Сацыяльна-эканамічнае развіццё бсср у 60-80-я гг. Хх ст. Асаблівасці развіцця навукова-тэхнічнага прагрэсу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сацыяльна-эканамічнае развіццё бсср у 60-80-я гг. Хх ст. Асаблівасці развіцця навукова-тэхнічнага прагрэсу.



После обновления народного хозяйства в первые послевоенных годы перед экономикой СССР, в том числе и нашей республикой, стали новые задачи, основными среди которых были: повышение материального и культурного уровня жизни советского народа и активное включение в НТР, которая уже осуществлялась в Западной Европе.

Директивами пятилетки предусматривался рост валовой продукции промышленности Беларуси на 75-80%. Опережающими темпами планировалось развивать в республике тяжелую промышленностью и производство средств производства.

Курс на ликвидацию авторитарного режима культа личности Сталина, на демократизацию общества, который начал проводиться после смерти Сталина, потребовал в свою очередь пересмотра экономической политики, ее гуманизацию, ориентацию на улучшение условий жизни людей. На августовской (1953 г.) сессии прозвучало обоснование экономической политики нового политического руководства страны по социальной переориентации народного хозяйства.

В промышленности Беларуси в 1951-1955 гг. развернулось большое капитальное строительство. В это время в Беларуси вошло в строй 1010 новых промышленных предприятий. Продолжала возрастать значимость ведущих отраслей промышленности – энергетики, топливной, машиностроения и металообработки.

В целом, объем промышленности за 1951-1955 гг. увеличился в Беларуси больше чем в 2 раза при плане 75-80%. Большим ста ассортимент промышленных товаров, налажен серийный выпуск тракторов, грузовых автомобилей, электродвигателей, металорежущих станков. Было преодолено отставание легкой и пищевой промышленности.

Значительное внимание в годы 6-ой пятилетки уделялось научно-техническому прогрессу. В конце 50-х годов советская наука получила важные итоги в ряде прикладных наук, в т.ч. полупроводников, ЭВМ. Свидетелями достаточного научного и технического уровня стали запуски первых спутников Земли, строительство первых в мире АЭС, атомного ледокола и т.д. Вместе с тем, развитие научно-технического прогресса блокировалось существующей системой управления.

Была сделана попытка создать другую систему управления народным хозяйством и перейти от отраслевого (через министерства) до территориального (через совнархозы) руководства. Верховный Совет СССР принял Закон о ликвидации всех общесоюзных промышленных министерств, за исключением министерств электростанций, оборонной, авиационной, судостроительной, радиотехнической, химической и создании вместо них в рамках крупных административных районов советов народного хозяйства. Они создавались для укрепления горизонтальных связей и переноса центра тяжести оперативного управления промышленностью и строительством на месте. Предполагалось, что ускорится укоренение достижений научно-технического прогресса, исчезнут ведомственные барьеры, излишняя централизованность и т.д. В нашей республике был создан Совет народного хозяйства БССР[2].

Однако реформа принесла мало положительного, усложнив развитие тяжелой промышленности.

В начале и первой половине 60-х годов экономическая ситуация ухудшилась. Постепенно снижались темпы фондо- и капиталоотдачи, рентабельности предприятий. Темпы стали минимальными – 4,5%, резко снизилась рентабельность предприятий. Основными причинами таких цикличных перемен стали: невозможность оптимально и эффективно из единого центра руководить такой большой страной как СССР; неполнота знания и использования экономических законов; изменения мировых цен на сырье, топливно-энергетические ресурсы, промышленные товары, а также неурожаи, засухи.

Однако, несмотря на ухудшение, а затем и обострение экономической ситуации в начале и середине 60-х годов, народ работал над выполнением на этот раз 7-летнего плана (1956-65 гг.), который предусматривал создание в республике новой отрасли промышленности – нефтеперерабатывающей, новых химических производств, укрепление топливно-энергетической базы, дальнейшее развитие традиционных производств.

