ТОП 10:

Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду



Понятие, значение и классификация экологических нормативов

Нормирование в области охраны ОС - один из способов гос регулирования воздействия хоз и иной деят-сти на ОС. Оно осущ-ся в целях гос регулир-я воздействия хоз и иной деят-сти на ОС, гарантирующего сохранение благоприятной ОС и обеспечение экологич безопасности. Задачи нормирования = в обеспечении условий д\ сохранения благоприятной ОС, рационального природопольз-я, воспроизводства природных ресурсов, защиты экологических прав ч-ка и гражданина. Нормирование осущ-ют уполномоченные органы гос власти – Мин-во природных ресурсов и экологии РФ, Федер служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и др.Нормативы в области охраны ОС - установленные показатели, параметры кач-ва ОС и пределы допустимого воздействия на нее, при соблюдении требований кот обеспечивается устойчивое функционир-е естественных экологич-х систем и сохр-е биологического разнообразия. Классификация эколог нормативов: 1) нормативы качества ОС - нормативы, кот установлены в соотв с физич, химич, биологич и др показателями д\ оценки состояния ОС и при соблюдении кот обеспечивается благоприятная ОС; 2) нормативы допустимого воздействия на ОС - нормативы, кот установлены в соотв с показателями воздействия хоз и иной деят-сти на ОС и при кот соблюдаются нормативы кач-ва ОС. К нормативам качества ОС относ нормативы предельно допустимых концентраций химич вещ-в, в т ч радиоактивных, микроорганизмов (нормативы предельно допустимых концентраций и др.). Нормативами допустимого воздействия на ОС явл нормативы допустимой антропогенной нагрузки, нормативы допустимых выбросов и сбросов вещ-в и микроорганизмов, лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих вещ-в и микроорганизмов и некот др. Нормирование осущ-ся в порядке, установленном Правит-вом РФ. Разработка нормативов вкл в себя: 1) проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов; 2) проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в установленном порядке; 3) установление оснований разработки \\пересмотра нормативов; 4) осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов; 5) формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов; 6) оценку и прогнозирование экологических, соц-ных, экономических последствий применения нормативов.

 

 

Нормативы качества окружающей среды

НК ОС явл одной из разновидностей природоохранных нормативов, устанавливаемых для оценки качественного состояния ОС. Качество ОС - такое состояние ОС, кот характеризуется физич-ми, химич-ми, биологич-ми и др показателями и (или) их совокупностью. (ст. 21 Закона об охране о.с.) 1. Нормативы качества окружающей среды (ОС) устанавливаются для оценки состояния ОС в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. 2. К нормативам качества ОС относятся: 1) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния ОС, в т ч нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; 2) нормативы, установленные в соотв с физическими показателями состояния ОС, в т ч с показателями уровней радиоактивности и тепла; 3) нормативы, установленные в соотв с биологическими показателями состояния ОС, в т ч видов и групп растений, животных и др организмов, используемых как индикаторы качества ОС, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества ОС. 3. При установлении нормативов качества ОС учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

1. Самостоятельным видом природоохранных нормативов явл на НДВОС - показатели, характеризующие допустимые уровни воздействия хоз-ной и иной деят-сти на ОС. Перечень НДВОС: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (кол-во тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и др физич воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и др. НДВОС устанавливаются с целью предотвращения негативного воздействия на ОС хоз и иной деят-сти природопользователей, обеспечения экологически устойчивого природопольз-я. 2. Ориентирами в процессе установления НДВОС явл нормативы кач-ва ОС. Установление НДВОС осущ с учетом ряда критериев кач-ва ОС. Так, нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух устанавл-ся с учетом всех источников выбросов вредных веществ в атмосф воздух, фонового загрязнения атмосф воздуха и технических нормативов выбросов при наличии санитарно-эпидемиологического заключ-я о соотв этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам. В процессе установления НДВОС обязательно д учитываться природные особенности территорий и акваторий. 1. В целях предотвращения негативного воздействия на ОС - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия (НДВ) на ОС: 1) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; 2) образования отходов произв-ва и потребления и лимиты на их размещение; 3) допустимых физич-х воздействий (кол-во тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физич-х воздействий); 4) допустимого изъятия компонентов природной среды; 5) допустимой антропогенной нагрузки на ОС; 6) иного допустимого воздействия на ОС при осущ хоз-ной и иной деят-сти, устанавливаемые законод-вом РФ и законод-вом SS РФ в целях охраны ОС. 2. НДВ на ОС должны обеспечивать соблюдение нормативов качества ОС с учетом природных особенностей территорий и акваторий. 3. За превышение НДВ на ОС субъекты хоз-ной и иной деят-сти в зависимости от причиненного ОС вреда несут ответ-сть в соотв с законод-вом.

