Глава 7. Обеспечение безопасности и охраны объектов уис 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Обеспечение безопасности и охраны объектов уис



7.1. Понятие и содержание охраны исправительных учреждений.

Охрана объектов уголовно-испольнительной системы, предназначенных для содержания и труда осужденных в соответствии со ст.12 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» осуществляется специальными подразделениями УИС – службой охраны, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания.

Понятие, содержание охраны и порядок ее осуществления определены в Инструкции по охране исправительных учреждений и следственных изоляторов. Здесь же дается определение охраны.

Охрана учреждений УИС – есть комплекс мероприятий служб охраны, проводимых совместно с оперативными, режимными, производственно-техническими и другими службами учреждений, в целях: обеспечения изоляции, недопущения побегов и других правонарушений осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, проникновения на объект нарушителей, запрещенных предметов, обеспечения сохранности материальных средств учреждений.

Основными задачами службы охраны являются:

- охрана жилых зон исправительных колоний и лечебных исправительных учреждений;

- охрана жилых зон исправительных колоний и смежных с ними производственных объектов;

- конвоирование осужденных из жилых зон исправительных колоний на производственные объекты и обратно, охрана производственных объектов во время работы на них осужденных;

- охрана следственных изоляторов;

- охрана тюрем;

- осуществление пропускного режима на охраняемых объектах;

- конвоирование осужденных, подозреваемых и обвиняемых из учреждений на обменные пункты и обратно.

Сотрудники служб охраны привлекаются в порядке, предусмотренном планом действий учреждений при чрезвычайных обстоятельствах к выполнению задач по:

- отражению нападения на охраняемые объекты, караулы, служебные наряды;

- розыску и задержанию лиц, совершивших побег из учреждений, с производственных объектов при конвоировании;

- пресечению массовых беспорядков на охраняемых объектах;

- освобождению заложников, захваченных осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми;

- ликвидации пожаров, последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории или вблизи охраняемого объекта.

Служебная деятельность включает в себя:

- организацию выполнения поставленных задач;

- несение службы;

- действия при чрезвычайных обстоятельствах;

- материально-техническое, медицинское и другие виды обеспечения службы сотрудников охраны.

Объем служебных задач определяется:

-количеством охраняемых учреждений, производственных объектов, на которых работают осужденные;

- количеством наряжаемых караулов, служебных нарядов.

Объем службы определяется среднесуточным количеством постов. При расчете объема службы время несения службы начальниками караулов и служебных нарядов. Их помощниками и другими лицами, входящими в состав караулов и служебных нарядов, приводится к постам в суточном исчислении.

Для выполнения служебных задач по охране учреждений от служб охраны учреждений привлекаются следующие силы и средства: личный состав, вооружение, специальные средства, инженерно-технические средства охраны, средства связи, транспортные средства, служебные собаки.

Учреждения и объекты, подлежащие охране, в зависимости от сроков их функционирования подразделяются на постоянные, временные, кратковременные.

К постоянным относятся: жилые (режимные) зоны учреждений, жилые и смежные с ними производственные зоны; производственные объекты с продолжительностью работы на них осужденных свыше двух лет. К временным – производственные объекты с продолжительностью работы на них осужденных от трех месяцев до двух лет. К кратковременным – производственные объекты с продолжительностью работы на них осужденных не более трех месяцев, а также лесозаготовительные участки (ЛЗУ).

Осужденные, склонные к побегу, а также осужденные, отбывающие наказание колонии особого режима, вводятся на работу только на постоянные производственные объекты, оборудованные ИТСО и только в дневное время.

Для выполнения задач служб охраны создается система охраны, которая должна отвечать характеру и особенностям охраняемого объекта, степени оснащенности и технического состояния комплекса ИТСО, установленного на объектах, иметь глубину и обеспечивать надежность охраны, наиболее эффективное и экономное использование сил и средств.

