Вопрос 2-ой. Особенности общественного устройства Афин и Спарты.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2-ой. Особенности общественного устройства Афин и Спарты.



Время рассмотрения вопроса– 20 минут.

Если на первый вопрос семинарского занятия первой отвечала команда представляющая древнюю Спарту, то теперь первыми начинают игру афиняне. На доске вывешивается схема «Общественный строй Афинского полиса».

Древние Афины – цель и задачи: в своем ответе выступающий должен дать характеристику правового положения населения в Афинах в V-IV вв. до н. э., выделив особенности формирования социальной структуры Афинского общества.

Основные термины и понятия: афинский гражданин, геоморы, демиурги, классическое рабство, метеки, эвпатриды.

Древняя Спарта – цель и задачи: общественный строй древней Спарты характеризуется не схожей с другими греческими полисами социальной системой, отвечающему необходимо выделить причины возникновения и особый консервативный характер этих институтов.

Основные термины и понятия: спартиаты, периэки, илоты, гейпомены, криптии.

Диспут. После выступления докладчиков преподаватель предлагает командам провести небольшой научный диспут.[2] Им предлагается сравнить две социальные системы, выделив особенности, сильные и слабые стороны. Сравнение логично проводить по парам: спартиаты – афинские граждане; периэки – метеки; илоты – рабы. По окончании диспута необходимо подвести итоги.

Методы контроля знаний и оценка ответов:Критерий оценок и поощрений тот же, за ответы, дополнения, умение аргументировано доказывать в споре свою правоту оценивается талантами, драхмами и оболами.

Примерный перечень контрольных, уточняющих и проблемных вопросов.

- Кто считался полноправным афинским гражданином и имел право заседать в народном собрании? Кто был лишен этого пра­ва?

- Откуда вели свое происхождение основные группы населения Спарты - спартиаты, периэки и илоты? Каков был юридический и общественный статус представителей каждой из этих групп?

- Почему коллектив полноправных граждан Спарты - спартиатов - называли в древности «общиной равных»?

- В чем отличие социального статуса метеков и периэков?

- Кто такие гейпомены?

-В чем отличие правового статуса спартиатов и афинских граждан?

Вопрос 3-ий. Государственное устройство Спарты и Афин.

Время рассмотрения вопроса– 25 минут.

Теперь, согласно очередности первыми начинают выступление команда представляющая древнюю Спарту

На доске вывешивается схема «Государственный строй древней Спарты».

Государственный строй древней Спарты – цель и задачи: отвечающих несколько человек. Каждый исполняет свою роль (архагета, геронта, эфора и др.) меняя друг друга, они должны представить связанный рассказ о военно-аристократическом характере государственно-политической организации Спарты.

Основные термины и понятия: архагеты, герусия, геронты, апелла, эфоры, олигархия.

После окончания ответа слово представляется команде представляющей древние Афины.

На доске вывешивается схема «Государственный строй Афинского полиса».

Государственный строй древних Афин – цель и задачи: отвечающих несколько человек. Каждый исполняет свою роль (архонта, стратега, булевта и др.) меняя друг друга, они должны рассказать о политической организации афинской демократии.

Основные термины и понятия: экклесия, булэ, архонты, демократия, автократор, стратеги.

Дискуссия. После выступления отвечающих, оппоненты из команды соперницы имеют право задать дополнительный вопрос, эти вопросы они разрабатывают в ходе подготовки к игре, но обязательно согласовывают заранее с преподавателем. При этом желательно, чтобы этот вопрос носил больше проблемный характер, нежели направлен на простое уточнение основного содержания вопроса.

Кроме того, преподавателем подготавливается ряд проблемных ситуаций, которые студенты должны обсудить и разрешить в ходе дискуссии.[3]

Проблемная ситуация создается с помощью проблемных вопросов, которые обязательно должны содержать видимое или подразумеваемое противоречие, которое, возможно, отражает связь знаний из разных предметов. Студенты начнут высказывать разные точки зрения, но к единому мнению придут не всегда, его позволить сформировать дискуссия. Занятие следует построить так, чтобы проблемные ситуации были решены и получили свое развитие. Проблемный подход к обучению позволяет проводить рассмотрение материала в ходе дискуссии с использованием проблемно-поисковых методов обучения. Это способствует развитию творческого мышления студентов и развитию их оценочных умений.

