Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства обеспечения безопасности осужденных

Поиск

Задача обеспечения безопасности осужденных предполагает, что для ее решения должен быть использован комплекс организационных, правовых и иных мероприятий, имеющих, по мнению В.Н. Чорного, несколько уровней проявления.

Первый уровень - это общие государственные меры, связанные непосредственно с уголовно-исполнительной политикой государства. К числу таких мер следует отнести мероприятия, направленные на улучшение экономического и финансового положения исправительных учреждений; мероприятия в сфере уголовно-исполнителъного законодательства (правовая реформа, улучшение усло­вий содержания осужденных и т.д.); наконец, меры управленческого характера и меры контроля за уголовно-исполнительной системой.

Второй уровень - это меры обеспечения безопасности осужденных, принимаемые региональными органами государственной власти. В этой подгруппе также можно гово­рить о различных видах мер безопасности, направленных на устранение неблагоприятных экономических, бытовых и организационных факторов в исправительных учреждениях, а также внешней среды функционирования учреждений. Меры безопасности регионального уровня, включая и постпенитенциарную опеку осужденных (социальная помощь после освобождения, пособия по безработице), должны осуществлять местные органы власти и управления.

Третий уровень - это меры безопасности, осуществляемые органами управления уголовно-исполнительной системы. Это такие меры, как организация распределения осужденных по исправительным учреждениям; открытие новых исправительных учреждений, создание специальных учреждений для отрицательно характеризующихся осужденных; переводы осужденных по соображениям их безопасности из одних исправительных учреждений в другие и т.д.

Четвертый уровень (учрежденческий)- это меры обеспечения безопасности осужденных, предпринимаемые администрацией исправительных учреждений в процессе реализации наказания в виде лишения свободы. Такими мерами являются:

а) уголовно-правовые меры, предусматривающие ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также за некоторые иные преступления, нарушающие безопасность осужденных в исправительных учреждениях (ст. 212, 285, 286, 293, 321 УК РФ);

б) меры уголовно-исполнительного характера в единстве правовых и организационных аспектов, регулируемые нормами уголовно-исполнительного законодательства и ведомственными нормативными актами. Следует различать меры, направленные на обеспечение безопасности в целом в исправительном учреждении, и меры, обеспечивающие безопасность лишь осужденных. К первой группе относятся:

- надзор за осужденными, который при правильной его организации обеспечивает их изоляцию и безопас­ность, позволяет предупредить преступные действия;

- поддержание дисциплины среди осужденных;

- меры воспитательного характера;

-строго регламентированный внутренний распорядок в исправительном учреждении;

Вторую, вспомогательную, группу мер безопасности образуют предметные средства ее обеспечения: специальные средства, наручники, оружие, статические средства безопасности (инженерно-технические средства охраны, техническое оборудование ИК, здания и их расположение).

С учетом изложенного меры безопасности уголовно-исполнительного характера целесообразно подразделять на общие, специальные и особые.

Общие меры обеспечения безопасности являются составным элементом трех специфических видов деятельности администрации ИУ: режима, охраны и надзора. В данном случае какого-либо акцентирования именно на направленность тех или иных мероприятий на сферу отношений безопасности не делается. Состояние безопасности в учреждении - это сопутствующий положительный показатель, достигаемый в процессе осуществления этих видов деятельности. Само собой подразумевается, что осуществле­ние охраны, надзора, поддержание режима в ИК является фактором, стабилизирующим состояние безопасности всех защищаемых объектов системы безопасности в ИУ.

Специальные меры безопасности - это меры, предпринимаемые специально в целях обеспечения безопасности конкретных защищаемых объектов. Применительно к обеспечению безопасности осужденных в данной группе мер необходимо выделить наиболее характерные и часто применяемые меры безопасности, основанные на различных способах действий администрации ИУ (упреждающие, императивные и силовые способы действий администрации).