Среди особенностей развития экономики БССР в первой половине 60-х годов можно назвать быстрое развитие химической промышленности, опережающее развитие новых неметаллоемких отраслей – приборостроения и электроники, высокие темпы развитие машиностроения и металлообработки, значительное увеличение в топливном балансе доли более экономичных видов топлива – нефти и природного газа.

К началу 70-х годов хозяйственная реформы середины 60-х годов фактически прекратилась из-за консервативных экономических взглядов, которые установились в стране в конце 60-х годов, административно-командных методов, отказов от новых форм ведения хозяйства, что в конечном итоге привело к «застою».

Среди успехов этого периода надо назвать то, что в строй были введены более 170 промышленных предприятий, росла производительность тех отраслей промышленности, которые определяют НТР, особенно приборостроения, электронной и радиотехнической промышленности, производства средств связи; вырос и технический уровень производства.

Одновременно с созданием новых отраслей промышленности снижались темпы промышленности, вместе с передовым уровнем в аэрокосмической и оборонной отраслях сохранялось устаревшее оборудование и технологии в большинстве отраслей промышленности. Огромная власть центра сочеталась с бессилием власти в осуществлении своих же решений. Это отрицательно воздействовало на экономические результаты: средний прирост продукции промышленности СССР в 9-ой пятилетке составлял 5, 1%, в 10-ой – 3,8%, в 11-ой – 3,1%. Успехи, безусловно, были, но экономика потеряла былой динамизм. Резко снизились темпы экономического роста.

Таким образом, наряду с определенными успехами в 50-80-х годах в народном хозяйстве БССР существующий экономический механизм стал настоящим тормозом на пути экономического развития страны, что обусловило постепенное снижение темпов, которое выразилось сначала в «застое», а затем – в глубоком кризисе.

На протяжении периода 50-80-х годов положение сельского хозяйства оставалось тяжелым. И не только по причине огромных потерь в годы войны.

Послевоенная индустриализация БССР велась во многом за счет сельского хозяйства. Была возвращена колхозная система, хотя для этого не существовало ни материально-технических предпосылок (большинство МТС осталось без техник), ни желания белорусских сельчан (многие надеялись, что колхозы после освобождения будут распущены). Тем колхозам, где хорошо работали и имели высокие результаты, увеличивали нормы обязательных заготовок сельхозпродукции. Сверху приказывали, что, где, когда и как сеять, сколько иметь скота (без учета запасов кормов). Сельхозартели несли огромные издержки на производственные нужды, продавали свою продукцию намного ниже себестоимости и в результате сохраняли мизерный фонд заработной и натуральной платы. Поэтому энтузиазм отдельных работников села слабо подкреплялся материальными стимулами. Производство же личных хозяйств (которые в первые послевоенные годы давали до 80% животноводческой продукции) сдерживалось вследствие жесткой налоговой системы (облагались каждый курс, каждое дерево, каждая голова скота), которая не только съедала всю прибыль, но и вынуждала иногда воровать, чтобы не умереть с голоду.

Существенно ухудшила ситуацию в сельском хозяйстве республики массовая коллективизация в западных областях Беларуси. Создание первых колхозов началось здесь еще в начале второй мировой войны. После ее окончания в первые годы система советской власти в Западной Беларуси была еще недостаточно сильной. Сложной оставалась ситуация в соседней Польше. Но в феврале 1949 года принимается окончательное решение на XIX съезде КПБ, в результате чего за два года было загнано (частично добровольно) в колхозы большинство крестьянских хозяйств этого региона Беларуси. Одновременно происходило сселение хуторов, что вместе со сменой традиционных форм хозяйствования нанесло ощутимый удар по сельскохозяйственному производству. Принудительный характер этого мероприятия, наличие отдельных вооруженных банд и группировок привели к жертвам и репрессиям в Западной Беларуси.

