Часть 111 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 111 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них



Глава 9

Транспортные аварии

и катастрофы

9.1. Аварии на городском транспорте

Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами

транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современныи

транспорт — зона повышеннои опасности. Особенностью современного транспор-

та является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоемкими видами

транспортнЫх средств являются трамваи, троллеибусы, метрополитен и желез-

нодорожныи транспорт.

Автомобильный транспорт прочно вошел в категорию самых опасных. За по-

следние несколько десятилетий не проходило недели, чтобы то из одного, то из

другого района земного iпара не приходило сообщение о жуткой аварии с пгасти-

ем пассажирского автобуса, а иной раз и о катастрофе сразу нескольких автомоби-

лей. Большинство подобных происшествий случалось в ерискованных» районах,

среди которых традиционно числятся Китай, Индия, страны Латинской Аме

рики. Однако, увы, не стали исключением Великобритания, Франция, Испания,

Италия, США, Россия.

24 июня 1993 г. в Москве на перекрестке дмитровского шоссе и З-го Нижнего Лихо-

борского проезда светофор в очередной раз остановил поток автомобилей. Води-

тель КамАЗа -контейнеровоза попытался объехать бензовоз. Но маневр оказался

неудачным, а для многих и рокоеым. Своим бортом КамАЗ пробил заднюю стенку

цистерны с десятью тоннами бензина, который сквозь пробоину хлынул на асфальт.

Искра от подъехавшего троллейбуса восюламенила его, произошел объемный взрыв.

В считанные секунды в зоне огня общей площадью 200 м2 оказались два маршрутных

троллейбуса с юассазкиралiи (один из ных переполненный), КамАЗ и бензовоз. Люди

в панике бросились к выходу переполненного троллейбуса, началось столпотворе-

ние. На их пути стоял многометровый огненный барьер. В бушующем огне девять

человек сгорели заживо. десятой жертвой стала женщина, которая е охваченной

пламенем одежде выскочила на дорогу, но через несколько шагов упала замертво. На автодорогах по вине пехвеходов и автокiщдельдев теряет свою жизнь и цдоровъе гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта. В среднем только за З дня гибнет столько людей, сколько на авиационном, железнодорожном, морском транспорте в целом за год. В период с 1985 по 1994 г. в дорожнотранспортных происшествиях (ДГГП) погибло более ЗОО тыс. человек (Россия) и 1,7 млн получили ранения.

Современный автомобиль, как и все иные виды механического транспорта ставляет собой сложный комплекс разлияных механизмов и устройств, сованной работы которых зависят его эксплуатационные качества, устойчивость, управляемосгь, маневренность и динамические свойства. Взаимодействие автомобиля с дорогой обусловлено законами механики. Поведение водителя за рулем, применение им различных приемов управления определяются не только уровнем его профессиональной подготовки, но и психофизиологическими факторами, зависящими от условий на рабочем месте, микроклимата, степени шума и вибраций, удобства управления и др., а также воздействиями внешней среды.

Звенья системы «водитель — автомобиль — дорога» качественно разнородны. Автомобиль и дорога характеризуются совокупностью технических данных, выражаемых определенными показателями. Характеристику водителя можно составить с помощью психологических и физиологических методов. Но несмотря на качественное различие звеньев системы, они скоординированы для решения общей задачи — перевозки грузов или пассажиров по заранее намеченному маршруту и в запланированное время с обеспечением их безопасности и сохранности. ДТП можно охарактеризовать как рассогласование взаимодействия звеньев системы?водитель — автомобиль — дорога. Как правило, происшествия на дорогах быстротечньг: события развиваются за несколько секунд, а иногда и за доли секунды.

9.1.1. Виды дорожно-транспортных происшествий

наезды на людей и другие подвижные объекты, i жения автомобиля;

наезды на неподвижные об портные средства);

столкновения автомобилей друг с другом и другими средствами — встречные, боковые при попутном движении и перекрестные, происходящие под различными углами;

опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управле ния, неблагоприятных дорожных условий, применения водителем резких или

неправильных приемов управления.

Большинство ДТП происходит по вине пешеходов. Пешеход является активным и самым незащищенным участником дорожного движения. Анализ несчастных случаев на дорогах мира показал, что каждый третий погибший в результате ДТП — пешеход.

