Типы экономических систем. Рыночная экономика: понятие, условия возникновения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы экономических систем. Рыночная экономика: понятие, условия возникновения.



Типы экономических систем. Рыночная экономика: понятие, условия возникновения.

ЭС – исторически сложившаяся или установленная совокупность законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных Э отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления Э благ.

 

Критерий выделения эконом. систем – механизм хозяйствования, т.е. способ организации (как общество отвечает на 4 основных вопроса экономики).

План рассмотрения ЭС:

1. основа

2. механизм хозяйствования

3. результат хозяйствования

Типы экономических систем:

-Традиционная

-Административно-командная

-Рыночная

-Смешанная

Традиционная:

  1. Основа системы: общая собственность
  2. Механизм: традиции, обычаи
  3. Результаты хозяйствования: социально-экономический застой

Административно-командная:

  1. Основа системы: гос. собственность
  2. Механизм: плановое ведение хоз-ва
  3. Результаты хозяйствования: - неэффективное хозяйствование

- Дефицит

- Отсутствие экономической свободы

- Нет индивидуальной справедливости

- Производство жесткое, но гибкое! (не приспосабливается к поведению потребителей)

+ Стабильность

+ Декларация соц. справедливости

+ Легко справляться с ЧС

Система нигде не складывалась эволюционно, возникла Революционно.

 

Современная рыночная Э – смешанная – такой тип общества, когда механизм рынка дополняется активной деятельностью государства. Достоинство – эффективность использования ресурсов и Э свобода производителей.

 

Рыночная экономика:

  1. Основа системы: частная собственность, свобода предпринимательства
  2. Механизм: конкуренция – борьба субъектов за реализацию собственного экономического интереса
  3. Результаты хозяйствования: +эффективность хозяйствования

+Индивидуальная справедливость

+Эконом. свобода. Личная свобода

+Фирмы вынуждены приспосабливаться к изменяющейся структуре потребностей.

- нестабильность

- Монополизм

- Отсутствие соц. справедливости

- Не производится или производится мало общественных благ.

- Отрицательные внешние эффекты (негативное воздействие чьих-то решений на третьих лиц)

Условия возникновения:

1) Общественное разделение труда -> специализация -> рост производительности труда -> появление излишек -> необходимость обмена -> возможность обмена.

2) Частная собственность. Обособленность субъектов, эквивалентный обмен (рынок).

3) Возникает Эволюционно.

 

Рынок: понятие, функции, структура и основные субъекты. Схема экономической активности.

Рынок – это структура, с помощью которой взаимодействуют производители и потребители и в результате формируются цены и объемы продаж.

 

Функции рынка:

1. Стимулирующая (рынок как система прибыль – убытки).

2. Информационная (поставляет информацию не полную и непрямую, но достаточную для выбора).

3. Рынок приспосабливает производство к постоянно изменяющимся потребностям потребителей

4. Ценообразующая (при свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями, формируется в результате торгов)

5. Посредническая (обеспечивает прямую связь между производителями и потребителями, позволяя им найти более выгодные варианты купли-продажи)

Структура рынка:

По объекту:

· товаров и услуг

· ресурсов

· финансовый

По территории:

· местный

· региональный внутренний рынок (закрытая экономика)

· национальный

· внешний

По организации:

· организованный (существует инфраструктурное звено (биржа, магазин), оно гарантирует сделку, страхует товар, формирует цену)

· неорганизационный (не отвечает за товар).

По конкурентности:

· совершенной конкуренции (производители и потребители отделены др.от др.)

· несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

По степени насыщенности товарами:

o Равновесный

o Дефицитный

o Избыточный

 

Конкуренция – условия, при котором производятся и реализуются товары, услуги.

 

Основные субъекты рынка:

  • Домохозяйство – обособленная экономическая единица, владеющая ресурсами. Цель: максимально удовлетворить потребности.
  • Фирма – обособленная Э единица, владеющая частью ресурсов (предпринимательские способности. Цель: максимизация прибыли
  • Государство – обособленная экономическая единица, владеющая частью ресурсов. Цель: достижение всеобщего благоденствия.

