Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, цели и задачи пенитенциарной психологии
Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией. Попытки противопоставить эти названия в советский период отражали скорее различия в идеологических, нежели научных подходах. В настоящее время термины «пенитенциарная» и «исправительная» психология рассматриваются как синонимы. Существенное влияние на становление и развитие пенитенциарной психологии в России оказали отечественные писатели (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Г.А. Медынский, А.И. Солженицын, О.В. Волков и др.); юристы (М.Н. Гернет, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Н.А. Стручков, И.В. Шмаров, Г.Ф. Хохряков и др); педагоги (АС. Макаренко, Л.А. Высотина, М.П. Стурова, А.В. Пищелко, НА Тюгаева и др.); психотерапевты и психиатры (В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин) и, естественно, психологи (АФ. Лазурский, АГ. Ковалев, АД. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, И.П. Башкатов, АИ. Панкин, В.Г. Деев, АН. Сухов, АИ.Ушатиков и др.). Пенитенциарная психология исследует психологические особенности личности осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ и факторы, влияющие на их перевоспитание. Таким образом, предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально- психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания. Цель пенитенциарной психологии является разработка практических рекомендаций по перевоспитанию и ресоциализации осужденных и их адаптации в обществе. Пенитенциарная психология тесно связана с уголовно-исполнительным правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией. Перед исправительными учреждениями и, соответственно, пенитенциарной психологией стоят чрезвычайно сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к трудовой деятельности и адаптации к нормальной жизни в обществе.
Попадая в исправительное учреждение, почти каждый осужденный планирует для себя только окончание срока наказания. Перед сотрудниками исправительных учреждений стоит гораздо более сложная задача: с помощью мер режимно-воспитательного воздействия добиваться, чтобы осужденный стремился к перестройке собственной личности. Следует учитывать, что у довольно большого количества осужденных имеются нервно-психические заболевания. Для перевоспитания и ресоциализации этих лиц наряду с обычными медицинскими мерами необходима разработка специальных медико-психологических методов воздействия. Как известно, в юридическом аспекте наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая судом лицу, совершившему преступление. В наказании выражается отрицательная оценка, даваемая государством антиобщественному и противоправному деянию и лицу, его совершившему. Наказание преследует три основные цели: покарать, исправить и перевоспитать осужденного, а следовательно, предупредить новое преступление. Все три цели наказания имеют различное психологическое обоснование, и каждой из них присущ свой психологический механизм. Кара в психологическом аспекте есть фактор отрицательного подкрепления наказания. Карательная функция выражается в причинении осужденному физических и моральных страданий. Мера этих страданий и переживаний определяется судом, и всегда ее величина индивидуальна. Наказание как мера кары имеет ряд особенностей, заставляющих осужденного переживать отрицательную реакцию государства и общества на совершенное им преступление. Прежде всего, он переживает отрыв от семьи, общества, от привычной для каждого человека среды и сознание длительности этого отрыва. Это лишение определенных прав и преимуществ, и среди них основным является лишение свободы. Лишение свободы – это ограничения ряда потребностей (моральных, материальных, биологических), которые всегда присущи человеку и прежде всего лишение человека возможности планировать свое поведение. Исправление и перевоспитание осужденного основано на присущей
человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Пластичность психики выступает, следовательно, как основная психологическая предпосылка возможности исправления и перевоспитания. Наиболее отчетливо фактор целенаправленной организации внешней среды проявляется в деятельности исправительных учреждений. Указанные две цели наказания достигаются различными путями. Причинение страданий (карательный эффект) – достигается реализацией требований режима и срока действия наказания и осуществляется изоляцией и принудительной регламентацией личностных проявлений осужденных, их жизни, быта и труда. Уголовно___________-исполнительное воздействие (исправительный эффект) напротив достигается путем специальных средств исправления и перевоспитания, путем ресоциализации личности. Превентивные цели наказания имеют другие психологические основы, но уже в виде общего и специального предупреждения. Общее принуждение, как цель наказания, выходит за пределы его исполнения в отношении какого-либо конкретного осужденного. Оно, как известно, представляет собой угрозу причинения физических и моральных страданий, обращенных к неопределенно широкому кругу лиц, склонных к антиобщественному поведению. Специальное предупреждение, то есть предупреждение в отношении отдельных лиц, уже совершивших преступление. Меры превенции, реализуемые в местах лишения свободы, базируются на создании в процессе исполнения наказаний таких условий и такого «психологического климата», которые должны исключать или в значительной мере затруднять совершение осужденными новых преступлений. Это достигается не только мероприятиями, которые проводятся сотрудниками службы безопасности и оперативно-режимной работой исправительных учреждений, но и путем целенаправленного управления двумя типами факторов: 1) теми, что непосредственно воздействуют на осужденных (воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация отношений с осужденными, режим и возможности «прогрессивного отбывания наказания», труд и наличие в нем элементов творчества и социальной полезности, возможности системы общего и профессионального развития); 2) факторами факультативного характера (поддержание тесной связи с семьей, увлечение самодеятельным творчеством и самообразованием для повышения культурного уровня, активное участие в мероприятиях общественных и религиозных организаций и др.). Знание юристами психологических особенностей личности осужденных, воздействие на них карательно-воспитательными мерами является основой их перевоспитания и ресоциализации в обществе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.015 с.) |