Система охраны включает в себя: караулы, места их расположения, посты несения службы часовыми, сектора наблюдения и ведения огня; маршруты движения, посты (маршруты несения службы лицами дежурной смены учреждения); комплекс ИТСО; посты караульных собак; резервы (состав, размещение, наиболее вер￿ятные направления действий); другие, используемые для охраны средства.

Система охраны определяется комиссией территориального органа УИС. Необходимые изменения в нее вносятся только решением начальника ГУИН, УИН (ОИН), УЛИУ. На основе, определенной комиссией системы охраны, разрабатывается план охраны объекта.

 

7.2. Организация охраны учреждений УИС

Под управлением охраной учреждений УИС понимается целенаправленная деятельность начальников ГУИН, УИН, УЛИУ, ОИН, исправительных колоний, следственных изоляторов, тюрем, их заместителей по поддержанию высокой готовности подчиненных, подготовке их к несению службы и руководству ими при выполнении поставленных задач[61].

Оно должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным, при необходимости скрытым и обеспечивать: своевременное, полное и качественное выполнение сотрудниками служебных задач; эффективное использование сил и средств; четкую организацию и проведение мероприятий при резких изменениях обстановки; готовность к выполнению внезапно возникающих задач.

Проверка готовности и прием под охрану объектов производится:

- постоянного – комиссией территориального органа УИС на основании приказа ГУИН Минюста России об его открытии;

- временного и кратковременного – комиссией учреждения на основании письменного разрешения начальника ГУИН, УИН (ОИН), УЛИУ Минюста России на открытие объекта.

Результаты проверки готовности объекта к приему под охрану оформляется актом, который утверждается лицом, создавшим комиссию. В случаях неполного оборудования ИТСО, связью объект под охрану не принимается, при этом выявленные недостатки отражаются в акте, с указанием сроков их устранения и повторной проверки.

После устранения всех недостатков по инженерному оборудованию объекта, составляется акт и издается приказ начальника территориального органа, учреждения УИС о приеме объекта под охрану.

Вывод осужденных на производственный объект осуществляется только после приема его под охрану и определения маршрута конвоирования к нему осужденных.

Снятие охраны с объектов осуществляется:

- постоянного – начальником территориального органа УИС на основании приказа ГУИН Минюста России об его закрытии;

- временного и кратковременного – начальником учреждения на основании письменного разрешения начальника ГУИН, УИН (ОИН), УЛИУ Минюста России на закрытие объекта. О снятии охраны с объекта издается приказ начальника территориального органа, учреждения и составляется акт.

Охрана объекта может осуществляться:

- выставлением часовых;

- оперативным дежурством караула.

Часовые осуществляют охрану объекта следующими способами:

- наблюдением с вышек;

- патрулированием вокруг объекта по установленной тропе.

При организации охраны объектов часовому, в зависимости от характера объекта, охраняемого контингента, степени оборудования объекта ИТСО, условий местности на которой размещен объект, назначается для охраны участок полосы протяженностью до 400 м при охране объектов с наблюдательных вышек, и до 1000 м днем (500 м ночью) при охране объектов способом патрулирования.

Если протяженность периметра охраняемого объекта превышает 2000 м, то для его охраны наряжается два и более караулов, которые размещаются в отдельных караульных помещениях. Количество отдельных караульных помещений, КПП и постов на охраняемом объекте определяется исходя их протяженности периметра объекта, его конфигурации, интенсивности движения людей и транспорта через КПП.

Решение на охрану объекта оперативным дежурством караула принимает начальник ГУИН, УИН (ОИН), УЛИУ Минюста России. Оперативным дежурством караула могут охраняться только те объекты, которые оборудованы полным комплексом ИТСО, отвечающим нормативным требованиям, обеспечивающим выдачу достоверного сигнала о нарушении запретной зоны, своевременный выход резервных групп караула к месту нарушения и задержание осужденных, подозреваемых и обвиняемых, совершающих побег во внешней запретной зоне.