Причинами ДТП являются нарушения правил дорожного движения. Кто же основной виновник этих нарушений? По статистике за 2001 г., в Санкт-Петербурге

ппеп

Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий:

(в том числе и на стоящие

в полосе двв

на дороге транс-чаще всего виновниками являлись пешеходы в 49,5% случаев, причем 13,9% из них находились в нетрезвом состоянии. Водители автотранспортных средств нарушают правила в 48,5% случаев, в нетрезвом виде 7,6% из них.

Одной из причин возникновения ДТП с вовлечением в них пешеходов является неправильное поведение пешеходов на проезжей части дороги и неверное прогнозирование характера их поведения водителем. Можно выделить 4 основных нарушения правил поведения пешеходами и ошибки водителей, приведших к возникновению ДТП:

1. Неожиданный выход пешехода на проезжую часть.

3. Наезд на пешехода, 4мечущегося* по проезжей части в автомобильном потоке. Это связано с тем, что пешеход, находящий между потоками движущихся автомобилей, сильно испугам и его поведение хаоткчно и не поддается разумной логике.

4. Отвлечение внимания водителя при выполнении маневра.

Одной из причин неожиданного появления пешехода перед автомобилем

ется недооценка скорости едущего транспортного средства.

Поведение пешехода определяется в первую очередь стоящей перед ним степенью ответственности и дефицитом времени для достижения поставленной цели. Установлена прямая зависимость между различными состояниями пешежодов (спешка на работу и с работьх, обiдее утомление после рабочей смены, ‘iнакопление * утомления за рабочую неделю) и количеством аварийных ситуаций, возникших по их вине.

довольно большое количество дТП с участием пешеходов приходится на необустроенные места пересечения транспортных путей. Большинство ДТП (42%), в которых признаны виновными пешеходы, происходит при неправильной оценке ими складывающейся дорожно-транспортной ситуации при переходе через проезжую часть вне установленных мест и опасное поведение перед транспортом.

9.1.2. Безопасное поведение в автотранспорте

Человек, едущий в транспорте, должен соблюдать некоторые предосторожности, способные уменьшить опасность полукения травмы в случае ДТП:

Щ в случае дТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела — сидя в кресле, наююнитесь вперед и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижмите к рукам, ноги продвиньте вперед, но не просовывайте под кресло, так как сломанное кресло может повредить ноги;

при падении сгруппируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за порутень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам;

не засыпайте во время движения: опасно не столько проспать свою остановку, сколько получить травму при маневре или резком торможении;

если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю;

при дТП откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если это не удается, разбейте боковые окна;

2. Переход через проезжую часть вне пешеходного перехода. Е) по возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне;

Е) выбравшись из горящего салона, сразу начинайте помогать другим.

Несколько слов о личной безопасности при пользовании транспортом:

Е) в темное время суток избегайте пустьгнных остановок. Ожидал транспорт, необходимо стоять на хорошо освещенном месте рядом с другими людьми;

Е) вещи держите на виду. Не засматривайтесь в окошко, если на полу стоит сумка или чемодан. Лучше всего держать вещи на коленях. Если не удалось сесть, сумку или портфель прислоните к стене;

Е) избегайте пустых автобусов, трамваев, троллейбусов, вагонов метро. Если все же приходится ехать поздно, то садиться лучше около водителя, причем не у окна, а ближе к проходу, чтобы к вам неудобно было подсесть. Если подозрительный незнакомец хочет сесть рядом, пропусти его к окну или пересядьте.

9.1.3. Особенности поведения в метро

Следует помнить, что каждый пассажир метро — это заложник судьбы и персонала метрополитена, тех, кто в любую минуту обязан и готов прийти на помощь

попавшим в беду.

Краткая историческая справка. Долгое время самой крупной катастрофой в метро считался пожар в парижском метро, случившийся в 1902 г., когда в деревянных вагонах заживо сгорели 80 человек, И вот теперь, спустя почти век — еще более страшная катастрофа.

28 октября 1995 г. в метрополитене г. Баку на перегоне между станциями КУл

дуз и кНаримачов за считанные минуты в ядовитом дыму возникшего пожара

задохнулись почти ЗОО человек, среди них 28 детей.