Государственные стандарты в области охраны окружающей среды

Ст 29. Закона об охр о.с. 1. Гос стандартами и иными нормативными док-тами в области охраны ОС устанавливаются: требования, нормы и правила в области охраны ОС к продукции, работам, услугам и соотв-щим методам контроля; ограничения хоз и иной деят-сти в целях предотвращения ее негативного воздействия на ОС; порядок организации деят-сти в области охраны ОС и управления такой деят-тью. 2. Гос стандарты и иные нормативные док-ты в области охраны ОС разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов. 3. В гос стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещ-ва и др продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использ-е такой продукции, в т ч после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны ОС.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза (ЭЭ) - установление соответствия намечаемой хоз и иной деят-сти экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта ЭЭ в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деят-сти на ОС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Принципы ЭЭ: 1) презумпции экологической опасности любой намечаемой деятельности; 2) обязательности проведения гос ЭЭ до принятия решений о реализации объекта ЭЭ; 3) независимости экспертов ЭЭ; 4) гласности, участия общественных орг-ций, учета общественного мнения; 5) научной обоснованности, объективности и законности заключений ЭЭ; 6) достоверности и полноты информации, предоставляемой на ЭЭ; 8) обязательности учета требований экологической безопасности при проведении ЭЭ. В РФ осущ-тся гос и общественная ЭЭ. Гос ЭЭ — организуется и проводится специально уполномоченными гос органами в области ЭЭ. Порядок проведения Гос ЭЭ: 1. Представление заказчиком материалов, подлежащих ЭЭ и предварительная оплата ее проведения. 2. Проведение Гос ЭЭ спец. экспертной комиссией. 3. Подготовка экспертной комиссией заключения Гос ЭЭ, содержащего обоснованные доводы о допустимости \\ недопустимости осущ-ния хоз и иной деят-сти (м. б. положительным \\ отрицательным) и его утверждение специально уполном. гос. органом. Общественная ЭЭорганизуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, + по инициативе органов местного самоупр-я общественными орг-циями, основным направлением деят-сти кот в соотв с их уставами является охрана ОС, в т ч орг-ция и проведение ЭЭ и кот зарегистрированы в установленном законом порядке. Общественная ЭЭ проводится до проведения Гос. ЭЭ или одновременно с ней, она может проводиться и независимо от Гос. ЭЭ. Общественная ЭЭ осущ-ся при условии гос регистрации заявления общественных орг-ций о ее проведении, а орган местного самоупр-я в 7- дневный срок со дня подачи заявления обязан зарегистрировать \\ отказать в его регистрации. Заключение общественной ЭЭ приобретает юрид силу после утверждения его специальным уполномоченным гос органом в области ЭЭ.

Экологический мониторинг

Экологический мониторинг — это комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием ОС и экологической безопасности. Цель экологического мониторинга — наблюдение за происходящими в ОС физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха почв, водных объектов и последствиями его влияния на растительный и животный мир, а также для обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния. Экологический мониторинг осуществляют МПР РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, территориальные органы. В настоящее время можно выделить три вида мониторинга России: 1) социально-гигиенический мониторинг, являющийся системой наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания человека с позиций установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека; 2) экологический мониторинг, представляющий систему наблюдений за изменениями экосистем под влиянием антропогенных факторов — загрязнения биосферы, сельскохозяйственного использования земель, вырубки лесов, мелиоративных работ и т.п. Серьезный недостаток этого монитоинга состоит в отсутствии в нем подсистемы социологических исследований; 3) климатический мониторинг, объектом которого является климатическая система (атмосфера, океан, поверхность суши и другие формирующие климат элементы экосистем). Для всех видов мониторинга характерны следующие основные функции:- наблюдение (слежение) за состоянием окружающей среды; - оценка состояния окружающей среды; - прогноз состояния окружающей среды. В силу единства окружающей природной среды, неразрывной взаимосвязи всех ее экосистем национальный мониторинг тесно связан с международным мониторингом, который осуществляется в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОСа) и объединяет национальные и региональные (межнациональные) мониторинговые системы.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Данный вид ответственности предусмотрен за противоправное, винов-ное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с выпачнением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, выте-кающих из трудовой функции. К виновным лицам м б применены следующие виды дисциплинарной ответст-венности (взысканий): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответстаенности, уставами и поло-жениями могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания. Возможна также и замена админи-стративной ответственности на дисциплинарную в случаях, прямо предус-мотренных в НПА. Отличительные признаки: 1. ДО м наступать лишь за экологические нарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязательств. 2. ДО применяется администрацией предприятия, на кот работает правонарушитель, или руководством кооператива, членом которого он является. 3. Отличительной особенностью ДО за экологические правонарушения явлто, что в законодательстве не перечислены конкретные составы дисциплинарных проступков. В законе предусмотрен лишь перечень дисциплинарных взысканий и обозначен общий контур состава дисциплинарного проступка. 4. Дисциплинарные взыскания дифференцируются в зависимости от субъекта дисциплинарного правонарушения. Н-р, руководители предприятий, учреждений и орг-ций и их име-ют большие возможности причинить вред окружающей природной среде. 5. Должностные лица и иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, пра-вилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и тре-бований природоохранительного законодательства с учетом их трудовой функции или должностного положения.

Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

3. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

4. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

5. Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.

Красная книга

Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. КК бывают различного уровня — международные, национальные и региональные. Первая организационная задача охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов — их инвентаризация и учет как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах. Без этого нельзя приступать ни к теоретической разработке проблемы, ни к практическим рекомендациям по спасению отдельных видов. Задача не простая, и ещё 30—35 лет назад предпринимались первые попытки составить сначала региональные, а затем мировые сводки редких и исчезающих видов зверей и птиц. Однако сведения были или слишком лаконичны и содержали лишь перечень редких видов, или, напротив, очень громоздки, поскольку включали все имеющиеся данные по биологии и излагали историческую картину сокращения их ареалов. За научную основу КК России была взята КК РСФСР. В 1992 году при министерстве была создана Комиссия по редким и исчезающим видам животных и растений, к работе которой привлекли ведущих специалистов в области охраны редких видов из различных учреждений Москвы и других городов. В КК РФ в целом занесено 212 новых видов, в том числе все виды беспозвоночных животных (109) и 47 видов позвоночных животных, что связано в основном с изменениями в принципах отбора видов и появлением широкой информационной базы по отдельным группам животных. В связи с получением новейших данных об ухудшении природных популяций в КК России занесено ещё 30 видов позвоночных животных. 23 вида занесены в связи с уточнением их природоохранного статуса. Занесение вида в КК России на основании Закона РФ «О животном мире» влечет за собой возникновение законодательной защиты, своего рода «презумпцию запрета добывания», независимо от категории статуса вида. КК РФ вышла в свет в 2001 году. Она представляет собой 860 страниц текста, иллюстрирована цветными изображениями всех занесенных в неё животных и картами их ареалов. Всего в КК РФ занесено 8 таксонов земноводных, 21 таксон пресмыкающихся, 128 таксонов птиц и 74 таксона млекопитающих, всего 231 таксон. Со второй половины 1980-х гг в СССР началось составление региональных книг о редких видах животных и растений в масштабах республик, краёв, областей, автономных округов. Это было вызвано необходимостью немедленной охраны ряда видов и форм животных и растений, возможно, не редких в стране, но редких в отдельных регионах, а также быстро растущей в эти годы самостоятельностью местных властей и желанием самостоятельно решать свои природоохранные проблемы. Таким региональным книгам о редких животных было целесообразно придать статус региональных Красных книг. Это укрепило их правовой статус и усилило практическое воздействие на общество. Особое значение это имело для национальных автономий.

 

Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

- При размещении объектов, которые могут причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

- Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны содействовать гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

- Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

18. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды

Управление в сфере природопользования и охраны ОС- организаторская деятельность по обеспечению рационального природопольз-я и охраны ОС.

Органы гос управления:

1) органы общей компетенции (осущ природоохранную деят-сть наряду с решением др задач). Это:

Совет Федерации, Гос Дума, Президент РФ, Правит-во РФ, админ-ция субъектов РФ, органы местного самоупр-я;

2) органы специальной компетенции (относятся структуры, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодей-я общества и природы: Министерство природных ресурсов РФ и при нем: 1) Федер служба по надзору в сфере экологии и природопольз-я; 2) Федер агентство водных ресурсов; 3) Федер агентство лесного хоз-ва; 4) Федер агентство по недропользованию);

3) функциональные органы (к функциональным органам принадлежат: 1) Мин-во внутренних дел РФ; 2) Минист-во обороны РФ; 3) Мин-во РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ; 4) Мин-во здравоохр-я и соц развития РФ; 5) Мин-во с\х РФ; 6) Мин-во промышленности и энергетики РФ; 7) Мин-во экономического развития и торговли РФ).

