Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности



Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждает человека вести себя неправильно, оказываясь в положении жертвы чрезвычайных обстоятельств. Человек же, наученный действовать в сложных ситуациях под воздействием страха, в состоянии адаптироваться к нему и психологически чаще выходит победителем из экстремальной ситуации, при этом окалав помощь другим людям.

Если ум и воля в какой-то степени подчинены человеку и регулируемые, то эмоции зачастую возникают и действуют на поведение непроизвольно, помимо воли и желаний. Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами, формируя его ум и волю, можно научить его на сознательном уровне понимать и контролировать такую эмоцию, как страх. Этим занимаются все исследователи психики человека. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, добиться комфортного состояния при неблагоприятной ситуации? Как бороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, паникой и т. д., то есть спутниками страха?

Первым, что для этого необходимо, является знание отличительных особенностей личности, неспособной противостоять обстоятельствам, другими словами, личности типа жертвы. Зная особенности данного типа личности, можно формировать в человеке черты, Ёоторые помогают ему эффективно противостоять чрезвычайным обстоятельствам. В совокупности эти качества объединяются в личность безопасного типа.

21.1. личность типа жертвы

Личность типа жертвы принято называть викйIммчой личностью. Ее поведение тесно связано с объектом, который ее инициирует. Явления, связанные с поведением жертвы, в дальнейшем будут называться виктимностью.

Выделяют следующие условия, которые сделали личность уязвимой и поставили ее в позицию жертвы:

о социально-демографические характеристики, включающие пол, возраст, национальность, место происшествия (особое значение играют пол и возраст);

i специфика поведения до чрезвычайного пришествия;

Щ особенности восприятия ситуации, в которой произошло происшествие;

о отношения, связывающие объекта (субъекта) и потерпевшего;

На основании анализа виктимологических исследований было определено, что в личностной структуре потерпевшего как типа личности имеются элементы разноуровневого порядка, которые активизируются под воздействием факторов ситуации риска и являются психологическими предпосылками превращения этой личности в жертву

о психологические (индивидуально-психологические и социально-психологические) дефектьа личности, приводящие к ее виктимогенной деформации;

биофизиологические свойства человека, главным образом обусловленные возрастом;

о психопатологические особенности, что говорит о частичной социальной дезадаптации, а в результате — развитии повышенно уязвимой личности.

Как в отношении объекта, инициирующего виктимность, так и в отношении жертвы изучение причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации. Это предполагает оценку суммы обстоятельств, повлиявших не только на формирование жертвенного (виктимного) поведения, но и в целом на формирование уязвимой личности с деформированным личностным профилем.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование поведения жертвы, является особенность социализации личности, в том числе тип воспитания. Разговор может идти либо о жестком, директивном типе семейного воспитания (гиперпротекц кя, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение), либо о противоположном, при котором ребенок предоставлен самому себе (гипопротекции).

Таким образом, имея в виду, что важнейшим институтом социализации раннего детства остается семья, можно предположить возможность существования связи между определенным стилем взаимодействия детей и родителей и формированием психологического профиля уязвимой, то есть виктимной, личности. Каждый из этих факторов может сделать человека уязвимым, а его поведение — виктимным.

Поведение типа жертвы проявляется в неординарной (эксвизитной) ситуации. В силу этого в зависимости от характера ЧС можно говорить о техногенных, социальных и других факторах виктимности. Вероятно, к виктимности следует отнести также неадекватное отношение к опасности и отношение к риску.

Если говорить о типологяи виктимности, то она определяется типом ЧС, в которой виктимность проявляется. Кроме этого можно различать ситуативную виктимность и личностную виктимность, если говорить о ней как о состоянии или как о личностном радикале.

Под субъективной предрасположенностью стать жертвой, Виктимность можно классифицировать по степени осознанности. И наконец, она может быть активной или пассивной в отношении опасности и риска. Виктимность всегда предполагает субъект-объектные или субъект-субъ ектные отношения. Антиподом виктимной личности будет являться личность безопасного типа.

21.2. Личность безопасного типа

поведения

Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. По качествам, присущим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой-то степени ограничены. Поэтому для выявления ограничений в поведении человека предлагается рассмотреть личность в двух аспектах: псгаофизиологическом и социальном.

Психофизиологическим аспектом, или стороной, личности безопасного типа выступает деятельность психики и мозга человека, соотношение социального и биологического в пснхяке личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с различными обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напряжения всей силы воли человека), человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным действиям по отношению к себе, людям, природе и обществу. Таким образом, личность безопасного типа должна отличаться определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях.

Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стойкие общинно-коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовность личности безопасного типа обьясняется предвидением опасностей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности.

Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно: служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами и др.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средами обитания (природа, общество, техногенная среда), основными чертами эшчности безопасного типа можно назвать:

Е1 общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

бережное отношение к окружающему миру; Е1

Контрольные вопросы

1. Что такое личность безопасного типа?