Метро — это огромная искусственная система, слаженно работающий механизм.

Экстремальные ситуации в метро могут возникнуть:

Е) на эскалаторе;

Е) на платформе;

Е) в вагоне поезда.

Опаснее всего нарушать правила пользования метрополитеном на эскалаторе.

Если вы не держитесь за поручень, то при экстренной остановке машины энергия

движения бросит вас вперед. Чемодан, который вы не держали или поставили на

поручень, понесется вниз, сбивая других пассажиров и светильники. Вдвое-

втрое большая скорость спуска будет у того, кто бежал по эскалатору. Человек,

который сидит на ступенях, имеет все шансы не только зацепиться полами одеж

ды за ступеньку или гребенку, но и нырнуть головой вниз.

Дежурные часто вьшуидены пользоваться ручкой тормоза, когда пассажир рассыпает

багаж, замешкается при сходе с зскалатора, приподнимет колесную сумку и она по

падетрезиновым ободом под гребенку или застрянет в зазоре между ступеньками. Если вы что-то уронили, не пытайтесь лавировать между чужих ног дежурный

обязан остановить машину. Если помощь опаздывает, то в экстремальной ситуации можно повернуть ручку аварийного тормоза на балюстраде эскалатора самому. Особенно надо сказать о безопасности детей. Ребенок из любопытства трогает пору’-iень снизу может засунуть под него палец и получить травму резиновая обувь из-за подобного любопытства может быть затянута между ступеньками и фартуком балюстрады, и если при сходе с эскалатора ребенка не держать за руку, он может потерять равновесие и попасть пальцами под гребенку.

Одна из трагедий в московском метро связана с аскалатором. 17 февраля 1982 г. на станции Авиамоторная> сорвался поручень, аскалатор начал разгоняться, а оба тормоза — рабочий и аварийный — не сработали. Образовалась давка, в которой за 110 секунд 8 человек погибли иЗО получили травмы.

Единственным спасительньтм решением на разогнавшемся эскалаторе было пе

рескочить через балюстраду на соседнюю лестницу.

Экстремальная ситуация на платформе случается реже. И все же лучше не подходить близко к краю платформы. Кто-то на бегу может вас нечаянно толкнуть, вы сами можете поскользнуться; сумасшедпiий, решив расстаться с жизнью, пожелал захватить кого-то с собой. При посадке есть риск оказаться на рельсах:

толпа может столкнуть человека в проем между вагонами.

Что же делать, если вы оказались на рельсах? Прежде всего не пытаться подтяну-гься за край платформы: под ней лежит 800-вольтный контактный рельс, и хотя он укрыт кожухом, испытывать его изоляцию на прочность не следует. Если поезд еще не выезжает на станцию, то следует бежать к голове платформы (там, где загорается зеленый свет и находятся часы) — вы успеете, так как машинист обязательно начнет притормаживать. Если поезд уже показался, остается лечь между рельсами — глубина лотка рассчитана на то, чтобы ходовая часть вагонов не коснулась лежащего человека.

Если при аварии или технических неполадках на линии ваш поезд стоит в тониеле, прежде всего сохраняйте спокойствие и выполняйте все распоряжения работников метрополитена. Если вагон стоит долго и пассажиры начинают задыхаться, падать в обморок, не стоит жалеть окон — разбейте их (например, огнетущителем). Как каждая искусственная система, метро рассчитано на нормальные границы поведения. Поэтому брошенная на платформе банановая кожура — угроза для нескольких пассажиров. Стоит не придержать за собой входную дверь вестибю ля, и следующий за вами человек имеет все шансы получить прямой удар в лоб. Отсюда можно сделать вывод: этикет это первое средство защиты в нашем беспокойном мире.

9.2. Аварии и катастрофы

на железнодорожном транспорте

Пассажир, воспользовавшийся услугами железнодорожного транспорта, находится в зоне повышенной аварийной опасности. Аварийные ситуации, представляющие наибольшую опасность для людей, — это крушение поездов, пожары, аварии токоснабжения.

Основными причинами железнодорожных катастроф являются:

С) неудовлетворительное состояние пути или транспорта; ошибки машинистов;

щ ошибки диспетчерских служб (включая пресловутьгх стрелочников);

возгорание железнодорожного состава.