Функции:

- нарабатывает правила игры (создание правового фона)

- охраняет рынок (антимонополистическая, кредитная, налоговая политики)

- вводит в Э соц. гарантии

- соц. ориентировано перераспределяет ресурсы

- обеспечивает стабильное развитие.

 

 

TR – валовая выручка (TR = QP)

Т – нормативное изъятие части налогов субъекта

Tr – трансферты – доходы без обратных требований (субсидии, субвенции, дотации)

Субсидии – доходы, которые государство обеспечивает фирмам при каком-то ЧП.

Субвенции – дополнительные доходы под программы/аукционы от государства

Дотации – доходы, которые государство обеспечивает фирмам, чтобы покрыть разницу между высокими издержками и низкими розничными ценами на товары/услуги.

 

СМ. ТЕТРАДЬ.

Наклон кривой спроса:

1) Есть эффект дохода => Р >, то покупают <; если P<, то покупают >.

2) Эффект замещения. Если товар дорожает, покупатель приобретает заменитель.

3) Кривая выпукла к началу координат, т.к. действует закон предельной полезности. При увеличении объема потребляемого товара его предельная полезность уменьшается (удовольствие <).

На спрос влияют неценовые факторы:

· Увеличение/сокращение доходов потребителей

Нормальный товар – D изменяется в одном направлении с доходом.

Низший товар – D изменяется в противоположном направлении с доходом.

· Изменение вкусов и предпочтений

· Ожидания относительно цен будущего периода

· Изменение цен товаров-субститутов и комплементов

· Рост и уменьшение числа покупателей на рынке и т.п.

Предложение (S) – количество товаров/услуг, которые фирма готова произвести и реализовать по всем ценам за определенный период времени.

Величина S – количество товара/услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.

Закон S – прямая зависимость между Р и величиной S.

Кривая S показывает, какое количество Э блага готовы продать производители по разным Р в данный момент времени.

Qs = f(P), Qs – величина S (макс. объем товаров который фирма готова произвести по данной цене), P – цена.

Кривая S имеет положительный наклон, что означает желание производителя продать большее количество благ по более высокой цене при прочих равных условиях. При увеличении объема выпуска товара растет альтернативная стоимость.

Неценовые факторы:

· Цены ресурсов

· Технология

· Ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики

· Размер Т и субсидий

· Количество продавцов на рынке и т.п.

Изменение величины S – движение точки по кривой S: чем выше цена, тем выше величина предложения, и наоборот.

Изменение в S – сдвиг кривой предложения под влиянием неценовых факторов вправо вниз, либо влево вверх. Цена на товар остается неизменной.

 

Р S

1 3

РЕ E

D

QE Q

 

Монополия

a. фирма 1 = 100% продаж

b.продукция уникальная

c. информация блокирована

d.ресурсы абсолютно немобильные

e. вход/выход абсолютно блокирован

f. конкуренция ценовая в виде монопольно низких цен; неценовая в виде благотворительных акций, рекламы.

Олигополия

a. несколько фирм

b.получение информации затруднено

c. ресурсы немобильны

d.вход затруднен, выход тоже(безвозвратные издержки)

e. Продукция однородная – стандартная; дифференцированная (машины)

f. Конкуренция ценовая (война цен); неценовая.

Сговор

a. явный

b.тайный

В результате сговора формируются картели. Например, страны Опек.

Ценовой сговор запрещен => они регулируют квоты => изменяют цены.

2.ценовое лидерство – когда 1 из фирм определяет цены и формирует объемы продаж.

Признаки: существует 60-80 лет; фирма крупная + увеличивается объем продукции; издержки могут быть ниже, чем у всех др. фирм в отрасли (инновация). Фирма, которую традиционно любит покупатель.

Издержки у фирм, которые «едут зайцами» ниже, чем у лидера и они не теряют имидж, когда повышаются цены.

