Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оборудование помещений для проведения свиданийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для проведения свиданий осужденных с родственниками и иными лицами оборудуются соответствующие помещения, как правило, в здании КПП. Для проведения длительных свиданий за пределами колонии предусматриваются комнаты в общежитии для проживания вне охраняемой территории осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя. Комнаты свиданий обеспечиваются отдельным входом. В состав помещений блока комнат свиданий входят: - комнаты длительных свиданий; - холл; - игровая комната; - кухня; - умывальная; - душевая; - туалеты; - кладовая для хранения вещимущества и постельных принадлежностей; - комната для проведения краткосрочных свиданий; - комната младшего инспектора. Последние два помещения обособляются от всех остальных. При помещениях длительных свиданий может быть оборудован дворик для отдыха на свежем воздухе. Отдельно оборудуется помещение для ожидания свиданий. Количество комнат для проведения длительных свиданий определяется из расчета: 24 комнаты на 1000 человек в ИК общего режима, в том числе не менее двух за пределами охраняемой зоны. В ИК строгого режима соответственно 16 и 1, в ИК особого режима 16 комнат. Жилая площадь комнаты длительного свидания рассчитывается исходя из нормы 5 м на 1 человека. На окнах комнат длительных свиданий устанавливаются декоративные металлические решетки, открывающиеся с наружной стороны. Двери комнат замками не оборудуются, с внутренней стороны устанавливаются облегченные задвижки. Входная дверь в помещениях длительных свиданий должна быть постоянно закрыта на замок, ключи от входной двери запасного выхода и помещений длительных свиданий хранятся у младшего инспектора по проведению свиданий, а контрольные комплекты - у оперативного дежурного. В помещениях длительных свиданий устанавливается сигнализация вызова младшего инспектора, автоматическая пожарная сигнализация и внутренняя связь с оперативным дежурным. Помещения по проведению длительных свиданий, комната ожидания обеспечиваются мебелью, инвентарем, вещевым имуществом, кухонной и столовой посудой. В комнате для краткосрочных свиданий устанавливаются столы в два ряда, разделенные между собой свободным пространством шириной 120 см (для осужденных и посетителей) по длине комнаты. Со стороны прохода столы оборудуются барьерами высотой 0,2 м и перегораживаются от крышки стола до пола сплошной деревянной перегородкой. С одной стороны каждого ряда столов устанавливаются стулья. Вместимость комнаты 5-15 человек.
Оборудование инженерно-техническими средствами охраны И надзора объектов ИУ Оборудование объектов исправительных учреждений осуществляется в соответствии с приказом Минюста России от 1 апреля 1999 г. № 60 «Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и наблюдения объектов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (НИТСОН-99) Положения настоящего Наставления распространяются: - на исправительные колонии (ИК); - воспитательные колонии (ВК); - колонии-поселения; - следственные изоляторы (СИЗО) и тюрьмы; - обменные пункты, транспорт для конвоирования осужденных; - пункты постоянной дислокации подразделений охраны учреждений, территориальных органов УИС Минюста России; - лечебные исправительные учреждения; - объекты предприятий, не входящих в УИС Минюста России, на которых используется труд осужденных; - арестные дома. ИТСОН - это средства, которые применяются с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их поведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на отделы охраны, конвоирования, розыска и безопасности учреждений и территориальных органов УИС Минюста России. ИТСОН должны обеспечивать: - необходимые условия для выполнения служебных задач минимальной численностью караула и дежурной смены в любое время суток и года; - повышение эффективности несения службы подразделениями для поддержания установленного режима содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных; - управление составом караула, резервной группой, дежурной сменой, подразделениями и службами учреждений при выполнении ими служебных задач и действиях при чрезвычайных обстоятельствах; - обнаружение нарушителя при различных способах преодоления им линии охраны или при его несанкционированном выходе из специальных зданий и транспортных средств; - оповещение караула, дежурной смены, подразделений и служб учреждения о нарушении линии охраны, несанкционированном выходе из специальных зданий и транспортных средств или об угрожающих действиях подозреваемых, обвиняемых и осужденных по отношению к лицам, находящимся на объекте; - задержание нарушителей в пределах запретной зоны объекта на время, необходимое для действий караула, резервной группы, дежурной смены, соответствующих подразделений и служб учреждений по предотвращению или пресечению побега; - регистрацию (документирование) сигналов, распоряжений, команд и переговоров должностных лиц учреждения, караула, резервной группы, дежурной смены; - установленный пропускной режим на объектах охраны, условия для досмотра транспорта на контрольно-пропускных пунктах (КПП), обнаружение запрещенных предметов при попытках их проноса (передачи, провоза) через пункты контроля и воспрепятствование их перебросу через запретную зону; - дистанционное наблюдение за территорией объекта охраны, прилегающей к нему территории, на которой устанавливаются режимные требования, а также за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных; - условия для применения служебных