Отличия католицизма от лютеранства.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличия католицизма от лютеранства.



Признаки Католицизм Лютеранство
Оправдание верой В католицизме грешный человек оправдывается перед Богом «добрыми делами» с помощью церкви. Посредником между Богом и мирянами выступала церковь, оценивая степень богоугодности «добрых дел» и соответственно степень искупления греха. В лютеранстве каждый христианин достигает спасения души исключительно посредствам даруемой ему веры в искупительную жертву Иисуса Христа.  
Прямой контроль над верой и совестью. Претензии духовенства на право посредника между людьми и Богом. Общение с Господом возможно для каждого чистого духом христианина.  

 

Коренное преобразование церкви. Идея отмены опеки папской курии имела далеко идущие последствия: создавались предпосылки для политического объединения Германии, прекращался отток громадных денежных сумм в Рим, упразднялись треть церковных праздников, стимулировалось предпринимательство.

Концепция государства.

Учение о «двух царствах». Разграничение религиозной и светской сферы («службы» и «личности»). Отверг тезис о примате духовной власти над светской.

Религиозная власть Светская власть
Религиозная организация общества полностью автономна. Свобода совести, вера, внутренний мир человека – сфера исключительно духовной власти. На вторжение светской власти в религиозную жизнь справедливо сопротивление силой слова и страдания за веру. Единственный судья и мститель – Бог. Светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением, культурой. Должностные лица («личности») обязаны следовать интересам подданных, руководствуясь этическими принципами, нормами естественного права. Подданные не имеют права на сопротивление власти. Непослушание властям – грех более тяжкий, чем убийство.

Автономия гражданского права (позитивное право). Оно освобождалось от опеки канонического права, но т.к. не может учесть всего многообразия общественных коллизий, то не должно возводиться в абсолют. Разум - «наставник закона», поэтому играет важную роль в политике.

 

 

Томас Мюнцер (ок. 1490 – 1525) – идеолог радикального течения - плебейское[3], современник и первоначально последователь Лютера.

Реформация по Мюнцеру – это преобразование мира на началах главенства общих интересов. Поддержав тезис Лютера об «оправдании верой», Мюнцер «веру» связывал с активными действиями против угнетателей (их считал безбожниками). Только люди труда способны понимать Бога, т.к. их интересы полностью совпадают с интересами общества. Торжество общих интересов над частными – основа социальных преобразований. Грядущий «рай земной» - общество, где частных интересов нет и быть не может.

Мюнцер уделял внимание ближайшим целям, изложив их в радикальном манифесте «Статейное письмо»: объединение ремесленников и пахарей» (трудовой народ) в «христианский союз и братство», устранение господ, в т.ч. насильственными способами, установление справедливого общества. В воззрениях Мюнцера имелись зачатки республиканских и социалистических идей: определение государственной политики народом и контроль над ней со стороны народа. Такой радикализм Мюнцера оттолкнул умеренных реформаторов, способствовал усилению консервативных элементов в бюргерском лагере Реформации.

 

Жан Кальвин (1509 – 1564) –основатель течения кальвинизма в протестантизме.

Основные произведения: «Наставления в христианской вере».

Безусловный авторитет Священного писания. Бог раз и навсегда выразил свою волю, и люди должны согласовывать свою жизнь с буквой этого закона. Мнение отцов и учителей церкви, папские буллы значимы, если соответствуют прямому смыслу Священного Писания. Отвергнута вера в всесилие разума.

Учение о предопределении дополнило учение Лютера об оправдании (спасении) верой. Спасает человека вера, нисходящая на него вследствие Божьей благодати; человек не спасется без помощи Бога. Свободы воли нет: Бог изначально записал одних в книгу жизни, а других – в книгу смерти. Истинно верующим может быть только «избранный» Богом, но человек, не зная, в какой он книге, обязан стремиться оказаться среди «избранных».

Протестантская этика. В политическом плане божественное предопределение означало нравственную (религиозную) обязанность посвятить себя делу, своей профессии, быть трудолюбивым, предприимчивым и рачительным хозяином. Так закладывались основы этики, которая в сочетании с индивидуализмом стала особенностью общественной жизни Запада.

