Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Безопасность и факторы, влияющие на её состояние в уис

Поиск

М.А. ГРОМОВ

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

В

ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Рязань 2004

 

Громов М.А. Организация безопасности в исправительных учреждениях. Учебное пособие. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. - 252 с.

 

Учебное пособие подготовлено по одному из важных направлений деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Вопросы организации безопасности в исправительных учреждениях рассматриваются на основе правовых актов и с учетом действующих в УИС факторов.

 

Пособие предназначено для курсантов и слушателей образовательных учреждений Минюста России, а также для практических работников учреждений и органов, исполняющих наказания.

 

Рецензенты:

 

Доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Рязанского государственного медицинского университета кандидат юридических наук, доцент И.И. Королев.

 

Старший инспектор Управления безопасности ФСИН Минюста России кандидат юридических наук В.В. Федоров.

 

Введение

Реформирование уголовно-исполнительной системы[1], совершенствование деятельности учреждений, исполняющих наказания на основе международных правовых актов и нового уголовно-исполнительного законодательства, способствовали стабилизации оперативной обстановки и повышению управляемости системой в целом и ее структурными подразделениями. Руководители всех уровней адаптировались в новой обстановке и научились профессионально влиять на процессы, происходящие в учреждениях УИС.

Нормальная деятельность по исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы возможна лишь в условиях безопасности персонала, осужденных и учреждений УИС в целом. Несмотря на тенденции укрепления правопорядка, в УИС и за ее пределами продолжают действовать факторы, которые способны изменить ситуацию в ту или иную сторону. А это обстоятельство требует постоянного внимания и активной деятельности по созданию безопасных условий при исполнении и отбывании наказания и укреплению защищенности сотрудников, осужденных, учреждений в целом от возможных угроз и опасных посягательств.

В организации безопасности ведущую роль играет служба безопасности, создания на всех уровнях управления УИС. Однако непосредственное влияние на состояние безопасности оказывают отделы безопасности, функционирующие в учреждениях УИС.

Вышеизложенное требует от руководителей учреждений и органов УИС, сотрудников службы безопасности определенных знаний и опыта. Имеющаяся по этим вопросам литература отстает от жизни. В новых работах проблема безопасности не рассматривается в полном объеме и применительно к деятельности службы безопасности исправительных учреждений.

В данном учебном пособии рассматриваются теоретические вопросы безопасности. средства ее обеспечения в учреждениях УИС, правовые основы и организация работы отделов безопасности исправительных учреждений в обычных условиях.

Основой обеспечения безопасности в исправительных учреждениях выступает надзор за осужденными, организуемый и непосредственно осуществляемый службой безопасности, в связи с чем в пособии рассматриваются его понятие и содержание, организация и особенности осуществления в исправительных учреждениях различного вида.

Поскольку в обеспечении безопасности персонала исправительных учреждений и осужденных имеются существенные особенности, то эти вопросы рассматриваются в отдельных главах работы.

При организации безопасности в УИС важное место занимает охрана объектов, предназначенных для содержания и труда осужденных. В пособии дается понятие охраны, ее организация в исправительных учреждениях, рассматриваются меры по его совершенствованию и борьбе с побегами осужденных.

Отдельный блок составляют приложения, в которые вошли примерное положение об отделе безопасности, разработанные управлением безопасности, Программа совершенствования кадрового и материально-технического обеспечения отделов безопасности и Положение о смотре-конкурсе на лучшее оборудование помещений дежурных смен, а также методические рекомендации по осуществлению надзора на объектах исправительных учреждений с повышенной опасностью: штрафные изоляторы, помещения камерного типа, запираемые помещения.

Особенности оборудования ИК особого режима

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные: мужчины при особо опасном рецидиве преступлений и осужденные, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования, осужденные к пожизненному лишению свободы. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, содержатся отдельно от других осужденных. Осужденные в этих колониях содержатся в помещениях камерного типа или обычных жилых помещениях. В связи с этим оборудование этих учреждений имеет ряд особенностей.