3. W цен. Попеременное снижение цены фирмами – олигополистами, с целью вытеснения 1 или нескольких фирм с рынка => средство, которое вынуждает садиться за стол переговоров. Выигрывает потребитель.

 

№16 Фирма на рынке монополистической конкуренции (кратко- и долгосрочные периоды)

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. (крупный торговый комплекс и павильон).

Дифференциация Т и У идет по 3м критериям (может быть как реальной, так и мнимой):

1.потребительские свойства Т и У.

2.сервисное обслуживание

3.Реклама

Краткосрочный период

Как и все другие типы рыночных структур могут получать эк. прибыль, могут быть самоокупаемые, а иногда могут уйти с рынка.

Долгосрочный период

Могут быть только самоокупаемыми (с убытками они не работают, т.к. ресурсы мобильные => они сразу уходят, а получить эк. прибыль они не могут, т.к. вход в отрасль свободный).

Фирма мини монополист обладает рыночной властью, поэтому она продает товар по цене выше, чем у совершенного конкурента, а объемы ниже. Потребитель любит эти фирмы, т.к. они создают богатство выбора.

Они не склонны вступать в сговор, держатся на дистанции, т.к. их много, т.к. фирма выпускает дифференцированную продукцию.

Эта фирма не является эффективной с точки зрения общества, т.е. на мин. АС она не работает.

 

№17 Рынок экономических ресурсов и его функции. Спрос на экономические ресурсы и факторы его изменения.

Объект – ресурсы.

Рынок Эк. Ресурсов: Земли и Труда.

Рынок ресурсов – структура с помощью которой взаимодействуют продавцы и покупатели ресурсов, а в результате взаимодействия формируются цены ресурсов и объемы продаж.

Он составляет:

1.капитальные цены – по которым продаются ресурсы (у капитала и земли).

2.прокатные цены – цена найма (у всех 4х видов ресурсов).

По сравнению с рынком Т и У субъект меняется местами (домохозяйство – объект; фирма - субъект). График «индивидуальное предложение труда» (сначала как обычная S, а потом вертикально и разворачивается)

Спрос на ресурсы вторичный, зависит от спроса на Т и У, который производится с помощью данного вида ресурсов.

Спрос на ресурсы совокупный и обусловлен технологией (сколько надо станков, столько работников).

Менее конкурентен, чем рынок Т и У т.к:

1.вмешивается гос-во

2.действуют профсоюзы

3.много монопсоний (1 покупает)

Предложение ресурсов уникально, поэтому рассматривают отдельно рынок труда, земли.

Функции рынка ресурсов:

1) содействует эффективному производству (фирма выберет самые производительные ресурсы, если предложить одинаковые ресурсы с одинаковыми ценами). Если по-другому, то выбирает дешевле.

2) рынок ресурсов формирует первичные доходы населения => реализуется индивидуальная справедливость.

 

На рынок ресурсов воздействует множество факторов:

 

№ 18 Рынок труда: совершенная и несовершенная конкуренция. Формирование З/П.

Объект – труд.

Специфика объекта рынка труда:

1.труд нельзя продать, продаются только услуги труда => цена только прокатная.

2.труд нельзя накопить, чтобы продать его под хорошую конъюнктуру

3.на субъект предложения труда воздействуют факторы, которые не играют роли на другом рынке (психологические и социальные; демографические; правовые факторы).

Спрос на труд – это то кол-во труда, которое фирма готова купить по всем ставкам з/п.

Кривая спроса на труд – это кривая предельного продукта труда в данном выражении. График (МРпересекается с АРL в точке максимуме АРL)

Факторы спроса на труд:

1.производительность труда

2.спрос на товар, который производится с помощью данного вида труда.

3.цены на другие ресурсы (дополнители/заменители).