собак на объекте охраны; - раздельное содержание и изоляцию подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с установленными режимными требованиями; - безопасность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории охраняемого объекта; - вызов дежурного персонала для своевременного реагирования на обращения лиц, содержащихся в помещении камерного типа (ПКТ), штрафном изоляторе (ШИЗО), едином помещении камерного типа (ЕПКТ), дисциплинарном изоляторе (ДИЗО), карцере; - условия для надежной охраны подозреваемых, обвиняемых и осужденных при конвоировании на транспортных средствах; - условия для отражения нападения на охраняемые объекты, караулы и служебные наряды, на пункты постоянной дислокации подразделений охраны и территориальные органы УИС Минюста России; - маскировку объекта охраны и предупреждение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также посторонних лиц о границах запретной зоны; - возможность контролировать места несения службы лицами караула и дежурной смены; ' - подачу команд и распоряжений. Выполнение перечисленных требований достигается: - созданием комплексов ИТСОН на объектах охраны; - своевременным планированием строительства, реконструкции ИТСОН и полным выполнением мероприятий по их эксплуатации; - соответствием способа охраны степени оснащенности объекта ИТСОН; - своевременным и полным материально-техническим обеспечением работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту ИТСОН; - маскировкой соответствующих ИТСОН, ограничением круга лиц, допущенных к их установке и эксплуатации; - закреплением всех ИТСОН и местности, на которой они установлены, за конкретными должностными лицами; - осуществлением надлежащего контроля должностными лицами за ходом строительства, реконструкции и эксплуатации ИТСОН и своевременным устранением выявленных недостатков; - твердым знанием специалистами правил эксплуатации и мер безопасности при обслуживании ИТСОН; - изучением и распространением передового опыта внедрения и эксплуатации ИТСОН, развитием научно-технической деятельности, направленной на совершенствование применения и улучшение качества технической эксплуатации ИТСОН. Комплекс ИТСОН - это совокупность инженерных и технических средств охраны и надзора, входящих в состав системы безопасности учреждения и предназначенных для обеспечения выполнения установленных требований по изоляции подозреваемых, обвиняемых и осужденных, и надзору за ними, а также для выполнения задач оперативно-служебной деятельности учреждения. К инженерным средствам охраны и надзора (ИСОН) относятся: - ограждения объектов охраны; - инженерные заграждения; - сооружения и конструкции на постах; - сооружения и конструкции в специальных (режимных) зданиях и помещениях; - сооружения и конструкции на КПП; - сооружения и конструкции на внутренней территории объекта; - оборудование специальных транспортных средств; - осветительные установки; - средства электроснабжения; - средства инженерного вооружения (СИВ). К техническим средствам охраны и надзора (ТСОН) относятся: - системы и устройства сбора и обработки информации; - средства обнаружения; - приборы контроля и досмотра; - сигнализационные средства оповещения; - средства оперативной связи; - средства телевизионного наблюдения; - средства электропитания; Ответственность за строительство, реконструкцию, установку и техническую эксплуатацию ИТСОН возлагается на начальников учреждений и территориальных органов УИС Минюста России, а также на руководителей предприятий, не входящих в УИС Минюста России, но использующих труд осужденных на своих объектах. Оборудование ИТСОН строящихся или реконструируемых собственных объектов учреждений территориальных органов УИС Минюста России производится подрядными строительными организациями ведомств на основе конкурса, а также подразделениями ИТО территориальных органов УИС Минюста России. Оборудование ИТСОН вновь строящихся или реконструируемых объектов ведомств, использующих труд осужденных и не входящих в УИС Минюста России, осуществляется за счет средств этих ведомств при техническом контроле специалистами подразделений ИТО территориальных органов УИС Минюста России. Техническое обслуживание и ремонт ИТСОН, установленных на этих объектах, производится за счет средств этих ведомств специалистами подразделений ИТО территориальных органов УИС Минюста России на основании договоров (контрактов), заключаемых этими ведомствами с руководством учреждений или территориальных органов УИС Минюста России. Техническая эксплуатация и ремонт ИТСОН на действующих объектах учреждений осуществляются силами и средствами учреждений и территориальных органов УИС Минюста России. Оборудование других объектов ИТСОН производится: - площадок для стоянки автомобилей на обменных пунктах и подъездных путей к ним - силами и средствами обслуживаемых органов; - кузовов специальных автомобилей - специализированными предприятиями УИС Минюста России за счет средств учреждений и территориальных органов УИС Минюста России; - автомобилей, оборудованных съемными кузовами, - силами и средствами учреждений или ведомств, использующих эти автомобили; - грузовых железнодорожных платформ ведомственной дороги - силами и средствами ведомства; - специальных железнодорожных вагонов - вагоностроительными заводами за счет средств заказчика; Комиссионное обследование состояния ИТСОН, установленных на всех объектах учреждений УИС, проводится два раза в год (весной и осенью) комиссией из представителей учреждения, предприятия, использующего труд осужденных, и территориальных органов УИС Минюста России.