Реформа устройства церкви. Радикальная реформа церкви упразднила духовное сословие в традиционном виде. Церковные общины стали возглавлять старшины из мирян и проповедники, получившие соответствующую подготовку, но не имеющие сана. Они составляли консисторию, управляющую религиозной жизнью общины.

Концепция государства. Самостоятельность религиозной общины – основа разработки республиканских программ. Две власти соединены в единое целое при господстве церкви. Государство установлено Богом и необходимо человеку как воздух. Протест против власти, даже самой жестокой, - дерзость против божьей воли. Только когда требования власти противоречат Священному Писанию, подданные могут оказать сопротивление. Предпочтение отдается республике. Худший политический режим – демократия (господство черни), лучший – аристократия или олигархия («Господь может «избрать» лишь немногих – аристократов веры»).

 

2. Правовые взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

1)Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) – основоположники «научного социализма», или марксизма. ОП: «Манифест Коммунистической партии» (1848, Маркс), «Критика гегелевской философии права» (Маркс), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Энгельс), «Капитал» (Маркс), «Анти-Дюринг» (Энгельс). Маркс изначально верил в свою гениальность, жил за счёт Энгельса.

 

2)Марксизм представляет собо продукт длительного интеллектуального развития Европы. Его основатели стремились синтезировать достижения разных школ философской, экономической, общественно-политической мысли. В.И. Ленин говорил о трёх источниках марксизма: немецкой классической философии с диалектикой Гегеля и материализмом Фейербаха, английской классической политической экономии (Смит и Рикардо) и утопический социализме. Были и другие влияния – политический опыт революционных движений, начиная с Фр революции, достижения в области естественных наук и социальных исследований. Основа марксизма – материалистическая интерпретация истории, исторический материализм. Марксизм появился как реакция на капитализм, не мог возникнуть раньше, т.к. не было социальной опоры.

 

3)М. и Э. пытались проникнуть в тайну имущественного неравенства и общественных противоречий. Они полагали, что в их основе лежит система производства, отношения, в которые люди вступают в процессе производства. Тип этих отношений объективно обусловлен уровнем развития производительных сил, т.е. средств производства (природные богатства и орудия труда). Производственные отношения определяют весь строй жизни общества и его развитие. По отношению к производству все остальные аспекты жизни общества выступают как производное, как следствие, как надстройка над экономическим базисом. (Эта идея изложена в «Немецкой идеологии», «Манифесте Коммунистической партии», тщательно разработана в «Капитале»)

 

4)Экономический механизм исторического развития: производительные силы развиваются непрестанно и периодически вступают в противоречие со сложившимися производственными отношениями, перерастают их рамки. Тогда происходит ломка устаревших пр-х отнош-й, возникает новый способ производства, кот. будет существовать до тех пор, пока сохранится соответствие между уровнем развития ПС и ПО. Т.е. механизм ист. Развития – это смена способов производства.

 

5)Концепция класовых интересов, классовый подход ко всем явлениям общественной жизни, предстваления об истории и современном состоянии как непрерывной череде класовых противоречий и конфликтов – второй важнейший вклад марксизма в методологию политической мысли и не менее важный, чем мат. итерпретация истории. Представления о путях развития, вытекающие из истмата и классового подхода, впервые были изложены в «Манифесте Коммунистической партии». Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма. История всех обществ – это история классовой борьбы. Падение буржуазии и победа пролетариата неизбежны. «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

 

6)Смена общественного строя происходит путём революции. Её первоочерёдная задача – завоевание власти. Революции как правило приобретают насильственные формы. Пролетариат основывает своё господство путём насильственного ниспровержения буржуазии. Но пролетариат д. исп-ть и все возмож-ти проведения рев-ции мирным путём. М. и Э. представлялось, что соц. революция должна победить одновременно во всех основных капиталистических странах. Цель революции – уничтожение эксплуатации человека чловеком, построение бесклассового общества, изжившего частную собственность, подъём производства, культуры и благосостояния масс. Создание коммунистического общества – длительный процесс. Оно требует переходного периода «революционного превращения» капиталистич. общества в коммунистичекое.