Жилая зона разделяется просматриваемым коридором на две части: территорию, где располагаются помещения камерного типа, и территорию с обычными жилыми помещениями.

На территории, где располагаются обычные жилые помещения, размещаются те же служебные помещения и коммунально-бытовые объекты, что и в колониях других видов. При этом жилые помещения располагаются изолированно от административных и коммунально-бытовых зданий. Здание медицинской части выгораживается забором сплошного заполнения.

Изолированно содержатся осужденные, находящиеся на обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания.

На территории, где располагаются помещения камерного типа, размещаются также камеры штрафного изолятора и одиночного содержания осужденных с рабочими камерами при них. Все эти помещения находятся рядом с прогулочными двориками.

Пост у камер оборудуется тревожно-звуковой сигнализацией, прямым телефоном с дежурной частью колонии.

Наружные двери камер оборудуются замками, один из которых камерный, другой навесной. Ключи от дверей камер и форточки внутренней решетчатой двери постоянно находятся у младшего инспектора. Рабочие камеры оборудуются непосредственно в помещениях камерного типа.

Особенности оборудования ИК-поселений

 

В колониях-поселениях раздельно отбывают наказание лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности; лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести; положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режимов в порядке, предусмотренном ст. 78 УИК РФ.

Особенности оборудования колоний-поселений обусловлены тем, что в них осужденные содержатся без охраны, но под надзором и могут свободно передвигаться в пределах всей территории колонии, а с разрешения администрации могут передвигаться без надзора вне территории учреждения.

В колониях-поселениях оборудуются следующие объекты:

- общежития;

- помещения для оперативного дежурного и дежурной службы;

- столовая;

- магазин;

- амбулатория со стационаром;

- школа;

- технические кабинеты;

- библиотека;

- помещения для проведения культурных мероприятий;

- помещения для хранения личных вещей осужденных;

- баня с прачечной и дезкамерой;

- штрафной изолятор;

- помещения для лиц, прибывших на свидания.

Территория колонии-поселения не охраняется. Здание штрафного изолятора выгораживается от других строений забором сплошного заполнения.

В штрафных изоляторах колоний-поселений оборудуются 1-3 общие камеры на 4-6 мест каждая, 1-3 двухместные камеры и комната младшего инспектора, в которой устанавливается двухсторонняя связь с камерами.

Если колония-поселение расположена на территории населенного пункта, ее огораживают забором высотой не менее 2 м, а в ограждении устраивается КПП с проходным коридором, оборудованным двумя дверьми.

 

Оборудование общежитий в ИК

 

Лица, отбывающие наказание в колониях общего и строгого режимов, в обычных жилых помещениях колоний особого режима, в колониях-поселениях, размещаются в общежитиях и обеспечиваются жилой площадью по нормам, установленным в уголовно-исполнительном законодательстве (не менее 2 м2 на одного осужденного), для женщин и в лечебных учреждениях - не менее 3 м2. Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место, на котором укрепляется табличка с указанием фамилии и инициалов осужденного.

Общежития обеспечиваются инвентарем и другими предметами согласно перечню, утвержденному приказом МВД РФ от 17 июня 1993 г. № 290 (приложение 1). Здесь устанавливаются:

- металлические одноярусные или двухъярусные кровати с жесткой сеткой по числу осужденных;

- прикроватные тумбочки (одна на двух осужденных);

- табуретки (одна на каждого осужденного);

- репродуктор;

- телевизор черно-белого или цветного изображения на каждый отряд;

- часы настенные на каждую жилую секцию;

- занавески на окна;

- вешалки для верхней одежды;

- зеркало.

В зданиях общежитий, помимо спальных комнат, из расчета на каждый отряд оборудуются кабинеты начальников отрядов, комнаты для воспитательной работы, раздевалка, туалетные комнаты, комнаты для хранения и приема пищи, комнаты (уголки) быта, сушилки одежды и обуви. В ИК для содержания женщин - комнаты личной гигиены.

