Режим и труд как факторы ресоциализации осужденного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режим и труд как факторы ресоциализации осужденного



Для процесса перевоспитания осужденных в исправительных

учреждениях используются обучение, труд, общение. Однако здесь они

обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятельности ИУ,

что создает специфику всей деятельности по исправлению и

перевоспитанию осужденных.

Режимом обычно называют точно установленный распорядок труда,

питания, отдыха и т. д. В то же время это и система необходимых правил и

мероприятий. Режим выполняет функцию выработки тех или иных

особенностей личности в связи с определенным ритмом деятельности.

Соблюдение режима осужденными обеспечивается посредством:

• охраны и надзора за ними;

• использования мер поощрения и взыскания;

• применение в строго определенных случаях особых мер

безопасности (оружия, наручников и смирительных рубашек).

Основной базой действия режима как фактора является его жесткость

и неуклонность требований его выполнения. Человек смиряется с действием

режима и, осознавая его неотвратимость, бывает вынужден принять его без

внутренних протестов и конфликтов.

Как правило, режим – это организация жизни и деятельности

осужденных в строгом соответствии с требованиями законов. Именно такая

организация и оказывает воздействие на человека, формируя у него те или

иные морально-психологические качества. Соблюдение осужденными

установленного в исправительном учреждении режима обеспечивается не

только посредством их охраны и надзора за ними, использования мер

поощрения и взыскания, применения в строго определенных случаях особых

мер безопасности, но и мер воспитательных, основанных на глубоком учете

особенностей психологии отдельных осужденных и их коллективов

Кара, заключающаяся в режиме, субъективно, по-разному,

воспринимается и переживается осужденными. Прежде всего, различны

глубина, сила и длительность переживаний осужденными кары. Мы далеки

от мысли – писал М.Н. Гернет, что особенности того или иного режима в той

или другой тюрьме проходят через каждого заключенного всегда и везде

одинаково. Наоборот, мы признаем, что следы в психике от такого

прохождения через нее тюремного режима различны: у одних они также

глубоки, как глубоки колеи от тяжело нагруженной телеги в грязной

проселочной дороге. У других эти следы – лишь рябь на реке после

прошедшего парохода, очень быстро совсем исчезающая. Субъективное

восприятие и переживание кары зависит от вида режима, отношения

осужденного к приговору, количества судимостей, времени нахождения в

ИУ, индивидуальных особенностей осужденного, возраста, пола, семейного

и социального положения и т.д. Работникам ИУ важно знать, как каждая

группа осужденных и каждый осужденный воспринимают и переживают те

или иные режимные ограничения.

Режим обеспечивает постоянное восприятие условий жизни в ИУ как

наказание за совершенное преступление, без него не может быть обеспечен

активный процесс перевоспитания. При осуществлении воспитательного

воздействия на осужденного часто приходится сталкиваться с

первоначально отрицательным отношением его к этому воздействию. Всякая

попытка изменить взгляды и образ жизни взрослого встречает

сопротивление и столь значительное, сколь устойчивы установки личности и

инертен разум индивида. Это и определяет необходимость, особенно в ИУ,

системы мер принуждения и наказания, регламентированных режимом.

Озлобленность осужденных нередко возникает как следствие

восприятия наказания только как мести. А это приводит к негативному

пониманию мер воздействия – нежеланию искать в мерах воздействия

какой-либо иной смысл, кроме кары, направленной против данного

осужденного. При определении дисциплинарного воздействия всегда

необходимо заранее учитывать воспитательное воздействие данного типа

взыскания, как на конкретного осужденного, так и на весь коллектив.

Воспитательная цель наказания будет достигаться только в тех случаях,

когда наказание не ломает воли осужденного, а способствует изменению ее

направленности.

Требования, принуждение, наказание должны сочетаться и с системой

поощрений. Правильно примененное поощрение способствует укреплению

уверенности осужденного в своих силах, вызывает у него чувство

удовлетворения, возбуждает энергию, способствует появлению желания и

повторению положительных поступков. Поощрение усиливает начавшийся

процесс исправления.

Несмотря на большое воспитательное значение карательных

элементов режима, он обладает вполне самостоятельной воспитывающей

функцией. Действительно, четкий распорядок дня, высокая

организованность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на

характер осужденного, его поведение, дисциплинируют его, вырабатывают

качества, необходимые в жизни на свободе (точность, исполнительность,

аккуратность и т. д.).

Режим есть средство воспитания дисциплины у осужденных. Одна из

основ ликвидации социально-психологических дефектов в личности

преступника –внедрение в его сознание необходимости дисциплины,

определенного поведения в обществе. Под влиянием дисциплинарных

требований у осужденных развиваются и укрепляются такие положительные

качества как собранность, подтянутость, ликвидируется расхлябанность,

безволие, вырабатывается привычка к определенному положительному

образу жизни.

