Органы специальной компетенции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы специальной компетенции



В отличие от органов общей, межведомственной и ведомственной компетенции органы специальной компетенции осуществляют всю свою управленческую деятельность исключительно в области экологии.

Можно выделить три направления в экологическом управлении органами специальной компетенции:

1) управление отдельными природными ресурсами (кроме надзора и контроля);

2) управление в форме контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования;

3) управление в форме контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны окружающей среды.

С учетом такой триады деятельности органов специальной компетенции подразделены и органы управления.

Начнем с органов управления отдельными природными ресурсами. После многократных и маловразумительных изменений в системе и структуре федеральных исполнительных органов власти органы, призванные осуществлять управление отдельными природными ресурсами, выглядят следующим образом.

Управление земельным фондом осуществляют два органа: ФА кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и ФА по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Оба ФА входят в состав Минэкономразвития. Основные функции по управлению земельным фондом выполняет Роснедвижимость, которая действует в соответствии с Положением о ней, утвержденном Правительством РФ 19.08.2004 года.[112] Роснедвижимость ведет государственный мониторинг земель, осуществляет государственный земельный контроль, проводит территориальное землеустройство, ведет земельный кадастр и производит кадастровую оценку земель, выполняет другие функции по управлению земельным фондом.

Росимущество в основном представляет интересы Федерации при операциях, связанных с оборотом земель, находящихся в государственной собственности. В частности, при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или продаже права на заключение договора аренды этих участков Росимущество:

· принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или конкурса;

· определяет на основе оценочных данных начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы;

· определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона;

· заключает договор аренды земельного участка по результатам торгов.

Действует Росимущество на основании Положения о нем, утвержденное Правительством РФ 27.11.2004 года.[113]

Управление в области использования и охраны недр (Н) осуществляют три федеральных исполнительных органа власти. Во-первых, это ФА по недропользованию в составе МПР РФ, которое действует в соответствии с Положением о нем, утвержденное Правительством РФ 17.06.2004 года.[114] ФА по недропользованию:

· организует государственное геологическое изучение Н;

· оценивает месторождения полезных ископаемых;

· проводит конкурсы и аукционы на право пользования Н;

· организационно обеспечивает государственную систему лицензирования пользования Н;

· в пределах своей компетенции принимает решение о предоставлении Н в пользование;

· рассматривает и согласовывает проектную и техническую документацию на разработку месторождений полезных ископаемых.

Во-вторых, – это ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая осуществляет свои функции на основании Положения о ней, утвержденное Правительством 30.07.2004 года.[115] Основная задача ФС – надзор за безопасным ведением горных работ и выполнением установленных стандартов (норм, правил) по охране Н. ФС в данном случае является органом государственного горного надзора.

В-третьих, – это ФС по надзору в сфере природопользования, которая в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Правительством РФ 12.05.2005 года,[116] является органом государственного геологического контроля. ФС осуществляет государственный геологический контроль по следующим вопросам:

· соблюдение недропользователями законодательства, связанного с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

· выполнением условий недропользования, содержащихся в лицензиях на недропользование;

· достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

· сохранность разведочных выработок и скважин и т.п.

Должностные лица, осуществляющие государственный геологический контроль, являются государственными инспекторами соответствующего ранга.

Водным фондом управляет ФА водных ресурсов, которое входит в состав МПР РФ и действует на основании Положения о нем, утвержденное Правительством РФ 16.06.2004 года.[117] ФА в порядке управления водным фондом ведет государственный учет водных ресурсов и водный кадастр; оформляет, выдает и регистрирует лицензии на право водопользования; разрабатывает схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов; составляет водохозяйственные балансы; ведет государственный мониторинг водных объектов; устанавливает лимиты на водопользование, разрабатывает и утверждает нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты и т.д.

Контроль и надзор за правильным использованием водных ресурсов и охраной водных объектов находится в ведении ФС по надзору в сфере природопользования.[118]

Управление лесным фондом находится в ведении ФА лесного хозяйства в составе МПР РФ, которое осуществляет свои функции на основании Положения о нем, утвержденное Правительством РФ 16.06.2004 года.[119] ФА ведет государственный учет лесного фонда и государственный мониторинг лесов; утверждает расчетные лесосеки; разрабатывает вопросы отнесения лесов к группам и категориям защитности; рассматривает материалы о переводе земель лесного фонда в нелесные; ведет государственный лесной кадастр, проводит лесоустройство; организует проведение лесных конкурсов и аукционов и заключение соответствующих договоров о предоставлении участков лесного фонда в пользование.