В качестве упреждающих мер обеспечения безопасности осужденных в ИУ в практической деятельности применяются:

а) наблюдение - внимательное слежение за порядком и оперативной обстановкой в ИУ, поведением осужденных, их взаимодействием друг с другом и взаимоотношениями между собой и с сотрудниками ИК. Аналитическая работа в процессе наблюдения должна быть направлена на выявление и учет осужденных, которые в будущем, с наибольшей вероятностью, окажутся в опасности, а также осужденных, потенциально представляющих своим поведением опасность для окружающих;

б) меры, направленные на оказание помощи в адаптации отдельных осужденных к условиям отбывания лише­ния свободы и заключающиеся в использовании методов разъяснения, приучения, инструктажа, а также акцентирование внимания осужденных на возможных штатных опасных ситуациях, на особенностях развития конфликтов в среде осужденных и путях их преодоления;

в) мера безопасности, состоящая в сообщении конкретному осужденному об угрожающей ему опасности и совместный поиск способов ее устранения. Использование этой меры безопасности возможно только при относительно высоком уровне доверия между осужденным и сотрудником ИК. Ведь как часто бывает в практической деятельности: сотрудники (сотрудник) ИК знают или подозревают об опасности, угрожающей конкретному осужденному со стороны других осужденных, но проинформировать его об этом опасаются, боясь спровоцировать осужденного на неправомерные действия. Обычное решение вопроса в таких ситуациях - изоляция осужденного в камеру под благовидным предлогом;

г) обыск как упреждающая мера безопасности - это официальный осмотр осужденных, их вещей, спальных и рабочих мест в целях обнаружения и изъятия предметов, представляющих опасность как для осужденных, владеющих ими, так и для иных лиц. Это могут быть орудия, приготовленные для совершения преступления; отравляющие и токсичные вещества; наркотики; продукты питания без сертификата качества и т.д. Причем обысковые мероприятия в ИК по своей направленности могут иметь различный характер: в целях профилактики преступлений обеспечивающие режим содержания и направленные на обеспечение безопасности в ИК.

Следующую группу специальных мер обеспечения безопасности осужденных составляют меры, основанные на властных методах воздействия на осужденных. Данная группа предшествует применению мер безопасности особого характера, применяемых при неэффективности не силовых мер и методов воздействия на осужденных.

К анализируемой группе относятся следующие меры обеспечения безопасности личности осужденного:

а) обращенные к конкретному осужденному или группе осужденных - предупреждение, обращение, требование или приказание, предостерегающие от совершения каких-либо поступков, действий, угрожающих состоянию безопасности какого-либо отдельного осужденного, группе лиц или состоянию безопасности в ИК в целом. Данная мера безопасности, в зависимости от ситуации, может облекаться в письменную форму либо излагаться устно; может исходить от имени начальника ИК или от конкретного сотрудника в пределах его компетенции;

б) мобилизация, приведение в готовность имеющихся сил и средств. Как мера безопасности мобилизационные мероприятия проводятся при наличии опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в основном природного характера, а также разного рода чрезвычайных происшествий, возникающих в ИК. С чрезвычайными происшествиями в ИК связана и такая мера безопасности, как режим особых условий (ст. 85 УИК РФ), с той лишь разницей, что он вводится уже после возникновения чрезвычайного происшествия. Режим особых условий -комплексная мера обеспечения безопасности, связанная с использованием силовых методов воздействия на осужденных. По целям и направленности данной меры он имеет характер меры безопасности, направленной на обеспечение безопасности в ИК в целом;

в) переговоры с осужденными, создавшими опасную ситуацию или угрожающими безопасности иного осужденного, - мера безопасности, направленная на решение вопросов “мирным” путем. Как мера безопасности переговоры предшествуют силовым мерам и использованию предметных средств безопасности.

Особую группу в структуре специальных мер обеспечения безопасности осужденных в ИК составляют меры безопасности медицинского характера, которые, к сожалению, регламентируются исключительно подзаконными ведомственными нормативными актами.

Проблема обращения к этим мерам безопасности возникает чаще всего при необходимости принудительного кормления осужденного в случае его отказа от приема пищи и решения медработника; при суицидной опасности; при опасности совершения членовредительства; при инфекционных иди иных заболеваниях, опасных для окружающих; при агрессивности осужденного вследствие душевной болезни или психического расстройства.