4.технология

Предложение труда – это то кол-во, которое домохозяйство готово предложить по всем ставкам з/п

2 Графика (индивидуальное и рыночное предложение)

Факторы предложения труда:

1.запасы труда (численность трудоспособного населения, квалификация)

2.предпочтения

3.доступность других доходов

График «Равновесная PL» W и L (SL, DL)

Ставка з/п – Р, которую оплачивает работодатель работнику за право использования его рабочей силы в течение определенного периода времени.

- повременные (почасовая, дневная, месячная)

- сдельные

- аккордные и другие виды.

Общие принципы формирования среднего уровня з/п. Р на труд формируется подобно Р на другой товар – все работники получают равную з/п, не зависящую от формы работы, воспринимающуюся фирмой как внешне заданная величина. Поэтому для отдельной фирмы предложение труда абсолютно эластично. Уровень з/п в условиях совершенной конкуренции максимален – рабочий согласно теории предельной производительности получает оплату, равную предельному продукту труда. В условиях, когда уровень з/п не связан с поведение фирмы, от предпринимателя зависит только количество нанимаемых работников.

Номинальная З/П – кол-во денег, которое получает наемный работник.

Реальная З/П – кол-во Т и У, которое он может купить на номинальную З/П. => реальная З/П зависит от уровня цен на Т и У.

Формирование ренты.

График R и Q (вертикальная Sзем. Dобычная= от равновесия весь угол – это рента, которую можно получить.)

Квазирента - доход сверх альтернативной стоимости, получен он может быть только в краткосрочном периоде. Получить может владелец любого ресурса. Механизм: 1) резко растут цены на т.и.у., кот произведены с помощью данного ресурса. 2)Данный ресурс не заменим в краткосрочном периоде. 3) цены на ресурс резко растут.

Рента – это прокатная цена и она имеет все функции земли кроме стимулирующей => налог на ренту гораздо выше чем на другие доходы.

Условия, которые разработаны в странах с ЧС на землю:

1. есть земельные кадастры (коми земельных участков, местоположение, качественные характеристики и возможность использования и доходы, которые можно получить с нее).

2. налоги с ренты

3. ограничения на куплю-продажу земли иностранцам

4. ограничения по наследованию, где земли мало

Р земли = R(рента) / %в банке и умножено на 100%

 

№22 Макроэкономика: понятие, цели, основные показатели.

Макроэкономика - Это раздел эк. где изучается национальная экономика как единое целое.

Цели:

1. Экономический Рост

2. полная занятость (эффективное хозяйствование)

3. стабильность экономики

Показатели:

1. объемы нац. производства (ВВП, ВНП, нац. доход)

2. цены на макроуровне (индекс Р, индекс потреб Р, темпы инфл.)

3. Занятость и безработица (норма и уровень)

4. экономический рост (темп)

5. открытость экономики (валютный курс, динамика)

Субъекты:

1. Домохозяйства

2. Фирмы

3. Государства

4. заграница (не резиденты)

 

№23 Изменение объема национального производства. ВНП: понятие, виды, методы счета. ВВП.

Основным показателем, характеризующим годовой национальный объем производства явл. ВНП.

ВНП – это рыночная стоимость конечных Т и У, произведенных с помощью национального ресурса за определенный период времени.

Виды:

1. номинальный – объем товаров и услуг, рассчитываемый в ценах текущего года.

2. реальный – объем Т и У данного года, но посчитанный в постоянных ценах (базового года). Делает рез-ты разных лет сравнимыми. Реальный ВНП не увелич. когда растет инфляция.

3. Потенциальный ВНП – может быть только при эффективном хозяйствовании. ВНП потен.. > ВНП факт.

Принципы счета:

1. считают по добавленной стоимости (суммируют доб. стоимость в рамках нац. эк.)

2. не включает трансферты

3. не включает сделки с ценными бумагами.