Умывальники для осужденных оборудуются в отдельных помещениях из расчета 1 кран на 10 человек. Столовые, консервные ножи (по одному на 15-20 человек), ножницы (одни на 25 человек) маркируются и вместе с описью хранятся у дневального отряда.

В комнатах для хранения продуктов питания и приема пищи устанавливаются: холодильник, стол, табуреты, электронагревательные приборы для кипячения воды (титаны, электрические чайники, электросамовары, электрокипятильники заводского изготовления).

 

И надзора объектов ИУ

Оборудование объектов исправительных учреждений осуществляется в соответствии с приказом Минюста России от 1 апреля 1999 г. № 60 «Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и наблюдения объектов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (НИТСОН-99)

Положения настоящего Наставления распространяются:

- на исправительные колонии (ИК);

- воспитательные колонии (ВК);

- колонии-поселения;

- следственные изоляторы (СИЗО) и тюрьмы;

- обменные пункты, транспорт для конвоирования осужденных;

- пункты постоянной дислокации подразделений охраны учреждений, территориальных органов УИС Минюста России;

- лечебные исправительные учреждения;

- объекты предприятий, не входящих в УИС Минюста России, на которых используется труд осужденных;

- арестные дома.

ИТСОН - это средства, которые применяются с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их поведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на отделы охраны, конвоирования, розыска и безопасности учреждений и территориальных органов УИС Минюста России.

ИТСОН должны обеспечивать:

- необходимые условия для выполнения служебных задач минимальной численностью караула и дежурной смены в любое время суток и года;

- повышение эффективности несения службы подразделениями для поддержания установленного режима содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

- управление составом караула, резервной группой, дежурной сменой, подразделениями и службами учреждений при выполнении ими служебных задач и действиях при чрезвычайных обстоятельствах;

- обнаружение нарушителя при различных способах преодоления им линии охраны или при его несанкционированном выходе из специальных зданий и транспортных средств;

- оповещение караула, дежурной смены, подразделений и служб учреждения о нарушении линии охраны, несанкционированном выходе из специальных зданий и транспортных средств или об угрожающих действиях подозреваемых, обвиняемых и осужденных по отношению к лицам, находящимся на объекте;

- задержание нарушителей в пределах запретной зоны объекта на время, необходимое для действий караула, резервной группы, дежурной смены, соответствующих подразделений и служб учреждений по предотвращению или пресечению побега;

- регистрацию (документирование) сигналов, распоряжений, команд и переговоров должностных лиц учреждения, караула, резервной группы, дежурной смены;

- установленный пропускной режим на объектах охраны, условия для досмотра транспорта на контрольно-пропускных пунктах (КПП), обнаружение запрещенных предметов при попытках их проноса (передачи, провоза) через пункты контроля и воспрепятствование их перебросу через запретную зону;

- дистанционное наблюдение за территорией объекта охраны, прилегающей к нему территории, на которой устанавливаются режимные требования, а также за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

- условия для применения служебных собак на объекте охраны;

- раздельное содержание и изоляцию подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с установленными режимными требованиями;

- безопасность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории охраняемого объекта;

- вызов дежурного персонала для своевременного реагирования на обращения лиц, содержащихся в помещении камерного типа (ПКТ), штрафном изоляторе (ШИЗО), едином помещении камерного типа (ЕПКТ), дисциплинарном изоляторе (ДИЗО), карцере;

- условия для надежной охраны подозреваемых, обвиняемых и осужденных при конвоировании на транспортных средствах;

- условия для отражения нападения на охраняемые объекты, караулы и служебные наряды, на пункты постоянной дислокации подразделений охраны и территориальные органы УИС Минюста России;

- маскировку объекта охраны и предупреждение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также посторонних лиц о границах запретной зоны;

- возможность контролировать места несения службы лицами караула и дежурной смены; '

- подачу команд и распоряжений.

