Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Палітычнае развіццё рэспублікі Беларусь у другой палове 90-х гг. Хх ст. - пачатку ххі ст.

Поиск

Создание в 1991 г. суверенного государства — Республики Беларусь вызвало необходимость оформления ее национальной государственности. Прежде всего требовалось создать действенную модель государственного устройства, которая основывалась бы на принципе разделения властей. Строительство правового государства в Республике Беларусь было связано с реализацией этого принципа. Согласно Конституции, принятой 15 марта 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь,

Парламент являлся единственным законодательным органом государственной власти в нашей республике. Президент, выборы которого состоялись в 1994 г., провозглашался главой государства и исполнительной власти. Судебная власть была представлена судами, в том числе и Конституционным судом. Однако функции разных ветвей власти оказались неточно определенными. В Верховном Совете группа депутатов стала добиваться ограничения полномочий Президента. На этом основании возникло острое противостояние между законодательной и исполнительной властями.

Важную роль в разрешении этой проблемы сыграл республиканский референдум, проведенный по инициативе Президента 14 мая 1995 г. Президент получил поддержку граждан по всем четырем вопросам, вынесенным на общенародное обсуждение: о придании русскому языку статуса, равного с белорусским; об установлении новых Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь; об одобрении действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о внесении изменений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г., дающих возможность Президенту досрочно прекратить полномочия Верховного Совета в случае нарушения Конституции.

С целью уточнения статей Конституции Республики Беларусь, посвященных осуществлению принципа разделения властей, требовалось проведение еще одного референдума. По конституционному положению единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ.

Поэтому по предложению Президента Парламент обратился непосредственно к народу и назначил на 24 ноября 1996 г. проведение республиканского референдума. На голосование были вынесены два проекта обновленной Конституции, предложенные один Президентом, второй — частью депутатов Верховного Совета. Проект Конституции, предложенный Президентом, предусматривал расширение его полномочий как главы государства. Депутатский проект, напротив, требовал существенного их ограничения. По сути, голосование отвечало на вопрос о том, кого поддержит белорусский народ. Итоги референдума стали свидетельством широкой поддержки населением Беларуси курса Президента, направленного на преодоление политического кризиса в стране.

Значительная часть населения нашей республики посчитала, что для белорусского народа более значительными являются события, связанные с освобождением Родины от немецко-фашистских захватчиков. Этим белорусский народ подтвердил свое стремление к сохранению независимости своей страны, готовность защищать ее, как это присуще всем свободолюбивым народам.

Предложение Верховного Совета Республики Беларусь по ограничению президентских полномочий на референдуме было отклонено. Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., вступила в силу.

Укреплению стабильности в стране содействовало избрание в 2001 г. А. Г. Лукашенко Президентом Республики Беларусь на второй срок. Свидетельством укрепления внутриполитического положения Республики Беларусь, единства ее народа на рубеже XX—XXI вв. стали итоги республиканского референдума 17 октября 2004 г. Вопрос, вынесенный на всенародное обсуждение: «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А. Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81-й Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: „Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?“», — поддержало 79,4 % от числа граждан, внесенных в списки для голосования. На основании итогов голосования из статьи 81-й Конституции Республики Беларусь была исключена ее вторая часть: «Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков». Так ответил белорусский народ на вопрос, какую перспективу он выбирает — перспективу стабильности, роста благосостояния, счастливой молодости и обеспеченной старости.

61. Рэспубліка Беларусь ў сістэме міжнародных адносін на сучасным этапе.

Обретение суверенитета обусловило начало нового этапа во внешнеполитической и международной деятельности Беларуси. В Декларации о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики, принятой 27 июля 1990 г. Верховным Советом БССР, за белорусским народом было закреплено неотъемлемое право на самоопределение. Декларация провозгласила республику равноправным и независимым членом мирового сообщества.

Когда в августе 1991 г. Декларация приобрела конституционный статус, Беларусь стала осуществлять самостоятельную внешнюю политику.