4. не включает повторные сделки с капитальными благами. (включ. лишь 1 раз)

Методы счета:

1. по расходам C+I+G+Xn

a. включает потребительские расходы (С)

b. инвестиции (I)

i.валовые, (чистые + амортизация)

ii.внутренние,

iii.частные

c. Гос. закупки (часть расходов гос-ва, которые связаны с созданием ВНП) (G)

i.Гос. инвестиции

ii.Гос. потребление

iii.Гос. расходы на управление (т.е вести эк.таким образом, чтобы ВНП рос).

d.чистый экспорт (Xn)

 

2. по доходам W+R+Tкосв. +А+% от дохода + Прибыль корпорации + доходы от собственности.

a. з/п (W)

b.рента (R)

c. Косвенные налоги (T)

d.Амортизация (A)

e. %дохода

f. Доходы от собственности

g. Прибыль корпорации

Инвестиции – расходы фирм на капитальные блага и расходы домохозяйств на жилищное строительство.

Валовые I – расходы, связанные с совершенствованием производства.

Чистые I – расходы фирм на расширение и развитие производства.

Амортизация – расходы фирм на возмещение потребленного основного капитала.

Чистые экспорт – разница между доходами от экспорта и расходами на импорт.

Гос. закупки – приобретение гос-ми предприятиями товаров и услуг, предназначенных как для

потребительских, так и для производственных целей.

 

ВВП – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный

период времени.

№24 Взаимосвязь основных показателей системы национальных счетов.

Система национальных счетов – комплекс таблиц, в которых прослеживается движение ВНП от его создания

до использования.

ЧНП= ВНП- А. Более точно отражает результат годового пр-ва.

Нац. доход (доход от нац. ресурсов) = ЧНП- Т косв.

Нац. доход = W+R+прибыль корпораций+доход от собственности.

 

ЛД (это доход собственников ресурсов) = НД + Tr + %доход по гос ценным бумагам. - взнос на соц. страхование – Т на прибл. коорп. – нераспред. прибыль коорп.

 

ЛРД (это доход, которым распоряжается д/х) = ЛД - T инд.

 

ЛРД состоит из потребления (С) и сбережений (S). Все названные показатели – показатели потока.

 

Национальное богатство – рыночная стоимость основных производственных и не производственных фондов, незавершенного производства, хозяйственно освоенных природных ресурсов, предметов длительного пользования у домохозяйств. Это показатель потенциала страны.

 

 

№25 Номинальные и реальные величины в экономике. Дефлятор ВНП и индекс потребительских цен.

Номинальный ВНП – ВНП данного года, измеренный в текущих ценах.

Реальный ВНП – ВНП данного года, но измеренный в ценах базового года/постоянных.

Реальный ВНП позволяет сопоставлять результаты разных лет производства.

Измерение цен в экономике:

Дефлятор ВНП =

Индекс цен = (Пааше)

 

Уровень цен = дефлятор ВНП

Индекс потребительских цен –рыночная стоимость потребительской корзины в ценах данного года / базовые цены *100%

Потребительская корзина – набор товаров, без которых человек не может выжить.

 

 

№26 Совокупный спрос и совокупное предложение

Совокупный спрос (АD) –взаимосвязь уровня цен и объема ВНП, которые макро субъекты хотят и могут купить.

Совокупный спрос (АD) – реальный объем нац. производства, который д/х-ва, фирмы и гос-во готовы купить при каждом возможном уровне цен.

График Р и ВНП реальн. (так же как и D) СМ ТЕТРАДЬ.

Чем меньше общий ур-нь цен, тем больше объем ВНП, кот. м/б куплен.

Факторы, влияющие на АD:

Неценовые.

1. Изменения в расходах д/х под влиянием:

· изменения реальной стоимости богатства

· ожиданий потребителей

· задолженностей потребителей

· подоходного налога

2. Изменения в инвестиционных расходах в связи с изменениями:

· % ставки

· ожидания нормы прибыли от инвестиций

· налогов на предприятия

· технологий производства

3. Изменения в гос. расходах:

· увеличение расходов государства => AD>

· уменьшение расходов государства => AD<

4. Изменения в расходах на чистый экспорт в связи с изменениями:

· Нац. дохода в зарубежных странах

· валютных курсов.