Последняя причина особенно страшна. В случае пожара в поезде шансы пассажиров на спасение уменьшаются и, соответственно, резко возрастает число жертв.

Всем памятна колоссальная катастрофа подобного рода, случившаяся в Башкирии. В ночь на 4 июня 1989 г. произошла утечка газа из газопровода, проходящего вдоль железной дороги. Скопившийся в низаче газ взорвался от искрь, высеченной колесйми, в тот момент, когда мимо следовали два встреччыг пассажирсхих поезда. Воз душ- ной ударной волной от поездов было отореано и сброшено под откос 11 вагонов (5 от одного и б от другого). Огненный вихрь со страшной силой прошелся по вагонам, 7 полностью сгорели. Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью вьгорели изнутри. В поездах предположительно следовало 1284 человека. Спасения не было нигде. На месте и позднее в больницах погибли 575 человек, 623 получили ранения.

Для обеспечения безопасности пассажиров, кроме первичных средств пожаротушения, в вагонах современной постройки устанавливаются системы пожарной сигнализации ‘Тесла» и аварийные выходы — по два выхода в боковых окнах З-го и 6-го пассажирских отделений со стороны поперечных диванов. Для информирования пассажиров об аварийных выходах на стене около кипятильника имеется надпись: «Вагон оборудован дополнительными выходами через окно 3-го и 6-го купе». Кроме того, около каждого аварийного окна рядом с рычагом для открывания есть надпись-инструкция: «При аварии рукоятку повернуть на себя до упора (сорвав предварительно пломбу). Нажать от себя на ручку-защелку окна>. Подобная мера позволяет пассажиру, воздействуя на рычаг, опустить оконные рамы, полностью освободить проем размером 660 х 1020 мм и использовать его для того, чтобы покинуть вагон.

Щ не кладите тяжелые вещи на верхнюю заднюю (по отношению к локомотиву)

багажную полку. Если положить их больше некуда, попробуйте закрепить вещи;

если есть выбор, куда лечь, ложитесь на переднюю по отношению к локомотиву полку. Это избавит вас от травм в случае зкстренного торможения поезда;

i не оставляйте на столике после еды режущие, колющие и бьющиеся предметы — ножи, вилки, стаканы и т. д.;

передвигаясь по вагону во время движения поезда, держитесь за поручни, поскольку всегда возможно экстренное торможение;

Щ курите только в специально отведенных местах. Следите

куренная сигарета обязательно была погашена.

Если во время поездки произошло ЧП — столкновение с другим поездом или автомобилем, сход с рельсов, пожар, правила выживания таковы:

С1 не паниковать!;

почувствовав запах дмма, смочите водой полотенце или одежду и завяжите ими нос и рот;

предупредите об опасности пассажиров соседнего купе;

Рекомендации по спасению из поезда, потерпевшего катастрофу:

недойостарайтесь сообщить о ЧП проводнику;

Е в случае пожара не пытайтесь сразу выбраться через двери вагона: скорее все-

го, они будут закрыты, к тому же много людей устремится именно к дверям,

что неизбежно создаст затор;

Щ если вы все же пробираетесь к выходу в условиях пожара, делайте это на чет-

вереньках, поскольку у пола скаиливается меньше дыма;

постарайтесь открыть окно или разбить оконное стекло каким-либо предме-

том. Не пытайтесь разбить стекло рукой - оно слишком прочное для этого,

вы только нанесете себе травму;

выбяраясь из окна вагона, соразмерьте высоту прыжка. Если расстояние до

земли небольшое, сначала спустите вниз детей, больных и стариков. Если вы-

сота велика, прыгайте первыми и принимайте на руки остальных,

Особенно хотелось бы обратить внимание на правила поведения при нахожде-

нии в зоне действия железнодорожного транспорта:

О при движения вдоль железнодорожных яугеи не следует подходить ближе пяти

метров к рельсам;

О на злектрифицкрованньхх участках нельзя подниматься на опоры, прикасаться

к ним и к спускам, идущим от опоры к рельсу, лежащим на земле проводам;

О переходить железнодорожные пути нужно только в установленных местах,

пользуясь при этом пеiпеходными мостами, туннелями, переходами, а там, где

их нет, по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через

путю;

О при переходе через пути ни в коем случае нельзя подлезать под вагоны и пе-

релезать через автосцепки;

О в ожидании поезда нельзя устраивать на платформе подвижные игры, бежать

рядом с вагонами идущего поезда, стоять менее чем в 2 м от края платформы

во время прохождения поезда без остановки;

О входить в вагон и выходить из него нужно только со стороны перрона или по-

садочной платформы;

О при остановках поезда на перегоне не рекомендуется выходить из вагона;

О к вагону следует подходить только после полной остановки поезда.