Выполнение перечисленных требований достигается:

- созданием комплексов ИТСОН на объектах охраны;

- своевременным планированием строительства, реконструкции ИТСОН и полным выполнением мероприятий по их эксплуатации;

- соответствием способа охраны степени оснащенности объекта ИТСОН;

- своевременным и полным материально-техническим обеспечением работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту ИТСОН;

- маскировкой соответствующих ИТСОН, ограничением круга лиц, допущенных к их установке и эксплуатации;

- закреплением всех ИТСОН и местности, на которой они установлены, за конкретными должностными лицами;

- осуществлением надлежащего контроля должностными лицами за ходом строительства, реконструкции и эксплуатации ИТСОН и своевременным устранением выявленных недостатков;

- твердым знанием специалистами правил эксплуатации и мер безопасности при обслуживании ИТСОН;

- изучением и распространением передового опыта внедрения и эксплуатации ИТСОН, развитием научно-технической деятельности, направленной на совершенствование применения и улучшение качества технической эксплуатации ИТСОН.

Комплекс ИТСОН - это совокупность инженерных и технических средств охраны и надзора, входящих в состав системы безопасности учреждения и предназначенных для обеспечения выполнения установленных требований по изоляции подозреваемых, обвиняемых и осужденных, и надзору за ними, а также для выполнения задач оперативно-служебной деятельности учреждения.

К инженерным средствам охраны и надзора (ИСОН) относятся:

- ограждения объектов охраны;

- инженерные заграждения;

- сооружения и конструкции на постах;

- сооружения и конструкции в специальных (режимных) зданиях и помещениях;

- сооружения и конструкции на КПП;

- сооружения и конструкции на внутренней территории объекта;

- оборудование специальных транспортных средств;

- осветительные установки;

- средства электроснабжения;

- средства инженерного вооружения (СИВ).

К техническим средствам охраны и надзора (ТСОН) относятся:

- системы и устройства сбора и обработки информации;

- средства обнаружения;

- приборы контроля и досмотра;

- сигнализационные средства оповещения;

- средства оперативной связи;

- средства телевизионного наблюдения;

- средства электропитания;

Ответственность за строительство, реконструкцию, установку и техническую эксплуатацию ИТСОН возлагается на начальников учреждений и территориальных органов УИС Минюста России, а также на руководителей предприятий, не входящих в УИС Минюста России, но использующих труд осужденных на своих объектах.

Оборудование ИТСОН строящихся или реконструируемых собственных объектов учреждений территориальных органов УИС Минюста России производится подрядными строительными организациями ведомств на основе конкурса, а также подразделениями ИТО территориальных органов УИС Минюста России.

Оборудование ИТСОН вновь строящихся или реконструируемых объектов ведомств, использующих труд осужденных и не входящих в УИС Минюста России, осуществляется за счет средств этих ведомств при техническом контроле специалистами подразделений ИТО территориальных органов УИС Минюста России.

Техническое обслуживание и ремонт ИТСОН, установленных на этих объектах, производится за счет средств этих ведомств специалистами подразделений ИТО территориальных органов УИС Минюста России на основании договоров (контрактов), заключаемых этими ведомствами с руководством учреждений или территориальных органов УИС Минюста России.

Техническая эксплуатация и ремонт ИТСОН на действующих объектах учреждений осуществляются силами и средствами учреждений и территориальных органов УИС Минюста России.

Оборудование других объектов ИТСОН производится:

- площадок для стоянки автомобилей на обменных пунктах и подъездных путей к ним - силами и средствами обслуживаемых органов;

- кузовов специальных автомобилей - специализированными предприятиями УИС Минюста России за счет средств учреждений и территориальных органов УИС Минюста России;

- автомобилей, оборудованных съемными кузовами, - силами и средствами учреждений или ведомств, использующих эти автомобили;

- грузовых железнодорожных платформ ведомственной дороги - силами и средствами ведомства;

- специальных железнодорожных вагонов - вагоностроительными заводами за счет средств заказчика;

Комиссионное обследование состояния ИТСОН, установленных на всех объектах учреждений УИС, проводится два раза в год (весной и осенью) комиссией из представителей учреждения, предприятия, использующего труд осужденных, и территориальных органов УИС Минюста России.