Если возникшая дискуссия по обсуждению ответа затягивается, то преподаватель должен направить обучаемых на более конструктивную мысль. После этого преподавателю рекомендуется самому подключиться к дискуссии, подвести ее итог, разрешить спор, показывая уважение ко всем точкам зрения. Преподаватель не должен забывать высказывать свою позицию по существу дискуссионных вопросов, в противном случае спор не достигнет своей цели, а интерес слушателей к дискуссии снижается.

Преподаватель контролирует время дискуссии и оставляет время ответа на вопрос заданный в самом начале семинарского занятия. Можем ли мы современные люди почерпнуть что-то полезное, положительное у них для нашей будущей профессиональной деятельности? Ответ на это вопрос так же может вызвать дискуссию, поэтому необходимо правильно распределить время.

Методы контроля знаний и оценка ответов:Критерий оценок и поощрений тот же, ответы, дополнения, умение аргументировано доказывать в споре свою правоту оценивается талантами, драхмами и оболами.

Проблемные и уточняющие вопросы преподавателя. Исходя из ответа студента и содержания дополнительных вопросов и проблемных ситуаций, которые были заданы студентами группы, перечень уточняющих вопросов и проблемных ситуаций может изменяться.

Примерный перечень контрольных, уточняющих и проблемных вопросов.

- Какой представляли себе древние греки историю возникнове­ния государственных институтов Спарты? Каким могло быть их происхождение на самом деле?

- Можно ли сравнить объем власт­ных полномочий спартанских царей (архагетов) с властью царей древнего Востока?

- Какую роль в государстве играл совет ста­рейшин (герусия)?

- Какие функции выполняло спартанское народное собрание? Насколько демократичен был порядок его проведения?

- Для чего спартиаты избирали коллегию эфоров?

- Как часто собиралось народное собрание в Афинах? Как определялась повестка дня?

- Кто готовил заседание народного собрания в Афинах и кто его проводил? Какими полномочиями обладало народное собрание?

- Кто имел право выступать в народном собрании Афин и Спарты и вносить проекты новых законов?

- Какие этапы проходил законодательный процесс в Афи­нах?

- Чем различались функции народного собрания в Афинах и в Спарте?

- Каким образом пополнялся совет 500, каков был срок его полно­мочий? Каковы были государственные функции совета?

- Кто, кро­ме членов гелиэи, обладал судебными функциями?

- Каким образом производились выборы должностных лиц, ка­ков был срок их полномочий? Почему афинскую демократию называют радикальной? В чем заключались сильные и слабые стороны такого государственного и судебного устройства? Возможны ли подобные порядки в совре­менном государстве?

Подведение итогов занятия.

Студенты с нетерпением должны ждать подведения итогов занятия. Для них интересно и важно кто стал победителем. Пока выбранная специальная счетная комиссия считает заработанные командами баллы, преподаватель дает краткое резюме состоявшейся игры.

1. Необходимо поблагодарить участников игры за проделанную работу, может, не все у них получилось, но они готовились, старались и поэтому заслуживают слов уважения и благодарности.

2. Необходимо отметить: Достигнута ли цель семинарского занятия? Если не все задачи семинарского занятия были выполнены полностью, необходимо прокомментировать, что послужило тому причиной.

3. Способствовали ли поставленные проблемные вопросы и ситуации организации обсуждения в заданном русле и вызывали ли они активную дискуссию?

4. Рекомендовать каким образом студенты смогут реализовать полученные на семинарском занятии исторические знания далекого прошлого в своей будущей профессиональной деятельности или в повседневной жизни?

5. Спросить: все ли вопросы семинарского занятия они поняли, все ли было понятно при обсуждении вопросов, какие вопросы остались?

6. Назвать фамилии студентов отличившихся своими ответами в лучшую или худшую сторону, объяснить почему; отметить наиболее активных в дискуссиях.

