Социальных наук и государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальных наук и государственного управления



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный областной университет»

Кафедра

Социальных наук и государственного управления

 

УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры (протокол № 1 от 29.08.11 г.   Заведующий кафедрой _______________________Г.И.Пещеров (подпись, расшифровка подписи)   Утверждено Декан факультета (директор инсти­тута) И.М.Жураховская (подпись, расшифровка подписи) “____”______________2011 г  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Направление подготовки: 080500 «Менеджмент»

Профиль: «Управление персоналом»

Факультет: Экономический

Форма обучения: очная

 

Москва 2011

Рецензенты:

Тема 1. Политология как наука

Политология – наука о политике. Сущность политики и её задачи. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. Политика и экономика. Объект и предмет политологии. Метод политологии. Место политологии в системе общественных наук. Функции политологии как науки.

Основные понятия и термины: наука, политика, власть, политология, объект политологии, предмет политологии, метод политологии, функции политологии.

Тема 2. История политических учений. Современные политологические школы

История развития мировой политической мысли. Политические идеи Античности. Платон об идеальном государстве. Аристотель о формах общественно-государственного устройства. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения: Афиногор, Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Николло Макиавелли, Жан Боден и др. Социально-политические идеи Нового времени. Зарождение и развитие либеральной и консервативной идеологий. Теория общественного договора Т.Гоббса. Теория разделения властей Дж. Локка. Ш.-Л.Монтескье как основоположник теории правового государства. Концепция сдержек и противовесов Дж. Мэдисона. Политические теории XIX – начала XX веков. Политические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса. Социологическое направление в развитии политической мысли. Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Л. Гумплович.

История развития российской политической мысли. Политические идеи Киевской Руси. «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, летописный свод «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Молении Даниила Заточника» и др. Русская политическая мысль XIV-XVI вв. Послания псковского монаха Филофея Василию III. Политическая мысль Императорской России (XVII-начало XVIII вв.): Ф. Прокопович, В. Татищев, И. Посошков. Политические идеи в период расцвета Императорской России (вторая половина XVIII-XIX вв.): А. Радищев, М. Сперанский, революционеры-декабристы, А. Герцен, Н.Чернышевский, П. Чаадаев и др. Социально-политические взгляды западников и славянофилов. Общественно-политическая теория В.С. Соловьева. Политические идеи русского анархизма. Концепция элитарной «качественной демократии» Н. Бердяева.

Современные политологические школы и политические теории.

Основные понятия и термины: политические учения, политическая мысль, политологические школы, политические теории.

Тема 6. Политические партии и общественные организации

Возникновение и сущность политических партий. Роль и место политических партий в политической системе. Цели и функции политических партий. Социальная база и электорат политических партий. Структура и типы политических партий. Массовые и кадровые партии. Правящие и оппозиционные партии. "Левые", "правые" и центристские партии. Партийные системы. Общественные организации и движения.

Основные понятия и термины: организация, движение, партия,партийная система, оппозиция.

Образовательные технологии

Эффективность учебного процесса достигается при комплексном применении в качестве средств обучения информационно-методического обеспечения и управления учебным процессом; информационно-поисковой деятельности; автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности; отработки навыков и умений самостоятельно решать разного рода задачи по изучаемому предмету.

Подготовка студентов по дисциплине "Политологии" осуществляется в процессе разных форм работы: лекций, семинарских (практических) занятий, само­стоятельного изучения теории по основной и дополнительной лите­ратуре, интерактивных методов. В интерактивном режиме проводится не менее 20% лекционных, 50% семинарских (практических) занятий.

Важнейшим видом занятий являются лекции. Они имеют целью дать стройную систему научных знаний по дисциплине и должны читаться на высоком теоретическом и научно-методологи­ческом уровне, носить проблемный и диалоговый характер, раскры­вать актуальные вопросы современной политологии, увязывать вопросы политической теории с практикой будущей де­ятельности специалистов педагогического профиля.