2.3. Применение физической силы, специальных средств и оружия
Наличие в учреждениях, исполняющих наказания, общественно-опасной среды, концентрация в них лиц, склонных к применению насилия и совершению других преступлений, а также психопатов, алкоголиков и наркоманов обусловливают принятие администрацией этих учреждений разнообразных мер по поддержанию порядка и безопасности. Основные средства и способы решения данной задачи предусматриваются целым комплексом норм уголовно-исполнительного законодательства. Основным методом предупредительной деятельности персонала исправительных учреждений является убеждение. В предупреждении правонарушений убеждение органически сочетается с принуждением, которое выражается в режиме содержания, в различных формах контроля за соблюдением порядка, в пресечении правонарушений, в применении мер взыскания, безопасности и др. Действующее законодательство предусматривает возможность применения к осужденным таких средств безопасности, как физическая сила, специальные средства огнестрельное оружие[42]. Средства безопасности являются наиболее суровыми мерами принуждения, что вызывает необходимость закрепления оснований и порядка их применения в нормативных актах. Необоснованное применение или неприменение средств безопасности к осужденным, как показывает практика, нередко влечет тяжкие последствия в виде массовых беспорядков и других групповых эксцессов. В юридической литературе имеются различные подходы к определению средств безопасности, используемых для обеспечения порядка и безопасности в ИУ. Дело в том, что эти средства в широком смысле слова можно понимать как средства, применяемые для обеспечения безопасности личности в исправительных учреждениях, а в узком - как специальные средства, используемые в определенных законом случаях в целях пресечения противоправных действий граждан и предотвращения вреда. По мнению А.П. Мартыновича, под специальными средствами, применяемыми в учреждениях УИС, понимаются предусмотренные законодательством, различающиеся по тактико-техническим, химическим и иным параметрам и характеристикам приспособления, механизмы и устройства, служебные собаки и газовое оружие, предназначенные для обеспечения безопасности персонала, осужденных и иных граждан в целях пресечения противоправных действий со стороны осужденных и предотвращения причинения лицами, их совершающими, вреда окружающим или самим себе[43]. Анализируя юридическую природу средств безопасности, следует выделить их основные признаки. В качестве первого из них можно указать целевую направленность применения этих средств - пресечение определенных законом противоправных действий, предотвращение причинения осужденными вреда окружающим и самим себе (ст. 86 УИК РФ). Применение средств безопасности хотя и связано с физическим воздействием, но не преследует цели причинения страданий и унижения человеческого достоинства осужденных. Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными предписано, что средства усмирения никогда не следует использовать в качестве наказания. Они являются мерами предохранительного, предупредительного свойства (п. 33). Средства безопасности применяются в случае возникновения конфликтной ситуации и, как правило, в ответ на реальные насильственные действия осужденных в отношении окружающих и самих себя. То есть, применение данных средств только в конфликтных ситуациях является вторым признаком, по которому они отличаются от других принудительных мер воздействия. Насильственные действия осужденных могут проявляться в виде злостного неповиновения, сопротивления сотрудникам, нападения на них, осужденных и других граждан, иных насильственных действий. Нормативными актами разрешается применение средств безопасности к лицам, от которых, исходя от обстановки, реально можно ожидать насильственных действий. Например, применение наручников при отказе правонарушителя следовать в штрафной изолятор. В то же время следует признать не соответствующей закону практику отдельных учреждений, расширяющих основания применения наручников при отсутствии со стороны осужденных реальных насильственных действий. Так, нередко наручники применяются к этим лицам за высказанную угрозу окружающим без каких-либо реальных оснований для ее осуществления. С учетом изложенного под средствами безопасности в исправительных учреждениях следует понимать закрепленные в законе и в иных нормативных актах средства психологического и физического воздействия, применяемые к осужденным, совершающим указанные в законе действия, в целях их пресечения и предотвращения причинения вреда окружающим или самим себе. В литературе и нормативных актах отсутствует единый подход к классификации средств безопасности. Это относится в большей степени к спецсредствам. Так, А.