Формы взаимодействия общества и природы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы взаимодействия общества и природы.



Формы взаимодействия общества и природы.

Процесс взаимодействия общества и природы осуществляется на основе определенных закономерностей. Прежде всего, общество не может существовать без природы, поскольку природные блага обеспечивают жизнедеятельность человека. В свою очередь и природа нуждается деятельности общества, в частности, использованы обществом природные ресурсы (земля, воды, леса и др.) должны воспроизводиться и восстанавливаться. Эти процессы происходят как естественным путем, так и искусственными мерами с активной деятельностью человека, при которой возникают определенные общественные экологические отношения, которые регулируются правовыми предписаниями. Однако при вмешательстве человека в природные процессы она должна максимально учитывать законы развития как отдельных природных объектов, так и в целом законы функционирования окружающей среды, ведь все экологические объекты находятся в постоянном и неразрывной объективном природной связи, который в интересах того же человека нарушать нельзя.

Объективная закономерность взаимодействия общества и природы проявляется также и в том, что в процессе использования природных ресурсов для производства материальных благ, необходимых обществу, в природную среду сбрасываются различные отходы производства и продукты жизнедеятельности людей. Природа в данном случае выступает как постоянный резервуар для складирования загрязняющих веществ. Однако сама природа может утилизировать лишь незначительное количество загрязняющих веществ. Следовательно, возникает проблема надлежащей охраны природной среды, потому что без природоохранной деятельности в современных условиях, когда техногенное давление на окружающую среду возрастает, невозможно обеспечить экологическую безопасность общества, окружающей среды и человека

Общеизвестно, что природные явления изменяются медленнее, чем общественные. Обусловлено это спецификой законов развития природы. Поэтому государство, олицетворяя интересы общества и осуществляя экологическую функцию, определяет правовые формы регулирования общественных отношений, возникающих в процессе не только определение принадлежности природных объектов, обеспечения экологической безопасности, а и их использования, воспроизводства и охраны природной среды. Такая социальная деятельность должна способствовать укреплению взаимодействия общества и природы на научно обоснованном уровне, реальному отражению их взаимодействия.

Таким образом, объективно существующее взаимодействие общества и природы порождает разнообразные экологические отношения между определенными субъектами, а также правовые формы, которые должны оптимально соответствовать этим отношениям.

Экологические отношения, экологические нормы и правоотношения.

Нормы экологического права - это правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Нормы права условно можно разделить на три группы:

1)отраслевые;

2) комплексные;

3) экологизированные (нормы других отраслей права, которые отражают требования охраны окружающей природной среды).

По содержанию юридических предписаний

нормы экологического права делятся на:

1)нормы-принципы;

2) нормы-приоритеты;

3) нормы-правила.

Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала.

Нормы-приоритеты устанавливают право преимущества в охране и использовании природных объектов перед другими в интересах обеспечения качества окружающей

природной среды. Данные нормы в свою

очередь делятся на отраслевые (содержатся в природно-отраслевом законодательстве), межотраслевые,общие. Например, Водный кодекс РФ содержит приоритет водного пользования для удовлетворения питьевых и бытовых потребностей населения. Межот-

раслевые нормы-приоритеты устанавливаются нормами отраслевого законодательства, но устанавливаются преимущественно в использовании и охране одних природных объектов перед другими. Общие нормы-приоритеты закрепляют основные цели

охраны окружающей природной среды. Например,любые мероприятия подлежат прекращению, если они угрожают жизни и здоровью человека.

Нормы-правила содержат экологические требования применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию данные нормы можно условно разделить на:

1) предупредительные;

2)запретительные;

3) восстановительные, карательные, поощрительные

и т. д.

Экологические правоотношения - общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, урегулированные нормами экологического права. Объектом экологических правоотношений являются природные объекты (земля, вода, леса, заповедники и т. д.).Экологические правоотношения можно классифицировать в зависимости от содержания прав и обязанностей субъектов. Например, правоотношения, возникающие в связи с охраной окружающей природной среды от химического загрязнения; от радиоактивного загрязнения; от вредных физических воздействий; установление режима территорий зоны чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. Законодательство об охране окружающей среды содержит требования, которые обязаны выполнять субъекты экологических правоотношений. Эти требования выражаются в содержании прав и обязанностей участников данных правоотношений. Охрана окружающей природной среды осуществляется путем

установления разного рода нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ,предельно допустимых уровней шума, вибрации и иных вредных физических воздействий и т. д. Экологические правоотношения возникают в результате реализации правовых норм, предусматривающих конкретные права и обязанности субъектов данных правоотношений. Сюда можно отнести правоотношения в сферах: управления охраной окружающей природной среды, выполнение экологических требований к созданию и эксплуатации хозяйственных и иных объектов;применение мер ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды

Понятие, становление и развитие экологического права.

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, жи­вущих в нашем общем и единственном доме — на Земле.