По сути сельскохозяйственная политика, проводимая в Беларуси в первые послевоенные годы, обанкротилась. Несмотря на увеличение поголовья скота в колхозах к 1950 году по сравнению с довоенным уровнем на 1/3, мяса было получено почти на столько же меньше. Производство молока не достигло и 60% довоенного уровня. Даже такой экстенсивный показатель, как объем посевных площадей, не был выполнен. И если отмеченное можно было списать на результаты войны, то невозможно объяснить факт снижения сельскохозяйственного производства в 1950-1952 гг. (все показатели были ниже, чем в первый послевоенный (1946 г.).

Со сменой руководства СССР в 1953 году начали приниматься меры по улучшению ситуации в сельском хозяйстве: были увеличены закупочные цены и производство сельскохозяйственной техники, списана задолженность с колхозов, а самое главное – изменена система налогообложения личного надела крестьянина – начали платить с размера земельной площади, а не с того, что на ней выращивалось. Это, безусловно имело положительный результат[3]. С 1953 по 1958 г. увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. Здесь имели наибольшее значение стимулирование колхозно-совхозного производства; снижение налогов с единоличных хозяйств. К началу 60-х гг. наблюдается снижение урожайности сельскохозяйственной продукции, увеличивается ее себестоимость. Чтобы выполнить довоенные в тоннах показатели, во многих колхозах и совхозах расширяют посевы менее ценных зерновых и зернобобовых культур за счет гречихи. Были исчерпаны и возможности наращивания животноводческой продукции путем роста поголовья. На положении дел в сельском хозяйстве Беларуси в первой половине 60-х гг. в значи­тельной степени отразилась поспешность в реорганизации МТС. Большинство колхозов, не имея возможности выкупить сразу всю технику, вынуждено было одалживать деньги у государства. Существенную опасность для сельского хозяйства представляла также кампания по ликвидации личных хозяйств, развернувшаяся под лозунгом перехода к коммунизму.Ухудшение положения дел в производстве товаров массового спроса и в сельском хозяйстве обострило социальные конфликты в республике. Отмечалось возросшее количество случаев отказа от работы, и в высших эшелонах власти все больше осознавалась необходимость постепенного перехода к экономически обоснованным методам руководства.Определялся ряд мероприятий по стимулированию колхозно-совхозного производства. Была списана задолженность за купленную в кредит технику, изменена система подоходного обложения колхозов, существенно снизившая их финансовые обязательства перед государством. Значи­тельная часть колхозов полностью освободилась от уплаты налогов. Утверждались пятилетние планы закупки сельскохозяйственной продукции. Той ее частью, которая оставалась после выполнения государственного плана, распоряжались колхозы и совхозы. Беларуси был доведен план ежегодных закупок зерна в размере 250 тыс. т, т.е. на 77 тыс. т меньше, чем было продано в 1964 г. Кроме того, вводились новые закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличенные в среднем более чем на 50 %, а на продаваемую сверх плана продукцию — еще на 50 %.Был определен курс на специализацию и концентрацию животноводства. Однако при строительстве откормочных комплексов с самого начала не обращали внимания на экологические проблемы. В ряде районов республики спе­циализация животноводства производилась без учета природно-экономических условий каждого хозяйства, без соответствующей подготовки, диктовалась сверху.В 1970 г. 80 % товарной продукции совхозов и более 60 % этой продукции колхозов составляла животноводческая. Одной из причин ее низкой рентабельности была прежде всего нехватка фуражного зерна. Поэтому важное значение приобретала специализация в семеноводстве. Расширялись посевы технических культур, особенно льна. Результатом явилось существенное (почти в два раза) повышение производства сельскохозяйственной продукции. С середины 70-х гг. постепенно складывалась невосприимчивость колхозно-совхозной системы к радикальным изменениям. Если в период со второй половины 50-х до конца 60-х гг. ряд количественных и качественных показателей трудовой, общественной и политической активности сельчан свидетельствовал о том, что у многих из них чувство хозяина окончательно потеряно не было, то в 70-80-е гг. иллюзии развеялись. Бесхозяйственность, от­сутствие инициативы становились характерными чертами деятельности большинства сельскохозяйственных коллективов.Отчуждение труженика от земли и результатов своего труда ускорило процесс миграции из деревни в город. С 1970 по 1984г. сельское население в БССР уменьшилось почти в 1,5 раза. Опасные тенденции, проявившиеся в конце 70 - начале 80-х гг., продолжали действовать. Возрастала себестоимость продукции животноводства (с 1971 по 1984 г. почти в два раза). Таким образом, на протяжении периода 50-80-х годов положение сельского хозяйства оставалось тяжелым. Послевоенная индустриализация БССР велась во многом за счет сельского хозяйства. Была принудительно возвращена колхозная система, которая не подкреплялась материальными стимулами. В начале 60-х годов начали приниматься некоторые меры по улучшению ситуации в сельском хозяйстве. В связи со стимулированием колхозно-совхозного производства и снижения налогового пресса с единоличных хозяйств в 60-е годы увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. Однако в 70-80-е годы положение вновь ухудшилось. Отчуждение труженика от земли стало причиной миграции из деревень в город. Попытки улучшения положения дел в сельском хозяйстве имели место в 1982 г., когда была ликвидирована задолженность колхозов государству, повышены закупочные цены. Однако диктат распорядительных органов над производителями с/х продукции сохранялся. Не произошло существенных изменений и в сфере материального поощрения колхозников.