При охране объекта оперативным дежурством караула непосредственно на постах несут службу часовой-оператор пульта управления техническими средствами охраны и часовой КПП. В караульном помещении в постоянной готовности к действиям по сигналам ТСО находятся резервные группы. Для периодической проверки состояния КСП и исправности ИТСО, наблюдения за территорией объекта и прилегающей к ней местностью, а также для предотвращения перебросов запрещенных вещей на объект (с объекта) по графику высылаются часовые, которые несут службу способом патрулирования пешим порядком.

На наиболее удаленном от караульного помещения участке, где задержание бежавших в запретной зоне по времени силами резервных групп не обеспечивается, выставляется часовой для постоянного несения службы способом патрулирования или наблюдения с вышки, устанавливаемой на тропе движения резервных групп.

Караулам устанавливается район действий, для организации преследования совершивших побег осужденных, лиц, содержащихся под стражей в радиусе до 5 км от линии охраны.

Для выполнения служебных задач от службы охраны учреждений наряжаются караулы, служебные наряды.

Караулом называется группа вооруженных сотрудников, предназначенная для охраны объектов, на которых содержатся осужденные, подозреваемые и обвиняемые.

Сотрудники, входящие в состав караула, кроме начальника караула и его помощников, именуются караульными.

В зависимости от характера выполняемой служебной задачи караулы бывают:

- по охране жилых зон исправительных колоний;

- по охране жилых зон исправительных колоний и смежных с ними производственных объектов;

- по охране отдельно расположенных производственных объектов (включая конвоирование осужденных из жилых зон учреждений на производственные объекты и обратно);

- по охране следственных изоляторов и тюрем.

В целях оказания помощи караулам по охране осужденных, лиц, содержащихся под стражей на объектах, экстренного конвоирования больных осужденных, подозреваемых, обвиняемых и их охраны в гражданских лечебных учреждениях, охраны имущества учреждения при пожарах, авариях, стихийных бедствиях могут назначаться временные караулы.

Для конвоирования осужденных, подозреваемых и обвиняемых из исправительных колоний, следственных изоляторов, тюрем на обменные пункты и обратно в пунктах дислокации учреждений, где отсутствуют специальные подразделения по конвоированию, назначаются встречные караулы.

Для непосредственной охраны осужденных, подозреваемых и обвиняемых на объектах и при их конвоировании, из состава караула выставляются часовые.

Часовым называется вооруженный караульный, выполняющий поставленную задачу по охране и обороне порученного ему поста.

Постом называется все порученное часовому для охраны и обороны, а также место или участок местности, на котором он выполняет свои обязанности. Посты подразделяются на суточные, полусуточные (дневные, ночные) и временные.

Караулы, наряжаемые для охраны жилых зон исправительных колоний, жилых и смежных с ними производственных зон, производственных объектов с круглосуточным режимом работы, следственных изоляторов, тюрем должны сменяться, как правило, через 12 часов. В исключительных случаях по решению начальника ГУИН, УИН (ОИН), УЛИУ караулы по охране указанных объектов могут сменяться через 24 часа.

Встречные, временные караулы несут службу до окончания выполнения поставленной задачи.

В состав караула, в зависимости от характера выполняемых задач, могут назначаться: начальник караула, помощник начальника караула, помощник начальника караула по кинологической службе (специалист – кинолог); караульные по числу постов и смен; водители транспортных средств; радиотелефонисты и другие лица.

Кроме того, в состав караула может включаться группа досмотра транспортных средств и грузов на КПП в составе помощника начальника караула – начальника КПП, специалиста – кинолога со служебной собакой и необходимого количества караульных для выполнения обязанностей в качестве часовых КПП по досмотру транспортных средств и грузов.

Для выполнения внезапно возникших задач (оказание помощи часовым при осложнении обстановки; преследование бежавших осужденных, подозреваемых и обвиняемых по горячим следам, их задержание и др.) в состав караула могут назначаться резервные группы. Резервные группы создаются также в карауле из числа бодрствующих и отдыхающих караульных.