Контроль и надзор за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляет ФС по надзору в сфере природопользования.

Управление атмосферным воздухом (АВ) в отличие от управления другими природными ресурсами сводится к выполнению государством функций по охране АВ от вредного воздействия на него. Эти функции выполняет ФС по экологическому надзору, которая в Положении о ней названа «специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха». ФС по экологическому надзору ведет учет объектов, оказывающих негативное воздействие на АВ; дает разрешение на выбросы в АВ загрязняющих веществ и осуществляет надзор за соблюдением условий такого разрешения.

Государственное управление в области использования и охраны животного мира осуществляют ФА по рыболовству, ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которые входят в состав Министерства сельского хозяйства.

ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с Положением о ней:[120]

· осуществляет надзор за соблюдением законодательства РФ в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биоресурсов;

· выдает разрешения на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и водными биологическими ресурсами, а также удостоверения на право охоты.

ФА по рыболовству в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 17.06.04 года,[121] является Федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по рациональному использованию, изучению, сохранению и воспроизводству водных биоресурсов и среды их обитания. С этой целью ФА:

· организует комплексное изучение водных биоресурсов;

· ведет государственный учет и государственный мониторинг состояния водных биоресурсов;

· проводит мероприятия по восстановлению водных биоресурсов и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам;

· ведет единый реестр пользователей водными биоресурсами и реестр рыбопромысловых участков для рыболовства, а также государственный кадастр водных биоресурсов;

· распределяет ежегодные квоты на вылов (добычу) водных биоресурсов;

· выполняет другие функции по организации рационального использования водных биоресурсов и их охране.

В заключение рассуждений о государственных органах управления специальной компетенции хотел бы напомнить, что ФА по недропользованию, по водным ресурсам, лесному хозяйству, по рыболовству, кадастра объектов недвижимости как органы управления специальной компетенции по статусу контрольно-надзорных функций за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды не имеют.

Эти функции возложены на ФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и на ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Росприроднадзор осуществляет контроль и надзор за:

· охраной, использованием и воспроизводством объектов животного мира (кроме объектов, отнесенных к охоте и рыболовству);

· геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

· состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда, воспроизводством лесов;

· использованием и охраной водных объектов;

· рациональным использованием минеральных и живых ресурсов континентального шельфа.

Кроме того, эта ФС осуществляет земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного и лесного фондов, земель особо охраняемых природных территорий.

Далее, ФС выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:

· добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ; на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ; добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, и пользование ими;

· содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

· ввоз (вывоз) в РФ экологических коллекций, ввоз (вывоз) в РФ диких животных и их частей для получения из них продукции (кроме объектов охоты и рыболовства).

ФС организует и проводит в определенном Правительством РФ порядке государственную экологическую экспертизу и т.д.

Перечень функций Росприроднадзора показывает, что это своего рода орган общей компетенции среди органов специальной компетенции, так как выполняет контрольно-надзорные функции в отношении множества природных объектов.

Аналогично можно рассуждать и в отношении ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору, поскольку этот орган, как было показано выше, осуществляет контроль и надзор за охраной всей природной среды и решает многие другие общие вопросы (выдача лицензий, разрешений, проведение государственной экологической экспертизы и т.п.).

Природа едина, она одновременно используется и охраняется. Поэтому наличие двух контрольно надзорных органов в области ее использования и охраны – не является оптимальным вариантом решения вопроса об экологическом контроле.

А ведь был вариант лучший. Как известно, Указом Президента от 09.03.2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была создана единая ФС в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Но вскоре эта служба была упразднена и вместо нее были созданы существующие в настоящее время две ФС, находящиеся к тому же, напомню, в ведении различных органов (МПР и Правительства). Нахождение экологического надзора и контроля в ведении двух разноуровневых органов власти существенно ослабляет этот важнейший вид управленческой деятельности.

Коротко хотел бы сказать о месте, которое занимает в области экологического управления Министерство природных ресурсов РФ (МПР). Странный симбиоз с усеченными функциями представляет собой это министерство в области экологического управления. Оно через свои федеральные агентства управляет лишь недрами, водными ресурсами и лесным фондом и то в основном в части использования.