С точки зрения классиков АD не имеет значения.

С точки зрения неоклассиков АD имеет значение, но только в краткосрочном периоде.

С точки зрения Кейнса АD имеет значение.

Отрицательный наклон обусловлен:

1. эффект реального богатства (Пигу) При увеличении уровня цен падает реальное богатство населения, сл-но падает совокупный спрос и ур-нь выпуска Т и У.

2. эффектом процентной ставки. При увелич. ур-ня цен в экономике растет спрос на деньги, что ведет к увелич. % ставки. Рост спроса на деньги ведет к сокращению инвестиций в экономике сл-но падает ур-нь выпуска. Эф. Фишера (1/1).

3. эффект импортных закупок (когда Ур. цен растет на отечественные товары, то потребитель покупает импортные => ВНП уменьшается). При увелич. ур-ня цен падает экспорт страны, увеличив. импорт, величина чистого экспорта уменьш. и объем совокуп. выпуска тоже.

Совокупное S – реальный объем ВНП при каждом возможном уровне цен. (ВНП по доходам.)

Классическая концепция АS:

Условия:

1. рыночная эк.с совершенной конкуренцией

2. цены абсолютно гибкие (Р на ресурсы приспосабливаются к Р на Т и У)

3. эффективное производство

4. гос-во выполняет функцию ночного сторожа. (СМИТ А.)

5. Объем производства постоянен.

График СМ ТЕТРАДЬ.

 

Факторы АS (классич.):

1. кол-во ресурсов

2. качество

3. технология

По неоклассикам (Промежуточный):

Краткосрочный период – период, за который Р на ресурсы не успевают приспосабливаться к ур. Р на Т и У.

Долгосрочный – успевают.

Факторы АS:

1. количество ресурса

2. качество ресурса

3. Р на ресурсы

4. ожидание

5. макрополитика

В неоклассической модели колебания АS и AD приводят к изменению Pe и Ye

ГРАФИК СМ ТЕТРАДЬ.

 

По Кейнсу:

Условия:

1. несовершенная конкуренция.

2. Не полная занятость

3. краткосрочный период

4. гос-во должно вмешиваться в эк.

5. цены постоянны

 

Величина AS определяется намерениями субъектов (AD). – Теория эффективного спроса.

Последствия в долгоср. периоде:

стагнация (застой)

Инфляция

дефицит

госдолг

безработица

Шоки AS, AD.

Причины негативных шоков:

· резкое непредвиденное изменение предложения денег

· неожиданное резкое изменение элементов совокупных расходов (С, G, I, Xn)

Позитивный шок AD – рост уровня цен и фактического равновесного ВНП.

Негативный AD – обратные последствия.

 

Причины шоков AS – изменения цен на ресурсы, катаклизмы.

Негативный шокAS – инфляция издержек

Позитивный шок AS – технологический шок. В долгосрочном периоде воздействует на потенциальный ВНП.

 

№27 Потребление и сбережение: понятие, факторы.

ЛРД состоит из потребления и сбережения (C и S).

Потребление – та часть доходов домохозяйств, которая используется на приобретение Т и У. Первичные расходы в экономике.

Сбережение - та часть доходов домохозяйств, которая остается после потребления. Изъятие.

Потребление зависит от дохода.

Факторы потребления:

· уровень налогообложения

· ожидание изменения цен, доходов и пр.

· накопленное богатство

· объем бесплатных услуг, оказываемых населению

· насыщенность рынка товарами

· задолженность по потребительским кредитам

· уровень цен

Средняя склонность к потреблению – доля располагаемого дохода, направляемая на потребление

APC=

 

Средняя склонность к сбережению – доля располагаемого дохода, направляемая на сбережение.

APS= Растёт с ростом У.

 

Предельная склонность к потреблению (MPC)- отношение изменения потребления к изменению дохода.

MPC=

Предельная склонность к сбережению (MPS)- отношение изменения сбережений к изменению дохода.