54. Грамадска-палітычнае жыццё ў Беларусі ў пасляваенны перыяд (другая палова 40-х - першая палова 80-х гг. ХХ ст.).

Окончание войны возродило большие надежды в обществе. У людей возникли ожидания на изменения в политической жизни, так как многие уже начали задумываться над дальнейшей судьбой социализма. Основу “критической массы” составляли бывшие участники войны, интеллигенция, молодежь, говорившие о необходимости реформирования политической системы и структуры власти в стране. Высказывались мысли об ограничении сроков нахождения на выборных должностях, введении соревнования кандидатов при выборах в Советы, недопустимости подмены политического руководства административным. Но стихийный протест против господствовавшей системы, шедший снизу, начал быстро угасать, так как победила жесткая линия, направленная на усиление тоталитаризма.

В Беларуси, как и во всей стране, полностью сохранилась старая политическая система, в которой административные функции осуществляла коммунистическая партия. Несмотря на то, что сразу после войны прошла отчетно-выборная кампания и сменилось партийное руководство, методы ее работы остались неизменными. На руководящие посты назначались лица, к Беларуси никакого отношения не имевшие. В 1953 г. Только 6,2% руководителей республиканской партийной организации составляли представители коренной национальности. Первыми секретарями ЦК компартии Беларуси в 1945-1956 гг. были П. Пономаренко, Н. Гусаров, Н. Патоличев, котрых направили из Москвы. В таких условиях усилилась жесткая партийная централизация, что влияло на общественно-политическую жизнь.

Советы как органы государственной власти должны были заниматься восстановлением народного хозяйства и улучшением условий жизни. Однако они полностью находились под контролем партийного аппарата и реальной властью не обладали. Верховный Совет БССР действовал номинально. Все законодательные акты и указы перед принятием проходили экспертизу в ЦК КП(б)Б. Порядок работы сессий, вопросы, выносимые на обсуждение, процедура и ход выборов, кандидатуры кандидатов также согласовывались.

Специфической оставалась роль профсоюзов, комсомола и других общественных организаций, входивших в политическую систему. Часто они занимались несвойственными им функциями, выполняли волю власти и направляли усилия трудящихся на выполнение очередных задач.

