Раздел 5. Управление безопасностью жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Управление безопасностью жизнедеятельности



Понятие и система управления БЖД. Правовые, нормативно-технические основы управления безопасностью жизнедеятельности. Основные нормативные документы - законы (прямого действия и декларативного характера), подзаконные акты, постановления (правительства, Госкомтруда, Минтруда и др.), местные постановления, правила внутреннего распорядка на предприятиях. Законодательные основы безопасности жизнедеятельности. Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединенные в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС).

Организационные основы управления. Управление охраной окружающей природной среды, охраной труда и в чрезвычайных ситуациях.

Организация управления в РСЧС и ГО. Подготовка органов управления и формирований ГОЧС к действиям в ЧС. Организация и проведение учений и тренировок в системе РСЧС и ГО.

Управление риском. Виды риска. Концепция приемлемого риска. Критерий приемлемости риска смерти людей. Субъективные оценки людей об окружающих опасностях. Классификация риска гибели людей. Последовательность изучения опасностей для расчета риска. Выявление последовательности опасных ситуаций, построение "дерева событий и опасностей". Виды приемлемого уровня риска. Зависимость приемлемого уровня риска от его характеристики. Пути обеспечения приемлемого уровня риска как способа продления человеческой жизни.

Система контроля требований безопасности и экологичности.

Семинарское занятие. Нормативно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности и управление безопасностью жизнедеятельности.

Практическое занятие. Расчёт приемлемого риска.

Самостоятельная работа. Изучить: правовые, нормативно-технические основы управления безопасностью жизнедеятельности. Управление охраной окружающей природной среды, охраной труда и в чрезвычайных ситуациях. Организацию управления в РСЧС и ГО. Организацию подготовки и проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, противопожарной защите на объектах и рекомендуемую литературу.

Рекомендуемая литература:

основная [1-5];

дополнительная [1, 2, 4, 5, 7];

нормативные правовые акты [1-10, 11-13].

 

Раздел 6. Международное сотрудничество в области

Безопасности жизнедеятельности

Международное сотрудничество страны в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, по охране труда и охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в области экологии.

Семинарское занятие. Международное сотрудничество в области экологии и безопасности жизнедеятельности.

Самостоятельная работа. Изучить: международное сотрудничество страны в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, по охране труда и охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в области экологии и рекомендуемую литературу.

Рекомендуемая литература:

основная [1, 3, 4];

дополнительная [1, 2, 7];

нормативные правовые акты [1, 5, 6, 9, 10, 18].

 

РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ

РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ (ПОСЛЕДУЮЩИЕ) ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Основы безопасности жизнедеятельности .Управление безопасностью труда. Безопасность жизнедеятельности. экология.
Раздел 2. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания». .Управление безопасностью труда. Безопасность жизнедеятельности. Экологическая безопасность.
Раздел 3. Безопасность в чрезвычайных ситуациях .Управление безопасностью труда. Безопасность жизнедеятельности. Экологическая безопасность.
Раздел 4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях .Управление безопасностью труда. Безопасность жизнедеятельности. .Экологическая безопасность.
Раздел 5. Управление безопасностью жизнедеятельности .Управление безопасностью труда. Безопасность жизнедеятельности. Экологическая безопасность.
Раздел 6. Международное сотрудничество России в области безопасности жизнедеятельности. Управление безопасностью труда. Безопасность жизнедеятельности. Экологическая безопасность.

5.6 Методические рекомендации по организации изучения

учебной дисциплины

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При реализации программы учебной дисциплины «Физика» используется инновационная образовательная модульная технология, основой которой является модульный принцип построения курса. В рамках одного модуля «Лабораторно-практическое занятие» (ЛПЗ) объединяются лабораторное и практическое занятия.

Общими дидактическими целями лабораторно-практического занятия
являются:

· обобщение, систематизация, углубление, закрепление теоретических знаний по конкретным темам учебного курса

· формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

· выработка при решении поставленных задач профессионально значимых качеств: самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Регулятивными нормами способов достижения указанных дидактических целей являются принципы верификации, междисциплинарной интегративности, единства и многообразия внутрипредметных связей.

Лабораторно-практическое занятие проводится двумя преподавателями в течение 6 часов и как интегративный вид учебного занятия включает в себя три взаимосвязанных блока.