 

2.3. Применение физической силы, специальных средств и оружия

 

Наличие в учреждениях, исполняющих наказания, общественно-опасной среды, концентрация в них лиц, склонных к применению насилия и совершению других преступлений, а также психопатов, алкоголиков и наркоманов обусловливают принятие администрацией этих учреждений разнообразных мер по поддержанию порядка и безопасности. Основные средства и способы решения данной задачи предусматриваются целым комплексом норм уголовно-исполнительного законодательства.

Основным методом предупредительной деятельности персонала исправительных учреждений является убеждение. В предупреждении правонарушений убеждение органически сочетается с принуждением, которое выражается в режиме содержания, в различных формах контроля за соблюдением порядка, в пресечении правонарушений, в применении мер взыскания, безопасности и др.

Действующее законодательство предусматривает возможность применения к осужденным таких средств безопасности, как физическая сила, специальные средства огнестрельное оружие[42].

Средства безопасности являются наиболее суровыми мерами принуждения, что вызывает необходимость закрепления оснований и порядка их применения в нормативных актах. Необоснованное применение или неприменение средств безопасности к осужденным, как показывает практика, нередко влечет тяжкие последствия в виде массовых беспорядков и других групповых эксцессов.

В юридической литературе имеются различные подходы к определению средств безопасности, используемых для обеспечения порядка и безопасности в ИУ. Дело в том, что эти средства в широком смысле слова можно понимать как средства, применяемые для обеспечения безопасности личности в исправительных учреждениях, а в узком - как специальные средства, используемые в определенных законом случаях в целях пресечения противоправных действий граждан и предотвращения вреда.

По мнению А.П. Мартыновича, под специальными средствами, применяемыми в учреждениях УИС, понимаются предусмотренные законодательством, различающиеся по тактико-техническим, химическим и иным параметрам и характеристикам приспособления, механизмы и устройства, служебные собаки и газовое оружие, предназначенные для обеспечения безопасности персонала, осужденных и иных граждан в целях пресечения противоправных действий со стороны осужденных и предотвращения причинения лицами, их совершающими, вреда окружающим или самим себе[43].

Анализируя юридическую природу средств безопасности, следует выделить их основные признаки. В качестве первого из них можно указать целевую направленность применения этих средств - пресечение определенных законом противоправных действий, предотвращение причинения осужденными вреда окружающим и самим себе (ст. 86 УИК РФ). Применение средств безопасности хотя и связано с физическим воздействием, но не преследует цели причинения страданий и унижения человеческого достоинства осужденных. Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными предписано, что средства усмирения никогда не следует использовать в качестве наказания. Они являются мерами предохранительного, предупредительного свойства (п. 33).

Средства безопасности применяются в случае возникновения конфликтной ситуации и, как правило, в ответ на реальные насильственные действия осужденных в отношении окружающих и самих себя. То есть, применение данных средств только в конфликтных ситуациях является вторым признаком, по которому они отличаются от других принудительных мер воздействия. Насильственные действия осужденных могут проявляться в виде злостного неповиновения, сопротивления сотрудникам, нападения на них, осужденных и других граждан, иных насильственных действий.

Нормативными актами разрешается применение средств безопасности к лицам, от которых, исходя от обстановки, реально можно ожидать насильственных действий. Например, применение наручников при отказе правонарушителя следовать в штрафной изолятор. В то же время следует признать не соответствующей закону практику отдельных учреждений, расширяющих основания применения наручников при отсутствии со стороны осужденных реальных насильственных действий. Так, нередко наручники применяются к этим лицам за высказанную угрозу окружающим без каких-либо реальных оснований для ее осуществления.