2. Назовите содержание уровней психологической устойчивости личности безопасного типа.

З. Определите содержание деструктивного поведения.

4. Что такое виктимное поведение?

5. Назовите условия повышения уязвимости личности.

О грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;

О наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя.

Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретения комфортного уровня взаимодействия личности и сред обитания человека. Такими компонентами являются:

О предвидение опасности;

О уклонение от опасности;

О преодоление опасности.

Предвидение опасности предполагает:

О правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности, последствия опасности, правовая и нормативно-практическая подготовленность);

предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной), военных действий;

предвидение опасности от собственного iЯ» (грозящей самому себе, среде оби тания, другим людям).

Осознавая возможность уклониться от опасности, человек должен знать природу возникновения и характер развития опасных ситуаций; знать свои силы и возможности преодоления опасности; уметь правильно оценить ситуацию. Кроме того, необходимо формировать у человека уверенность в том, что он, не сумев уклониться от опасности, все же способен преодолеть ее последствия. Человек должен уметь вести себя адекватно сложности опасной ситуации (на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.); знать способы защиты и владеть навыками их применения (укрытие от опасности или во время опасности и применение способов борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само- и взаимопомощи (при ранении, при ожогах, при поражении током, при укусах, ядовитых змей, в условиях автономного выживания в природе и т. д.).

Общая цель формирования личности безопасного типа должна сводиться к выработке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.

 

Часть УI

Сущность и содержание информационной безопасности

Глава

Нормативно-правовое

обеспечение информационной безопасности Российской Федерации

22.1. Законодательство Российской Федерации и <доктрина информационной безопасности Российской Федерацииээ об основах государственной политики

обеспечения информационной

безопасности

В литературе широко используется определение информации как сведений о предметах, лицах, фактах, явлениях и процессах независимо от формы их представления (закон РФ «об информации, информатизации и защите информации»).

Не менее значимо и понятие безопасности. Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, предприятия, государства от внутренних и внешних угроз [86].

Информационная безопасность (ИБ) — это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций и государств (закон Рф 406 участии в международном информационном обмене»).

Занон — это главный и преимущественный по юридической силе нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Анализ нормативных правовых актов указывает на определенную закономерность. В федеральных законах, указах, распоряжениях, постановлениях, иных пра- новых актах все больший вес приобретает термин *информация. Фундаментальное право на информацию закреплено в ч. 1 ст. 29 Конституции РФ. Конституция РФ официально признает право граждан на информацию (п. 4 ст. 29) и гласит: *Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом*. Ряд статей Конституции РФ косвенным образом касается проблем права на информацию и гарантий его реализации. Из ч. З ст. 171 следует, что осуществление гражданином права на информацию не должно нарушать права и свободы других лиц. В случае нарушения права на информацию, как и в случае нарушения прочих прав и свобод, каждый вправе обращаться в межгосударственные органы

по зазците прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосу

дарственные средства правовой защиты (ст. 46). Затронуты и вопросы легитим

Iности ограничения свободы (ст. 19). Прочтение этой статьи позволяет сделать вывод о невозможности злоупотребления информацией о социальной, расовой,

национальной, религиозной, языковой принадлежности граждан. В ст. 55 определяется принцип ограничения прав на информацию, составляющую государственную тайну, с учетом защиты основ конституционного строя, нравственности,

прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что значительно шире, нежели границы информации, отнесхой сенной к государственной собственности.

Закон *06 информации, информатизации и защите информации> дал легальное

определение понятия *информация>. В некоторых отраслях права используются

также расширенные понятия информации, например, понятие служебной и коммерческой тайны. Уголовный кодекс, принятый в 1996 г., вводит в российское

законодательство понятие *компьютерная информация>. Определение *информация> используется в законах *06 акционерных обществах», *0 безопасности>, *0 внешней разведке>, 40 Конституционном суде Российской Федерации>.

Анализируя сущность информационной безопасности, нельзя не упомянуть об

информации как объекте правоотношений. В Гражданском кодексе РФ (ст. 128)

информация определяется как объект гражданских правоотногавнии. Рассматри

iюрмации>

вая информацию с этих позиции, необходимо обратцать внимание на аспект, свя

занный с юридической защитой информации как объекта права собственности.

Такои подход к информации объясняется тем, что историческим и традицион

- ным объектом права собственности является материальныи объект.

доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет

собои совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основрф

ные направления обеспечения ИБ РФ.

доктрина ИБ состоит из четырех разделов и включает в себя 11 глав. В ней рас

тивно-пра- крывают понятия информационной безопасности Российской Федерации, нациояюрые

нальных интересов в информационнои сфере; рассматриваются виды и источ_а

ники угроз информационной безопасности Российской Федерации, состояниеинформационной безопасности РФ и основные задачи по ее обеспечению; общие

методы обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах об-

щественной жизни; международное сотрудничество РФ, основные элементы ор-

ганизационной основы системы обеспечения информационной безопасности РФ.