1. Контрольно-практический блок: самостоятельное выполнение каждым обучающимся учебной группы в течение 2 часов в процессе активного взаимодействия с преподавателями индивидуального тестового практического задания по теме предстоящего экспериментального исследования.

Цель обучения контрольно-практического блока — формирование инструментальной компетенции использовать знания основных физических теорий для решения практических задач, самостоятельного приобретения знаний в области физики, для понимания принципов работы приборов и устройств в условиях повышения личностной мотивации выполнения экспериментальной работы. Образовательными задачами контрольно-практического блока являются:

· глубокое изучение лекционного материала, изучение методов работы с учебной литературой, получение персональных консультаций у преподавателя;

· решение спектра практических задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, и т.п.);

· выполнение вычислений, расчетов;

· работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками

2. Экспериментальный блок: самостоятельное выполнение каждым обучающимся учебной группы в течение 2 часов в процессе активного взаимодействия с преподавателями экспериментального задания (лабораторной работы)

Цель обучения экспериментального блока: формирование инструментальной компетенции планировать и проводить физические исследования адекватными экспериментальными методами; формирование общекультурной компетенции следовать этическим и правовым нормам, умение работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться руководящим указаниям; формирование профессиональной компетенции понимать различие в методах исследования физических процессов, необходимость верификации теоретических выводов.

Образовательными задачами экспериментального блока являются:

· формирование практических умений работы с измерительными приборами, установками, лабораторным оборудованием;

· формирование исследовательских умений (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

· экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик,

· 3. Аналитико-обобщающий блок: в процессе активного взаимодействия с преподавателями в течение 2 часов самостоятельная обработка и представление результатов эксперимента в устной форме и в виде отчета по лабораторной работе.

· Цель обучения аналитико-обобщающего блока: формирование инструментальной компетенции оценивать точность и погрешность измерений, анализировать физический смысл полученных результатов; формирование общекультурной компетенции проводить доказательства утверждений как составляющей когнитивной и коммуникативной функции; формирование профессиональных компетенций: представлять физические утверждения, доказательства, проблемы, результаты физических исследований ясно и точно в терминах, понятных для профессиональной аудитории, как в письменной, так и в устной форме; понимать и излагать учебную информацию и представлять результаты физических исследований в рамках учебного процесса.

5.7 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5.8. Примерная тематика контрольных работ.

 

1. Идентификация, классификация и номенклатура опасностей. Методы обеспечения безопасности.

2. Теория риска: основные понятия, классификация риска.

3. Анализ, оценка и управление риском. Приемлемый риск.

4. Принципы обеспечения безопасности труда,ориентирующие, технические, организационные, управленческие.

5. Эргономический и физиологический аспекты трудовой деятельности.

6. Классификация трудовой деятельности.

7. Физиологические основы трудовой деятельности.

8. Работоспособность и ее динамика.

9. Классификация условий труда.

10. Основы нормализации условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса.

11. Режим труда и отдыха работника; профилактика утомления.

12. Психофизиологические основы безопасности труда: профессиональный отбор и профессиональная ориентация.

13. Психофизиологическая деятельность человека.

14. Психология в проблеме безопасности.

15. Психологические причины создания опасных ситуаций и про­изводственных травм.

16. Психологические причины совершения ошибок.

17. Поведение человека в аварийных ситуациях.

18. Оценка надежности системы «человек - машина - окружающая среда».

19. Правовые основы охраны труда: законодательные акты нормативные правовые документы по охране труда.

20. Основные права работника по охране труда и гарантии их соблюдения.

21. Порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.

22. Система управления охраной труда (СУОТ) в организациях и на предприятии: основные понятия.

23. ель, принципы построения и задачи системы управленияохраной труда (СУОТ) на предприятии.

24. Государственный надзор и контроль за охраной труда.

25. Функции Федеральной службы по надзору в сфере защитыправ потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

26. Функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

27. Государственная экспертиза условий труда.

28. Аттестация и сертификация рабочих мест.

29. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников.

30. Виды инструктажа. Порядок проведения и оформления инструктажей.

31. Организация, обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов.

32. Порядок разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда.

33. Организация безопасности производства работ с повышенной опасностью.

34. Порядок согласования нормативно-технической документации на применяемую и выпускаемую продукцию.