Лекции предполагают использование мультимедийного оборудования. Параллельность предъявления визуального и вербального рядов информации, аудио- и видеозаписей во многом облегчает работу и увеличивает объём оперативной информации. Лекционные мультимедиа-системы позволяют преподавателю проиллюстрировать излагаемый материал презентацией с яркой наглядностью, видеоизображением, анимационными роликами с аудио сопровождением.

На семинарских (практических) занятиях, которые проводятся по основным и наиболее сложным проблемам политологии, преподава­тели должны стремиться закрепить знания, полученные обучаемыми в ходе лекций и самостоятельной работы. Особое внимание при этом необходимо обращать на развитие у студентов умений и навыков свя­зи политологических знаний с будущей практической деятельностью.

Семинар предполагает творческие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение докладов, фикси­рованные выступления, письменные контрольные работы. Проведе­ние семинаров призвано выявить индивидуальный рейтинг студентов по усвоению материала.

Проведение семинарских (практических) занятий будет эффективней при использовании многофункциональных учебных сред, которые содержат текстовые массивы, параметры модели, модули контроля, демонстрационные программы. Практические занятия ориентированы на работу с массивами печатных и электронных источников, видео- и аудио-записей. Необходимо побуждать студентов быть более активными и самостоятельными.

Целесообразно на занятиях (семинарах) проводить игры (ролевая игра, плановая игра) и изучение конкретных случаев, ситуаций. В ходе изучения предмета преподавателю стоит подчинить содержание и логику изучения учебного материала интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности студентов.

Основными методами, используемыми при освоении учебного материала, являются наглядно-практические: ситуа­ционное обучение (метод ситуаций), ролевые, сюжетно-ролевые и деловые игры, метод погружения в материально-пространст­венную среду, театрализованное разыгрывание ситуаций, практические работы, проектная деятельность.

Появление игрового метода обучения связано с требования­ми повышения эффективности образования за счет активного включения студентов в процесс не только получения, но и непо­средственного (здесь и теперь) использования знаний. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет активной жизненной позиции обучающихся — от роли игрока — до соавтора игры. Игровой метод связан с определенней роли и ее принятием, которое осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Самостоятельная работа относится к числу основных и стабильных видов учебно-познавательной деятельности студентов. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на лекционных и практических занятиях, предотвратить их забывание, развить индивидуальные способности студентов. Этот вид учебной деятельности должен опираться на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу студентов.

В качестве основных форм самостоятельной работы студентов по дисциплине «Политология» можно выделить: самостоятельное изучение тем дисциплины, обеспеченных литературой; углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов; создание визуальных носителей информации с использованием современных информационных ресурсов; написание рефератов, статей в соответствии с требованиями к данному типу работ.

Консультации проводятся в качестве отдель­ных учебных занятий и могут носить групповой и индивидуальный характер.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

 

Формы контроля

В процессе изучения дисциплины предусмотрены несколько форм контроля: оперативный, текущий и итоговый.

Оперативный контроль предназначен для определения качества усвоения лекционного материала. Подобный контроль проводится в письменной форме (письменный оперативный опрос обучаемых – летучка, тесты по темам лекций).

Текущий контроль предназначен для определения качества усвоения изучаемого материала. Подобный контроль может проводиться в устной форме на семинарских занятиях, либо в письменной форме (письменный опрос обучаемых).

Итоговый контроль проводится в форме письменного теста и/или устного экзамена (зачета).

 

Вопросы (тесты) для осуществления текущего контроля успеваемости

1. Становление политологиикак самостоятельной научной и учебной дисциплины состоялось:

а) во времена Античности;

б) в эпоху Возрождения;

! в) на рубеже XIX—XX вв.;

г) 80 – е годы XX века.

2. Объектом политологии выступает:

а) экономическая сфера общественной жизни;

! б) политическая сфера общественной жизни;

в) все общество;

г) политические институты.