Медицинские меры обеспечения безопасности осужденного заключаются в принудительном лечении или меди­цинском осмотре (освидетельствовании) осужденного в тех случаях, когда их осуществление продиктовано интересами безопасности самого осужденного или иных лиц, а осужденный в добровольном порядке отказывается от данных мероприятий. Наряду с лечением и медицинским осмотром принудительного характера, в качестве мер безопасности могут применяться и иные медицинские процедуры (например, противоэпидемические процедуры), которые обязательно должны найти регламентацию в законодательстве.

Правовой основой для проведения врачебных мероприятий безопасности являются положения ст.2 закона РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, закрепляющие обязанность ИУ но обеспечению безопасности осужденных, охраны их здоровья от причинения вреда. Предполагается, что Закон не только вменяет администрации ИУ обязанность охраны здоровья осужденных, но и предоставляет право принимать в этих целях необходимые меры. Особенность принимаемых мер состоит в их разноплановости - они могут быть направлены как против опасных обстоятельств, условий, так и против конкретных лиц, включая и самого осужденного, если он своими действиями причиняет вред своему здоровью, жизни или высказывает угрозы о причинении такого вреда.

Следующую группу представляют меры безопасности особогохарактера, которые направлены против определенных осужденных. Данные меры безопасности регламентируются в ст.86 УИК РФ и в главе V Закона. Условно особые меры безопасности можно разделить на меры силового воздействия, основанные на применении исключительно физической мускульной силы, и на меры безопасности, когда силовое воздействие на осужденных подкрепляется применением подручных средств или же специальных средств, включая оружие. Предписания о применении особых мер безопасности не отличаются избирательностью в процессе обеспечения безопасности осужденных. Для этих мер безопасности установлен общий порядок применения, независимо от того, в каких целях они используются.

Особые меры безопасности являются составной частью в механизме специально-предупредительной деятельности администрации ИК во время исполнения лишения свободы. Особый характер этих мер, по мнению Н.А. Стручкова, связан с тем, что “их применение возможно лишь в исключительных случаях, определенных исправительно-трудовым законодательством”[58].

Выделение в особую группу таких мер безопасности, как применение физической силы, специальных средств, обусловлено, наряду с исключительностью оснований применения, также особым порядком использования, который определяется в законодательных актах. Немаловажным аргументом является и специально предусмотренный порядок фиксации и документального оформления факта применения мер данной группы.

Достаточно выраженной при применении мер безопасности особого характера предстает функция ведомственного и прокурорского контроля за деятельностью администрации ИК в процессе исполнения лишения свободы. Особые меры безопасности, являющиеся разновидностью государственного принуждения, по своей форме направлены на устранение опасного поведения конкретных осужденных и связаны с ограничением отдельных конституционных прав личности. Отличительной чертой мер безопасности особого характера является то, что они всегда связаны с силовым воздействием на осужденного, с непосредственным применением физической силы.

В качестве оснований для применения физической силы в ст. 29 Закона устанавливается, что она применяется для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение законных требований, предъявляемых сотрудниками ИУ. Физическая сила применяется с использованием вспомогательных средств (наручников, резиновых палок, огнестрельного и газового оружия) либо без использования таковых. Обязательным условием силового воздействия на осужденных является выполнение сотрудником ИК ультимативной функции, предшествующей непосредственному применению силы и заключающейся в реальности угрозы применения физической силы к осужденному (исключением является лишь ситуация при опасности в настоящем времени). Непосредственное применение физической силы (без использования вспомогательных средств безопасности) может быть применено и в отношении осужденного, который нуждается в обеспечении личной безопасности, но по каким-либо причинам отказывается от перевода в безопасное место (от изоляции). В этом случае администрация исправительного учреждения согласно предписаниям ст. 29 Закона и в целях выполнения задачи по обеспечению безопасности осужденных в период отбывания наказания (ст. 2 Закона) вправе применить физическую силу для задержания осужденного и помещения его в безопасное место.