Наша республика стремится стать безъядерной зоной и нейтральным государством. Внешнеполитический курс такой страны характеризуется неучастием в военных блоках и вооруженных конфликтах (войнах). Республика Беларусь учитывает рекомендации «Порядка дня на ХХI век» — документа, принятого ООН в 1992 г. В нем предусматривается программа мирового сотрудничества с целью гармонизации взаимоотношений между человеком и природой. Наша страна получила международную помощь по линии ООН, которая приняла специальную резолюцию «Международное сотрудничество в деле смягчения и преодоления последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции». От имени белорусского народа Верховный Совет Республики Беларусь выразил всем странам — членам ООН глубокую благодарность за оказанную помощь.

Основными приоритетами внешней политики Республики Беларусь на международной арене являются: интеграция в мировое сообщество как равноправного, суверенного, независимого государства; всевозможное содействие строительству новой мировой и европейской системы безопасности; много-

стороннее международное сотрудничество; активное участие в работе международных организаций, прежде всего в системе Организации Объединенных Наций. Основные принципы внешней политики были закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на референдуме 24 ноября 1996 г.

Почти все страны мира признали Республику Беларусь как независимое государство и установили с ней дипломатические отношения. Свидетельством прочности международного положения нашей республики уже с первых лет независимости стало членство в международных организациях. Беларусь — полноправный участник Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, член Международного валютного фонда. Беларусь с самого начала своей внешнеполитической деятельности подтвердила приверженность принципам Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. Укрепилось ее положение в ООН.

На рубеже ХХ—XXI вв. Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения почти со 140 государствами за пределами СНГ. Ведущими торгово-экономическими партнерами Беларуси являются Россия, Германия, Украина, Польша, Латвия, Литва, Италия, Китай.

Важное место во внешнеэкономической деятельности принадлежало созданию совместных с иностранными фирмами предприятий. Известность в нашей республике приобрела продукция предприятия «Белвест», созданного совместно Витебской обувной фабрикой и германской фирмой «Саламандер», и др. Связи с зарубежными партнерами установили объединения «БелавтоМАЗ», «Минский тракторный завод», «Полимир», «Атлант» и др. Однако широкого и равноправного экономиче ск огосотрудничества Беларуси с западными странами не сложилось по причине низкой конкурентоспособности большинства белорусских товаров, а также из-за стремления иностранных предпринимателей вывозить из республики преимущественно сырье и продукты питания, а не промышленные товары.

Значительно увеличилось количество совместных и иностранных предприятий в нашей республике. Если в 1992 г. в Беларуси было зарегистрировано 201 совместное и 8 иностранных предприятий, то спустя 8 лет — соответственно 1816 и 1332.

В начале ХХI в. доля продукции, вырабатываемой предприятиями с участием иностранного капитала, составила около 10 % изготовленной в республике продукции. Крупнейшими странами, вкладывавшими свои капиталы в Беларусь, являлись Нидерланды, Германия, США. Поддержку Беларуси оказывал Европейский банк реконструкции и развития. Однако наша страна в условиях постепенного перехода к стабилизации экономики пока еще не является достаточно привлекательной для вкладывания иностранного капитала. В таких обстоятельствах особое значение приобрела проблема более эффективного использования традиционных рынков сбыта в России и странах СНГ. С распадом СССР белорусские предприятия утратили источник необходимого для них сырья и рынки сбыта своей продукции. Поэтому ее себестоимость значительно возросла, что привело к сокращению промышленного и сельскохозяйственного производства. Наша страна стала проводить курс на укрепление экономического взаимодействия стран СНГ. В 1995 г. был подписан договор с Россией «О таможенном союзе», отменивший налоги при импорте (ввозе) и экспорте (вывозе) товаров. Реальным достижением в этом вопросе стало подписанное в 1996 г. соглашение о более тесном экономическом сотрудничестве. На рубеже веков доля стран СНГ в общем объеме внешней торговли республики составляла около 70 %.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.246.148 (0.008 с.)