3. Предметом изучения политологииявляется:

а) вся совокупность учений о государстве

б) мировая политика;

! в) сущность политики;

г) внутренняя и внешняя политика государства.

4. Центральной категорией политологии является:

а) государство;

б) политическая система;

в) политический институт;

! г) власть.

5. Идею первичности политики во всей системе общественных отношений разделял:

а) Платон;

! б) Аристотель;

в) Гоббс;

г) Спиноза.

6. Ключевым институтом политической организации (системы) выступает:

! а) государство;

б) политическая партия;

в) институт президентства;

г) армия.

7. Ключевым государственным институтом является:

а) церковь;

б) СМИ;

в) семья;

! г) армия.

8. Кто охарактеризовал человека как существо политическое:

а) Платон;

б) Гераклит;

в) Аквинат;

! г) Аристотель.

9. Для средневековой политической мыслихарактерны:

! а) теоцентризм;

б) гражданская концепция политики;

в) идея разделения властей;

г) идеи социализма.

10. Либерализм и консерватизм как политические идеологии оформились в период:

а) античности;

б) средневековья;

в) эпохи Возрождения;

! г) Нового время.

11. Основные идеи консерватизма сформулировал:

а) Д. Локк;

б) Ш. Монтескье;

! в) Э. Берк;

г) Ж. Руссо.

12. Положение об исторически закономерном отмирании государства и всякой политики было характерно для:

а) либерализма;

б) консерватизма;

в) анархизма;

! г) марксизма.

13. Античные философы значительное внимание уделяли:

а) разработке идей гражданского общества;

б) разработке идей правового государства;

! в) поискам модели совершенного государства;

г) осмыслению идей народовластии.

14. Кто допускал игнорирование норм нравственности при решении стратегических политических задач?

! а) Макиавелли;

б) Монтескье;

в) Маркс;

г) Мэдисон.

15. Онтологическая функция в политологии заключается:

а) в нахождении истины и осуществлении новых открытий;

б) в осуществлении научного прогнозирования;

! в) в познании и объяснении политических явлений и процессов;

г) в разработке методов и способов познания предмета.

16. Укажите один из источников власти:

! а) знания и информация;

б) место жительства;

в) образ жизни;

г) внешний вид человека.

17. Утилитарные ресурсы власти – это:

а) меры административного воздействия, применяемые к объекту власти;

б) средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека;

! в) материальные и другие социальные блага, с помощью которых, субъект власти, особенно государство, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые социальные слои населения.

18. Принудительные ресурсы власти - это:

! а) меры административного воздействия, применяемые к объекту власти;

б) средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека;

в) материальные и другие социальные блага, с помощью которых, субъект власти, особенно государство, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые социальные слои населения.

19. Нормативные ресурсы власти – это:

а) меры административного воздействия, применяемые к объекту власти;

! б) средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека;

в) материальные и другие социальные блага, с помощью которых, субъект власти, особенно государство, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые социальные слои населения.

20. Признаком легитимности власти является:

а) законность;

б) гласность;

! в) положительная оценка власти населением;

г) негативное отношение к власти.

21. Какому из политических режимов присущи равенство и свобода?

а) тоталитарному;

б) авторитарному;

! в) демократическому.

22.Какому из политических режимов присущ политический и идеологический плюрализм?

! а) демократическому;

б) авторитарному;

в) тоталитарному.

23. Для какого политического режима характерно наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государства?

а) тоталитарному;

б) авторитарному;

! в) демократическому.

24. Тоталитарный политический режим характеризуется:

а) признанием народа в качестве источника власти;

б) равенством всех граждан перед законом;

в) разделением власти на три ее ветви;

! г) монопольным контролем со стороны государства за всеми сферами общества.

25. Тоталитарный политический режим характеризуется:

а) созданием необходимых условий для развития «среднего класса»;

б) провозглашением и реализацией основных прав и свобод;

! в) сосредоточением абсолютной власти в центре;

г) выборностью основных органов власти и их подотчетность избирателям.

