Практическое применение модели спроса и предложения. Государственные меры воздействия на рынок и их последствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое применение модели спроса и предложения. Государственные меры воздействия на рынок и их последствия.



Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

1. свои расходы,

2. налогообложение,

3. регулирование

4. государственное предпринимательство.

Гос. регулирование:

Государство устанавливает max и min Р (P max < Pe, P min > Pe).

Недостатки:

- дефицит è очереди, талоны, карточки;

- появление/рост теневой Э

- модификация рынка

Плюсы:

- обычно выигрывает определенная партия (предвыборная компания, партия у власти)

- выиграют те, кто хранит по Р max (не бедняки, а продавцы, политики, те, кто печатает карточки и т.п.)

 

Р min устанавливается на рынках труда и сельхоз продукции.

Рынок труда

Плюсы:

- снижение конфликтности в обществе

- труд для фирмы становится дорогим è поиск новых технологий, внедрение научного труда è прогресс

- повышение конкуренции между работниками (квалификация, мобильность)

Недостатки:

- формируется слой институциональной безработицы

- рост расхода бюджета на поддержание безработных

- модификация рынка

 

Гос. Расходы:

Считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). и трансфертных платежей.

Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров.

Трансфертные платежи изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления.

Государственное предпринимательство

осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.

 

№7 Теория потребительского выбора (общая характеристика).

Объект – потребление и обмен.

Субъект – домохозяйство (выбирает лучшее из альтернатив, имеет ограничения в бюджете). Цель – максимилизация совокупной полезности.

Полезность – удовольствие, удовлетворение от приобретения и использования товаров и услуг.

Марженалисты рассматривают предельную и совокупную полезность.

· Предельная полезность – дополнительное удовольствие от приобретения еще 1 доп.ед. товара и услуги.

· Совокупная – удовольствие, которое получают от данного объема товара и услуги.

Они доказали, что цены товаров складываются на основе предельной, а не совокупной полезности, поэтому алмаз дороже воды. (ПАРАДОКС СМИТА)

Оценку предельной полезности осуществляет потребитель (если вино дорогое => дорогие виноградники).

· Закон убывающей предельной полезности – это принцип, согласно которому по мере насыщения потребности, предельная полезность товара и услуги убывает.

 

ГРАФИК СМ В ТЕТ. Совокупная полезность (TUx) растет, когда предельная полезность (MU) положительна.

Формирование спроса:

1.функциональный (спрос обусловленный потребительскими свойствами Т и У)

2.нефункциональный

a. социальный

i. присоединение к толпе

ii. эффект представительства (Веблена) покупка дорогих вещей.

iii. эффект сноба (потребитель хочет выделиться из толпы)

b.спекулятивный (рождается ожиданием)

c. нерациональный

Кардиналисты.

Полезность измерима.

Они рассматривают свою теорию при условии:

1.дана цена товара

2.брали 2 товара Х и У

3.потребитель ограничен бюджетом

4.потребитель ведет себя рационально и максимизирует полезность

· Они считали, что потребитель может и умеет количественно выразить предельную и совокупную полезности (придумали единицу измерения в Утилях).

· Предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой следующей ед. меньше полезности предыдущей (1-й закон Госсена – потребности людей насыщаемы).

· Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы получить максимум полезности от совокуп. приобретенных благ.

Ординалисты.

 

· Считали, что потребитель может качественно измерить полезность товара (лучше-хуже).

· Потребитель может ранжировать потребности

· ненасыщаемость потребностей.

· Невозможно измерить предельную полезность, т.к. потребитель измеряет не полезность отдел. благ, а полезность наборов благ. Товары во взаимосвязи.

Инструменты, которые они исп.:

-бюджетная линия – линия, которая отображает набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат. Любая точка на БЛ доступна потребителю.

График, где Х У. Может сдвигаться если меняется доход при неизменных ценах; когда пропорционально и однонаправлено измен. цены; меняет наклон в том случае, если непропорционально меняются цены.

- кривая безразличия – совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.

График, где Х У (гипербола). Имеет отрицательный наклон, т. к существует цена выбора; можно построить карту кривых безразличия, т.к они не пересекаются; чем дальше от начала координат, тем предпочтительнее для потребителя набор товаров на них.

 

№8 Эластичность спроса и валовая выручка фирмы. Коэффициент эластичности.

Эластичность спроса – это количественная характеристика спроса.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Прямой коэффициент эластичности спроса показывает как изменяется величина спроса (%) при изм. цены данного товара на 1%. СМ.ТЕТРАДЬ.