С учетом изложенного под средствами безопасности в исправительных учреждениях следует понимать закрепленные в законе и в иных нормативных актах средства психологического и физического воздействия, применяемые к осужденным, совершающим указанные в законе действия, в целях их пресечения и предотвращения причинения вреда окружающим или самим себе.

В литературе и нормативных актах отсутствует единый подход к классификации средств безопасности. Это относится в большей степени к спецсредствам. Так, А.П. Мартынович с учетом назначения и условий применения классифицирует их по целевому назначению, по способу воздействия на человека и материальные объекты, по тактико-техническим характеристикам[44].

Применяемые в учреждениях, исполняющих наказания, средства безопасности, на наш взгляд, можно сгруппировать следующим образом:

1) средства индивидуальной защиты: шлемы, защитные жилеты, противоударные и броневые щиты и др.;

2) специальные средства:

а) средства активной обороны - газовое оружие, служебные собаки, резиновые палки, наручники;

б) средства обеспечения специальных операций – светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы, бронемашины;

3) физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы;

4) огнестрельное оружие.

Такая классификация средств безопасности основана на нормативных актах, регламентирующих их применение при исполнении наказания в виде лишения свободы. В соответствии с законом сотрудники ИУ, находящиеся в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства.

Вопросы правового регулирования оснований и порядка применения средств безопасности заслуживают особого внимания, так как являются основополагающими, ибо они прямо связаны с укреплением законности в деятельности учреждений, исполняющих наказания, соблюдением прав и законных интересов осужденных, иных граждан и сотрудников, которые применяют эти средства.

В статье 28 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" закреплены общие требования к применению средств безопасности и обязанности сотрудников ИУ при их применении. Так, сотрудники могут применять физическую силу, спецсредства и оружие только в определенных местах, к которым отнесены:

- территории учреждений, исполняющих наказания;

- прилегающие к этим учреждениям территории, на которых установлены режимные требования;

- охраняемые объекты.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы должны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением указанных средств, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

При применении физической силы, спецсредств и оружия сотрудники обязаны:

1) предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, когда промедление в использовании этих средств создает непосредственную опасность для жизни или здоровья персонала, а также иных лиц или может повлечь иные тяжкие последствия либо когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным;

2) обеспечить наименьшее причинение вреда правонарушителям, предоставление пострадавшим медицинской помощи;

3) доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения средств безопасности.

В соответствии с законом начальник учреждения, исполняющего наказания, сообщает прокурору о случаях ранения или смерти осужденных, иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия.

Основания применения физической силы определены ст. 29 названного Закона РФ. Сотрудники имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для:

- задержания осужденных;

- пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами.

В данном законе указывается и на условие применения физической силы - если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение законных требований сотрудников.

Согласно ст. 30 Закона РФ сотрудники УИС могут применять специальные средства в следующих случаях:

1. Для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и других граждан;

2. Для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление;

3. Для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

4. При конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

5. Для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания.

В соответствии с установленным законом порядком, каждое специальное средство применяется строго в определенных случаях, в частности:

- резиновые палки могут применяться в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 ст. 30 Закона РФ;

- наручники - в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4;

- газовое оружие, служебные собаки и светозвуковые средства отвлекающего воздействия - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 5;

- средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5;