26. Тоталитарный политический режим характеризуется:

а) идеологическим плюрализмом;

б) многопартийностью;

в) наличием широких прав и свобод граждан;

! г) приоритетом общества над личностью.

27. Авторитарный политический режим отличается от тоталитарного:

а) более сильным произволом власти;

б) ужесточением идеологического и политического контроля над обществом;

! в) наличием некоторого участия народа в политической жизни государства;

г) ужесточением цензуры.

28. Демократический политический режим характеризуется:

! а) наличием правового государства и развитого гражданского общества;

б) идеологизацией всей общественной жизни;

в) детальной регламентацией жизни граждан;

г) наличием однопартийной системы.

29. Основной идеей революционеров-декабристов была:

! а) ликвидация самодержавия и крепостнического строя;

б) ограничение самодержавия и ослабления крепостнического строя;

в) установление диктатуры пролетариата;

г) построение демократического социализма.

30. Основным содержанием политики и главным вопросом политологии является:

! а) борьба за завоевание и осуществление власти;

б) деятельность государства и политических партий;

в) изучение политических интересов людей;

г) формирование политической культуры общества.

31. Системный подход к пониманию политической системы общества наиболее обстоятельно получил освещение в работах:

а) М. Вебера;

б) Э. Дюркгейма;

! в) Д. Истона;

г) Ф. Энгельса.

32. Структурно-функциональный подход к пониманию политической системы общества наиболее обстоятельно получил освещение в работах:

а) К. Маркса;

б) Л. Гумпловича;

! в) Г. Алмонда;

г) Г. Лассуэла.

33. Какая из названных подсистем не входит в структуру политической системы общества?

а) институциональная;

б) нормативная;

! в) энергетическая;

г) культурная.

34. Государство – это:

а) добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей;

! б) исторически сложившаяся организация политической власти, контролирующая и регулирующая совместную деятельность и отношения между различными социальными группами и общностями;

в) способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств.

35. Какая из форм государственного правления, по мнению Аристотеля, считалась неправильной?

а) монархия;

б) аристократия;

в) полития;

! г) демократия.

36. Форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство, называется:

а) унитарное;

! б) федеративное;

в) конфедеративное.

37. Форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству называется:

а) республика;

б) диктатура;

! в) монархия;

г) аристократия.

38. Форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок, называется:

! а) республика;

б) диктатура;

в) монархия;

г) аристократия.

39. Укажите признак не характерный для правового государства:

а) наличие развитого гражданского общества;

б) правовое равенство всех граждан;

в) приоритет прав человека над законами государства;

! г) отсутствие разделения законодательной, судебной и исполнительной властей государства.

40. К общественным объединениям не относятся:

а) политические партии;

б) массовые движения;

в) профсоюзы;

! г) министерства и ведомства.

41. Под политическим общественным объединением понимается общественное объединение, в уставе которого, в числе основных целей, закреплено:

а) борьба за реализацию экономических интересов членов объединения;

б) борьба за улучшение социальных условий жизни людей;

! в) участие в политической жизни общества;

г) проведение социально – экономических реформ.

42. Главное предназначение любой политической партии заключается:

а) в участии в политической жизни общества;

! б) в завоевании государственной власти и участии в ее осуществлении;

в) в борьбе за реализацию экономических интересов членов партии;

г) в обеспечении стабильности общества.

43. Основоположниками классической концепции элиты являются:

а) Платон и Аристотель;

б) Спенсер и Дюркгейм;

в) Лассуэл и Мерриам;

! г) Парето и Моска.

44. В политическом процессе выделяются два типа элит:

а) элита «волков» и элита «зайцев»;

б) элита «хищников» и элита «травоядных»;

! в) элита «львов» и элита «лис»;

г) элита «ястребов» и элита «голубей».