Информационная безопасность Российской Федерации

1. Национальные интересы Российс,чюй Фдера ции е информационной сфере и

обеспечение

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается со-

стояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере,

определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, обще-

ства и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются

в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к инфор

мации, на использование информации в интересах осуществления не запрещен-

ной законом деятельности, физического, духовного и интеллект-уального развития,

а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы

общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов лич-

ности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального го-

сударства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном об-

новлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются

в создании условий для гармоничного развития российской информационной

инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гра-

жданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспече-

незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной

целостности России политической, экономической и социальной стабильности,

в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного

и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в ин-

формационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и сво-

бод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею,

обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравствен-

ных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и на-

учного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в инфор

мационной сфере включает в себя информационное обеспечение государствен

ной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской

и международной общественности достоверной информации о государственной

политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значи-

мым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа

граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в инфор-

мационной сфере включает в себя развитие современных информационных тех-

нологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств

информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей вну-грен-него рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

а

угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

Ц угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

а угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

З. Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:

а

а

деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере;

стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

а обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

а деятельность международных террористических организаций;

Ц

увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

адеятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;

Е! разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

4. Состояние информационной безопасности Российской Федерации и основные задачи по ее обеспечению

За последние годы в Российской Федерации реализовал комплекс мер по соверiденствованию обеспечения ее информаi.щонной безопасности.

Начато формирование базы правоного обеспечения информационной безопасности. Приняты закон Российской Федерации 40 государственной тайне», Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», ряд других законов, развернута работа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов, регламентирующих общественные отношения в ин формационной сфере.

Осуществлены мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности. Развернуты работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти.

Успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.

Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 5. Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.

К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

6. Особенности обеспечения информационной безопасности ции в различных сферах общественной жизни

Информационная безопасность Российской Федерации является одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации и оказывает влияние

Россиискои Фесерана защищенность национальных интересов Российской Федерации в различных сферах жизнедеятельности обiцества и государства. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации и методы ее обеспечения являются общими для этих сфер.

В каждой из них имеются свои особенности обеспечения информационной безопасности, связанные со спецификой объектов обеспечения безопасности, степенью их уязвимости в отношении угроз информационной безопасности Российской Федерации. В каждой сфере жизнедеятельности общества и государства наряду с общими методами обеспечения информационной безопасности российской Федерации могут использоваться частные методы и формы обусловленные спецификой факторов, влияющих на состояние информационной безопасности Российской Федерации.

Т Международное сотрудничество Российской Федерации

информационной безопасности

Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения информационной

культурного и других видов взаимодействия стран, входящих в мировое сообщество. Такое сотрудничество должно способствовать повышению информационной безопасности всех членов мирового сообщества, включая Российскую Федерацию.

Особенность международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности состоит в том, что оно осуществляется в условиях обострения международной конкуренции за обладалие технологическими и информационными ресурсами, за доминирование на рынках сбыта, в условиях продолжения попыток создания структуры международных огвопiений, основанной на односторонних решениях ключевых проблем мировой политики, противодействия укреплению роли России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира, усиления технологического отрыва ведущих держав мира и наращивания их возможностей для создания «информационного оружио. Все это может привести к новому этапу развертывания гонки вооружений в информационной сфере, нарастанию угрозы агентурного и оперативно-технического проникновения в Россию иностранных разведок, i ле с использованием глобальной информационной инфраструктуры.

Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

8. Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Российской Федерации в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Оргашiзациоiшая основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

9. Основные функции системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации предназначена для реализации государственной политики в данной сфере.

Система обеспечения информационной безопасности Российской Федера является частью системы обеспечения национальной безопасности страны.

Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основными злементами организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, общественные объединения, граждане, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

22.2. Негативные факторы и основные

угрозы информационной безопасности Российской Федерации

Угрозы информационной безопасности РФ освещены в доктрине ИБ РФ.

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

Е:i угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

10. Основные элементы организационной основы системы обеспечения информа ционной безопасности Российской ФедерацииЕ1 угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

1 угрозы безопасности информационных и телекоммуникационньгх средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Существуют и другие классификации видов угроз информационной безопасности. Если под информационным процессом понимать все действия, так или иначе связанные с преобразованием информации в жизнедеятельности активного субъекта: получение им сигналов из внешнего мира, выделение из них информации, имеющей для него содержательное значение, хранение и обработку накапливаемой информации, принятие на основе новых знаний об окружающем мире решений о своих действиях (то есть воплощение их в действительность), — то именно в результате таких преобразований актуализируются основные качественные характеристики информации, наиболее важными из которых в практическом плане являются ценность, достоверность и своевременность. Однако на каждом из этапов преобразование информации проходит в условиях действия различных факторов, стремящихся нарушить естественное, то есть бесконфликтное течение информационных процессов.

