коммунистический интернационал), творец идейной основы этого движения — ленинизма, который сам Ленин рассматривал как восстановление революционных традиций марксизма, очищение наследия Маркса и Энгельса от наслоений, внесенных в него оппортунистами II Интернационала. ОП: «Империализм как высшая стадия капитализма», «Развитие капитализма в России», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Государство и революция». Ленин был прежде всего политическим деятелем. В отличие от своего кумира и учителя К. Маркса он практически не знал периодов спокойной, кабинетной литературной работы. Его теоретические рассуждения носят вспомогательный характер, они превращаются в средство осуществления политических целей, в форму политической борьбы. Однако это не помешало Ленину приобрести репутацию одного из крупнейших политических мыслителей XX в. В теории, как и в практической политике, его отличала редкая целеустремленность, уверенность в своей правоте, твердость в отстаивании намеченного курса. Вслед за Плехановым Ульянов доказывает неизбежность становления капитализма в России, наивность попыток обойти его с помощью крестьянской общины, а также констатирует переход народничества 80—90-х гг. с революционных позиций на либерально-реформистские («Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» — 1894, «Развитие капитализма в России» — 1899 и др.). К моменту появления Ленина на политической арене вопрос о судьбе капитализма был решен враждебной самодержа-вию общественной мыслью. Россия превращалась в капиталистическую страну. Возможность крестьянской социалистической Революции (если признать ее реальной в 60—70-е гг.) была упущена. Ленин оказался человеком, который наиболее радикально проводил линию, намеченную Плехановым в начале 80-х гг.: нельзя мириться с перспективой стабилизации капитализма в России, нужно еще до буржуазно-демократической революции готовить почву для будущего социалистического переворота. Ситуация, породившая ленинизм,—российская. Речь идет об идее и практике социалистической революции в полуфеодальной стране, которая страдала больше от недостаточности капиталистического развития, чем от его зрелости. Но эта ситуация типична для стран Восточной Европы и всего Востока. Насколько установка на победу социализма в стране, не покончившей с феодализмом, соответствовала марксизму? Весьма распространено мнение, что Ленин отошел от марк сизма. По Марксу, революция должна начаться в развитых капиталистических странах, ни один общественный строй не погибнет, пока не исчерпает всех своих возможностей. А по Ленину — в стране сравнительно слаборазвитой, где капитализм еще не утвердился окончательно, где он опутан пережитками феодализма. Речь идет о попытке компенсировать отсутствие ряда важнейших социально-экономических предпосылок революции активным политическим вмешательством, что противоречит принципам исторического материализма, закону соответствия политической и правовой надстройки экономическому базису. На самом деле Маркс и Энгельс не исключали социалистической революции в России, даже на сугубо крестьянской основе. Плеханов и Ленин продолжали эту линию, но в соответствии с канонами марксизма подводили под социалистическую революцию иную классовую базу — пролетарскую. Связь с революцией на Западе при этом сохранялась. Русские марксисты исходили из идеи основоположников этого учения об одновременной победе революции в основных капиталистических странах. Россия лишь к ним присоединится, а может быть, и выступит инициатором борьбы. Казалось бы, от появления пролетарского элемента в России вся теоретическая конструкция стала прочнее. Возникала лишь одна трудность. Крестьянство составляло большинство населения России, а пролетариат — меньшинство. Это меньшинство должно было получить поддержку большинства. Ленин всегда имел в виду эту проблему. Таким образом, нет оснований утверждать, что ленинская теория революции явилась отрицанием марксизма, но ее связь с российской спецификой, приспособление марксизма к российским условиям очевидны. Свои представления о революции Ленин осуществлял с редкой целеустремленностью, выделявшей его среди марксистов конца XIX — начала XX в. Ленин был первым, кто сказал, что нужно готовить, организовывать революцию, а не пассивно ждать, когда сложатся благоприятные обстоятельства. В этом существенная особенность ленинизма, его действенный, практический характер. Ленин выдвинул идею авангардной пролетарской партии («партии нового типа») как главного средства подготовки и осуществления революции. Мысли Ленина о партии в систематической форме изложены им в книге «Что делать?» Эта партия должна обладать планом действий и повести за собой пролетариат, а свергнуть власть может только социалистическая интеллигенция, вооружённая революционной теорией. Взгляды Ленина на перспективы революции в России изложены во многих статьях 1905—1907 гг., а в систематической форме — в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (июль 1905 г.).
Государство — продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классового господства. Буржуазное государство — диктатура буржуазии. Оно должно быть уничтожено. В «Государстве и революции» последовательно проводится мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата. При этом диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.201 (0.013 с.) |