Общественный экологический контроль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный экологический контроль



1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную ОС и предотвращения нарушения законод-ва в области охраны ОС. 2. Общественный контроль осущ общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. 3. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы гос власти РФ, SSРФ, органы местного самоупр-я, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством. В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского «Положения об оценке воздействия на окружающую среду», разрабатывается проект «Положения об общественном экологическом контроле», при подготовке которого учитываются предложения и замечания различных общественных организаций и отдельных граждан. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. И вследствие этого общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

Санитарно-эпидемиологический надзор

НПА, регламентирующие деят-сть гос санитарно-эпидемиологического надзора в РФ: ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении гос санитарно-эпидемиологического надзора в РФ» Федер органом исполнит власти, уполномоченным осущ гос санитарно-эпидемиологический надзор явл Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее террит органы, созданные для осущ-я гос санитарно-эпидемиологического надзора в SS РФ, муниц-ных образованиях и на транспорте. Эта Федеральная служба осущ-ет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законод-тва РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: 1) гос санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законод-ва; 2) гос контроль за соблюдением законов и иных НПА РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; 3) контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусм-ных законод-вом видов товаров, выполнения работ, оказания услуг; 4) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через гос границу РФ.

регистрирует: 5) впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, опасные для ч-ка (кроме лекарственных средств); 6) отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); 7) отдельные виды продукции, в т ч пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ; 8) лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов.

Оценка воздействия на окружающую природную среду

16 мая 2000 г. Приказом Госкомэкологии РФ было утверждено «Положение об оценке воздействия на ОС в РФ». В соотв с этим Положением оценка воздействия на ОС (ОВОС) является процедурой экологических требований законод-ва РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии страны. ОВОС проводится при подготовке и принятии решений о развитии хоз и иных объектов и видов деят-сти, кот могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на ОС. ОВОС организуется и проводится при подготовке: 1) концепций, программ (в т ч инвестиционных) и планового отраслевого и территориального социально-экономического развития; 2) схем комплексного использ-я и охраны природных ресурсов; 3) градостроительной документации (проектов генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д.); 4) документации по созданию новой техники, материалов и веществ; нормативной документации, регламентирующей организацию и ведение хозяйственной и иной деятельности; 5) предпроектных обоснований инвестиций в строительство новых, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих хоз и иных объектов и комплексов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Принципы ОВОС: приоритетности, альтернативности, интеграции, превентивности, достоверности и полноты, научной обоснованности, объективности и законности, гибкости, обязательности, сохранения, совместимости, гласности. Результатами ОВОС являются: - информация о характере и масштабах воздействия на ОС намечаемой деят-сти, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними иных последствий, возможности их минимизации; - выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности; - решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности или отказа от нее; Рез-ты ОВОС документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза (ЭЭ) - установление соответствия намечаемой хоз и иной деят-сти экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта ЭЭ в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деят-сти на ОС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Принципы ЭЭ: 1) презумпции экологической опасности любой намечаемой деятельности; 2) обязательности проведения гос ЭЭ до принятия решений о реализации объекта ЭЭ; 3) независимости экспертов ЭЭ; 4) гласности, участия общественных орг-ций, учета общественного мнения; 5) научной обоснованности, объективности и законности заключений ЭЭ; 6) достоверности и полноты информации, предоставляемой на ЭЭ; 8) обязательности учета требований экологической безопасности при проведении ЭЭ. В РФ осущ-тся гос и общественная ЭЭ. Гос ЭЭ — организуется и проводится специально уполномоченными гос органами в области ЭЭ. Порядок проведения Гос ЭЭ: 1. Представление заказчиком материалов, подлежащих ЭЭ и предварительная оплата ее проведения. 2. Проведение Гос ЭЭ спец. экспертной комиссией. 3. Подготовка экспертной комиссией заключения Гос ЭЭ, содержащего обоснованные доводы о допустимости \\ недопустимости осущ-ния хоз и иной деят-сти (м. б. положительным \\ отрицательным) и его утверждение специально уполном. гос. органом. Общественная ЭЭ организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, + по инициативе органов местного самоупр-я общественными орг-циями, основным направлением деят-сти кот в соотв с их уставами является охрана ОС, в т ч орг-ция и проведение ЭЭ и кот зарегистрированы в установленном законом порядке. Общественная ЭЭ проводится до проведения Гос. ЭЭ или одновременно с ней, она может проводиться и независимо от Гос. ЭЭ. Общественная ЭЭ осущ-ся при условии гос регистрации заявления общественных орг-ций о ее проведении, а орган местного самоупр-я в 7- дневный срок со дня подачи заявления обязан зарегистрировать \\ отказать в его регистрации. Заключение общественной ЭЭ приобретает юрид силу после утверждения его специальным уполномоченным гос органом в области ЭЭ.

Экологический мониторинг

Экологический мониторинг — это комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием ОС и экологической безопасности. Цель экологического мониторинга — наблюдение за происходящими в ОС физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха почв, водных объектов и последствиями его влияния на растительный и животный мир, а также для обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния. Экологический мониторинг осуществляют МПР РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, территориальные органы. В настоящее время можно выделить три вида мониторинга России: 1) социально-гигиенический мониторинг, являющийся системой наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания человека с позиций установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека; 2) экологический мониторинг, представляющий систему наблюдений за изменениями экосистем под влиянием антропогенных факторов — загрязнения биосферы, сельскохозяйственного использования земель, вырубки лесов, мелиоративных работ и т.п. Серьезный недостаток этого монитоинга состоит в отсутствии в нем подсистемы социологических исследований; 3) климатический мониторинг, объектом которого является климатическая система (атмосфера, океан, поверхность суши и другие формирующие климат элементы экосистем). Для всех видов мониторинга характерны следующие основные функции: - наблюдение (слежение) за состоянием окружающей среды; - оценка состояния окружающей среды; - прогноз состояния окружающей среды. В силу единства окружающей природной среды, неразрывной взаимосвязи всех ее экосистем национальный мониторинг тесно связан с международным мониторингом, который осуществляется в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОСа) и объединяет национальные и региональные (межнациональные) мониторинговые системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.143.154 (0.007 с.)