Определение правил режима должно быть всегда психологически

обоснованным, соответствующим требованиям организации жизни и

деятельности осужденных. В этом случае они окажут максимальное

воздействие на психику осужденных, разовьют у них необходимые

морально-психологические качества. Использование данных психологии

позволит так построить режим, чтобы нагрузки распределялись оптимально

и, с одной стороны, создавали определенную напряженность,

благоприятную для развития личности, а с другой – не вели бы к срыву

психической деятельности.

Труду как особому фактору воздействия отводится особое место.

Причина этого заключается в том, что труд является специфической

человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд является тем

мерилом, по отношению к которому измеряется общественная ценность

человека. Правильно организованный общественно полезный труд

способствует гармоничному развитию физических и умственных качеств

осужденного и оказывает преобразующее воздействие на его личность. Труд

воспитывает в человеке сознательность, дисциплинированность, чувство

товарищества и коллективизма. Он формирует и закрепляет в человеке

положительные, моральные, этические, нравственные и правовые

программы. Воздействие труда на личность осужденного огромно, однако

это чрезвычайно сложный процесс, так как многие осужденные не имеют

трудовых навыков и в связи с извращением своих моральных и

нравственных критериев отрицательно относятся к своему личному участию

в трудовом процессе.

Социально-психологические дефекты в личности осужденных в

значительной мере определяются их отрицательным отношением к труду,

отсутствием соотношения между потребностями и мерой труда. Однако труд

может и должен перевоспитывать паразита, преступника с укоренившейся

иждивенческой психологией, помочь такому человеку найти свое место в

жизни, стать полноправным членом общества. Трудовой процесс должен

быть основой для восприятия общественно полезных взглядов и навыков,

мотивов и целей. Выработке трудовых навыков способствует общий ритм

трудового процесса, его постоянство, развивающее стереотип определенных

привычек, навыков и деятельности. В целях перевоспитания в

исправительном учреждении создаются такие условия, при которых от

осужденного постоянно требуются трудовые усилия. Только постоянство

трудовых усилий создает привычку, а затем и потребность в труде. Интерес

к работе, увлеченность трудовым процессом способствует изменению

комплекса психических состояний, что в свою очередь позволяет

активизировать деятельность по перевоспитанию. Трудовые процессы

способствуют и накоплению опыта, формированию _______системы положительных

связей.

Труд должен способствовать изменению основной направленности

личности. Отсюда процесс труда должен заинтересовывать осужденного,

ставить перед ним определенные задачи, заставлять работать не только

физически, но и умственно. Труд должен не отуплять тяжестью,

бесцельностью, а вовлекать в свой процесс физические и умственные силы

человека. Большое психологическое значение имеет внедрение в

подразделение ИУ методов экономической реформы. Доведение этих

методов до сознания каждого осужденного пробуждает трудовую

активность, заставляет многих из них думать об улучшении трудового

процесса. Главная же цель воспитательного процесса – сделать так, чтобы

труд становился необходимой потребностью осужденного. Когда это

достигнуто, можно говорить о положительном моменте перевоспитания

личности. Осужденный должен видеть результаты своего труда и

осмысливать их. Он должен ощущать радость в процессе труда, и поэтому

ни в коем случае не следует поручать выполнение трудовых операций

осужденному, который заведомо с ними не может справиться. Огромной

силой воспитательного воздействия обладают все формы производственной

деятельности, соревнования, перенесенные с определенными изменениями в

деятельность ИУ. Это создает условия нормальных трудовых

взаимоотношений между людьми на свободе.

В процессе педагогической подготовки осужденных к труду

формируется психологическая готовность трудиться не только в условиях

ИУ, но и на свободе. Но это не тождественные явления. Обследование

ведущих после освобождения из колоний паразитический образ жизни

показало, что многие из них активно трудились в ИУ, перевыполняли нормы

выработки. Однако их активная деятельность в колонии побуждалась

узкоэгоистическими мотивами и установками: активным трудом можно

приблизить свое освобождение, а потом продолжать «вольную» (т.е.

преступную) жизнь; не трудиться в колонии нельзя; трудится кое-как

невыгодно – потеряешь «прибавку _______к общему котлу», «когда работаешь – то

быстрее время летит» и т.д. Такая мотивация не способствует выработке

общей психологической готовности к труду, ибо труд для них остается

вынужденной мерой облегчение своего существования.

Таким образом, режим и труд как карательно-воспитательные меры в

современных условиях деятельности исправительных учреждений в полном

объеме не могут реализовать задачи, выдвигаемые перед УИС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.032 с.)