Обобщающим для различных факторов такого рода (объективных и субъективных) является понятие угроз информационной безопасности. Известно большое количество определений угроз информационной безопасности, которые, несмотря на различия в деталях, едины в своей сути: под угрозами понимается опасность (существующая реально или потенциально) совершения какого-либо деяния (действия или бездействия), направленного на нарушение основных свойств информации — конфиденциальности, целостности, доступности. Остановимся на последнем более подробно. Практически все исследователи, рассматривая виды возможных нарушений основных свойств информации, приводят один и тот же перечень:

1 к угрозам нарушения конфиденциальности информации (копирование) и утечку информации;

к угрозам доступности блокирование информации;

к угрозам целостности — модификацию (искажение информации), отрицание подлинности информации или навязывание ложной информации.

относят

хищение

Полномасштабный бизнес в электронном пространстве возможен, но для этого

ц

должен быть устранен целый ряд преград, порождающих угрозы информационной безопасности, К ограничениям, сдерживающим реальное развитие сделок через Интернет, можно отнести следующие:

законодательные ограничения обьективного характера, например, узаконенное требование оформления страхового полиса исключительно в бумажном виде или возможность открытия счетов в банке только на основании бу-

мажных оригиналов учредительных и иных документов заявителя (процессизменения действующего законодательства очень растянут во времени, это требует предельной концентрации сил властей в решении этих наиболее важных для современной России вопросов);

отсутствие методологии построения открытых систем электронного бизнеса, в которых равно защищены все участники сделок;

некорректное применение электронной цифровой подписи

точность правового регулирования данного вопроса;

недостаточную регламентацию организационных, технологических и правовых вопросов защиты участников сделок в Интернете;

трудности при идентификации сторон соглашения в виде электронной формы договора и установлении его содержания;

отсутствие системного регулирования сделок как таковых и отсутствие единой государственной политики в сфере электронной экономической деятель-

щ невозможность только саморегулирования киберпространства, аналогии к этой сфере применяется огромное количество действующих нормативных актов;

отсутствие единого и главного кодифицированного нормативного акта в сфере

4сетевых> отношений, позволяющего исключить разбросанность норм права по различным правовым актам;

Е1 отсутствие выработанных фундаментальных принципов защиты прав потребителей, которых могли бы придерживаться все страны (сделка в Интернете, осуществляемая предпринимателями из разных стран, вызывает необходимость заключения международного соглашения о правилах электронных сделок);

Щ адаптацию норм коллизионного права (правил конфликта) в сфере электронной коммерции и многое другое.

Описанные выше примеры показывают, что собственно угрозы информационной безопасности, несмотря на их негативное влияние, на новые информационные процессы, являются диалектическим порождением последних: новые реалии информационного сообщества (прогресс) вызывают к жизни новые угрозы. Несмотря на то что информационный процесс некоторого активного субъекта остается неизменным и в киберпространстве, этому процессу сопутствуют иные (специфические) угрозы, связанные с особенностями существования и передачи информации в новой среде. Таким образом, с точки зрения любой отрасли права (гражданского, административного, уголовного и др.) современные угрозы информационной безопасности не должны быть ограничены известной классификацией, включающей в себя нарушения лишь конфидендиальности, доступности и целостности информации. Новые особенности информационного процесса в современном мире вызывают необходимость обновления содержательного значения термина «угроза информационной безопасности».

Угрозы информационной безопасности в частном секторе можно выявить благодаря анализу тенденций финансирования программ в области ИБ, который

и недоста-показывает, что доля организаций, увеличившкх за последние 4 года свои годовые затраты на обеспечение информационной безопасности до 1 млн долларов, возросла с 8% в 1998 г. до 27% в 2001 г., то есть более чем в З раза. При этом количество организаций, затративвхих на ИБ менее 50 тыс, долларов в год, за этот же период снизилось с 52 до 22%, то есть более чем в 2 раза. Какие же угрозы ИБ побуждают предпринимателей расходовать деньги на их предотвращение?

В результате проведенных в США в период с июля по август 2001 г. исследований на основе выборочного опiiпе-опроса 2500 специалистов в области информационных технологий были получены следующие экспертные оценки характера и степени внешних и внутренних угроз ИБ, которые вызывают повышенную озабоченность у всех категорий персонала, независимо от занимаемого положения, возраста и пола. Среди внешних угроз ИБ за 2 года практически в 2 раза увеличилось количество инцидентов, связанных с использованием так называемых брешей в системном программном обеспечении для несанкционированного



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.131 с.)