 

19. Виды органов общей компетенции гос. управления природопользованием и охраной окружающей среды

Органы общей компетенции (осущ природоохранную деят-сть наряду с решением др задач).

Это: Совет Федерации, Гос Дума, Президент РФ, Правит-во РФ, админ-ция субъектов РФ, органы местного самоупр-я

Роль Совета Федер в управлении ООС минимальна: он утверждает законы, в т ч экологического содержания, принятые Гос Думой, принимает решения об объявлении зоны чрезвычайной экологич ситуации и зоны экологич бедствия.

На ГосДуму, кроме принятия законов возлагается ряд контрольных полномочий.

Президент РФ: 1) определение основных направлений внутренней и внешней экологич политики страны; 2) организация системы центральных органов исполнит власти России в области природопольз-я и ООС; 3) обеспечение гарантий соблюдения экологич прав граждан; 4) обеспечение согласованного функционир-я органов законодат и исполнит власти в области ООС и рационального природопольз-я.

Правительство РФ: 1) обеспечение проведения в РФ единой гос экологической политики; 2) управление федер собств-тью на прир ресурсы; 3) обеспечение экологических прав граждан и экологич безопасности; 4) организация деят-сти по ООС, рациональному природопольз-ю, развитию минерально-сырьевой базы РФ; 5) координация деят-сти по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, и ликвидации их последствий.

Деят-сть органов общей компетенции по ООС на уровне субъектов Федерации включает: 1) обеспечение реализации гос экологич политики на терр S РФ; 2) управление региональной собственностью SРФ; 3) организацию мониторинга ООС и ведение кадастров природных ресурсов в регионе; 4) осущ-е гос контроля за природопольз-ем и ООС.

При оценке деятельности органов местного самоуправления не следует забывать, что экологические проблемы имеют, как правило, локальный хар-р, и все процессы деградации биосферы начинаются с загрязнения и гибели небольшой речушки, озерца, рощи, черных дымов местного завода или фабрики.

Органы общей Компетенции осуществляют надведомственное и межотраслевое управление.

 

20. Специальные органы управления природопользованием и охраной окружающей среды

К органам специальной компетенции относятся феде­ральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и их территориальные органы, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования в качестве основной цели сво­ей деятельности.

Минприроды России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет функции по принятию НПА, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает в установленной сфере деятельности выполнение обязательств РФ по международным договорам РФ.

Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере водных ресурсов.

Федеральное агентство по недропользованию осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере недропользования.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзоруосуществляет функции по принятию НПА, контролю и надзору в сфере ООС .

Федер служба лесного хозяйства России осущ-ет гос регулирование и гос контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов

21. Правовой механизм охраны окружающей среды

ПМ– это система организационно-правовых мероприятий, направленных на сохранение, воспроизводство, восстановление компонентов правовой реды..

Основные элементы ПМ:

1) природоохранные нормы, кот закрепл основные принципы и приоритеты охр ОС

2) экологизированные нормы права (донести до всех хозяйствующих С РФ деятельность которых связана с ОС, суть и содержание)

3) нормы гарантии (нормы юридич ответ-сти). Виды ответственности: а) дисциплинарная. б) Гражданско-правовая ответственность в) административная г) уголовная 4) эколого-правовые отношения – отношения, которые регулируются вышеуказанными элементами.

Условия эффективности:

Содержание природоохранных нормы должны иметь экологическое обоснование; процесс экологизации всей системы законодательства; помимо правовых гарантий должны действовать экономические гарантии, социально-организационные, организационно-правовые, идеологические.

 

22. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм):

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды;

- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды для предотвращения причинения вреда окружающей среде;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- др.

Плата за негат воздействие.Негативное воздействие на ОС является платным. Формы платы определяются ФЗ «Об охр ОС», иными ФЗ. 2. Виды негативного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления и т.д.

Исчисление, взимания платы за негативное воздействие определяется Правит-вом РФ. Внесение платы, не освобождает субъектов хоз и иной деят-сти от выполнения мероприятий по охране ОС и возмещения вреда ОС.

Экологическое страхование.Осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. Экологическое страхование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.016 с.)