35. Классификация, расследование и учет несчастных случаев.

36. Основные причины несчастных случаев, порядок оформления актаН-1.

37. Задачи и функции управления охраной труда.

38. Производственный микроклимат и его влияние на организмчеловека. Теплообмен человека с окружающей средой.

39. Действие вредных веществ на организм человека. Показатели, характеризующие степень токсичности веществ.

40. Гигиеническое нормирование микроклимата и содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

41. Система организационных мероприятий и технических средств, направленная на обеспечение нормируемых показателей микроклимата и предотвращения или уменьшения воздействия наработающих вредных веществ.

42. Роль света в производственной деятельности человека. Достоинства и недостатки систем искусственного освещения.

43. Характеристики, достоинства и недостатки источников искусственного освещения. Характеристики светильников.

44. Пути создания оптимального освещения на предприятиях торговли и общественного питания. Нормирование искусственной и естественной освещенности.

45. Шум, его влияние на организм человека, характеристики и гигиеническое нормирование.

46. Вибрация, ее виды, характеристики, влияние на организм человека и гигиеническое нормирование.

47. Вибрационная болезнь. Методы снижения уровня вибрации.

48. Средства и методы защиты от шума и вибрации.

49. Ультразвук и инфразвук. Особенности физиологического воздействия на человека. Способы защиты.

50. Электромагнитное излучение. Характеристика, источники, действие на организм человека.

51. Гигиеническое нормирование электромагнитного излучения, меры и способы защиты.

52. Ионизирующее излучение. Характеристики, источники, действие на организм человека.

53. Гигиеническое нормирование ионизирующего излучения, меры и способы защиты.

54. Производственная пыль. Источники поступления пыли на предприятиях торговли и общественного питания. Характеристики, действие на организм человека, меры и способы защиты.

55. Вредные привычки (никотин, алкоголь, наркотики). Их влияние на организм человека, социальные последствия.

56. Физиологическое действие электрического тока на организм человека. Виды электрических поражений.

57. Основные причины несчастных случаев от действия электрического тока.

58. Факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током. Оказание первой помощи пострадавшему.

59. Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током.

60. Защитное заземление. Назначение, принцип действия, способы организации, схема.

61. Зануление. Назначение, принцип действия, схема, условия применения.

62. Защитное отключение. Назначение, принцип действия, условия применения, схема.

63. Средства защиты от поражения электрическим током.

64. Организация безопасной эксплуатации электроустановок.

65. Торгово-технологический процесс как потенциальный источник опасных и вредных факторов.

66. Нормирование предельно-допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжести вручную.

67. Требования безопасности и гигиены труда к устройству и размещению предприятий торговли.

68. Безопасность при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ.

69. Безопасность при эксплуатации и обслуживании холодильного оборудования.

70. Особенности условий труда и заболеваемости работников на предприятиях торговли.

71. Безопасность при эксплуатации измельчительного и режущего оборудования.

72. Безопасность при эксплуатации котлов и сосудов, работающих под давлением.

73. Требования к охране окружающей среды для предприятий торговли.

74. Требования к организации рабочих мест в розничной торговле.

75. Обеспечение безопасности при подготовке товаров к продаже. Способы хранения отдельных товаров и товарных групп с учетом вида тарной упаковки.

76. Опасные и вредные факторы при работе с персональным компьютером (ПК), их влияние на организм человека.

77. Меры защиты при работе с персональным компьютером. Организация рабочих мест.

78. Факторы, влияющие на возникновение, масштаб и интенсивность пожаров в производственных условиях.

79. Классификация пожаров и классификация производств попожарной опасности.

80. Физико-химические основы процесса горения и взрыва.

81. Основные причины пожара. Меры пожарной профилактики.

82. Оценка пожарной опасности зданий и сооружений.

83. Тушение пожаров: огнетушащие вещества, пожарная техника.

84. Автоматические установки и первичные средства пожаротушения.

85. Требования пожарной безопасности к предприятиям торговли.

86. Требования пожарной безопасности к путям эвакуации.

87. Пожарная сигнализация. Схемы (лучевая, шлейфная), устройство, требования.

88. Оценка пожарного риска и мероприятия по его снижению.

89. Профилактические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на предприятии.