MPS= Постоянная величина

C=c + MPC (Y - T).

Где С - потребит. расходы

с - автономное потребление

МР - предельная склонность к потреблению

Y - T - располагаемый доход Yd

 

S = -c + (1 - MPC) * Yd.

MPS+МРС=1, т.к. Yd = С+S.

Парадокс бережливости – попытка общества больше сберегать оборачивается меньшим объемом сбережений из-за снижения равновесного дохода.

 

№28 Инвестиции: понятие, факторы, роль в экономике.

Инвестиции – Расходы фирм на капитальные блага, людей на жилье, на запас и.т.п.

Зависят от ставки % (кредиты дороже, внутренние издержки, Р на ценные бумаги низкие)

График I, Q (так же как и спрос).

Факторы динамики издержек:

· ожидание

· макрополитика

· технология

· издержки инвестирования

· отдача от инвестиций

Роль в экономике:

o реализуются достижения научно-технического прогресса

o изменение структуры производства

o темпы эк роста

o рост благосостояния

o Инвестиции Кейнса:

o 1) Автономные (инвест. зависят от ставки %),

o 2) Инвестиции у Кейнса чистые.

o 3) Инвестиции плановые (желаемые, прогнозируемые). I фактич.= I план.+ ∆ТМЗ

Фирме выгодней увеличить запасы готовой продукции, чем уменьшить производство.

Фирме дешевле заказать сырье редко, но большими партиями. Продавцы создают запасы, чтобы удовлетворить спрос в будущем.

 

Уе = С+ Iплан.; Уе = С + S=> C + I=C + S or I (r) = S (Y). Равновесие.

 

№29 Равновесие на товарном рынке: механизм достижения, характеристика.

Кейнсианская модель «Доходы–расходы» – это макроэкономическая модель равновесия на товарном рынке. Описать это равновесие можно двумя уравнениями: У = АЕ пл и S = Ī пл, где У – реальные доходы, объемы выпуска, АЕ пл –планируемые совокупные расходы, включающие в себя потребление С и инвестиции I ¹, S – сбережения, Ī пл – автономные, плановые инвестиции.

Граф.1 - Равновесие на товарном рынке и механизм его достижения

Равновесие достигается в точке Е, когда фактический реальный доход равен планируемым расходам. На данном рисунке линия 45° – это график фактических совокупных расходов АЕ факт, которые всегда равны объему дохода, объему выпуска, т. е. АЕ факт – это совокупное предложение; а планируемые совокупные расходы АЕ пл представляют собой намерения макросубъектов истратить на товары и услуги определенную сумму, т. е. АЕ пл – совокупный спрос.

Второе условие макроэкономического равновесия Iпл = S

Граф. 2 - Сбережения, инвестиции и равновесный уровень дохода

Равновесный размер дохода УЕ – это тот уровень ВНП, при котором сбережения равны планируемым автономным инвестициям. Этот уровень выше порога сбережений У 0. Если инвестиции не равны сбережения и ситуация левее точки Е, то s < I и незапланированные инвестиции (ТМЗ) начнут уменьшатся, а У↑ до УЕ, а если правее, то процесс будет противоположным.

рис. 3 и рис.4 - Рецессионный и инфляционный разрывы

Рецессионный разрыв означает, что фактический равновесный объем выпуска УЕ меньше потенциального У пот, планируемые совокупные расходы АЕ пл меньше тех, которые обеспечивали бы выпуск ВНП потенциального. Другими словами, рецессионный разрыв – это величина, на которую должны возрасти АЕ пл, чтобы повысить У Е до неинфляционного уровня полной занятости.

Инфляционный разрыв – это величина, на которую плановые расходы АЕ пл превышают те, которые бы обеспечили выпуск потенциального ВНП, другими словами, перед нами величина, на которую должны сократиться совокупные расходы, чтобы вернуться до неинфляционного уровня полной занятости.

