Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования (эколого-правовая ответственность)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ответственность в области охраны окружающей среды (эколого-правовая ответственность) представляет собой правовое последствие нарушения экологического законодательства и заключается в применении к нарушителям мер государственного принуждения. Эколого-правовая ответственность имеет ряд особенностей: 1) в результате совершения экологического правонарушения вред причиняется как окружающей среде в целом, экологическому благополучию населения (экологическая составляющая), так и конкретным лицам (экономическая составляющая); 2) поскольку природные ресурсы не имеют стоимости, применяются различные способы исчисления вреда (таксы, методики, затраты на восстановление); 3) ответственность может наступать и в случае причинения вреда окружающей среде в результате правомерной деятельности и др. Виды ответственности за нарушение экологического законодательства: - административная; - уголовная; - гражданско-правовая; - дисциплинарная. Административная ответственность. Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Административным правонарушением может быть деяние в виде: 1) оконченного административного правонарушения; 2) покушения на административное правонарушение. Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, когда лицо, совершившее запрещенное деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности (например: за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29 КоАП Республики Беларусь); за жестокое обращение с животными (статья 15.45); за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58) Не подлежит административной ответственности физическое лицо, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи КоАП Республики Беларусь. Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания. Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания. Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания. За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкциях статей КоАП, за исключением взыскания стоимости предмета административного правонарушения. Дополнительные административные взыскания применяются в случаях, предусмотренных статьями КоАП, за исключением взыскания стоимости предмета административного правонарушения. Составы правонарушений в области природопользования и охраны окружающей среды перечислены в главе 15 КоАП «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования» (ст. 15.1–15.37; 15.48–15.64). Ряд составов правонарушений в области окружающей среды находится в иных главах КоАП. За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) исправительные работы; 4) административный арест; 5) лишение специального права; 6) лишение права заниматься определенной деятельностью; 7) конфискация; 8) депортация; 9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения. Уголовная ответственность. В соответствии с нормами УК Республики Беларусь, преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными УК, и запрещенное им под угрозой наказания. Преступлениями против экологической безопасности и природной среды признаются совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосферному воздуху и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности. Общественная опасность уголовно наказуемого деяния определяется характером наступивших последствий: • совершение нарушений в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения; • смерть либо заболевания людей; • причинение ущерба в крупном либо особо крупном размере; • гибель растительности или животных, заведомо для виновного занесенных в Красную книгу Республики Беларусь и др. Крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным – в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины, если иное не оговорено в законодательстве. Не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания. Составы преступлений в области окружающей среды определены в Разделе «IХ» Преступления против экологической безопасности и природной среды, Главе 26 УК Республики Беларусь «Преступления против экологической безопасности и природной среды» (ст. 263—284 УК). Ряд составов преступлений в области окружающей среды находится в иных главах. Гражданско-правовая ответственность. Привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и выполнения мероприятий по ее охране. Отношения в области возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, регулируются нормами ГК Республики Беларусь об обязательствах вследствие причинения вреда, а также нормами природоресурсного законодательства. Вред, причиненный окружающей среде, проявляется в форме: загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. К такому вреду можно отнести любое ухудшение состояния окружающей среды, происшедшее вследствие нарушения правовых требований в области охраны окружающей среды. При причинении экологического вреда, возникновении опасности причинения экологического вреда в будущем, нарушении требований в области охраны окружающей среды или невыполнении предписаний государственного органа, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду, может быть: –полностью или частично приостановлена до устранения выявленного нарушения на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа, постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, его территориальных органов и их должностных лиц, других государственных органов (организаций), которым в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь предоставлено право на принятие такого постановления (далее – уполномоченный государственный орган); –полностью или частично приостановлена до устранения выявленных нарушений либо прекращена по решению суда. В целях исполнения постановления (решения) уполномоченного государственного органа о полном или частичном приостановлении до устранения выявленного нарушения хозяйственной и иной деятельности юридических лиц или граждан, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, уполномоченные государственные органы могут в соответствии с законодательными актами применять способы обеспечения выполнения этого постановления (решения), направленные на недопущение использования оборудования, транспортных средств, иных объектов, эксплуатация которых в процессе хозяйственной и иной деятельности должна быть приостановлена, в том числе производить опломбирование или опечатывание указанных объектов. В постановлении (решении) о приостановлении хозяйственной и иной деятельности указываются наименование уполномоченного государственного органа, его принявшего, выявленное нарушение, полное или частичное приостановление хозяйственной и иной деятельности, срок ее приостановления, примененные способы обеспечения выполнения этого постановления (решения) и порядок его обжалования. Копии постановления (решения) о приостановлении хозяйственной и иной деятельности вручаются юридическим лицам или гражданам под расписку. Постановление (решение) о приостановлении хозяйственной и иной деятельности, а также действия должностных лиц уполномоченных государственных органов по обеспечению его выполнения могут быть обжалованы юридическим лицом или гражданином в десятидневный срок со дня его вынесения в вышестоящий государственный орган и (или) в суд. Уполномоченным государственным органом может быть предъявлен в суд иск о прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в случае, если юридическое лицо или гражданин, осуществляющие такую деятельность, причиняют экологический вред, создают опасность причинения экологического вреда в будущем, нарушают требования в области охраны окружающей среды или не выполняют предписания указанного органа об устранении выявленных нарушений или постановления (решения) о приостановлении хозяйственной и иной деятельности. Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, и граждане имеют право на предъявление в суд иска о полном или частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в случае, если в результате такой деятельности нарушаются требования в области охраны окружающей среды, причиняется экологический вред или создается опасность причинения экологического вреда в будущем. Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено законодательством, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим. Факт причинения вреда окружающей среде, установленный при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, фиксируется государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды, в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Президентом Республики Беларусь, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды за счет лица, причинившего вред окружающей среде, производится в сроки, установленные в предписаниях государственного органа, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды, содержащихся в претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, либо в решении суда в соответствии с законодательством Республики Беларусь и необходимые для проведения работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Государственный орган, осуществляющий государственный контроль в области охраны окружающей среды, иная государственная организация в пределах своей компетенции, в случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, либо прокурор предъявляют иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, застраховавшие свою гражданскую ответственность за причинение экологического вреда в порядке экологического страхования, в случае, если страхового возмещения недостаточно для полного возмещения причиненного экологического вреда, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером причиненного вреда. Споры в области охраны окружающей среды разрешаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами и (или) судом в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.250 (0.011 с.) |