9.3. Аварии на авиационном транспорте

Сегодня воздушный транспорт занимает одно из ведущих мест в общей транс-

портной системе перевозок пассажиров и грузов. За сутки самолеты перевозят

в среднем более 300 тыс. человек, за год— более 100 млн пассажиров. В среднем

ежегодно в мире происходит 60 авиакатастроф, прячем в 35 случаях гибнут все

люди. Для сравнения: ежегодно на дорогах мира гибнет 300 тыс. человек, в то

время как в авиакатастрофах — менее 2000 человек.

Статистика утверждает, что самолеты — самый безопасный вид транспорта. Одна-

ко для сотен тысяч жертв авиакатастроф это не утешение. 3 января 1994?. в Иркутске разбился самолет Ту-154, выполнявгаий рейс Иркутск — Москва. Через 12 минут полета самолет упал в II километрах от взлет - но-посадочной полосы. В одно мгновение погибли 125 челобек.

В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационными происшествиями. Авиапроисшествия подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.

Под авиационной катастрофой понимается авиапроисшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Авиационная авария — происшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее столь значительное разрушение самолета, что восстановительные работы невозможны или нецелесообразны.

Авиапроисгаествия являются следствием так называемых особых ситуаций, снижающих уровень безопасности полета. Они могут возникнуть из -за отказа и неисправности отдельных злементов техники, воздействия неблагоприятных внешних условий (обледенение, молния и др.), недочетов в наземном обеспечении полетов, несоблюдения правил зксплуатации и пилотирования, нарушения устойчивости и прочности самолета.

Анализ авиакатастроф и аварий последних лет показывает, что причины, приводящие к авиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы:

ц ошибки человека — 50—60%,

Е] отказ техники 15—30%;

ц воздействие внешней среды — 10—20%; Е] прочие (невыясненные) — 5—10%. Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории. По элементам полета они распределяются следующим образом:

Е] взлет — 30%;

Е] крейсерский полет —

Как видно из приведенных данных, не менее половины авиавроисшествий случается из-за ошибок человека, в подавляющем большинстве случаев — членов экипажа. Пассажир терпящего катастрофу самолета, прежде всего, должен следовать указаниям экипажа. Iiеред полетом внимательно iтрослушайте предполетную инструкцию стюардессы, запомните, где находятся аварийные люки (чаще всего — в районе крыльев), как пользоваться кислородными масками. Это пригодится, если авария произойдет на высоте свыше 3000 м.

Маску нужно надевать немедленно, как только вы услышите свистящий звук уходящего из салона воздуха. При малейших признаках тревоги сразу пристегнитесь ремнем. Лучше надеть верхнюю одежду — она может защитить вас от ожогов, если придется выбираться из горящего самолета. Выньте из карманов все твердые предметы, включая ключи, авторучки, зажигалки, снимите очки, галстук и т. д.

д заход на посадку — 16%:Оптимальная поза при аварийной посадке: согнуться и плотно сдепить руки под коленями или схватиться за лодыжки. Голову необходимо положить на колени, если это не получается, то наклонить ее как можно ниже. Ноги надо поставить на пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло.

Кресло, стоящее впереди, можно использовать для принятия другой фиксированной позы: скрещенные руки положить на спинку кресла, голову прижать к рукам, ноги вытянуть и упереться пояснидей в нижнюю часть спинки своего кресла. Обе позы надо принимать при пристегнутом ремне безопасности.