По Кейнсу, экономика может попасть в рецессионный или инфляционный разрывы и стимулов выйти из такого состояния нет, поэтому необходимо государственное вмешательство. Чтобы преодолеть рецессионный разрыв, нужно стимулировать совокупный спрос (совокупные расходы) с помощью фискальной и монетарной политики. Инфляционный бум предполагает, напротив, государственную политику, сдерживающую совокупный спрос.

1.Состояние индивидуального рынка (от 1 товара или услуги) зависит от поведения покупателей и продавцов. Рац. потребитель при имеющемся у него бюд. ограничении будет max совокуп. полезность.

2. основ. фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. м/д ценой и спросом существует обратная зависимость.

3.спрос и предложение зависит от цены. м/д ценой и предложением существует прямая зависимость. Важнейший неценовой фактор, влияющий на предложение – это издержки производства.

рын. равновесие – эта такая ситуация на рынке, при которой спрос равен предложению. Цена, при ктр достигается рын. равновесие-цена рын. равновесия.

№30 Мультипликатор: понятие, виды, механизм. Значение теории мультипликатора.

Мультипликатор – показывает, как изменяются совокупные доходы под влиянием изменения совокупных расходов. Как влияет прирост инвестиций на прирост выпуска.

М/пл АЕ = /\ВНП / /\АЕ

Виды:

· в статике М/пл I = /\у / /\ I

· в динамике М/пл I = 1/1-МРС

· гос. закупок

М/пл c= /\у / /\ с

М/пл c= 1/1-МРС

· налогов

М/пл т = /\у / /\ т

М/пл т = МРС/ 1- МРС

· трансфертов

М/пл =/\у / /\ тр

М/пл = МРС/ 1-МРС

· банковские М/пл = 1/RRR * 100%

Виды мультипликатора:

а) Мультипликатор автономных налогов - коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу.

б) Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается

(уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. М/пл =/\у / /\Tr

г) Мультипликатор внешней торговли

д) Банковский мультипликатор - представляет собой процесс увеличения денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. М/пл = 1/RRR * 100%

 

Рис. 1 - Эффект мультипликатора

Вертикальное смещение линии плановых расходов вызвало большое увеличение равновесного ВНП. Итак, мультипликатор автономных расходов показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) национального дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. В практике хозяйствования это означает, что относительно небольшое изменение потребления, инвестиций, государственных закупок и налогов могут вызывать значительные изменения выпуска и занятости.

 

№31 Деньги: сущность, функции, виды. Спрос на деньги и предложение денег.

Деньги – все то, что принимается продавцами для оплаты Т и У, финансовые ср-ва, которые выполняют определенные функции:

· ср-во обращения,

· ср-во сбережения (сохранения стоимости)

· Ср-во платежа

· Масштаб цен (мера стоимости)

· Мировые деньги

Виды:

· товарные «+» не подверже6ны инфл., «-» не явл.мобильны, высокие издержки обращения.

· кредитные (долговые обязательства): расписки, чеки, векселя, банкноты. Они не обесцениваются, были разменяны на золото до 30гг 20в, до 1976 запретили.

· бумажные – гос. обязательства, не имеющие реальной ценности, не разменяны на золото, имеют принудительную силу хождения, покупательльная способность (поддерживается состоянием эк, и авторитетом гос-ва). «+» мин. С = 0 => удобны, «-» подвержены инфл.

Спрос на деньги – то кол-во денег, которое субъекты хотят иметь при всех ставках процента.

спрос на деньги для сделок.

Уравнение Фишера MV=P*Q; MV=P*Y; MDт= P*Y/V

спрос на деньг и со стороны активов (спекулятивный) График I и М (МДт гипербола).

ЛРД= потребляемый + сберегаемый (деньги, ценные бумаги, недвижимость, капитал).

спрос из соображения предосторожности. Факторы: Ур. дохода, ожидание, степень неопределенности эк., издержки, т.е потери которые несет чел. когда превращает неликвидные ср.в ликвидные.

 

№31 Деньги



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.296 с.)