Тенденция массовых репрессий имела тенденцию к расширению. Репрессивный аппарат НКВД считал, что все, кто находился во время войны на оккупированной территории и не принимал участия в партизанской борьбе, являются предателями. Поэтому в тюрьмах без всяких на то оснований оказались многие партизанские связные, подпольщики и военнопленные. Произошли повторные аресты лиц, осужденных ранее и уже понесших наказание. Особенно напряженное положение сложилось в Западной Беларуси, где после войны действовали отряды Армии Крайовой и проходила коллективизация. Маховик репрессий был остановлен только после смерти И. Сталина в 1953 году.

Начавшаяся либерализация, а также взятый курс на проведение политики реформ и оздоровление морально-политического климата в стране вызвали большие надежды на скорые перемены в обществе. В республике восстанавливалась социалистическая законность, началась реабилитация жертв культа личности Сталина. Одновременно осуществлялись реформы, направленные на усовершенствование политической системы и демократиазацию[1].

В деятельности Компартии Беларуси, профсоюзов, комсомола углублялась коллегиальность и предпринимались шаги к привлечению трудящихся к их работе. В 1962 году произошла перестройка общественных и государственных организаций Беларуси по производственному принципу. Но когда выяснилось, что эта реорганизация не принесла положительных результатов, в 1964 г. был восстановлен территориально-производственный принцип их построения. Изменения затронули и органы государственной власти. В 1957 году было принято постановление, направленное на улучшение деятельности Советов в экономике и общественно-политической жизни. В результате Советы получили более широкие права. В практике их работы, особенно после 1961 г., большое значение приобрели многочисленные комиссии, к участию в которых на общественных началах привлекались представители рабочих, крестьянства и интеллигенции.

Большую роль в решении социально-экономических задач и в общественно-политической жизни играло социалистическое соревнование. Провозглашенный переход к строительству коммунизма вызвал подъем творческой активности масс и появление движения за коммунистическое отношение к труду. В 1962 году в нем участвовало 395,5 тыс. человек. Но в соревновании проявились и негативные моменты, особенно когда оно начало выходить за рамки производства и материального интереса. Довольно быстро власти превратили его в решающий фактор общественной жизни и формирования нового человека. Это сдерживало активность людей и порождало настроение безразличия.

Прогрессивные явления в общественно-политической жизни не были продолжительными и закончились тем, что во второй половине 60-х годов усилились консервативные тенденции и на смену “оттепели” пришла эпоха “застоя”. Это стало возможным не столько потому, что произошли изменения в руководстве государством, сколько в результате противоречия между демократизацией и сохранившейся политической системой. Поворот в общественной жизни проявился прежде всего в том что произошла консервация сформированных за десятилетия форм экономической, государственной и общественно-политической деятельности. Увидев безрезультатность быстрого “скачка в коммунизм”, руководство государства выдвинуло концепцию развитого социализма. Появилось новое положение о том, что начался интенсивный процес интеграции наций в новую историческую общность – советсткий народ. Величественный размах приобрели многчисленные идеологические кампании. Но при отсутствии демократических свобод и усилении партийного бюрократизма все это вызывало у народа апатию и пессимизм.

Значительную роль в этом процессе сыграла гласность – в СМИ развернулась небывалая по масштабам полемика об условиях общественной жизни, путях обновления социализма, ускорения экономических реформ. СМИ подготавливали общество к мысли, что судьба и углубление перестройки будут невозможны без реформы политической системы, начавшейся в 1988 году.

Итак, общественно-политическая жизнь в 50-80-х годах определялась всеобщей регламентацией и тотальным контролем, была жестко связана с системой и подчинялась ей. Как только возникала опасность, система включала “защитные механизмы” – начинались массовые репрессии. И только во времена перестройки в республике начали делаться определенные шаги к демократизации общественно-политической жизни.

55. Развіццё культуры і навукі Беларусі ў пасляваенны перыяд.