Всякая система представляет собой множественность составляющих ее элементов, кото­рые объединены системообразующими факторами.

Благодаря действию системообразуюших факторов экологического права «правовая работа», с одной стороны, разделена между конкрет-ными отраслями и нормами права, ка­ждая из которых выполняет свою определенную функцию, не дублируя другие, а с другой — на случай возникновения коллизий между нормами предусмотрен определенный антиколлизионный механизм. Так, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, приня-тым в соответствии с частями первой и второй ст. 76 Конституции РФ. В случае возникновения противоречия междуфеде­ральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Консти-туции РФ).

Метод экологического права, направленный на достижение гармонии отношений общества и природы, базируется на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу, и с учетом этого конгломерата закономерностей законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отноше-ния.

Содержание права собственности на природные ресурсы.

Таким образом, право собственности на природные ресурсы в объективном смысле понимается совокупность правовых норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняют отношения собственности на природные ресурсы в Украине.

На основе норм права и в соответствии с ними возникает и существует право собственности в субъективном смысле, т.е. право собственности конкретных субъектов права на определенные части природных объектов.

Во-первых, право собственности на природные ресурсе не является всеобъемлющим, поскольку не все природные ресурсы по своим свойствам могут находиться в собственности, а лишь те из них, которые являются относительно стабильными, подлежащих индивидуализации. К ним относятся земля, ее надpa, воды, леса и животный мир.

Во-вторых, природные ресурсы, хотя и являются самостоятельными объектами права собственности, однако неразрывно экологически взаимосвязаны, их нельзя отделять от окружающей среды, они подчиняются именно законам развития окружающей среды. Поэтому изъятие природного вещества в процессе использования природных ресурсов как объектов права собственности, а именно добыча полезных ископаемых, заготовка древесины, потребление воды, отстрел и отлов животных, ловля рыбы и т.д.. не прекращает права собственности на соответствующие элементы природного мира, а лишь является основанием возникновения права собственности на продукты труда, полученные путем эксплуатации природных ресурсов.

И наконец, в-третьих, природные ресурсы как объекты природного происхождения составляют национальное богатство Украины и, в отличие от товарно-материальных ценностей, не имеют стоимости. Они не являются имуществом в прямом смысле этого слова. Денежная оценка земли и других ресурсов природы выражает отношения частной собственности на природные богатства.

Экологическая экспертиза.

Виды экол. экспертиз: 1) государств.-проводится министерством природы и его теретор. органов;комиссиями,спец. создания или организ..Выводы данной эксперт. действуют в течении 3 лет. 2)общественная - проводится по иницеативе собственного обькта лицами имеющими спец. знания. Ее заключение могут использ. для гос. экспертизы. Обяз. проведения гос. эксп.:1) деятельности: а)хозяйств. б)законодательная в)управленьческой г)инвестиционной 2)обьектов: а)гос. планы насел. пунктов б)схемы и планы строительства в)НПА г)документы по созданию новой техники д) экол. ситуации опред. террит. е)экол. не безопасные действующие обьекты и комплексы

Экологическое страхование.

Обязанности в след. случаях:1) страховые ответственности за вред причененный авариями и обьектами повышенной опасности 2)в случаях возникн. пожара, аварий на обьектах повышенной опасности 3)страхование оператора, ядерной установки за ядерный вред 4) при разработке месторождений нефти и газа 5) в результате размещения, перемещения, утелизации вредных отходов 6) в рез. трансфоничного перемещения вредных отходов и опасных грузов 7) в рез. хранения, приминения пистицидов и агрохимикатов 8)в рез. временного размещения на терет. Укр. ядерных отходов

Экологический мониторинг.

Задача - наблюдение, сбор информации за состояние ОС, формирование банка данных прогназированных изменения обеспечения достоверной информации. Субьекты: 1) мин. охр. окружающей природ. среды 2) МЧС 3) мин. охр. здоровья 4) мин. жил. ком.хоз. 5) гос. ком. зем 6)гос. ком. лес. хоз. 7) гос. ком. водного хоз.. Обьекты: 1) атмосферный воздух 2) воды 3)биология разнообразия животного и растительного мира 4)леса 5)отходы 6)геолог. среда

42. Понятие и особенности экологической ответственности.

Под юридической ответственностью за нарушение экологического законодательства,

следует понимать отношения между государством в лице уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды, правоохранительных органов, других уполномоченных субъектов и лицом (физическим или юридическим), которая совершила экологическое правонарушение, по применению к нарушителю соответствующего наказания.

Сущность такой ответственности заключается в неблагоприятных для нарушителя экологических требований последствиях в пределах, установленных экологическим законодательством за правонарушения в области экологии. Так, в соответствии с Конституцией Украины (ст. 66) каждый обязан не причинять вреда природе.

Невыполнение этого конституционного долга влечет за собой для виновного лица неблагоприятные последствия правового характера.