П. Мартынович с учетом назначения и условий применения классифицирует их по целевому назначению, по способу воздействия на человека и материальные объекты, по тактико-техническим характеристикам[44]. Применяемые в учреждениях, исполняющих наказания, средства безопасности, на наш взгляд, можно сгруппировать следующим образом: 1) средства индивидуальной защиты: шлемы, защитные жилеты, противоударные и броневые щиты и др.; 2) специальные средства: а) средства активной обороны - газовое оружие, служебные собаки, резиновые палки, наручники; б) средства обеспечения специальных операций – светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы, бронемашины; 3) физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы; 4) огнестрельное оружие. Такая классификация средств безопасности основана на нормативных актах, регламентирующих их применение при исполнении наказания в виде лишения свободы. В соответствии с законом сотрудники ИУ, находящиеся в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства. Вопросы правового регулирования оснований и порядка применения средств безопасности заслуживают особого внимания, так как являются основополагающими, ибо они прямо связаны с укреплением законности в деятельности учреждений, исполняющих наказания, соблюдением прав и законных интересов осужденных, иных граждан и сотрудников, которые применяют эти средства. В статье 28 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" закреплены общие требования к применению средств безопасности и обязанности сотрудников ИУ при их применении. Так, сотрудники могут применять физическую силу, спецсредства и оружие только в определенных местах, к которым отнесены: - территории учреждений, исполняющих наказания; - прилегающие к этим учреждениям территории, на которых установлены режимные требования; - охраняемые объекты. Сотрудники уголовно-исполнительной системы должны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением указанных средств, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим. При применении физической силы, спецсредств и оружия сотрудники обязаны: 1) предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, когда промедление в использовании этих средств создает непосредственную опасность для жизни или здоровья персонала, а также иных лиц или может повлечь иные тяжкие последствия либо когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным; 2) обеспечить наименьшее причинение вреда правонарушителям, предоставление пострадавшим медицинской помощи; 3) доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения средств безопасности. В соответствии с законом начальник учреждения, исполняющего наказания, сообщает прокурору о случаях ранения или смерти осужденных, иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия. Основания применения физической силы определены ст. 29 названного Закона РФ. Сотрудники имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для: - задержания осужденных; - пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами. В данном законе указывается и на условие применения физической силы - если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение законных требований сотрудников. Согласно ст. 30 Закона РФ сотрудники УИС могут применять специальные средства в следующих случаях: 1. Для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и других граждан; 2. Для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление; 3. Для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; 4. При конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе; 5. Для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания. В соответствии с установленным законом порядком, каждое специальное средство применяется строго в определенных случаях, в частности: - резиновые палки могут применяться в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 ст. 30 Закона РФ; - наручники - в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4; - газовое оружие, служебные собаки и светозвуковые средства отвлекающего воздействия - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 5; - средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5; - водометы и бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 - Основания применения спецсредств ┌────────────┐ ┌───────────────────────────────────┐ ┌─────────┐ │ Резиновые │ │ - 1 - │ │Водометы │ │ палки(1, 2)│ │ Для отражения нападения на работ- │ │(2, 3, 5)│ └────────────┘ │ ников УИС, осужденных, заключенных│ └─────────┘ │ и других граждан │ └───────────────────────────────────┘ ┌──────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ ┌─────────┐ │ Наручники│ │ - 2 - │ │ Броне- │ │ (2, 4) │ │Для пресечения массовых беспоряд- │ │ машины │ └──────────┘ │ков, групповых нарушений общест- │ │(2, 3, 5)│ │венного порядка осужденными и зак-│ └─────────┘ │люченными, задержания правонаруши-│ │телей, оказывающих злостное непо- │ │виновение или сопротивление │ └──────────────────────────────────┘ ┌─────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ ┌─────────┐ │ Светозву- │ │ - 3 - │ │ Служеб- │ │ ковые сред- │ │Для освобождения заложников, зах- │ │ ные со- │ │ ства отвле- │ │ваченных зданий, сооружений, поме-│ │ баки │ │ кающего воз-│ │щений и транспортных средств │ │(1,2,3,5)│ │ действия │ └──────────────────────────────────┘ └─────────┘ │(1, 2, 3, 5) │ ┌──────────────────────────────────┐ └─────────────┘ │ - 4 - │ │При конвоировании и охране осуж- │ │денных и заключенных, когда они │ │своим поведением дают основания │ │полагать, что могут совершить по- │ │бег либо причинить вред окружаю- │ │щим или себе │ └──────────────────────────────────┘ ┌──────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ ┌─────────┐ │Средства │ │ - 5 - │ │ Газовое │ │разрушения│ │Для задержания и возвращения осуж-│ │ оружие │ │преград │ │денных и заключенных, бежавших из-│ │(1,2,3,5)│ │(3, 5) │ │под стражи или из ИУ │ │ │ └──────────┘ └──────────────────────────────────┘ └─────────┘
Виды спецсредств, интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Запрещается применять спецсредства в отношении: - женщин с видимыми признаками беременности; - лиц с явными признаками инвалидности; - несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен. Кроме того, спецсредства нельзя применять в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане. Указанные запреты не берутся во внимание при оказании названными лицами вооруженного сопротивления, совершении группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан. Применение отдельных видов спецсредств имеет некоторые особенности. Так, запрещается нанесение ударов резиновыми палками по голове, шее, ключной области, животу и половым органам. При применении наручников требуется периодическая (не реже чем одного раза в 2 часа) проверка состоянии фиксации замков. При использовании газового оружия запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное его применение в пределах зоны поражения в период действия слезоточивых веществ. Светозвуковые средства и средства разрушения преград в силу их повышенной опасности применяются на расстоянии не ближе 2 м от людей. Средства разрушения преград запрещено применять в помещениях, где находятся заложники. Использование водометов не допускается при температуре ниже О градусов. Разрешение на вооружение личного состава спецсредствами в соответствии с Правилами их применения дают: а) оперативный дежурный учреждения - палками резиновыми, наручниками, аэрозольной упаковкой "Черемуха -10"; б) начальник ИУ или его заместитель - специальным карабином, патронами с газовыми гранатами, пистолетом с газовыми боеприпасами, ручными газовыми гранатами, светошумовой гранатой и светошумовым устройством, малогабаритными взрывными устройствами; в) министр, начальник управления (главного управления) исполнения наказаний или их заместители - бронемашинами, водометом, ранцевым аппаратом. Решение о непосредственном применении спецсредств принимает руководитель конкретной операции. Сотрудники, действующие самостоятельно, принимают такие решения индивидуально. Неправомерное применение спецсредств влечет установленную законом ответственность. Практика деятельности исправительных учреждений свидетельствует, что результативность мер, применяемых по поддержанию правопорядка, во многом зависит от уровня оснащенности учреждений и сотрудников инженерно-техническими средствами, средствами индивидуальной защиты и специальными средствами, а также от умения применять их в процессе служебной деятельности. Различного рода чрезвычайные происшествия возникают зачастую вследствие неправильных действий личного состава, в том числе связанных с применением средств безопасности. Практика применения специальных средств в учреждениях, исполняющих наказания, свидетельствует, что чаще всего они применяются в тюрьмах и исправительных колониях особого режима. Следовательно, чем выше общественная опасность осужденных, тем больше случаев применения этих средств. Нарушений сотрудниками правил применения газового оружия обычно не допускается. В то же время при пресечении правонарушений осужденных с использованием резиновых палок, в результате несдержанности и несоразмерности действий сотрудников, имеют место случаи злоупотреблений, за что виновные несут уголовную ответственность. Учет специальных средств в учреждениях ведется по типу и количеству изделий. Их выдача производится оперативным дежурным под расписку в специальном журнале. По окончании дежурства или после проведения операции эти средства сдаются оперативному дежурному, о чем делается соответствующая отметка в журнале. Основания применения огнестрельного оружия определены ст. 31 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", в соответствии с которой сотрудники имеют право его применять для: 1) защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан; 