Запрещается назначать в караулы (служебные наряды) сотрудников, не принявших Присяги рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, не усвоивших программу первоначальной подготовки, совершивших проступки, по которым ведется служебная проверка, больных, а также лиц из состава сменяемого караула.

Начальник караула подчиняется начальнику учреждения, его заместителю по охране, начальнику отдела охраны учреждения, оперативному дежурному (дежурному помощнику начальника) учреждения.

Он отвечает за: надежную охрану порученного караулу объекта и комнаты хранения оружия (если она расположена в караульном помещении); соблюдение установленного на объекте пропускного режима; точное и своевременное выполнение поставленной задачи; готовность личного состава караула к действиям при происшествиях; правильное несение службы сотрудниками; состояние дисциплины и порядка в карауле; соблюдение сотрудниками законности и мер безопасности; сохранность и исправность оружия, боеприпасов, техники, инженерно-технических, материальных и транспортных средств, выделенных в распоряжение караула, средств пожаротушения, связи на постах и в караульном помещении, другого имущества согласно описи, а также за правильное их применение.

Управление охраной учреждений включает комплекс мероприятий, основными из которых являются:

– принятие решения, планирование и постановка задач;

– организация взаимодействия;

– подготовка сил и средств к выполнению служебных задач;

– контроль за выполнением служебных задач.

Основой управления является решение начальника, который несет личную ответственность за выполнение подчиненными служебных задач по охране учреждений. Это требует от него глубоких специальных знаний, высоких организаторских способностей, творчества и оперативности в работе. Решение на организацию охраны исправительных колоний, производственных объектов, на которых работают осужденные, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов, тюрем принимает начальник ГУИН, УИН, УЛИУ, ОИН, исправительной колонии, следственного изолятора, тюрьмы на основе полученной задачи, оценки обстановки, предложений и расчетов, подготовленных их заместителями, начальниками отделов и служб.

Решение на охрану объектов, начальник ГУИН, УИН, УЛИУ, ОИН учреждения принимает сроком на полугодие; заместитель начальника учреждения по охране – на квартал, начальник отдела охраны учреждения – на месяц и каждые сутки. В решении определяются:

– служебные задачи;

– объем службы и служебная нагрузка на сотрудников охраны;

– меры по совершенствованию системы охраны объектов, внедрению и эксплуатации ИТСО;

– задачи по повышению готовности сил и средств к выполнению повседневных задач и к действиям при чрезвычайных обстоятельствах;

– порядок применения сил и средств по охране объектов, где содержатся осужденные, лица, содержащиеся под стражей;

– основные вопросы взаимодействия между отделами, службами ГУИН, УИН, УЛИУ, ОИН, исправительного учреждения, следственного изолятора, с территориальными органами внутренних дел, соседними учреждениями и другими силами;

– задачи по повышению профессионального уровня сотрудников охраны, поддержанию дисциплины среди них; всестороннему обеспечению материальными средствами; сохранности вооружения, боеприпасов, материальных средств;

– система управления и контроля за службой охраны.

Оно оформляется приказом и отражается в специальном разделе плана работы учреждения, органа УИС на полугодие. Кроме того на каждый месяц разрабатывается график контроля должностных лиц учреждений и органов УИС за службой караулов, служебных нарядов.

В решении на квартал заместитель начальника учреждения по охране определяет:

– объемы служебных задач, службы;

– направление сосредоточения основных усилий;

– порядок использования сил и средств;

– мероприятия по повышению готовности отдела охраны учреждения, караулов (служебных нарядов) к действиям при происшествиях;

– меры по повышению надежности охраны объектов;

– задачи структурным подразделениям отдела охраны по порядку использования сил и средств на службе, организации обучения и воспитания сотрудников, другим вопросам;

– мероприятия по качественному выполнению служебных задач, обеспечению надежной охраны каждого объекта, проведению осмотров внешней запретной зоны, проверке подземных коммуникаций, предупреждению подкопов;

– меры по оборудованию объектов ИТСО и поддержанию их в рабочем состоянии;

– организацию контроля за службой караулов, служебных нарядов;

– меры по поддержанию дисциплины среди сотрудников и всестороннему их обеспечению при выполнении служебных задач. Это решение заносится в книгу службы и утверждается начальником учреждения.

