Сценарий учебной (ролевой) игры «Древнегреческие государства Афины и Спарта: Сравнительная характеристика». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарий учебной (ролевой) игры «Древнегреческие государства Афины и Спарта: Сравнительная характеристика».



Семинарское занятие предлагается провести в форме учебной (ролевой) игры.

Цель семинарского занятия «Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика» направлена на дальнейшее развитие и закрепление определенных знаний, умений и навыков.

Студенты должны знать: объективные закономерности развития древнегреческого общества, приведшие к образованию государства, основные факторы, определяющие развитие государства и права в древней Греции, взаимосвязь государственно-правовых явлений с экономикой, идеологией, религией;

На примере Афин и Спарты рассмотреть различные типы и формы государства, особенности государственного и правового развития этих стран, основополагающие понятия, термины и категории, относящиеся к изучаемой теме.

Структура занятия

  Планируемые мероприятия Отводимое время в мин.
  Вводная часть Не более 10 минут
  Основная часть: Рассмотрение и обсуждение вопросов семинарского занятия согласно плану и сценарию   65 минут
  Подведение итогов семинарского занятия 10-12 минут
  Подготовка студентов следующему семинарскому занятию 3-5 минут

Подготовительная часть.

Для проведения учебной игры «Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика», требуется подготовительная работа. Персональные задания учащиеся получают заранее на предшествующем учебной игре семинарском занятии. Кроме индивидуальных заданий, студентыполучают и общие задания, для этого они разбиваются на группы, во главе со старшими групп, которые выбираются или назначаются из числа наиболее ответственных и подготовленных учащихся. В течение всего периода подготовки к семинарскому занятию преподавателем проводятся индивидуальные и групповые консультации, в специально отведенное для самостоятельной подготовки время. На них проверяется правильность и своевременность выполнения возложенных на студентов по подготовке к семинарскому занятию заданий. Во время консультаций совместно преподавателем и учащимися обсуждаются вопросы: как лучше подготовится к учебной игре, на что необходимо обратить особое внимание и пр. Преподаватель выступает в роли координатора и наставника, он моделирует и направляет процесс подготовки, но студентам предоставлена определенная самостоятельность, под чутким руководством учителя они готовят проблемные вопросы оппонентам по игре, разрабатывают ситуации поведения и действий.

Исходя из состава учебной группы (примерно 26-32 человек) рекомендуется следующая схема распределения ролей в учебной игре:.

Древние Афины Древняя Спарта
Коллегия 9 архонтов Архонт-эпоним – 1 человек Архонт-базилевс – 1 человек Архонт-полимарх – 1 человек Архагеты 2 человека
Коллегия 10 стратегов Автократор – 1 человек 9 стратегов – 1-2 человек Герусия (совет старейшин) Геронты – 3-4 человека
Совет 500 (булэ) Эпистат – 1 человек Булевты – 1-2 человека; Эфоры 2-3 человека
Народное собрание (экклесия) Участники народного собрания – 2-3 человека Народное собрание (апелла) Участники народного собрания – 2-3 человека
Население древних Афин Демос, метеки, рабы – 2 человека Население древней Спарты Спартанцы, периэки, илоты – 2 человека
Персоналии Тезей, Солон, Клисфен и др. – 2 человека Персоналии Ликург, Леонид и др. – 2 человека
Всего: 13-16 человек Всего: 13-16 человек
Общее число участников: 26-32 человек

 

Следует заметить, что студенты должны изучить и знать учебный материал всего семинарского занятия, не только историю государства и права страны, представителем которой в игре они является, но и историю государства и права страны соперницы.

Деление на роли предполагает использование способа перехода от общего к частному, от общих знаний истории государства и права одного из полисов к углубленным знаниям тех государственных и правовых институтов, роль в которых им досталась. Для участия в каждой роли необходимо задействовать не менее двух участников. Это необходимо по нескольким причинам: во-первых, взаимозаменяемость, в случае болезни или иной причины отсутствия на семинаре, эта роль всегда будет закрыта товарищем по команде; во-вторых, уровень подготовленности учащихся различается, поэтому более подготовленные ученики должны помочь слабо успевающим лучше подготовиться к этому семинарскому занятию.

На семинарском занятии должны рассмотреть следующие вопросы:

1. Образование и развитие государств Спарта и Афины.

2. Особенности общественного устройства Афин и Спарты.

3. Государственное устройство Спарты и Афин.

Основная часть занятия

Рассмотрение вопросов семинарского занятия

Вопрос 1-ый. Образование и развитие государств Спарта и Афины.

Время рассмотрения вопроса – 20 минут.

Вначале игры команды приветствуют друг друга. Капитаны тянут жребий, согласно которому определяется очередность выступления команд в игре. Преподаватель в ходе жеребьевки напоминает, что древние греки часто прибегали к этой процедуре, считали ее справедливой, так как жребий это воля богов.

