ТОП 10:

Лимитирование природопользования



Лимитирование природопользования – это ограничение изъятий из природной среды. Так, во избежание истощения водных объектов лимитируется забор воды для орошения, промышленных и иных целей; в целях обеспечения неистощительного лесопользования нормируется рубка леса в виде установления расчетной лесосеки; для сохранения популяций диких животных на оптимальном уровне устанавливаются нормы (квоты) их отстрела (отлова).

Лимитируется иная антропогенная нагрузка на окружающую среду. Например, ограничивается количество людей, одновременно пребывающих на одном гектаре леса (до 12–15 человек), в охотничьих угодьях и т.д.

 

 

Техническое регулирование в области экологии

4.6.1. Общие положения о техническом регулировании
в области экологии

Правовым основанием технического регулирования, в том числе в области экологии, является ФЗ от 27.12.2002 года. «О техническом регулировании» (ФЗоТР).[142]

Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений по установлению, применению и исполнению обязательных или основанных на добровольных началах требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ по оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений по оценке соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации и других объектов технического регулирования, предъявляемым к ним требованиям (ст. 2 ФЗоТР).

Техническое регулирование в таком широком понимании касается всех сфер жизни, в том числе области экологии.

Анализ содержания приведенного пространного определения понятия ТР дает основание для вывода о том, что техническое регулирование включает в себя, по крайней мере, три относительно самостоятельных элемента:

1. Обязательные требования к продукции, к процессам производства и т.д. Они называются техническими регламентами.

2. Требования, выполняемые на добровольной основе (это стандарты).

3. Оценка соответствия продукции, процессов производства, других объектов технического регулирования обязательным или добровольно выполняемым требованиям (техническим регламентам или стандартам). Этот элемент ТР именуется сертификацией.

ТР – это по существу также нормирование вредного воздействия на окружающую среду производственной или иной деятельности, но не непосредственно путем установления ПДК, ПДВ, ПДС и других, а через определенные обязательные или добровольно исполняемые требования к выпускаемой продукции, к процессам производства, эксплуатации и так далее, которые могут оказать отрицательное влияние на окружающую среду. Образно говоря, техническое регулирование – это нормирование качества окружающей среды через качество способной влиять на нее продукции, процессов производства и т.д.

Экологическое нормирование и техническое регулирование в части, касающейся экологии, стоят в одном ряду и имеют общую конечную цель – обеспечить благоприятное состояние окружающей среды.

Необходимость технического регулирования возникла еще в 70-е годы прошлого столетия. Появилось и соответствующее законодательство, хотя оно и было не систематизировано, носило фрагментарный характер. На смену ему в 90-е годы пришли два закона: Закон РФ от 10.06.1993 года
«О сертификации продукции и услуг»[143] и Закон РФ от 10.07.1993 года
«О стандартизации».[144] Их заменил известный уже нам ФЗоТР.

Необходимость технического регулирования в области экологии вызвана теми же факторами, что и экологического нормирования. По своей направленности экологическое нормирование и техническое регулирование в области экологии, напомню, стоят в одном ряду. В порядке экологического нормирования устанавливаются нормативы качества окружающей среды и уровень воздействия на окружающую среду.
В порядке ТР устанавливаются по существу также требования к качеству окружающей среды и к уровню воздействия на нее, но через качество продукции, процессов производства и других.

 

Технические регламенты

Технический регламент (ТРег) – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования: к продукции, к процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации. В понятие «продукция» включаются также здания, строения и сооружения.

Поскольку ТРег носят обязательный характер, то они принимаются в ограниченных случаях:

· защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

· охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, а также растений;

· предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей продукции.

Принятие ТРег в иных случаях не допускается.

Содержащиеся в ТРег обязательные требования имеют прямое действие на всей территории России и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующие ТРег.

Основное назначение ТРег состоит в том, что он содержит требования к характеристике продукции, процессам производства… которые обязательны к исполнению.

ТРег с учетом степени риска причинения вреда может содержать специальные (дополнительные) требования к объектам ТРег, обеспечивающие защиту, например, отдельных категорий граждан (несовершеннолетние, беременные женщины, инвалиды и т.д.). Примечательной особенностью ТРег является то, что их обязательные требования применяются к продукции, процессам производства и т.д. независимо от страны и места их происхождения или осуществления. Важно чтобы они были приняты к исполнению в России.

Обязательные требования ТРег разрабатываются с расчетом на то, что продукция, процесс производства и т.д. не причинят вред объектам его защиты (жизнь и здоровье человека, окружающая среда и др.).

ТРег принимаются федеральными законами. Они могут быть приняты также международными договорами. В оговоренных в ФЗ случаях ТРег может быть утвержден указом Президента. Эти случаи:

· возникновение обстоятельств, которые могут привести к непосредственной угрозе жизни и здоровью граждан, жизни и здоровью животных и растений, окружающей среде;

· если принятие ТРег необходимо для обеспечения безопасности продукции, процессов производства и других объектов.

ФЗоТР допускает утверждение готового проекта ТРег Правительством на период до принятия его ФЗ.

Со вступлением в силу регламента принятого ФЗ, Указ или постановление Правительства РФ об утверждении данного регламента прекращает свое действие.

В России действуют два вида ТРег: общие ТРег и специальные ТРег.

Общие ТРег принимаются по наиболее широкому кругу вопросов:

· безопасность эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

· безопасность эксплуатации зданий, строений и сооружений;

· пожарная безопасность;

· биологическая безопасность;

· электромагнитная безопасность;

· экологическая безопасность;

· ядерная и радиационная безопасность.

Специальные ТРег устанавливают требования к отдельным видам продукции, процессам производства и т.д., степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общими ТРег. Поэтому требования специальных ТРег более высокие, чем общих ТРег.

По другим вопросам, где желательно нормирование, принимаются стандарты.

ФЗоТР установил довольно сложный порядок разработки, принятия и вступления в силу ТРег, на чем останавливаться подробно вряд ли есть необходимость. Замечу лишь, что проекты ТРег подвергаются обязательной экспертизе. При положительном заключении экспертизы ТРег утверждается ФЗ или решением Правительства РФ и вступает в силу через шесть месяцев после его опубликования в печатном издании органа федеральной исполнительной власти по техническому регулированию. На сегодняшний день это – ФА по техническому регулированию и метрологии в составе Минпромэнерго.

Регламент, утвержденный Президентом, вступает в силу в указанный им срок.

Хотя со времени вступления в силу ФЗоТР прошло более двух лет, ни один технический регламент экологического профиля не принят. Но грядет принятие в ближайшие годы целого блока ТРег, что предусмотрено Программой разработки технических регламентов на 2004–2006 годы.[145]

Среди них из общих регламентов можно назвать: об экологической безопасности; о биологической безопасности; о ядерной и радиационной безопасности. Из специальных технических регламентов готовятся, к примеру, следующие: о безопасности производственных процессов добычи, транспортировки и хранения нефти и газа; о безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов; о требованиях к безопасности пестицидов, процессов их испытаний, производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации; о безопасности водных ресурсов, водных объектов в местах водопользования и водоотведения, питьевой воды, а также процессов водоснабжения.

Но продолжают быть обязательными, то есть имеют силу ТРег, ранее принятые стандарты по вопросам, которые подпадают по ФЗоТР под действие технических регламентов. Это касается, например,
продукции, процессов производства, хранения и т.д., связанных с
использованием атомной энергии, добычей, транспортировкой и хранением углеводородного сырья (нефти и газа) и т.д.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.012 с.)