Государственной противопожарной службы МЧС России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственной противопожарной службы МЧС России



Утверждаю Начальник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России генерал-полковник внутренней службы В.С. Артамонов «____»________________20___ г.
 

Рабочая программа учебной дисциплины

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление подготовки

Техносферная безопасность»

Профиль подготовки

«Безопасность технологических процессов и производств»

Квалификация (степень)

«бакалавр»

Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная

 

 

Санкт-Петербург

 

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Н.И. Уткин

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России);

 

кандидат технических наук, доцент С. В. Ефремов

(Санкт-Петербургский государственный политехнический университет)

 

 

Лапшин Е.Н. Троянов О.М.

Безопасность жизнедеятельности: Рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» по профилю подготовки бакалавра «Безопасность технологических процессов и производств». / Под общей ред. В. С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011.– ____ с.

 

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к профессиональному циклу, базовая (общепрофессиональая) часть Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата 280700 «Техносферная безопасность» по профилю подготовки бакалавра 280.102.65 «Безопасность технологических процессов и производств».

Рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (протокол № __ от «___» __________ 2011 г).

 

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011

 

1. Цели и задачи дисциплины:

Основной целью преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование устойчивых знаний и практических навыков у обучаемых в области анализа и идентификации опасностей в различных чрезвычайных ситуациях и защите человека, объектов экономики и систем.

В процессе освоения дисциплины «Физика» обучающийся формирует и демонстрирует

общекультурные компетенции:

· стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального мастерства (ОК-9);

· осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-10);

· использовать основные законы естественнонаучных дисциплин
в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследовании (ОК-12);

· оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОК-14);

профессиональные компетенции:

· владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-10);

· владеть знанием основных положений, законов и методов естественных наук; выявляет естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, готов использовать для их решения соответствующий естественнонаучный аппарат (ПК-11);

· самостоятельно изучать новые разделы фундаментальных наук
(ПК-14).

Задачами изучения дисциплины являются:

· государственная концепция обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, разработка технических и организационных мероприятий;

· прогнозирование воздействия на объект различных поражающих факторов;

· планирование защитных мероприятий, основные способы защиты персонала и населения;

· перспективы повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций развития цивилизации;

· психологическая подготовка персонала объекта и населения действиям в чрезвычайных ситуациях;

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности» — относится к профессиональному циклу, базовая (общепрофессиональая) часть и обеспечивает понимание и логическую взаимосвязь в системе "человек—техносфера—природа" на уровне негативного взаимодействия элементов системы.

Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области естественно-научных и социальных дисциплин. Базовые дисциплины: математика, физика, химия, физиология человека, экология. Углубление и расширение вопросов, изложенных в данном курсе, будет осуществляться во время работы студентов над дисциплинами производственная санитария и гигиена труда, производственная безопасность, а также при написании бакалаврских работ.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, ПК-11, 19

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

иметь представление:

- о научных и организационных основах безопасности производственных процессов и устойчивости производств в чрезвычайных ситуациях;

- о рациональных методах природопользования и малоотходных технологиях;

- о действии вредных веществ и энергетических загрязнений на биологические объекты, в частности, на человека;

- об основных проблемах производственной и экологической безопасности, о проблемах безопасности в быту;

- о перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации;

- о трансграничном характере экологических проблем;

- об источниках и интенсивности загрязнения среды обитания;

знать:

- характер взаимоотношений общества, человека и взаимосвязи его производственной деятельности со средой обитания;

- механизм воздействия производства на человека и компоненты биосферы;

- методы определения и нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и природную среду;

- законодательные и нормативно-технические акты, регулирующие безопасность жизнедеятельности;

- принципы управления безопасностью жизнедеятельности на уровне государства, региона и предприятия;

- основные международные соглашения, регулирующие экологическую и производственную безопасность, характер международного сотрудничества в области экологической и производственной безопасности;

- принципы и методы проведения экспертизы экологической и производственной безопасности;