В момент удара необходимо максимально напрячься, подготовившись к значительной перегрузке. При большинстве аварий ее направление — вперед и, возможно, вниз. Каждая пятая авария самолета сопровождается пожаром. Практический опыт показывает, что во время пожара за бортом у пассажира после приземления самолета будут одна-две минуты, чтобы покинуть салон. По данным Надионального управления по безопасности перевозок США, более 70% людей, попавших в авиа- катастрофы с пожарами, остаются в живых.

Главное при пожаре — после остановки самолета немедленно отправиться к ближайшему выходу. При этом:

защитите свою кожу — на вас должны быть пальто, шапка, плед;

Щ не дышите дымом, защищайтесь одеждой, пробирайтесь к выходу на четвер ен ь к ах

не стойте в толпе у выхода, другие выходы;

не берите с собой ручную кладь -

не сталовитесь сами причиной пожара: на борту самолета с огнем надо обращаться так, будто вы едете в бензовозе.

Анализ чрезвычайных ситуаций на самолетах выявил два опасных типа поведения пассажиров — паника и апатия. Чаще всего встречается оцепенение. Это следует помнить, чтобы не допустить у себя подобной реакции. Трезвое спокойствне — одно из главных условий спасения в любой катастрофе.

9.4 Аварии на водном транспорте

В настоящее время под флагами более чем 130 стран мира воды Мирового океана бороздят примерно 60 тыс. крупнотоннажньтх судов. Около 4/5 транспортных перевозок на земном шаре осуществляется по воде. В морях и океанах постоянно находятся 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают около 1 млн человек. По данным известного лондонского классификационного общества — Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнет 350—400 судов, то есть ежедневно гибнет одно судно.

Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

Е’ Кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение. о Авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов

(для пассажирского 12 часов).

если

‘чередь не двигаетс

О не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым; К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все корабле- крушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды) а по вине людей. Их ошибки подразделяются на две группы:

Е] допущенные при проектировании и строительстве судна;

Е] происшедшие в ходе его эксплуатации.

В подавляющем большинстве случаев причинами катастроф и крупных аварий

являются ошибки второй группы.

Так, вследствие грубых ошибок в судовождении в 1986 г. в районе Новороссийска пароход Адмирал Нахамов> столкнулся с грузовым судном. Оба судна потерпели кораблекрушение, а Адмирал Нахимов затонул, унеся с собой 430 эiсизней.

16 февраля 1985 г. теплоход Михаил Лермонтовз совершаеший туристский круиз в водах Новой Зеландии, из-за ошибки местного лоцмана налетел на подводную скалу, получил обширную пробоину и затонул; однако благодаря умелым действиям экипажа все 408 пассазкирое были спасены.

Охрана жизни и спасение людей на море выходят за национальные рамки и являются международной проблемой. Об этом свидетельствует принятая в 1974 г. и ратифицированная СССР очередная Международная конвенция по охране человеческой жизни на море.

В помощи на море нуждается значительное число людей, В условиях мирного судоходства, несмотря на значительное повышение надежности судов и совершенствование техники мореплавания, кораблекрушения все же происходят. В конце ХIХ в, число кораблекрушений ежегодно превышало 1000 — например, в 1894 г. их было 1242. После второй мировой войны рекордным по числу кораблекрушений стал 1979 г., в течение которого, по данным Регистра судоходства Ллойда (Англия), погибло 373 судна общим тоннажем 900 000 регистровых тонн (статистика Ллойда учитывает только суда тоннажем 100 регистровых тонн и более). Если принять во внимание, что на морях и океанах плавает около 60 000 судов общим тоннажем более 200 млн регистровьтх тонн, то потери в 1979 г. составили 0,6% от числа всех плавающих судов. Из всех видов транспорта морской является одним из наиболее безопасных.

Однако число кораблекрушений все еще велико. Поэтому периодически раздается принятый Международной конвенцией в Берлине 3 ноября 1906 г. сигнал бедствия 808 (... — — —...), для беспрепятственного приема которого каждый час в течение б минут (с 15-й по 18-ю и с 45-й по 48-ю) на «частотах бедст

— 500 и 2182 кГц —замолкают все радиостанции мира и в эфире наступает

Прежде чем рассматривать рациональные меры борьбы за жизнь потерпевших кораблекрушение и определить время, в течение которого они должны быть спасены, необходимо выяснить причины их гибели. Из 200 000 ежегодных жертв морских катастроф около половины погибают у самого берега, примерно 50 тыс. человек оказываются непосредственно в воде и тонут тотчас же или вскоре после катастрофы в открытом море. Многие из них гибнут, очевидно, в результатепереохлажденкя в воде (об этом подробнее говорится далыле) и могут быть снасены только в том случае, если помощь подоспеет до наступления холодового шока.