90. Правила поведения населения при пожаре. Правила пользования огнетушителем (углекислотным, воздушно-пенным).

91. Оказание первой помощи при ожогах (термическом, химическом).

92. Оказание первой помощи при ранениях, вывихах, ушибах, переломах, отравлениях.

93. Классификация чрезвычайных ситуаций по ведомственной принадлежности, масштабам возможных последствий, сфере возникновения.

94. Чрезвычайные ситуации природного характера, их характеристики.

95. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их характеристики.

96. Чрезвычайные ситуации экологического характера, их характеристики.

97. Оценка очагов поражения при землетрясениях, наводнениях.

98. Оценка очагов поражения на взрывоопасных объектах.

99. Оценка обстановки при химическом заражении местности аварийно-опасными химическими веществами (АОХВ).

100. Оценка радиационной обстановки при авариях на радиационно опасных объектах.

101. Характеристика аварий на радиационно-опасных объектах и их профилактика.

102. Защита населения при радиоактивном заражении местности.

103. Оповещение населения при чрезвычайных ситуациях.

104. Защита населения при химическом заражении местности.

105. Оценка очагов поражений, возникающих в результате при­менения современных средств поражения.

106. Поражающие факторы при применении ядерного оружия,меры защиты.

107. Поражающие факторы химического оружия. Меры защиты.

108. Поражающие факторы биологического оружия.

109. Специальная обработка местности, сооружений, технических средств и санитарная обработка людей.

110. Применение защитных сооружений при чрезвычайных ситуациях.

111. Порядок проведения эвакуационных мероприятий при чрез­вычайных ситуациях.

112. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты, используемых при чрезвычайных ситуациях.

113. Медицинские средства защиты, используемые при чрезвычайных ситуациях.

114. Устойчивость работы объектов народного хозяйства в чрез­вычайных ситуациях.

115. Организация и проведение неотложных спасательных работ при чрезвычайных ситуациях.

116. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметри­ческого контроля, используемые в народном хозяйстве.

117. Основные задачи единой государственной системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

118. Правовое регулирование обеспечения безопасности в чрез­вычайной ситуации.

119. Работа предприятий в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.

120. Оказание первой медицинской помощи в очагах чрезвычайной ситуации.

121. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Правила эвакуации раненых из очага ЧС.

122. Производственная эстетика.

123. Обеспечение безопасности производственных процессов.

124. Экобиозащитная техника: средства защиты атмосферы, гид­росферы, литосферы.

125.

Примерный перечень вопросов для зачета

 

1. Цель и задачи науки безопасности жизнедеятельности. Понятие опасности и безопасности.

2. Уровни безопасности жизнедеятельности и их содержание.

3. Понятие опасности. Признаки, определяющие опасность.

4. Понятие квантификации и идентификации опасностей.

5. Таксономия опасностей. Классификация видов опасностей.

6. Методы обеспечения безопасности.

7. Определение допустимого (приемлемого) риска.

8. Классификация основных форм деятельности человека.

9. Тяжесть и напряженность труда.

10. Рациональная организация рабочего места, техническая эстетика, требования к произ­водственным помещениям.

11. Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда.

12. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.

13. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды.

14. Источники и уровни негативных факторов бытовой среды. Взаимосвязь состояния бытовой среды с комплексом негативных факторов производственной и городской среды.

15. Причины техногенных аварий и катастроф. Взрывы, пожары и другие чрезвычайные факторы, их воздействие на человека и среду обитания.

16. Вредные вещества, классификация, агрегатное состояние, пути поступления в орга­низм человека. Комбинированное действие вредных веществ.

17. Нормирование содержания вредных веществ: предельно-допустимые максимально разовые, среднесменные, среднесуточные концентрации.

18. Виды вибраций и их воздействие на человека. Нормирование вибраций, вибрацион­ная болезнь.

19. Профессиональные заболевания от воздействия шума, инфразвука и ультразвука. Опасность их совместного воздействия.

20. Воздействие на человека статических электрических и магнитных полей, электромаг­нитных полей промышленной частоты, электромагнитных полей радиочастот.

21. Ионизирующие излучения. Внешнее и внутреннее облучение. Их действие на орга­низм человека.

22. Воздействие электрического тока на человека, напряжение прикосновения, шаговое напряжение, неотпускающий ток, ток фибрилляции.