2) для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием; 3) освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; 4) отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения учреждений, исполняющих наказания, а также на транспортные средства; 5) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных, а также для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнять законное требование сотрудника о сдаче оружия; 6) остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег осужденным и заключенным; 7) предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи. Огнестрельное оружие применяется после предупреждения или без предупреждения. В последнем случае оно применяется: - при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств; - при побеге осужденных и заключенных из мест лишения свободы или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения; - при попытке осужденного или заключенного, а также иного лица приблизиться к сотруднику с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане. При применении огнестрельного оружия сотрудники обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи. О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудники в течение 24 часов с момента его применения обязаны доложить непосредственному начальнику. Администрация учреждения или органа УИС о каждом случае применения огнестрельного оружия незамедлительно уведомляет прокурора. Таким образом, применение в исправительных учреждениях, физической силы, специальных средств и оружия детально регламентировано нормативными правовыми актами. При этом наиболее важные вопросы их использования закреплены в законе.
Глава 3. Служба безопасности исправительных учреждений 3.1. Становление и правовые основы деятельности службы безопасности исправительных учреждений
Служба безопасности в местах лишения свободы России прошла непростой путь в своем становлении, который был тесно связан с развитием всей тюремной системы государства. Еще Соборное Уложение 1649 г. содержало требование постоянного осмотра тюрьмы и наблюдения за осужденными. Организация надзора за лицами, лишенными свободы, особенно в отдельных местах заключения, являлась одной из наиболее сложных и трудно решаемых проблем царской тюремной системы. В послеоктябрьский период по-прежнему побеги и другие правонарушения осужденных существенно осложняли деятельность мест лишения свободы. Выход из такого положения был найден в использовании самих заключенных для предупреждения побегов из колоний. Так, в 1929 г. был отмечен опыт Надеждинской трудовой колонии на Урале, с связи с чем администрации мест заключения было рекомендовано выделять для надзора за содержащимися в них лиц необходимое количество вполне надежных, не внушающих никаких опасений в смысле побега заключенных, по возможности, из числа бывших красноармейцев, служащих в милиции. В Дмитровском ИТЛ в целях осуществления внутреннего надзора также широко привлекались заключенные, для которых была установлена специальная форма одежды. Широкое привлечение заключенных к обеспечению охраны и надзора в условиях роста численности лиц, лишенных свободы, не давало эффекта. Число побегов из лагерей возрастало. В 1943 г. в ИТЛ и колониях произошла реорганизация внутренней надзирательной службы. Подразделение охраны и надзорная служба стали самостоятельными, а в 1954 г. последняя была передана в ведение военизированной охраны[45]. Функция надзора в местах лишения свободы в послеоктябрьский период была возложена даже на вольнонаемных надзирателей. На лагерь численностью до 400 заключенных выделялось 5 старших и 20 младших надзирателей, а свыше 400 - добавлялось по 4 младших надзирателя. Организация надзора возлагалась на дежурного помощника начальника лагеря. В 1943 г. были созданы подразделения внутренней надзирательской службы. Надзор осуществлялся круглосуточно служебным нарядом в составе старшего надзирателя, дежурного надзирателя по ШИЗО, дежурных надзирателей по жилым баракам. Начальником службы назначался офицер. Эта служба не подчинялась командиру подразделения охраны, но он отвечал за состояние боевой и физической подготовки надзирателей. В 1944 г. организованы части режима и надзирательской службы. В 1954 г. надзирательская служба передана в ведение охраны. В 1978 г. в целях улучшения работы по обеспечению режима и надзора были созданы режимные части, которые в 1988 г. объединены с оперативными в оперативно-режимные отделы[46]. В 1992 г. оперативно-режимные отделы колоний были разделены на отделы оперативные и безопасности. Предпосылками создания отделов безопасности как самостоятельных структурных подразделений исправительных учреждений явились: - ухудшение криминогенной обстановк<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 3366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.191.60 (0.011 с.) |