Непосредственное применения силы связано с использованием вспомогательных, в том числе и подручных, средств обеспечения безопасности, Закон (п. З ст.28) ограничивает использование подручных средств двумя существенными обстоятельствами - действием сотрудника ИУ исключительно в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости (видимо, необходимую оборону следует рассматривать в широком смысле) и отсутствием при этом у сотрудника ИУ специальных средств защиты или оружия. В Законе нет указаний на какие-либо признаки используемых подручных средств, это следует расценивать как свободу их выбора обороняющимся лицом. В данном случае в действие вступают положения и требования уголовно-правовых институтов необходимой обороны и крайней необходимости.

Более широкую правовую базу имеют меры безопасности, связанные с применением специальных средств безопасности (мы их называем предметные средства безопасности). Основания и порядок применения данной группы средств безопасности достаточным образом регламентированы в законодательстве[59], отражены в юридической литературе[60], поэтому нет необходимости в какой-либо дополнительной их характеристике в настоящей работе.

На основании положений, изложенных в законодательстве, а также практики международного сотрудничества в пенитенциарной сфере можно сделать вывод, что применение мер безопасности особого характера, иные методы силового воздействия на осужденного (осужденных) допустимы лишь при относительно доказуемой, психически обусловленной повышенной опасности насилия (совершаемого насилия) по отношению к другим лицам или их имуществу, при опасности совершения побега или совершения действий во вред нормальному функционированию ИУ, а также при опасности самоубийства или членовредительства, частично также при значительных нарушениях порядка в учреждении.

Меры безопасности особого характера - это пограничный институт уголовно-исполнительного права. Применение данной группы мер осуществляется не только при непосредственном обеспечении безопасности в ИУ, но и в процессе профилактики преступлений и нарушений режима содержания, при поддержании порядка в ИУ. обеспечении выполнения распорядка дня. Практически в законодательстве сформирован подход, дающий право администрации ИУ для самого широкого применения резиновых палок, наручников и иных спецсредств данной группы.

Следует обратить внимание на то, что безопасность личности осужденных не будет достигнута, если они сами не предпримут никаких усилий. Состояние безопасности личности осужденного во многом зависит от его поведенческих установок в процессе общения с другими осужденными и сотрудниками, от тех мер безопасности предупредительного свойства, которые предпринимаются на индивидуальном уровне персонально осужденным. Ранее мы уже рассматривали особенности сферы общения осужденных, преследующей цель обеспечения личной безопасности. Однако в данном случае речь не об этом. Сфера общения осужденных, субкультура их среды во многом остаются вне правового регулирования.

При обеспечении безопасности осужденных необходимо акцентировать их внимание на следующих группах требований и правил поведения, подлежащих неукоснительному выполнению осужденными:

- соблюдать распорядок дня и выполнять законные требования сотрудников;

- соблюдать установленный порядок взаимоотношений с сотрудниками ИК, вольнонаемным персоналом и осужденными;

- не пытаться препятствовать сотрудникам ИК в проведении обыска или в изъятии каких-то предметов, вещей, даже если, по мнению осужденного, данное изъятие противоправно;

- не оказывать противодействия или сопротивления сотрудникам ИК, поскольку в этом случае велика вероятность применения физической силы, спецсредств или даже оружия;

- содержать в чистоте жилые помещения, индивидуальное спальное место, соблюдать правила личной гигиены. Зачастую именно невыполнение данного требования ставит осужденного в опасное положение.

Осужденным запрещается:

- нарушать линию охраны объектов, в том числе и разделительных участков между смежными зонами, локальными участками;

- посещать без разрешения администрации других отрядов и общежитии;

- употреблять алкогольные напитки и иные спиртосодержащие вещества;

- играть с целю извлечения материальной или иной выгоды;

- приобретать, изготавливать и пользоваться запрещенными для осужденными предметами;

- самовольно занимать и менять спальные места в жилых помещениях, оборудовать их на производстве, служебных и подсобных помещениях;

- самовольно разводить на производственных и иных объектах различные постройки, шкафы, сейфы;

- пользоваться без разрешения администрации заточным оборудованием, инструментом, электроэнергией не для производственных нужд и др.

Выполнение осужденными установленных правил поведения, запретов несомненно способствует их безопасности приотбывании наказания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.009 с.)