7. Объявить выставленные на занятии оценки, мотивируя при этом свое решение. Следует отметить, что все заработанные ими в ходе семинарского занятия «драхмы» и «оболы», но не приведшие к выставлению оценки в журнал не пропали. Они будут учтены в последствии, преподаватель заносит в свою учетную карточку и впоследствии студенты в результате активной, творческой работы обязательно реализуют их в положительные оценки.

8. Напомнить учащимся о том, какую добавочную информацию они могут найти по пройденной теме для самостоятельного изучения и расширения своего научного кругозора.

9. В случае если в группе выделяется студент, обладающий научным потенциалом, проявивший себя во время учебной игры, и заинтересовавшейся данной темой, преподаватель может предложить ему написание научной работы по этой проблематике.

10. Преподаватель объявляет команду победительницу, поздравляет ее с победой. Отмечает лучших игроков обеих команд. Необходимо сказать и несколько утешительных слов в адрес проигравшей команды, особенно если она оказала достойное сопротивление победителям. Это напутствие должно стимулировать их к более активному и продуктивному обучению, возможности в следующей игре взять реванш и доказать, что их научный и учебный потенциал не чуть не хуже команды победительницы.


Основные термины по изучаемой теме

АГОРА— Народное собрание в гомеровской Греции.

АРЕОПАГ— орган государственной власти у афинян, контролировавший работу должностных лиц и деятельность Народного собрания. Впоследствии исполнял лишь функции судебного учреждения. Назва­ние произошло от холма бога Ареса в Афинах, на котором заседал совет.

АТИМИЯ— бесчестие, ведущее к лишению гражданских прав без изгнания из страны. Оно налагалось за лжесвидетельство, растрату об­щественных средств, подкуп должностных лиц, трусость в бою, нече­стивое обращение с родителями.

АРХОНТ(от греч. «начальник», «правитель») — верховный прави­тель Афинской республики. Избирался на год Народным собранием. С 683 г. до н. э. архонтов стали выбирать девять человек (Эпоним, Базилевс, По­лемарх и шесть Фесмофетов-законодателей).

АПЕЛЛА— Народное собрание в Спарте. Законодательной ини­циативы не имело, утверждало или отклоняло предлагавшиеся ему ре­шения Герусии. Обладало судебными функциями.

БАЗИЛЕВС — родоплеменной вождь, царь. Второй по значимости в коллегии архонтов.

БУЛЭ— в гомеровской Греции — Совет старейшин. Избирался из старейшин рода, по 50 человек из каждой филы.

ВСАДНИКИ— 2 разряд афинского населения, чей доход составлял 300 медимнов в год. Оформилась бла­годаря реформам Солона.

ГАРМОСТЫ— особые должностные лица, надзиравшие за периэками.

ГЕРУСИЯ(от греч. «старец», «старейшина») — Совет старейшин в древнегреческих городах-государствах. Рассматривал важные государственные дела, подлежащие обсуждению Народным собранием.

ГЕРОНТЫ— члены Геруссии.

ГЕЛИЭЯ— суд присяжных у афинян. Учрежден архонтом Солоном.

ГЕОМОРЫ(от греч. «земли» и «получаю свою долю») — земле­дельцы-крестьяне.

ДЕМИУРГ(от греч. «мастер», «ремесленник», «созидатель») — в Древней Греции слово «демиург» имело сословно-политический ха­рактер и применялось к ремесленным и торговым кругам населения.

ДЕМАРХ— выборный глава демы. Составлял списки проживав­ших в нем граждан и метеков.

ДЕМЫ— территориальный округ древней Аттики со времен ре­форм Клисфена.

ДИЭТЕТЫ— судебный орган, рассматривавший дела по имуще­ственным спорам.

ДОКИМАСИЯ— в гелиэе особая проверка лиц, выбранных на должности.

ЗЕВГИТЫ(от греч. «запряжка волов») — третья имущественная группа граждан Древних Афин (после пентакосимедимнов и всадни­ков) по реформе Солона, получавших доход от 200 до 300 медимнов в год,

ИЛОТЫ— покоренное дорийцами земледельческое население Древней Спарты. Считалось собственностью государства и было при­креплено к земельным участкам, которыми владели отдельные спар-тиаты — члены спартанской общины.