В связи с этим возникает много вопросов «почему». Почему управление животным миром не передано в ведение МПР, а входит в компетенцию Министерства сельского хозяйства (МСХ), для которого эта сфера деятельности как в телеге пятое колесо: и лишнее и мешает?
Почему охрана атмосферного воздуха находится не в ведении МПР, а передано сугубо надзорному органу (Ростехнадзору)? Почему лишь одна часть контрольно-надзорных функций в области экологии переданы МПР, а другая находится в ведении другого органа? Почему недрами, водным и лесным фондами управляет МПР, а управление земельным фондом находится в ведении ФА кадастра объектов недвижимости, входящего в состав Минэкономразвития?

Эти «почему», показывающие нелепость распределения функций в области экологического управления, можно продолжить.

Было бы целесообразно сосредоточить в МПР управленческие функции в части использования всех природных ресурсов и охраны окружающей среды, а функции по надзору и контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды передать ФС по экологическому надзору, подчинив ее непосредственно Правительству.

 

 

4.3. Роль правоохранительных органов
в экологическом управлении

Правоохранительные органы (прокуратура, суды, милиция.), как известно, не относятся непосредственно к органам экологического управления. Но их правоприменительная и правоохранительная деятельность в области экологии близка к управленческой (прокурорский надзор, разрешение споров, привлечение к ответственности) и оказывает существенное влияние на ход дел в этой области. Поэтому есть необходимость более подробно сказать о роли этих органов в экологическом управлении.

 

Роль Конституционного суда

В условиях нестабильности и все еще пробельности федерального законодательства, неуемного стремления СРФ регулировать все и вся на своей лад, возрастает роль Конституционного суда РФ (КС).

КС часто рассматривает и дела экологической направленности.
В подтверждение этого сошлюсь на конкретные дела, рассмотренные КС в последние годы. Постановлением от 09.01.1998 года по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ КС признал, что Лесной кодекс по порядку принятия и содержанию соответствует Конституции РФ.[122]

Гражданин А.Б. Пестряков обжаловал в КС постановление об изъ-
ятии у него охотничьего ружья в административном порядке полагая, что это право принадлежит только суду. КС постановлением от 11.03.1998 года признал жалобу А.Б. Пестрякова обоснованной, поскольку согласно ст. 35 Конституции РФ имущество, принадлежащее гражданину, может быть конфисковано лишь в судебном порядке.[123]

Определением КС от 03.02.2000 года была удовлетворена жалоба гражданки Н.П. Медиковой на то, что согласно ст. 16 Закона Краснодарского края «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае» земельный участок в пределах края может быть приобретен в собственность (для строительства индивидуального жилого дома) лишь лицами, имеющими прописку в Краснодарском крае или Республике Адыгея, поскольку такой «порядок» ограничивает гарантированные Конституцией РФ права граждан на свободное передвижение и выбор места жительства.[124]

КС постановленном от 07.07.2000 года признал не соответствующими Конституции РФ положения Конституции Республики Алтай о том, что все природные ресурсы в пределах территории республики являются достоянием народов этой республики, то есть собственностью республики.[125]

Семья Близинских с 1824 года пользовалась в пределах г. Москвы земельным участком размером 0,2991 га. Власти г. Москвы закрепили за Т.В. Близинской 0,06 га на праве пожизненного наследуемого владения, а в отношении остальной части участка ей было предложено оформить договор аренды сроком на 49 лет со ссылкой на часть вторую ст. 16
Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в г. Москве». КС постановлением от 13.12.2001 года признал положения части второй ст. 16 Закона г. Москвы не соответствующим ст. 19 (части 1 и 2),
35 (части 2 и 3) и 55 (части 1, 2 и 3) Конституции РФ и тем самым подтвердил право Т.В. Близинской на весь оспариваемый земельный участок.[126]

Хотелось бы сослаться еще на одно решение КС экологической направленности. По иску АО «Кольская горно-металлургическая компания» 28.03.2002 года Верховный суд РФ признал недействительным постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 года «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»[127] со ссылкой на то, что оно не соответствует действующему законодательству, так как неправомерно устанавливает налоговые платежи. 04.07.2002 года Верховный суд РФ решение первой инстанции оставил без изменения.

КС определением от 10.12.2002 года признал, что постановление Правительства РФ от 28.08.1992 года принято в пределах его компетенции и не противоречит Конституции РФ.[128]

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.009 с.)