Ежегодно около 50 тыс, человек погибают, уже находясь на спасательных средствах, причем задолго до того, как условия, в которых они оказались, действительно смертельными. Каковы же причины их гибели? Решающую роль играет моральный фактор: утрата мужества и разума, панический страх, чувство безнадежности. 90% пострадавших, оказавшихся на спасательных средствах, погибают в течение первых трех дней после кораблекрушения, когда никакой речи о гибели от жажды, а тем более от голода и быть не может. Более того, во многих случаях люди гибнут, несмотря на то, что у них имеются достаточные запасы воды и пищи. Например, первые суда подошли к месту гибели ‘Титаника» через три часа после его столкновения с айсбергом, а в спасательных шлюпках уже было много умерших и находившихся в состоянии реактивного психоза; примечательно, что среди них не было ни одного ребенка в возрасте до 10 лет. Плот, на который перешли 149 человек с выбросившегося на отмель вблизи побережья Африки в 1916 г. фрегата 4Медуза», был обнаружен через 12 дней; на нем имелись пресная вода и вино, но в живых на плоту осталось всего 15 человек, 10 из которых оказались при смерти и умерли на борту подобравшего их судна. Имеются примеры и противоположного характера. Капитан Блей, которого взбунтовавшаяся команда высадила на шлюпку с 8-суточным запасом пищи и воды, находился в открытом море 40 суток и выжил. Во время Великой Отечественной войны защитник Севастополя моряк Черноморского флота Павел Ересько, оказавшись в шлюпке в открытом море, имея лишь одну банку консервов и упоггребляя для питья морскую воду, был подобран через 35 суток и остался в живых. Отсюда следует, что, сохранив мужество и надежду на спасение, вполне можно выжить, находясь на спасательных средствах в открытом море даже без пресной воды и пищи в течение длительного времени.

Отчаяние убивает вернее и быстрее, чем жажда, голод и любые другие физические лишения. При твердой уверенности в себе отчаяние и панический страх перед морской стихией сменяются надеждой на возможность выжить в течение времени, необходимого для того, чтобы из любой точки океана достичь берега по течению или ветру или встретить в море корабль (табл. 9.1)

9.4.1. Характеристики спасательных средств

Преодолевая чувства страха, безнадежности, отчаяния и одиночества, сохраняя мужество, душевную стойкость и надежду на спасение, потерпевшие кораблекрушение в открытом море имеют возможность выжить и достичь берега, если они окажутся на спасательных средствах. Поэтому Международная конвенция по охране человеческой жизни на море предусматривает снабжение морских судов спасательными средствами в количестве, достаточном для команды и всех пассажиров. Корабли и суда оснащаются спасательными средствами коллективного и индивидуального пользования. Основными средствами коллективного пользования являются спасательные шлюпки и плоты, а средствами индивидуального Попи0пяЯи - спасательные пояса, круги и шары.

В соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море, спасательные шлюпки морских судов должны удовлетворять следующим требованиям:

быть мореходными и непотопляемыми в любых условиях неограниченного района плавания; защищать людей, находящ холода, зноя, дождя, снега и водяных брызг;

иметь средства защиты от огня пр]

рящую нефть.

горя

довольно надежным спасательным средством являются спасательные плоты разлйчной вместимости, которые бывают жесткими и надувными. В последние годы все большее распространение получают надувные плоты, которые в нерабочем

должны быть снабжены запасом воды, пищи, рыболовными принадлежностями, аптечкой с медикаментами, химическими грелками; иметь навигационные приборы, морские карты и инструменты, средства сигнализации, радиопередатчики; легко приводиться в движение необученными людьми в любых поголных Условиях

щ обладать скоростью хода, позволяющей быстро щего судна;

отойти от тонущего

[ереходе через

разлившуюся на воде го-состоянии хранятся в герметичных пластмассовых контейнерах или парусиновых чехлах, закрепляемых на палубе корабля а при необходимости заполняются газовой смесью (СО2 с небольшим количеством М2) из баллона, прикрепленного снаружи к днищу плота.