КРИПТИИ— спартанские тайные экспедиции молодежи против илотов совершавшиеся с целью их запугивания. Наиболее активная часть илотов уничтожалась. Криптиями также назывались отряды мо­лодых спартиатов, в течение двух лет несущих полицейскую службу.

«КОЛЛЕГИЯ ОДИННАДЦАТИ»— судебный орган у афинян, рас­сматривавший дела разбойников, ночных и карманных воров.

ЛИТУРГИЯ(от греч. «общественная обязанность») — государствен­ная повинность в греческих полисах, которую в принудительном по­рядке несли богатые граждане и метеки.

МЕТЕКИ(от греч. «переселенец») — чужеземцы, переселившиеся в древнегреческий полис; рабы, отпущенные на волю. Будучи свобод­ными, они были лишены политических прав, не могли владеть недви­жимым имуществом и вступать в брак с афинскими гражданами. Ме­тек обязан был иметь опекуна—простата из числа афинян.

НЕОДАМОДЫ— в Спарте — отпущенные на волю илоты.

НОМОФЕТЫ— афинская законодательная комиссия по обсуж­дению и оценке законопроектов.

ОСТРАКИЗМ(от греч. «суд черепков») — изгнание отдельных лиц из страны по постановлению Народного со­брания. Введен архонтом Клисфеном в конце VI в. до н. э. как мера против восстановления тирании. Позднее остракизм стал применяться против политических противников.

ПЕРИЭКИ (от греч., букв. — «живущие вокруг») — неполноправ­ная часть населения в Спарте. Потомки коренного населения, поко­ренного дорийцами. Были лично свободными, могли иметь земель­ную собственность и должны были служить в тяжеловооруженной пе­хоте, но политических прав не имели.

ПОЛИС — город-государство, особая форма социально-экономи­ческой и политической организации Древней Греции. Состоял из го­родского поселения и земледельческих поселений (хоры).

ПОЛЕМАРХ — военачальник у афинян. Третий по значимости в коллегии архонтов.

ПРИТАНЫ— одна десятая часть членов совета (булэ), дежурив­шая, в продолжение десятой части года на основании очереди, кото­рая устанавливалась по жребию.

ПРОСТАТ(от греч. «председатель») — посредник между метеком и государственным учреждением.

ПРОЭДР— у афинян — председатель в совете и Народном собра­нии (с VI в. до н. э.).

ПСЕФИЗМА — в Древней Греции постановление Народного со­брания или Совета старейшин, отличавшееся от закона. Псефизма имела значение лишь по отношению к отдельным лицам (дарование права гражданства, обеспечение личной безопасности, остракизм). Обычно она действовала в течение одного года.

РЕТРА(от греч. «договор») — особый документ, составленный Ликургом и закрепивший основы общественного и государственного строя Спарты.

СИНОЙКИЗМ(от греч. «совместно живу», «заселяю») — процесс слияния, объединения нескольких прежде самостоятельных поселе­ний или городов в единый полис.

СИСАХФИЯ(букв. — «стряхивание бремени») — одна из реформ Солона, отменившая долговое рабство.

СТРАТЕГ(от греч. «войско» и «веду») — в Древней Греции долж­ность военоначальника, главнокомандующего, выполнявшего также финансовые и судебные функции по военным делам и ведавшего воп­росами внешней политики (конец VI в. до н. э. — I в. до н. э.)

СУД «ДИЭТЕТОВ» — специальное судебное установление, в ко­тором разбирались дела по имущественным спорам, выходившие за предлы компетенции демов и фил.

СУД «СОРОКА МУЖЕЙ»— у афинян — судебный орган, рас­сматривавший дела по имущественным спорам.

СУД «ЭФЕТОВ»— у афинян — судебный орган, разбиравший дела о непредумышленных убийствах, подстрекательстве к убийству или нанесении увечья, а также дела об убийстве метеков.

ТИРАНИЯ— в Древней Греции — форма государственной власти, установливаемая насильственным путем и основанная на единолич­ном правлении.

ФЕТЫ— по реформам Солона — 4 имуществен­ная группа гражданского населения Афин. В нее входили граждане с годовым доходом с земли меньше 200 медимнов.

ФЕСМОФЕТЫ— шесть членов коллегии архонтов, выполнявшие главным образом судебные функции.