За годы войны была почти полностью разрушена материально-техническая база науки и культуры республики. Необходимо было, в первую очередь, восстановить народное образование. Уже в 1946-1947 учебном году в Беларуси работало 11 300 школ, в 1950 - 12 тысяч. Сложным было положение с учительскими кадрами. К 1 января 1946 г. в школы из эвакуации вернулись 4 980 учителей, а также 6 840 демобилизованных учителей - фронтовиков. В 1949 - 1950 учебном году начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию, который в основном был закончен к середине 50-х гг.

В 1951-1955 гг. активно строились средние школы, преобразовывались семилетние в средние, их количество выросло за эти годы с 761 до 1447, а контингент учеников вырос с 429900 до 632 600 человек, улучшился состав учительских кадров. Если в 1944/45 учебном году в школах Беларуси работало лишь 19,7% учителей с высшим и неполным высшим образованием, то в 1950-1957 - уже 30,2%, а в 1955-1956 учебном году такое образование имели около 50% учителей.

Тем не менее, в школьном строительстве было много недостатков. В 1955-1956 учебном году 7 260 школ еще размещались в приспособленных и 2088 - в наемных зданиях. Почти половина школ работала в две смены. На низком уровне велось преподавание многих предметов. Резко сократилось количество белорусских школ. Например, в Минске в 1945-1946 учебном году из 28 школ 14 были белорусскими, а в 1952-1953 - из 46 школ - только 9 остались белорусскими. В Бресте в этот период из 14 школ только одна являлась белорусской. Это сформировало у детей и подростков национальный нигилизм, пренебрежение к истории и культуре своего народа.

Восстанавливалось и развивалось среднее специальное образование - техникумы и училища. В 1955 году их насчитывалось 123. За послевоенное десятилетие было подготовлено около 90 тысяч специалистов среднего звена.

Восстанавливалась высшая школа республики. В 1945 г. из 25 довоенных вузов работало 22. Открывались новые высшие учебные заведения, в их числе - Минский институт иностранных языков, Брестский, Полоцкий педагогические и Гродненский сельскохозяйственный институты. Высшей школой за послевоенное десятилетие было подготовлено 50 тысяч специалистов с высшим образованием.

После освобождения Минска возобновилась работа Академии наук БССР. Уже в 1945 г. действовало 8 академических институтов, к началу 50-х гг. - 20 НИИ. В них работало 500 сотрудников, в том числе 51 доктор и 139 кандидатов наук. Расширялись направления научных исследований. Далеко за пределами Беларуси были известны имена ученых А.Р. Жебрака (генетик), Н.И. Гращенкова (физиолог), С.И. Губкина (физик), Г.Ф. Александрова (философ), В.Н. Перцева (историк) и др.

Однако развитие науки сдерживалось слабой материально-технической базой, администрированием, грубым идеологическим диктатом. Ряд ученых подверглись репрессиям и были реабилитированы лишь после смерти Сталина. Гражданское мужество проявил академик АН БССР А.Р. Жебрак, открыто отвергнувший лженаучные взгляды Т.Д. Лысенко. На много десятилетий назад были отброшены в своем развитии общественные науки.

В советском обществе культура, наука, образование были подвержены сильному влиянию идеологии КПСС - КПБ. Уже с 1946 г. началась компания борьбы против "коленопреклонения перед Западом", против "белорусского национализма" и "безродного космополитизма". Резко критиковались положения о государственности Беларуси в средневековье, о "золотом веке" в истории белорусской культуры и т.д. Ряд произведений белорусских писателей и поэтов были признаны "идеологически вредными". Необоснованной критике подверглись Э. Огнецвет, К. Буйло, М. Лужанин и др.

В послевоенные годы продолжалась творческая деятельность Я. Брыля, С. Дергая, И. Мележа, И. Шамякина и др. В числе лучших произведений тех лет - романы И. Шамякина "Глубокое течение", И. Мележа "Минское направление", М. Лынькова "Незабываемые дни", драматические произведения А. Мовзона "Константин Заслонов", К. Губаревича "Брестская крепость" и др.