Требования к спасательным плотам, их оборудованию и аварийному снабжению определяются той же Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море. Iiлот должен:

иметь возможность быть спущенньюм на воду даже при наихудших погодных условиях;

Щ позволять одному человеку быстро поправить плот, если он надувается в перевернутом состоянии;

обеспечивать потерпевшим хорошую защиту от холода, жары и волн;

о быть относительно легким;

Щ стоить дешевле спасательных лодок;

о быть прочным выдерживать бросок с высоты 18 м.

По сравнению со спасательными шлюпками плоты имеют некоторые недостатки:

о не управляются;

о не позволяют быстро удаляться от горящего судна;

Щ потерпевшие часто вынуждены производить посадку в них из воды;

менее прочны.

Срок службы спущенного на воду плота при температуре воды от —30 до +66 °С должен составлять не менее ЗО дней. Баллон с газом позволяет автоматически надувать плот в течение 20—50 с (табл. 9.2). Спасательные средства индивидуального пользования делятся на две группы. К первой относятся средства, надеваемые заблаговременно при угрозе гибели судна или возможности падения человека в воду: спасательные нагрудники, пояса, жилеты и бушлаты. Вторую группу составляют спасательные средства (круги, шары, спасательные концы), которые предназначены для оказания помощи людям, неожиданно оказавшимся в воде. Основное требование к спасательным средствам индивидуального пользования следующее: придавая человеку дополнительную плавучесть, они должны поддерживать его на воде в таком положении, чтобы он мог дышать даже в случае потери сознания. Этому требованию удовлетворяют нагрудники и жилеты, охватывающие шею. Индивядуальные средства должны также иметь приспособления, обеспечивающие поиск человека, находящегося в воде. Поэтому они обычно имеют желто- оранжевую окраску, наиболее сильно контрастирующую с цветом морской воды, и на них устанавливаются специальные огни для обеспечения поиска в темное время суток. Большое значение для эффективного использования индивидуальных спасательных средств имеет продуманное размещение их по палубам и помещениям, чтобы люди на судне (корабле), терпящем катастрофу, легко могли их найти. Таким образом, результатом кораблекрушения не является фатальная неизбежность гибели человека на море. У него достаточно средств и возможностей, чтобы выжить. Надо только обладать мужеством, волей и стремлением выйти победителем из создавшейся ситуации.

94.2. действия терпящих кораблекрушение

Известный в мире специалист по проблемам выживания в экстремальных ситуациях Яцек Палкевич утверждает, что е...нельзя бросать вызов морю, как некоторые думают. Силы природы в море слишком могущественны, чтобы равняться с ними. Нужно бороться против собственной слабости н страхю>.

Кораблекрушение — это всегда самое драматическое событие, при котором экипаж подвергается тяжелым испытаниям. Основное правило поведения при корабле- крушении: пока потеря судна не является неизбежной, не спешите его покидать. Опыт показывает, что время его погружения обычно дольше, чем думают.

Когда капитан подает сигнал Покинуть корабль, весь экипаж и пассажиры немедленно должны направиться в заранее определенные места.

Прежде чем покинуть судно, необходимо:

сохранять спокойствие и не создавать беспорядок;

С помогать тому, кто находится в затруднении;

С надеть теплую одежду;

С правильно надеть спасательный жилет;

С выпить побольше воды.

94.З. Высадка с судна

Если есть возможность, надо стараться высаживаться на плот (шлюпку), не входя в воду, так как сухая одежда лучше защищает от холода. Если вы вынуждены прыгать прямо в воду, проверьте, что спасательный жилет надежно закреплен. Если он надет правильно, то позволяет прыгать с высоты 4,5 м над уровнем воды. для прыжка следует использовать следующую технику:

С соединить колени и держать ноги слегка согнутыми; С одной рукой закрыть нос и прикрыть рот;

С другой рукой крепко схватить жилет, положив руку под мышку, блокируя ее локтем, — так жилет не поднимется вверх и не накроет голову.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.146 с.)