Решение начальника отдела охраны учреждения на месяц отражается в календарном плане, расписании учебных занятий, плане воспитательной работы с личным составом, месячном графике контроля должностных лиц учреждения (отдела) за службой караулов, нарядов.

В решении на сутки начальник отдела охраны учреждения устанавливает:

– замысел: объекты охраны; места несения службы; количество и виды караулов, их численность; меры по усилению службы; расчет сил и средств для действий при чрезвычайных обстоятельствах; служебную нагрузку на личный состав;

– задачи структурным подразделениям службы охраны учреждения: отряжаемые от них караулы (служебные наряды), их начальники; средства усиления; время и место несения службы;

– порядок подготовки сил и средств к выполнению служебных задач;

– мероприятия по воспитательной работе, укреплению дисциплины;

– порядок взаимодействия караулов (служебных нарядов);

– мероприятия, проводимые совместно с другими службами учреждения и взаимодействующими органами;

– порядок осуществления контроля за службой караулов (нарядов), обучением сотрудников, состоянием средств охраны, использованием транспортных средств. Его он утверждает у заместителя начальника учреждения по охране.

В решении начальник отдела охраны учреждения определяет: порядок выполнения полученной задачи и взаимодействия с другими караулами (служебными нарядами); задачи сотрудникам охраны; расстановку по караулам (служебным нарядам) и постам; порядок подведения итогов выполнения задач сотрудниками охраны и время готовности к выполнению задачи.

Взаимодействие между службами учреждения, территориального органа УИС с другими органами, организуется по задачам, месту и времени в интересах наиболее эффективного использования сил и средств, достижения высоких результатов в охране осужденных лиц, содержащихся под стражей, и обеспечивается начальником ГУИН, УИН, УЛИУ, ОИН учреждения в течение всего периода выполнения задач. Основные вопросы взаимодействия начальники соответствующего уровня определяют в своем решении.

При организации взаимодействия начальник территориального органа обязан:

– определить учреждениям: порядок оказания помощи при выполнении ими повседневных задач и при возникновении чрезвычайных обстоятельств; проверки караулов (служебных нарядов), выполняющих служебные задачи в районах дислокации взаимодействующих учреждений; периодичность обмена информацией;

– согласовать с территориальными органами внутренних дел порядок: совместных действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств на объектах УИС; временного хранения оружия караулов УИС, выполняющих служебные задачи за пределами дислокации учреждений и органов УИС; оказания помощи караулам УИС органами внутренних дел при авариях, происшествиях при конвоировании осужденных, лиц, заключенных под стражу;

– определить с органами местного самоуправления: перечень применяемых режимных требований на территориях, прилегающих к учреждениям, их границы; места выставления постоянных и временных розыскных постов, использования средств массовой информации для оповещения населения о побегах осужденных лиц, содержащихся под стражей, из-под охраны и о возможности совершения ими новых преступлений;

При организации взаимодействия между подчиненными службами начальник органа, учреждения УИС определяет:

1) оперативной службе:

– порядок обмена информацией с руководством службы охраны об оперативной обстановке на охраняемых объектах и среди личного состава охраны;

– меры по профилактике побегов из-под охраны осужденных, лиц, заключенных под стражу, преступлений, происшествий, неслужебных связей сотрудников охраны с осужденными лицами, содержащимися под стражей, их родственниками; обеспечению сохранности оружия, боеприпасов, специальных средств;