23. Сочетанное действие негативных факторов. Воздействие вредных веществ и физиче­ских факторов; электромагнитных излучений и теплоты; электромагнитных и ионизи­рующих излучений.

24. Определение зон действия негативных факторов, вероятности и уровней их экспози­ции при проектировании технологических процессов и технических средств.

25. Качественный и количественный анализ опасностей.

26. Риск руководителя, восприятие этого риска рабочими, их ответственность за безопас­ность деятельности.

27. Задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

28. Роль и место гражданской обороны в решении задач РСЧС.

29. Понятие чрезвычайная ситуация. Признаки, определяющие чрезвычайную ситуацию. Классификация чрезвычайных ситуаций.

30. Каковы характерные признаки поведения человека во время паники.

31. Какие меры следует предпринять, чтобы обеспечить свою безопасность в толпе.

32. Какие меры следует предпринять, чтобы обезопасить себя от воров-карман­ников.

33. Какие правила следует соблюдать, чтобы уменьшить риск стать жертвой пре­ступления.

34. Основные правила самозащиты. Пределы допустимой самообороны.

35. Средства самозащиты, и какие средства нельзя употреблять для самозащиты.

36. Назовите основные правила поведения для заложников.

37. Зоны заражения и очаги поражения при авариях на РОО.

38. Нормы радиационной безопасности мирного и военного времени.

39. Режимы радиационной безопасности для мирного и военного времени.

40. Выявление и оценка в районе и на следе радиоактивного облака ядерного взрыва.

41. Выявление и оценка обстановки при разрушении (аварии) РОО.

42. Зоны заражения и очаги поражения при авариях на ХОО.

43. Выявление и оценка обстановки при разрушении (аварии) ХОО.

44. Эвакуация. Содержание эвакуации населения в мирное и военное время.

45. Раскрыть понятие: «устойчивость предприятия, учреждения в чрезвычайных ситуациях». Повышение устойчивости функционирования объектов экономики, учреждений в чрезвычайных ситуациях.

46. Действия населения в чрезвычайных ситуациях. Сигналы оповещения гражданской обороны.

47. Понятие и система управления безопасностью жизнедеятельности.

48. Правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопас­ностью жизнедеятельности.

49. Управление охраной окружающей природной среды и охраной труда.

50. Управление в чрезвычайных ситуациях. Организация управления в РСЧС и ГО.

51. Система контроля требований безопасности и экологичности.

52. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Я.Д.Вишняков и др.]. — 2-е изд., стер. — М.: Издательской центр «Академия», 2008.

2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [Л. А. Михайлов, В. М. Губанов, В. П. Соломин и др.]; под ред. Л. А. Михайлова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.

3. Мастрюков Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Б. С. Мастрюков. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4. Русак О. Н., Малаян К. Р., Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 11-е изд., стер. / Под ред. О. Н. Русака. — СПб.: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2007.

5. Современные войны и гражданская оборона / Под общ. ред. С.К. Шойгу; МЧС России. - М.: ИПП «КУНА», 2008.

 

Дополнительная

1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учеб. пособие/В.А. Акимов, ЮЛ. Воробьев, М.И. Фалеев и др. — М.: Высш. шк., 2006

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов, 2-е изд. / Под ред. Михайлова Л. А. — СПб.: Питер, 2008.

3. Коннова Л. А., Алексеик Е. Б., Вакуленко С. В., Талаш С. А. «Азбучник первой медицинской помощи»: учебное пособие / Под общей ред. В. С. Артамонова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008.

4. Крючек Н.А. и др. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения/ Н.А. Крючек, В.Н. Латчук, С.К.Миронов; Под общ. ред. Г.Н.Кириллова. – М.: Изд-во НЦ-ЭНАС,2003.

5. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (учебное пособие для преподавателей и слушателей УМЦ, курсов ГО и работников ГОЧС предприятий, организаций и учреждений) / Под ред. Г.Н. Кириллова. - М.: Институт риска и безопасности, 2004 г., 3-е изд. стер.

6. Савчук О. Н. Методика выявления последствий ЧС мирного и военного времени. Учебное пособие. СПб.: Спб ИГПС МЧС, 2005.

7. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности / Т.А.. - Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Нормативные правовые акты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.096 с.)