В белорусском изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика. Многие полотна и скульптурные произведения вошли в золотой фонд белорусского искусства. В их числе - "Оборона Брестской крепости" И. Ахремчика, "Минск, 3 июля 1944 года" В. Волкова, "Пленных ведут" А. Шибнева, "Парад белорусских партизан в 1944 г. в Минске" Е. Зайцева и др.

Скульпторы стремились осмыслить исторический подвиг народа. Работают скульпторы З. Азгур, А. Бембель, М. Керзин, А. Глебов. Ими созданы скульптурные портреты известных революционных деятелей, героев Великой Отечественной войны, курган Славы, памятники воинам, партизанам, подпольщикам, отважным пионерам и комсомольцам. Самым значительным достижением белорусских архитекторов и скульпторов стал величественный ансамбль площади Победы в Минске.

После освобождения Беларуси на родину вернулись театры, которые были в эвакуации. Уже в 1945 г. работало 12 театров. Их деятельность регламентировалась известным постановлением ЦК ВКП(б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" (1946 г.). На сценах театров с успехом шли пьесы о Великой Отечественной войне: "Молодая гвардия", "Константин Заслонов", "Это было в Минске" и др. На исторические темы были поставлены спектакли "Нестерка" В. Вольского, "Павлинка", "Разбросанное гнездо" Я. Купалы, "Пинская шляхта" В. Дунина-Марцинкевича и др. Идеологический диктат не смог сдержать творчество таких известных актеров, как Г. Глебов. Б. Платонов, С. Станюта и др.

Мужеству народа посвящались оперы, симфонии и контаты Е. Тикоцкого, Н. Аладова, А. Богатырева. В послевоенные годы появились имена композиторов В. Оловникова. Ю. Семеняки, Г. Вагнера и др. В 1951 г. начал выступления государственный народный хор БССР во главе с.Цитовичем. Активно работала Государственная академическая хоровая капелла БССР под руководством Г. Ширмы.

Белорусские кинематографисты создали фильмы, отражавшие военное и послевоенное время. В их числе - "Дети партизана", "Константин Заслонов". Были экранизированы "Павлинка" Я. Купалы, "Поют жаворонки" и "Кто смеется последним" К. Крапивы. Значительным событием явились фильмы "Красные листья" и "Часы остановились в полночь". Была восстановлена и получила развитие сеть культурно-просветительных учреждений, увеличился выпуск газет, журналов, книг, расширилась киносеть, строились музеи.

Таким образом, несмотря на экономические трудности, идеологический диктат, в послевоенное десятилетие были восстановлены и получили дальнейшее развитие все направления белорусской культуры.

 

56. Сутнасць палітыкі "перабудовы" у БССР у другой палове 80-х гг. ХХ ст. Прычыны сацыяльна-эканамічнага і палітычнага крызісу.

С середины 80-х годов по инициативе нового руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым в СССР начался период радикальных экономических, политических и социальных преобразований, начало которым положили решения апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС. Вначале новый курс связывался с идеей ускорения, которая предусматривала повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда. Однако принимаемые меры не дали желаемых результатов. Поэтому в июне 1997 г. было объявлено о проведении радикальной экономической реформы. Начался перевод предприятий, объединений, целых отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. С июля 1998 г. республики стали переходить на региональный хозрасчет, что привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР.

Решение новых задач в Беларуси было осложнено аварией на Чернобыльской АЭС весной 1986 г. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70% пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения проживало 2 млн. 100 тыс. человек. Из оборота было выведено более 20% сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с загрязненных территорий запрещалось) и т.д., составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси. И тем не менее с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26%, а производительность труда выросла на 30,1%. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессом. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной.

На рубеже 80-90-х годов обострился экономический кризис. Падал национальный доход, сокращалось производство продукции, появилась безработица, ухудшилось социальное положение граждан. Выход из кризиса тогдашнему руководству виделся в переходе к рыночным отношениям. В октябре 1990 г. Верховный Совет республики одобрил разработанную Советом Министров БССР программу перехода к рыночной экономике. Она предусматривала создание рыночных институтов, приватизацию, демонополизацию, изменение системы государственного регулирования экономики.