- водометы и бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5

-

Основания применения спецсредств

┌────────────┐ ┌───────────────────────────────────┐ ┌─────────┐

│ Резиновые │ │ - 1 - │ │Водометы │

│ палки(1, 2)│ │ Для отражения нападения на работ- │ │(2, 3, 5)│

└────────────┘ │ ников УИС, осужденных, заключенных│ └─────────┘

│ и других граждан │

└───────────────────────────────────┘

┌──────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ ┌─────────┐

│ Наручники│ │ - 2 - │ │ Броне- │

│ (2, 4) │ │Для пресечения массовых беспоряд- │ │ машины │

└──────────┘ │ков, групповых нарушений общест- │ │(2, 3, 5)│

│венного порядка осужденными и зак-│ └─────────┘

│люченными, задержания правонаруши-│

│телей, оказывающих злостное непо- │

│виновение или сопротивление │

└──────────────────────────────────┘

┌─────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ ┌─────────┐

│ Светозву- │ │ - 3 - │ │ Служеб- │

│ ковые сред- │ │Для освобождения заложников, зах- │ │ ные со- │

│ ства отвле- │ │ваченных зданий, сооружений, поме-│ │ баки │

│ кающего воз-│ │щений и транспортных средств │ │(1,2,3,5)│

│ действия │ └──────────────────────────────────┘ └─────────┘

│(1, 2, 3, 5) │ ┌──────────────────────────────────┐

└─────────────┘ │ - 4 - │

│При конвоировании и охране осуж- │

│денных и заключенных, когда они │

│своим поведением дают основания │

│полагать, что могут совершить по- │

│бег либо причинить вред окружаю- │

│щим или себе │

└──────────────────────────────────┘

┌──────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ ┌─────────┐

│Средства │ │ - 5 - │ │ Газовое │

│разрушения│ │Для задержания и возвращения осуж-│ │ оружие │

│преград │ │денных и заключенных, бежавших из-│ │(1,2,3,5)│

│(3, 5) │ │под стражи или из ИУ │ │ │

└──────────┘ └──────────────────────────────────┘ └─────────┘

 

Виды спецсредств, интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.

Запрещается применять спецсредства в отношении:

- женщин с видимыми признаками беременности;

- лиц с явными признаками инвалидности;

- несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен.

Кроме того, спецсредства нельзя применять в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

Указанные запреты не берутся во внимание при оказании названными лицами вооруженного сопротивления, совершении группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Применение отдельных видов спецсредств имеет некоторые особенности. Так, запрещается нанесение ударов резиновыми палками по голове, шее, ключной области, животу и половым органам.

При применении наручников требуется периодическая (не реже чем одного раза в 2 часа) проверка состоянии фиксации замков. При использовании газового оружия запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное его применение в пределах зоны поражения в период действия слезоточивых веществ.

Светозвуковые средства и средства разрушения преград в силу их повышенной опасности применяются на расстоянии не ближе 2 м от людей. Средства разрушения преград запрещено применять в помещениях, где находятся заложники.

Использование водометов не допускается при температуре ниже О градусов.

Разрешение на вооружение личного состава спецсредствами в соответствии с Правилами их применения дают:

а) оперативный дежурный учреждения - палками резиновыми, наручниками, аэрозольной упаковкой "Черемуха -10";

б) начальник ИУ или его заместитель - специальным карабином, патронами с газовыми гранатами, пистолетом с газовыми боеприпасами, ручными газовыми гранатами, светошумовой гранатой и светошумовым устройством, малогабаритными взрывными устройствами;

в) министр, начальник управления (главного управления) исполнения наказаний или их заместители - бронемашинами, водометом, ранцевым аппаратом.

Решение о непосредственном применении спецсредств принимает руководитель конкретной операции. Сотрудники, действующие самостоятельно, принимают такие решения индивидуально. Неправомерное применение спецсредств влечет установленную законом ответственность.

Практика деятельности исправительных учреждений свидетельствует, что результативность мер, применяемых по поддержанию правопорядка, во многом зависит от уровня оснащенности учреждений и сотрудников инженерно-техническими средствами, средствами индивидуальной защиты и специальными средствами, а также от умения применять их в процессе служебной деятельности. Различного рода чрезвычайные происшествия возникают зачастую вследствие неправильных действий личного состава, в том числе связанных с применением средств безопасности.

Практика применения специальных средств в учреж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.221.171 (0.014 с.)