Ответственность за нарушение экологического законодательства рассматривают в трех различных, но взаимосвязанных значениях: во-первых, как государственное принуждение к исполнению требований, закрепленных действующим законодательством; во-вторых, как правоотношение, которое реализуется в пределах правоохранительных правоотношений, возникающих между государством в лице его органов и правонарушителем, по-третье, как правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, которые закрепляют виды, средства и порядок применения уполномоченными государственными органами принудительных мер воздействия на правонарушителей.

Аренда земли.

1. Право аренды земельного участка - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности.

2. Земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам Украины, иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным объединениям и организациям, а также иностранным государствам.

3. Не подлежат передаче в аренду земельные участки, искусственно созданные в пределах прибрежной защитной полосы или полосы отвода, на землях лесного фонда и природно-заповедного фонда, которые находятся в прибрежной защитной полосе водных объектов, или на земельных участках дна водных объектов.

4. Аренда земельного участка может быть краткосрочной - не более 5 лет и долгосрочной - не более 50 лет.

5. Право аренды земельного участка может отчуждаться, в том числе продаваться на земельных торгах, а также передаваться в залог, наследство, вноситься в уставный капитал собственником земельного участка - на срок до 50 лет, кроме случаев, определенных законом.

6. Арендованный земельный участок или его часть может с согласия арендодателя передаваться арендатором во владение и пользование другому лицу (субаренда).

7. Арендодателями земельных участков являются их собственники или уполномоченные ими лица.

Правовая охрана вод.

Правовая охрана гос. - система закрепл. в гос. законодательстве сист. гос. мер общественных мероприятий, направленное на предприятие загрязнение рациональное использование вод. Система: 1) водоохранные (установл. водоохранных зон, прибрежных, защитных полос, запрет на сброс; закр. требования связанные с размещением, использованием которые могут иметь негативные последствия для водного обьекта). 2) направленное на рацион. использование (установление режимов использования водных обьектов, установление пляжных зон). 3) на ликвидацию негативных последствий от действия вод (заужение, залесение, строительство). 4) предупредительное нарушение законодательства (установл. ответственности за нарушение)

Правовой режим заказников.

Объекты: природные территории и акватории

Виды заказников:

1.ландшафты 2. лесные 3. боанические 4. общезоология. 5.оринтология 6. этномология 7. ихтеология 8. гидрология. 9. геологические 10 палеонтологические

Порядок создания: без выведения территорий из хоз оборота могут наход во всех формах собственности

Ограничение по использованию территорий заказниками:

1 охота, 2. любая деятельность которая противодействует цели создания заказника

Цель создания заказника – сохранения и восстановление природных комплексов.

Субъекты обеспечения режим использования – собственник ЗУ и земплепользователи.

Формы взаимодействия общества и природы.

Процесс взаимодействия общества и природы осуществляется на основе определенных закономерностей. Прежде всего, общество не может существовать без природы, поскольку природные блага обеспечивают жизнедеятельность человека. В свою очередь и природа нуждается деятельности общества, в частности, использованы обществом природные ресурсы (земля, воды, леса и др.) должны воспроизводиться и восстанавливаться. Эти процессы происходят как естественным путем, так и искусственными мерами с активной деятельностью человека, при которой возникают определенные общественные экологические отношения, которые регулируются правовыми предписаниями. Однако при вмешательстве человека в природные процессы она должна максимально учитывать законы развития как отдельных природных объектов, так и в целом законы функционирования окружающей среды, ведь все экологические объекты находятся в постоянном и неразрывной объективном природной связи, который в интересах того же человека нарушать нельзя.

Объективная закономерность взаимодействия общества и природы проявляется также и в том, что в процессе использования природных ресурсов для производства материальных благ, необходимых обществу, в природную среду сбрасываются различные отходы производства и продукты жизнедеятельности людей. Природа в данном случае выступает как постоянный резервуар для складирования загрязняющих веществ. Однако сама природа может утилизировать лишь незначительное количество загрязняющих веществ. Следовательно, возникает проблема надлежащей охраны природной среды, потому что без природоохранной деятельности в современных условиях, когда техногенное давление на окружающую среду возрастает, невозможно обеспечить экологическую безопасность общества, окружающей среды и человека

Общеизвестно, что природные явления изменяются медленнее, чем общественные. Обусловлено это спецификой законов развития природы. Поэтому государство, олицетворяя интересы общества и осуществляя экологическую функцию, определяет правовые формы регулирования общественных отношений, возникающих в процессе не только определение принадлежности природных объектов, обеспечения экологической безопасности, а и их использования, воспроизводства и охраны природной среды. Такая социальная деятельность должна способствовать укреплению взаимодействия общества и природы на научно обоснованном уровне, реальному отражению их взаимодействия.

Таким образом, объективно существующее взаимодействие общества и природы порождает разнообразные экологические отношения между определенными субъектами, а также правовые формы, которые должны оптимально соответствовать этим отношениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.036 с.)