– совместные действия при розыске бежавших преступников из-под охраны и других происшествиях на охраняемых объектах, а также проведении служебных проверок по фактам происшествий, преступлений, допущенных сотрудниками охраны;

– порядок участия оперативных работников в разъяснении сотрудникам отдела охраны оперативной обстановки на охраняемых объектах, контроле за службой караулов (служебных нарядов);

2) службе безопасности:

– порядок оказания взаимной помощи караулам и дежурным сменам при выполнении служебных задач и при чрезвычайных обстоятельствах на охраняемых объектах;

– систему надзора за осужденными лицами, содержащимся под стражей, на охраняемых объектах;

– количество и тип технических средств, средств связи, специальных средств, необходимых для осуществления надзора за осужденными лицами, содержащимися под стражей;

– порядок обмена информацией с руководством службы охраны об обстановке на охраняемых объектах, в караулах и дежурных сменах учреждений;

– совместные с руководством службы охраны действия, направленные на профилактику побегов, осмотр территории объекта и прилегающей к ней местности, предотвращение проникновения на объекты запрещенных предметов;

– порядок проведения совместных инструктажей, инструктивных занятий караулов и дежурных смен учреждений;

3) производственно-технической службе:

– порядок подготовки производственных объектов для принятия их под охрану, доставки осужденных к месту работы и обратно, пропуска транспортных средств на охраняемые объекты;

– места стоянок и маршруты движения транспортных средств на объекте, порядок их сопровождения;

– порядок выделения сотрудников учреждений УИС для осуществления распорядительных функций на объектах, контроля за погрузкой (разгрузкой) транспортных средств;

– правила оформления материальных пропусков на вывозимые с объекта грузы;

4) службе тыла:

– меры по обеспечению караульных помещений (мест несения службы) необходимым имуществом, мебелью, инвентарем, постовой одеждой.

Подготовка сил и средств к решению служебных задач включает:

– обучение сотрудников охраны выполнению возложенных на них обязанностей;

– учения, тренировки личного состава по задачам действий при чрезвычайных обстоятельствах;

– подбор и подготовку сотрудников для несения службы в качестве начальников караулов (служебных нарядов), их помощников, часовых КПП и часовых-операторов ПУТСО;

– подготовку караулов (служебных нарядов) перед заступлением на службу, вооружения и техники, средств связи, ИТСО, транспортных средств, служебных собак;

– проведение мероприятий по организации несения службы в зимних и летних условиях.

Подготовка караулов (служебных нарядов) к несению службы проводится в предусмотренном распорядком дня времени до момента постановки им задач. Она включает:

– инструктаж начальника караула (служебного наряда) и его помощников, а также сотрудников, предназначенных для выполнения обязанностей в качестве часовых-операторов ПУТСО и часовых КПП;

– инструктивные занятия со всем личным составом караула;

– материально-техническое обеспечение;

– медицинский осмотр личного состава, заступающего на службу;

– получение необходимых документов и другие мероприятия.

Инструктаж начальников караула, их помощников, часовых-операторов ПУТСО и часовых КПП проводит начальник отдела охраны учреждения или лицо, его замещающее. В этих целях привлекаются также специалисты ИТСО и другие сотрудники учреждения.

В соответствии с решением начальника учреждения не реже четырех раз в месяц инструктажи и инструктивные занятия с личным составом караула должны проводиться совместно с сотрудниками, назначенными для несения службы в составе дежурной смены учреждения. Совместные инструктажи, инструктивные занятия проходят под руководством начальника учреждения либо по его распоряжению – заместителям по безопасности и оперативной работе или по охране.

Контроль за выполнением служебных задач должен осуществляться непрерывно, направляться на своевременное, качественное и точное выполнение поставленных задач, во всех случаях он должен сочетаться с оказанием практической помощи учреждениям, изучением и обобщением передового опыта, устранением на месте выявленных недостатков и причин, их порождающих.