Разрыв экономических связей после распада СССР, неизбежный при переходе к рынку спад производства и инфляция, просчеты предыдущего этапа перестройки привели народное хозяйство Беларуси к глубокому экономическому кризису. С 1992 г. началось обвальное падение производства. За 1990-1995 гг. валовой внутренний продукт сократился на 38%, производство промышленной продукции - на 41%, производство продукции сельского хозяйства - на 27%, объем капитальных вложений - на 60%. Экономическое положение Беларуси, в условиях свободного ценообразования, усложнила проблема поставок топливно-энергетических ресурсов, металла, сырья из России, Украины, республик Средней Азии. Цены на них непрерывно росли, вызывая многократное повышение цен на товары и услуги.

В 90-е гг. в тяжелом положении оказалось сельское хозяйство. Происходило сокращение поголовья крупного рогатого скота, ухудшалась материально-техническая база колхозов и совхозов. В то же время закупочные цены на сельхозпродукцию контролировались, оставались крайне низкими и не покрывали затрат на ее производство. Рыночные отношения на селе начали зарождаться в 1991 г. В этом году были приняты законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О праве собственности на землю". Они предусматривали возможность частной собственности на приусадебные участки земли, личное подсобное хозяйство, дачное строительство, а также возможность долгосрочной аренды земли по договорной цене. В 1993 г. площадь выделенных земель для фермерских хозяйств составляла 51 959га или 0,5% всех сельхозугодий республики. Удельный вес продукции фермерских хозяйств в общем объеме продукции агропромышленного комплекса составлял менее 1%, а товарной продукции - 0,3%. Многие фермерские хозяйства обанкротились.

В первой половине 90-х гг. резко снизился жизненный уровень населения республики. Кризисное положение переживал потребительский рынок. Гражданам Беларуси выдавались так называемые визитные карточки потребителя для приобретения промышленных товаров и талоны - для продуктов питания. Тяжелой потерей для населения стало обесценивание денежных сбережений. В 1993 г. было зарегистрировано 54 тыс. безработных. Все больше жителей Беларуси оказывалась за чертой бедности. Количество людей, чьи доходы составляли 60% и ниже минимального потребительского бюджета, в 1995 г. составляло 63% населения страны.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в Беларуси в 1995 г. была принята Программа выхода из кризиса, рассчитанная до 2000 г. Курс на социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной социальной политики стало основой внутриполитической деятельности руководства страны. В 1996-1997 гг. удалось снизить инфляцию и темпы экономического спада производства, оживить производство в отдельных отраслях промышленности, сдержать падение жизненного уровня населения, снизить уровень безработицы.

Однако валютный кризис в республике в марте и августовский финансовый кризис 1998 г. в России отрицательно сказались на экономике Беларуси. В целях преодоления кризиса были проведены унификация валютного курса в отношении белорусского рубля и частичная либерализация цен, усилена бюджетная дисциплина, в значительной мере осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращен бартер. В результате этих мер, инфляция снизилась с 251% в 1999 г. до 108% в 2000 г. Объем валового внутреннего продукта увеличился в 2000 г. на 3,8%, а в 2001 г. более чем на 4%. Производство промышленной продукции возросло на 5,5% и составило 106% к уровню 1990 г. В 2001 г. реальные денежные доходы населения увеличились на 25%, а реальная заработная плата - более чем на 30%. Вместе с тем, продолжает расти объем нереализованной продукции, остается низким уровень инвестиций, третья часть предприятий является убыточными.

На II Всебелорусском народном собрании была утверждена программа социально -экономического развития до 2005 г., которая предусматривает инновационную и инвестиционную деятельность, увеличение экспорта товаров и услуг, эффективное и динамичное развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, охрану здоровья населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.036 с.)