 

7)Происхождение гос-ва в «Немецкой идеологии» связывают с общественным разделением труда, появлением частной собственности и антагонистических классов. Это положение Э. развил в «Происхождении…». Он считал, что гос-во включает в себя управление общими делами и классовость власти. Из своеобразия марксистского понимания гос-ва вытекает и концепция его отмирания, которая кажется абсурдной тем, кто отождествляет гос-во с публичной властью. Но после отмирания произвол не воцарится. Управление сохранится, но оно утратит классовый характер, вернётся к своей первоначальной сущности. М. и Э. упрекают в абсолютизации эк. и классового факторов при определении характера и судеб гос-ва , в пренебрежении культурными, национально-историческими особенностями становления гос-ти и вообще исторического развития в разных странах.

 

8)Термин «диктатура пролетариата» был впервые употреблён Марксом в «Классовой борьбе во Франции». В «Манифесте» его нет. Ни М., ни Э. не дали определения диктатуры пролетариата, в последующе появились 2 её толкования. В.И. Ленин исходил из того, что всякая диктатура – это власть, опирающаяся на насилие, ив условиях России оправдывал ограничения прав человека и отказ от всеобщего и равного избирательного права ради обеспечения власти рабочих (республика советов). Каутский понимал диктатуру пролетариата не как особую форму власти, не опирающуюся на закон, а как превращение рабочих в правящий класс, т.е. как классовую сущность гос-ва, складывающегося после победы соц. революции. Приход пролетариата к власти осущ-ся мирным путём, через всеобщее избират. право. Отсюда диктатура пролетариата – это торжество демократии. Её гос. формой может быть только парламентская республика.

По Марксу диктатура пролетариата не означала власти одного класса, навязываемой силой всему остальному обществу. М. характеризовал её как сплочение с революциони-зированными элементами мелкой буржуазии и крестьянства.

9)Государство – это организация для систематического насилия одного класса над другим, это всякое организованное истематическое насилие над людьми вообще. (Жуков).

10)К праву у М. и Э. тот же методологический подход, что и к гос-ву: оно не может быть понято из самого себя, коренится в материальных условиях жзни и носит классовый характер. Право – это возведённая в закон воля господствующего класса, обусловленная экономикой его жизни. Право и гос-во – это инструмент для поддержки насилия. (Жуков)

М., рассматривая право как форму производственных отношений, он подчёркивает, что право не в состоянии подчинить себе первичные производственные связи. Оценивая традиционные представления о праве как отношениях равенства, М. пишет, что при буржуазном строе право – это фикция. Равенство формально. Реальной свободы нет. Отсутствие частной собственности у бедняков лишает их свободы и равенства.

Комментарий. 1)Классификация на утопический и научный социализм весьма сомнительна. Каждая гуманитарная наука отчасти утопична, вопрос в том, насколько. 2)Капитализм к концу XIX века меняется. Средний класс увеличивается, а пролетариат уменьшается. А Маркс думал, что пролетариат только и будет, что нищать, а всё произошло наоборот. Маркс думал, что буржуазная демократия приведёт к обострению конфликтов, а всё случилось наоборот. Поэтому если бы Маркс и Энгельс родились на 30 лет позже, они бы не написали этого, так как было бы это делать просто бессмысленно. 3)На основе учений Маркса были созданы многие направления (фрейдмарксизм, троцкизм). Основные произведения: «Манифест коммунистической партии», «Анти-Дюринг» и «Капитал». Но это всё только основы, целой системы не создали. 4)Идеалистическое понимание истории – в основе человеческой истории лежит изменение человеческого сознания (Сен-Симон, Конт). Что правильнее, мат. Понимание илиидеалистическое? Ответ: бессмыслено спорить, это дело вкуса. 5)Диктатура пролетариата – это прежде всего переходное гос-во между капитализмом и социализмом. Задачи диктатуры пролетариата: а)уничтожить угнетающий класс; б)уничтожить армию и полицию; в)построить социалистическую экономику (!!!). 6)Разница между бурж. И пролет. Революцией. Бурж рев.завершает переход от феодализма к капитализму, это естественный акт истории. А пролетарская революция – это переход от капитализма к социализму, это противоестественно, так как не имеет социальной основы.

 


Билет №11.

1. Политические взгляды Т. Мора.

 

Томас Мор (1478 – 1535 гг.) – представитель социалистической мысли (иногда – утопический социализм). Сделал карьеру адвоката. Родоначальник европейского социализма, дает проект социального устройства.

Основное сочинение «Утопия».



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.007 с.)