45. Политические отношения – это отношения социальных общностей и личностей:

! а) к политической власти, проявляющееся в их взаимодействии по – поводу завоевания и распоряжения ею;

б) по–поводу производства, распределения и потребления материальных благ;

в) между собой, сложившиеся на основе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

46. Политическая деятельность – это:

а) разработка, принятие и реализация решений только в политической сфере общества;

! б) политическое руководство и управление во всех сферах общественной жизни при помощи институтов власти;

в) деятельность, направленная только на завоевание государственной власти.

47. Политическая модернизация представляет собой:

а) качественные изменения во всех сферах общественной жизни;

! б) качественные изменения политической системы общества;

в) качественные изменения государственных институтов;

г) качественные изменения политического сознания и политической культуры общества.

48. ООН была образована:

! а) в 1945 г.;

б) в 1946 г.;

в) в 1947 г.;

г) в 1948 г..

49. Штаб – квартира ООН рассоложена:

а) в Берне;

б) в Брюсселе;

в) в Вашингтоне;

! г) в Нью-Йорке.

50. Количество государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН равняется:

а) трем;

б) четырем;

! в) пяти;

г) семи.

51. Укажите государство не являющееся постоянным членом Совета Безопасности ООН:

а) Китай;

б) Россия;

в) США;

! г) Канада;

д) Англия;

е) Франция.

52. Геополитика – это:

! а) область политической науки, исследующая международные отношения в контексте географического расположения стран;

б) область политической науки, исследующая международные отношения среди самых крупных и развитых стран мира;

в) область политической науки, исследующая внешнюю политику государства.

53. Внешняя политика и внутренняя политика:

а) не взаимосвязаны;

! б) органически взаимосвязаны;

в) эпизодически взаимосвязаны.

54. Что не относится к ресурсам власти?

а) утилитарные;

б) принудительные;

! в) добровольные;

г) нормативные.

55. Верили в единство человеческой цивилизации и считали, что главное направление развития России определяет Западная Европа:

а) революционеры-декабристы;

б) славянофилы;

в) народники;

! г) западники.

56. Самобытность исторического пути развития России отстаивали:

а) анархисты;

б) западники;

! в) славянофилы;

г) Плеханов и Ленин.

57. Разработчиками теории политической системы стали мыслители:

! а) Д. Истон и Г. Алмонд;

б) Ч. Мерриам и Г. Лассуэл;

в) М. Дюверже и Р. Арон;

г) В. Парето и Г. Моска.

58. Единое, политически однородное государство, с единой конституцией, судебно-правовой системой, гражданством, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, называется:

а) конфедеративным;

б) федеративным;

! в) унитарным.

59. Укажите признак не характерный для правового государства:

а) всеобщность права, его распространение на всех граждан, на все организации, в том числе органы государственной власти;

б) разделение законодательной, судебной и исполнительной властей государства;

в) приоритет прав человека над законами государства;

! г) система всеобщего контроля над поведением людей.

60. Патриархальная политическая культура характеризуется:

! а) отсутствием в обществе, где она господствует, интереса к политической системе;

б) пассивным отношением к политической системе;

в) заинтересованным участием в политической жизни.

Планы семинарских занятий

Методические указания

Основная задача семинара сформировать понятийный аппарат по изучению политической науки. С этой целью при подготовке к занятию необходимо изучить основные исходные положения политологии и ознакомиться со словарем терминов по данной проблематике. Целесообразность изучения основных понятий заключается в подготовке к оперативному опросу (летучке) в процессе проведения семинара.

Основная литература:

1. Киреев Е.В. Политология: курс лекций. - М.: Издательство МГОУ, 2010, с. 3-19.

2. Кравченко А.И. Политология: учеб. - М.: Проспект, 2009.

3. Политология: учебник / А.Ю Мелвиль и др. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009.

4. Политология: Учебник, -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2009.

Дополнительная литература:

1. Гаджиев К.С. Политология: учебник для студентов высших учебных заведений. – Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Университетская книга; Логос, 2008.

2. Политология: учебник / отв. ред. В.Д.Перевалов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009.