В первую очередь контролируются: своевременность получения, доведения до исполнителей и организация исполнения учреждениями нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность по охране объектов; качество исполнения служебных задач; готовность караулов к действиям при осложнении обстановки и возникновении чрезвычайных обстоятельств; организация взаимодействия, управления.

Контроль за службой организуется на основе месячного графика контроля должностными лицами учреждения и решения на каждые сутки. Он должен производиться на различных этапах выполнения поставленных задач.

Начальник органа, учреждения УИС анализирует состояние контроля за службой караулов, служебных нарядов при непосредственной работе в учреждениях, а также по полученным служебным документам.

Заместитель начальника учреждения по охране (начальник отдела охраны) обязан ежедневно изучать результаты контроля за службой караулов, служебных нарядов и делать соответствующую запись в служебных документах о принятых мерах по устранению выявленных недостатков. Оценка службы начальника караула и караула в целом определяется заместителем начальника учреждения по охране (начальник отдела охраны), а индивидуальные оценки за службу сотрудников – начальником караула.

Итоги выполнения служебных задач подводятся в органах и учреждениях УИС – за полугодие; в отделах охраны учреждений – за месяц; в караулах, служебных нарядах – после каждого выполнения поставленной задачи. Подведение итогов проводится с участием вышестоящего начальника при этом объявляются сотрудники охраны, добившиеся лучших результатов, анализируются недостатки, определяются меры по их устранению.

7.3. Меры по совершенствованию охраны исправительных учреждений и борьбе с побегами осужденных

 

В связи с ежегодным ухудшением криминального состава осужденных, увеличением почти в два раза количества лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе за убийства, похищения людей и терроризм, увеличением количества больных наркоманией, психическими расстройствами, ВИЧ-инфицированных, необходимо совершенствование деятельности персонала исправительных учреждений по обеспечению установленного порядка исполнения и отбывания лишения свободы и в первую очередь изоляции осужденных и охраны исправительных учреждений.

Несмотря на принимаемые меры, число побегов осужденных из исправительных учреждений остается высоким. Их доля в общей структуре преступности составляет свыше 30%.

Основная причина побегов – непринятие должностными лицами мер по безусловному выполнению требований ведомственных нормативно-правовых актов по обеспечению надежности охраны и своевременному реагированию на обстановку в учреждениях УИС. Недостаточно активно ведется работа по внедрению прогрессивных способов охраны, повышению категорийности объектов, оборудованных комплексом ИТСОН[62].

В целях усиления борьбы с побегами осужденных в учреждениях УИС разработаны и реализуются программы по профилактике и предупреждению побегов из исправительных учреждений. Осуществляются систематические проверки по их реализации.

Меры по усилению борьбы с побегами осужденных определены в специальном приказе Минюста России, принятом в 2001 году. В этих целях на местах проводится соответствующая работа.

На коллегиях территориальных органов УИС рассматривается состояние правопорядка и борьбы с побегами из исправительных учреждений и следственных изоляторов.

В исправительных учреждениях рассматривается состояние работы с осужденными, склонными к совершению побегов. Систематически пересматриваются списки таких лиц. К этим осужденным применяются меры усиленного надзора и изоляции. За лицами, склонными к побегу закрепляют наиболее квалифицированных негласных сотрудников.

В соответствии с Инструкцией о надзоре пересматривается система объективного закрепления начсостава за участками, объектами жилых и производственных зон, установлена персональная ответственность за выполнение этими сотрудниками обязанностей по проверке состояния объектов, 15 – метровой территории, прилегающей к внутренней запретной зоне. Следует чаще проводить контрольные проверки противопобегового состояния объектов. Руководители ИУ должны ежемесячно рассматривать результаты этой работы.

Должны систематически проводиться обыска объектов, наиболее уязвимых в побеговом отношении и, прежде всего, примыкающих или расположенных в непосредственной близости к запретной зоне.