- методы, приборы и системы контроля состояния среды обитания;

- способы и технику защиты человека и окружающей среды от антропогенного воздействия;

- методы и технику обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

- способы организации жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях;

- методы технико-экономического анализа защитных мероприятий;

- современные компьютерные информационные технологии и системы в области безопасности жизнедеятельности;

- организационные основы осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и антропогенного характера;

уметь:

- пользоваться нормативно-технической и правовой документацией по вопросам экологической безопасности и безопасности труда;

- анализировать и оценивать степень опасности антропогенного воздействия на среду обитания;

- анализировать, выбирать, разрабатывать и эксплуатировать системы и методы защиты среды обитания;

- пользоваться современными приборами контроля среды обитания;

- рассчитывать социально-экономическую эффективность защитных мероприятий;

- прогнозировать развитие негативной ситуации в среде обитания;

- моделировать процессы в среде обитания и анализировать модели с использованием ЭВМ;

- использовать современные программные продукты в области предупреждения риска, экозащиты и экологического менеджмента;

иметь опыт:

- проведения экспертиз безопасности и экологичности проектов, предприятий, технических систем, составления экологических паспортов предприятий;

- контроля воздушной и водной среды с использованием современных приборных средств по основным компонентам загрязнений;

- контроля акустической, вибрационной, электромагнитной и радиационной обстановки в среде обитания;

- разработки систем защиты среды обитания от воздействия технологических процессов, производств, транспортных средств;

- работы в структурах управления безопасностью жизнедеятельности и принятия управленческих решений;

- использования вычислительной техники для прогнозирования обстановки в среде обитания и выбора оптимальных средств защитных мероприятий и принятия управленческих решений;

- проведения испытаний средств защитных систем и их эксплуатации;

- инженерно-экономических расчетов в области охраны среды обитания;

- эксплуатации спасательной техники и техники ликвидации последствий аварий, катастроф.

- 4. Структура и содержание учебной дисциплины

-

4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.(144 часа)

Вид учебной работы Всего часов Семестры
2-ой 3-ий
Общая трудоемкость дисциплины в часах      
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах      
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:      
Лекции      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)      
Другие виды ауд. занятий (Деловая игра)      
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:      
Курсовой проект (интерактивный) (1)      
Другие виды самостоятельной работы      
Вид промежуточной аттестации      
Рубежи контроля знаний     зачет

4.2 Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. Семин. Деловые игры СРС Всего час
1. Основы безопасности жизнедеятельности              
2. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания».              
  Безопасность в чрезвычайных ситуациях.              
  Защита населения в чрезвычайных ситуациях              
  Управление безопасностью жизнедеятельности              
  Международное сотрудничество России в области безопасности жизнедеятельности.              
Общая трудоемкость 144ч.              

4.3 Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Основы безопасности жизнедеятельности Основные понятия теории безопасности жизнедеятельности Физиология труда. Комфортные условия жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности.
2. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания». Негативные факторы среды обитания. Негативные факторы техносферы Методика профессионального отбора операторов технических систем с учётом антропогенных опасностей. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания».
  Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность в чрезвычайных ситуациях Чрезвычайные ситуации техногенного и социального характера Чрезвычайные ситуации военного времени Организация защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Действия сотрудников ГПС и населения в зонах ЧС Безопасность в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Выявление последствий ЧС военного и мирного времени Методика выявления последствий в ЧС мирного времени.
  Защита населения в чрезвычайных ситуациях Защита населения и территорий в ЧС мирного и военного времени Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Технические средства защиты Приборы РХР.
  Управление безопасностью жизнедеятельности Основы управление безопасностью жизнедеятельности Нормативно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности Управление риском Расчёт приемлемого риска.
  Международное сотрудничество России в области безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество России в области безопасности жизнедеятельности Международное сотрудничество России в области экологии и безопасности жизнедеятельности.

 

5.Объем дисциплины и виды учебной работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.021 с.)