3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студ. вузов / А.И. Соловьев. -2-е изд. перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.

4. Чуланов Ю.Г. Политология: учебник, 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2008.

 

Методические указания

Основная задача семинара изучить эволюцию политических знаний, идей и теорий начиная с древних, античных времен и заканчивая Новейшим временем. Целесообразно по каждой из исторических эпох развития политической мысли подготовить доклады. Подготовиться к оперативному опросу (летучке) в процессе проведения семинара.

Основная литература:

1. История политических и правовых учений: учебник для вузов / Под общ. ред. Нерсесянца B.C. – M.: Норма, 2007.

2. Киреев Е.В. Политология: курс лекций. - М.: Издательство МГОУ, 2010, с. 20-33, 45-52.

3. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие. - М.: Высшее образование, 2009.

4. Политология: учебник / А.Ю Мелвиль и др. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009.

5. Рассолов М.М. История политических и правовых учений: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Дополнительная литература:

1. Антология мировой политической мысли. В 5-ти то­мах. - М., 1997.

2. Аристотель. Политика. Метафизика. Аналитика. - М.: Эксмо, Мидгард, 2008.

3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм Перевод с французского Г.И.Семенова. - М.: Текст, 1993.

4. Артхашастра, или наука политики. Литературные памятники. - М., 1993.

5. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М.: Международные отношения, 1998.

6. Блаженный Августин. О граде Божием. – М., 1994.

7. Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избр. произв. - М., 1990.

8. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990.

9. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства царского и гражданского // Антология мировой философии: В 4-х т. Т.2. – М.: Мысль, 1970.

10. Макиавелли Н. Государь /Пер. с итал. К.А. Тананушко. – М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

11. Монтескье Ш. Избранные произведения. - М.: Мысль, 1995.

12. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студ. вузов / А.И. Соловьев. -2-е изд. перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.

13. Чуланов Ю.Г. Политология: учебник, 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2008.

 

Методические указания

Основная задача семинара изучить эволюцию российской политической мысли начиная с периода становления и развития Древнерусского государства – Киевская Русь (IX-XII вв.), заканчивая современной Россией. Целесообразно по каждой из исторических эпох русской истории развития политической мысли подготовить доклады. Подготовиться к оперативному опросу (летучке) в процессе проведения семинара.

Основная литература:

1. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. - М., 1995.

2. История политических и правовых учений: учебник для вузов / Под общ. ред. Нерсесянца B.C. – M.: Норма, 2007.

3. Киреев Е.В. Политология: курс лекций. - М.: Издательство МГОУ, 2010, с. 34-45.

4. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие. - М.: Высшее образование, 2009.

5. Пивоваров Ю.С. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX - пер. трети XX столетия. - М., 1997.

6. Халин К.Е. История политических и правовых учений. Учебник. - М., 2004.

Дополнительная литература:

1. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья (сборник)/Отв. ред. А.Я. Зись. - В 2-х тт. - М., 1994.

2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студ. вузов / А.И. Соловьев. -2-е изд. перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.

3. Чуланов Ю.Г. Политология: учебник, 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2008.

 

Методические указания

Задача семинара состоит в получении более ёмкого представления о власти, основных подходах к истолкованию этого феномена, а также уяснении признаков и черт политических режимов. С этой целью целесообразно подготовить доклады по основным обсуждаемым проблемам и быть готовым к проведению тестирования по теме семинара.

Основная литература:

1. Киреев Е.В. Политология: курс лекций. - М.: Издательство МГОУ, 2010, с. 53-71.

2. Кравченко А.И. Политология: учеб. - М.: Проспект, 2009.

3. Политология: учебник / А.Ю Мелвиль и др. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009.

4. Политология: Учебник, -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2009.

Дополнительная литература:

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М., 1996.

2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. -М.. 1993.

3. Большакова О. В. Власть и политика в России XIX -начала XX века. -М.: Наука, 2008.

4. Волков О.И. Обуздать стихию власти. - М.: 2002.