ФИЛА— основное подразделение гражданского коллектива в афин­ском городе-государстве. Состояло из нескольких фратрий. Выступало как религиозное сообщество, а во время войны как воинское подраз­деление. После реформы Клисфена — административная единица.

ЭККЛЕЗИЯ(экклесия) — Народное собрание, в которое входили все свободные и полноправные афинские граждане — мужчины. Созы­валось сначала 10 раз в год, а с конца V в. до н. э. — 40 раз. Политичес­кие права Экклезии — выбор должностных лиц, контроль за ними, решения о войне и мире, высшая законодательная власть, остракизм.

ЭПИСТАТ— председатель в совете и Народном собрании.

ЭФОРЫ(от греч. «наблюдатели») — коллегия высших должност­ных лиц в Спарте. Избирались ежегодно в количестве пяти человек на собрании полноправных граждан.


Задания для выполнения контрольных работ

1. Древние государства Месопотамии.

2. Нововавилонское государство.

3. Ассирийская держава.

4. Законы царя Хаммурапи.

5. «Ригведа», как источник права эпохи арийского завое­вания.

6. Уголовное право и судопроизводство по Дхармашастре Яджнавалкьи.

7. Дхармашастра Нарады.

8. Судопроизводство по Артхашастре.

9. Политический строй гомеровского общества.

10. Общественные реформы и законодательство Солона.

11. Государственное устройство Афин по Аристотелю.

12. Законодательство Афин по Плутарху.

13. Реформы Перикла и Эфиальта.

14. Афинская демократия.

15. Обучение и воспитание в Греции.

16. Становление римского полиса.

17. Военно-родовой строй у древних римлян.

18. Борьба патрициев и плебеев в Риме.

19. Кризис республиканской формы правления в Древнем Риме.

20. Государственная организация принципата.

21. Система управления при доминате.

22. Преторская юстиция.

23. Римская юриспруденция.

24. Система римского частного права.

25. Уголовная юстиция и уголовное право в Древнем Риме.

26. Кодификация римского права.

27. Франки и римское государство.

28. «Варварские правды» у франков.

29. Суд и судебный процесс у франков.

30. Империя Карла Великого.

31. Реформы Людовика IX во Франции.

32. Реформы Филиппа IV. Генеральные штаты.

33. «Великая хартия вольностей» 1215г.

34. Возникновение парламента в Англии.

35. Особенности сословно-представительной монархии в Германии.

36. «Саксонское зерцало» в Германии.

37. Розыскной судебный процесс в Германии.

38. Реформация в Германии.

39. Образование английских партий.

40. Политика Карла II.

41. «Славная революция» в Англии.

42. «Хабеас корпус акт» 1679 г.

43. Правительство и парламент в Англии в XVII в.

44. Избирательные реформы Англии в XIX в.

45. Европа и колонизация Северной Америки.

46. Первый президент США Д. Вашингтон.

47. Томас Джефферсон и его политические воззрения.

48. Джон Адамс как политический и государственный деятель.

49. Конституция 1795 г. и Конституция 1799 г. во Франции.

50. Консульство и монархия Наполеона Бонапарта.

51. Кодификационные работы Наполеона.

52. Торговый кодекс Франции 1807 г.

53. Уголовный кодекс Франции 1810 г.

54. Создание Германского союза.

55. Становление конституционной монархии в Германии.

56. Революция 1848 г. в Германии.

57. Общегерманская конституция 1849 г.

58. Пруссия в системе германских государств.

59. Конституционная хартия Пруссии 1850 г.

60. Канцлер Пруссии Отто Бисмарк и его роль в объединении Германии.

61. Правоохранительные органы США.

62. Судоустройство и гражданский процесс в Германии.

63. Эволюция гражданского права Германии вначале XX в.

64. Создание судебной системы в Японии.

65. «Реставрация Мэйдзи».

66. Эволюция конституционного права США в ХХ в.

67. «Новый курс» Рузвельта.

68. Становление американского права.

69. Английское законодательство об избирательном праве в ХХ столетие.

70. Закон о чрезвычайных полномочиях английского правительства 1920 г.

71. Право собственности по английским законам ХХ в.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.022 с.)