Оперативным аппаратам необходимо активизировать работу по выявлению побеговых намерений осужденных, принимать своевременные меры по созданию на побегоопасных объектах надежных оперативных позиций. Шире использовать спецтехнику для выявления преступных замыслов осужденных.

Руководителям исправительных учреждений необходимо ужесточить контроль за обоснованностью предоставления осужденным права передвижения без конвоя и сопровождения, набором осужденных в отряды хозяйственного обслуживания. Оперативным аппаратам и службам безопасности следует усилить работу по оперативному прикрытию и обеспечению надзора за этими лицами.

В целях предотвращения побегов следует повысить качество набора осужденных для перевода в колонии-поселения. Улучшить организацию трудовой занятости осужденных, их коммунально-бытовое обеспечение в этих учреждениях.

Перекрытие уязвимых в побеговом отношении мест, установление контроля за подземными коммуникациями и местами вероятного совершения подкопов, пропуском людей и транспортных средств через контрольно-пропускные пункты, как правило исключает побеги осужденных таким способом. При этом необходимо обеспечение тесного взаимодействия караулов и дежурных смен учреждений по профилактике побегов из-под охраны.

На предприятиях и рабочих объектах исправительных учреждений следует усилить контроль за выполнением требований режима осужденными на рабочих местах. Ответственность за это возложить помимо оперативной службы безопасности на сотрудников производственно-технической и тыловой службы. Не выводить на работу во вторую и третью смены склонных к побегу, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления к длительным срокам лишения свободы. Установить надлежащий контроль за трудоиспользованием осужденных на выводных объектах, сократить количество малочисленных объектов, на которых не организован надзор за осужденными.

На производственных объектах осуществлять мероприятия по профилактике и предупреждению правонарушений, по графику проводить досмотры рабочих мест с целью обнаружения инструмента и предметов, не предусмотренных производственной деятельностью. Организовать контроль за хранением и использованием материалов, которые могут использоваться при производстве подкопов, не допускать несанкционированный допуск осужденных к источникам энергоснабжения.

Обеспечить обязательное сопровождение транспортных средств по всей территории учреждения и контроль за производством погрузочно-разгрузочных работ. Исключить возможность использования транспортных средств для совершения побегов.

Повысить качество подготовки караулов и дежурных смен к действиям по предотвращению и пресечению побегов осужденных, регулярно проводить с личным составом изучение обязанностей несения службы в различные времена года.

Усилить роль дежурных частей органов и учреждений УИС в осуществлении контроля за мероприятиями по профилактике побегов осужденных.

Пересмотреть планы взаимодействия с территориальными органами внутренних дел по пресечению побегов и розыску бежавших осужденных, уточнить вероятные пути движения осужденных на случай побега, места расположения розыскных постов, необходимые силы и средства, схемы информации и оповещения.

Основные усилия при организации охраны учреждений УИС направить в недопущение побегов из-под охраны, повышения качества несения службы, эффективности применения сил и средств.

Осуществить мероприятия по подготовке объектов, караульных помещений, мест несения службы сил и средств для несения службы в весенне-летнем и осенне-зимнем периодах. Создать условия несения службы и отдыха сотрудникам охраны. Совершенствовать учебную материально-техническую базу обучения. Качественно улучшить профессиональную подготовку сотрудников, укрепление дисциплины, недопущению нарушения правил несения службы и мер безопасности при обращении с оружием.

Осуществить комплекс инженерно-технических мероприятий в воспитательных колониях и следственных изоляторах, оборудованных комплексом ИТСОН по третьей и ниже третьей категории, для доведения их до категории ниже второй.

 

Приложение 1

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Учреждения _____

__________________________

 

 

Примерное положение

об отделе безопасности исправительной колонии

 

1.Общие положения

1.1. Отдел безопасности является структурным подразделением исправительной колонии.

1.2. Отдел безопасности в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по вопросам исполнения наказания и настоящим Положением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 24057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.098 с.)