5. Ледяев В. Власть: концептуальный анализ. – М., 2004.

6. Макиавелли Н. Государь /Пер. с итал. К.А. Тананушко. – М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

7. Политология: учебник / отв. ред. В.Д.Перевалов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009.

8. Сапронов В.А. Власть как метафизическая и историческая реальность. - СПб., 2001.

9. Токвиль А. Демократия в Америке. - М.: Наука, 1992.

10. Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. - М., 1999.

11. Чуланов Ю.Г. Политология: учебник, 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2008.

Методические указания

Основная задача семинара изучить теорию политических систем общества, основные концепции и понятия, получить представления о политических системах современной России и некоторых зарубежных стран, выявить их особенности и отличительные черты. Целесообразно по политическим системам зарубежных стран подготовить доклады. С этой целью при подготовке к занятию необходимо изучить эволюцию политических систем в этих странах и их современное состояние. Подготовиться к оперативному опросу (летучке) или тестированию в процессе проведения семинара.

Основная литература:

1. Киреев Е.В. Политология: курс лекций. - М.: Издательство МГОУ, 2010, с. 72-89.

2. Кравченко А.И. Политология: учеб. - М.: Проспект, 2009.

3. Политология: учебник/А.Ю Мелвиль и др. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009.

4. Политология: Учебник, -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2009

Дополнительная литература:

1.Анохин М.Г. Политические системы: Адаптация. Динамика. Устойчивость. – Новосибирск, 1996.

2. Желтов В.В. Политология: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.

3. Конституция Российской Федерации. - М., 2009.

4. Политология: Учебное пособие для вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.

5. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд.перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

6. Политология: Учебник / Под общей ред. док. филос. наук, проф. В.С. Комаровского. – М.: Изд – во РАГС. 2004.

7. Политическая система США. Актуальные измерения. - М., 2000.

8. Пугачев В.П. Политология высшего образования. – М.: Филол. об–во «Слово», 2003.

9. Селезнев Л.И. Политические системы современности: Сравнительный анализ. – СПб., 1995.

Методические указания

Основная задача семинара изучить сущность, признаки и функции государства как политического института, получить более углубленное представление о концепции правового государства и гражданского общества. Целесообразно подготовить доклады по основным изучаемым проблемам. Подготовиться к оперативному опросу (летучке) или тестированию в процессе проведения семинара.

Основная литература:

1. Киреев Е.В. Политология: курс лекций. - М.: Издательство МГОУ, 2010, с. 90-108.

2. Кравченко А.И. Политология: учеб. - М.: Проспект, 2009.

3. Политология: учебник / А.Ю Мелвиль и др. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009.

4. Политология: Учебник, -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2009

Дополнительная литература:

1. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства царского и гражданского // Антология мировой философии: В 4-х т. Т.2. – М.: Мысль, 1970.

2. Конституция Российской Федерации. - М., 2009.

3. Ленин В.И. Государство и революция//Полн.собр.соч. - Т.33.

4. Платон. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1964.

5. Политология: Учебное пособие для вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.

6. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд.перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

7. Политология: Учебник / Под общей ред. док. филос. наук, проф. В.С.Комаровского. – М.: Изд – во РАГС. 2004.

8. Пугачев В.П. Политология высшего образования. – М.: Филол. об–во «Слово», 2003.

9. Рогачев С.В. Российская государственность в системе трансформационных координат. - М., 2000.

 

Методические указания

Основная задача семинара изучить сущность, природу и функции политических партий и общественно-политических движений. Получить более углубленное представление о их роли в политической системе современного Российского общества. Целесообразно подготовить доклады по основным изучаемым проблемам. Подготовиться к оперативному опросу (летучке) или тестированию в процессе проведения семинара.

Основная литература:

1. Киреев Е.В. Политология: курс лекций. - М.: Издательство МГОУ, 2010, с. 109-123.

2. Кравченко А.И. Политология: учеб. - М.: Проспек



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.249 с.)