Отвечающие вывешивают схемы «Периодизация истории Афинского рабовладельческого государства», или «Периодизация истории древней Спарты», в зависимости от того какая команда будет выступать первыми. Этот этап игры можно назвать – презентация. В презентации уместно задействовать 1-2 учащихся. Например, один представитель спартанцев рассказывает об истории образования и периодизации древней Спарты, второй отвечающий повествует о реформах проведенных Ликургом в Спарте.

Отвечающие одной команды могут выступать поочередно, сменяя друг друга или же вместе, строя ответ виде диалога, используя метод лекции вдвоем.

Цель и задачи презентации: в отведенное время (5 мин.), выступающий(ие) доступно, четко и достаточно полно используя необходимые термины и понятия представляют историю возникновения и развития своего государства.

Время выступления на презентации лимитированное и это не случайно. Из лекций студенты должны знать о том, что спартанцы стремились говорить – лаконично, старались выражать свои мысли по существу, ясно и четко. В самих Афинах речь в суде определялось при помощи водяных часов (клепсиде), верхом совершенства считалось выступление, когда с последней каплей оратор завершал свою речь. Умеющий правильно построить свое выступление нередко и выигрывал судебный процесс. А выражение «лить воду» у древних греков означало говорить много, но не по делу.

В ходе подготовки к семинару докладчики должны не только подготовить правильно сконструированное сообщение, но и уметь изложить содержание в отведенное для этого время. Достигается это путем репетиций, тренировок и здесь неоценимую помощь в ходе подготовки должен оказать преподаватель.

Для создания атмосферы античной Греции, и определения времени можно использовать обыкновенные песочные часы (вместо клепсиды).

Дополнения и вопросы аудитории. После завершения ответа следует предложить студентам его команды, дополнить ответ отвечающего(их) если они посчитают это необходимым. Оппоненты из команды соперницы имеют право задать дополнительный вопрос, эти вопросы они разрабатывают в ходе подготовки к игре, но обязательно согласовывают заранее с преподавателем. При этом желательно, чтобы этот вопрос носил больше проблемный характер, нежели направлен на простое уточнение основного содержания вопроса. Если нет активности, а преподаватель считает, что не все в выступлении было изложено он побуждает студентов к формулированию вопросов и поиску слабых мест в ответе обучаемого.

После завершения выступления первой команды наступает очередь второй. Процедура выступлений носит аналогичный характер, отвечающий(ие) рассказывают об особенностях формирования Афинского государства, отмечают роль и значение реформ Солона и Клисфена для формирования демократии. Тем не менее, как мы указывали ранее, игровые действия могут формироваться самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации, поэтому допускается элемент самостоятельности, новизны в ходе подготовки презентации как первой, так и второй команды.

Методы контроля знаний и оценка ответов: индивидуальные ответы студентов, групповое обсуждение ответа, дополнение и исправление ошибок, умение задавать вопросы и участвовать в дискуссии все это должно оцениваться. Так как предлагаемое семинарское занятие это учебная игра, а любой игре присущ элемент состязательности, предлагается следующая система поощрения и оценки действия игроков команд. Преподавателем подготавливаются специальные карточки, например в виде денежных монет того времени. Талант = 10 драхмам = 20 оболам. За блестящее выступление, курсант может получить – талант, что соответствует оценке – «отлично с плюсом», другие ответы, дополнения, вопросы могут, оцениваются от 9 драхм до 1 обола. В конце занятия подсчитывается общее суммарное число набранных баллов командой и на основании этого определяется команда победительница, а также на основании лично набранных очков выставляются индивидуальные оценки участникам учебной игры. Такой способ поощрения должен активизировать и стимулировать участие в игре. Учащиеся будут сражаться как за общий успех команды, стремясь ответами, дополнениями принести дополнительные баллы и одновременно в ходе игры заработать хорошую оценку персонально.

Примерный перечень контрольных, уточняющих и проблемных вопросов.

- Каким образом и когда возникло спартанское государство?

- Кому приписывали древ­ние греки авторство законов, регламентировавших частную и общественную жизнь спартиатов?

- Чем были вызваны реформы Солона?

- Каким образом политические реформы Солона могли ограничить всевластие старой знати?

- Существовали ли в Афинах писаные законы?

-Что являлось основным источником права в древней Спарте?

- С какой целью был введен остракизм и как он осуществлялся?

- Можно ли утверждать, что благодаря Клисфену в Афинах окончательно сложился демократический строй?

- Справедливо ли извечные соперники Спарты - афиняне - называли государствен­ный строй спартиатов «олигархией», т.е. «правлением немногих»?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.008 с.)