К = 0 абсолютно неэластичный спрос. График, где P Q (вертикаль)

0< К <1 неэластичный спрос. График, где P Q(почти вертикаль, немного имеет наклон)

К = 1 товар единичной эластичности. График, где P Q (обычный спрос)

1 < К < бесконечность Эластичный спрос. График, где P Q (обычный спрос, но близка к Х и У)

К = бесконечности Абсолютно эластичный спрос. График, где P Q (горизонталь)

Факторы эластичности:

1.наличие (отсутствие) товаров заменителей. Чем больше товаров заменителей, тем эластичнее спрос.

2. время. Чем продолжительнее период роста цены, тем эластичнее спрос.

3. ранг товара.

4.зависит от доли расходов на этот товар в бюджете потребителей, чем выше доля, тем выше коэффициент.

Коэффициент перекрестной эластичности – показывает как изменяется величина спроса на данный товар, при изменении цены другого товара на 1%.

К = 0 если товары не заменители

К > 0 если они заменяют др.др. (СУБСТИТУТЫ)

К < 0 если дополняют др.др. (комплементы)

Коэффициент эластичности по доходам – показывает на сколько % изменится величина спроса при изменении спроса на 1%.

Факторы эластичности спроса по доходам:

1.зависит от того к какой группе относится данный товар.

a. Продовольственные 0<k<1

b.Промышленные 1<k<3 до 10 и более товаров особого престижа.

c. Товары представительского класса k>3

2.Уровень дохода.

Совокупная (валовая) выручка производителей – произведение количества проданной продукции на ее цену TR = P * Q, где TR – совокупная валовая выручка, Р – цена товара, Q – его количество.

 

 

№9 Природа экономических издержек. Экономическая прибыль.

Издержки – цена выбора (альтернативная стоимость), т. к.:

* рес-сы редки и имеют ценность

* цена на рес-сы складывается рыночным путем в процессе выбора

* потребитель должен признать затраты фирм.

 

Экономические издержки – те доходы, которые фирма вынуждена обеспечивать владельцам ресурсов, чтобы отвлечь ресурсы от другого альтернативного использования.

Издержки:

1.внешние (явные) бухгалтерские затраты фирмы на чужие ресурсы.

2.внутренние (неявные) – упущенная выгода, т.е тот доход, который фирма могла бы получить, если бы свои ресурсы использовала вне фирмы, не у себя.

Виды внутренних С.:

1.безусловная З/П в том случае если предприниматели заняты трудом.

2.безусловная аренда, если у предпринимателя есть собственная земля.

3.безусловные проценты, если у фирмы есть собственный физ.капитал.

4. нормальная прибыль –минимальная плата, необходимая для удержания предпринимательского таланта лица в рамках данного предприятия.

Внешние + внутренние С. =экономические С. (они всегда выше чем бухгалтерские).

Прибыль – превышение валовой выручки над С.

Бухгалтерская прибыль = TR (выручка ф.) – С внешние

Эк.прибыль = доход – эк.С.(С бухг. и С внутр.)

Безвозвратные С. – С., которые общество никогда не возмещает. Их нельзя допускать, если они допущены нельзя принимать их во внимание.

 

№10 Издержки в краткосрочном периоде. Динамика валовых, средних и предельных издержек.

Краткосрочный период – период, когда большая часть факторов производства остается постоянной, фиксированной, и для того чтобы увеличить (сократить) объем производства фирма может изменить только 1 фактор производства.

Количественные характеристики С.

Издержки в краткосрочном периоде:

· Постоянные – те расходы фирм, которые не связаны с объемом выпуска (налоги на имущество, з/п охраннику)

· Переменные – те, которые связаны с объемом выпуска (расходы на электричество, сырье, з/п рабочего персонала)

ТС=FC+VC (совокуп. издержки)

В долгосрочном периоде все С переменные (т.к. все ресурсы переменные)

Виды внутренних С (СМ.ТЕТРАДЬ):

1. ТС. валовые – затраты фирмы на данный объем товаров и услуг, при данном объеме выпуска (фирмы считают валовые С, чтобы сравнить с валовой прибылью)

a. постоянные (TFC) - не связаны с объемом выпуска (возникают тогда, когда производство еще не начато)

график С и Q (горизонталь)

 

b. переменные (TVC) – динамика обусловлена действием закона убывания предельной производительности.

2. АС. средние - затраты фирмы на ед. продукции при данном объеме выпуска (себестоимость)

AC=TC/Q

AC=AVC+AFC

a. Постоянные

b. Переменные

 

3. МС. предельные - затраты фирмы на еще 1доп.ед.продукции.

MC=∆TC:∆Q, где ТС - совокупные издержки.

Предельный доход (MR) – это дополнительный доход, который можно получить, если произведешь и реализуешь еще 1 доп. ед. продукции. График общей модели С (МС, АС, AVC)

Золотое правило выбора объема производства: MC = MR (золотое правило выбора Q).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.022 с.)