Рынок: понятие, функции, структура и основные субъекты. Схема экономической активности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: понятие, функции, структура и основные субъекты. Схема экономической активности.



Рынок – это структура, с помощью которой взаимодействуют производители и потребители и в результате формируются цены и объемы продаж.

 

Функции рынка:

1. Стимулирующая (рынок как система прибыль – убытки).

2. Информационная (поставляет информацию не полную и непрямую, но достаточную для выбора).

3. Рынок приспосабливает производство к постоянно изменяющимся потребностям потребителей

4. Ценообразующая (при свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями, формируется в результате торгов)

5. Посредническая (обеспечивает прямую связь между производителями и потребителями, позволяя им найти более выгодные варианты купли-продажи)

Структура рынка:

По объекту:

· товаров и услуг

· ресурсов

· финансовый

По территории:

· местный

· региональный внутренний рынок (закрытая экономика)

· национальный

· внешний

По организации:

· организованный (существует инфраструктурное звено (биржа, магазин), оно гарантирует сделку, страхует товар, формирует цену)

· неорганизационный (не отвечает за товар).

По конкурентности:

· совершенной конкуренции (производители и потребители отделены др.от др.)

· несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

По степени насыщенности товарами:

o Равновесный

o Дефицитный

o Избыточный

 

Конкуренция – условия, при котором производятся и реализуются товары, услуги.

 

Основные субъекты рынка:

  • Домохозяйство – обособленная экономическая единица, владеющая ресурсами. Цель: максимально удовлетворить потребности.
  • Фирма – обособленная Э единица, владеющая частью ресурсов (предпринимательские способности. Цель: максимизация прибыли
  • Государство – обособленная экономическая единица, владеющая частью ресурсов. Цель: достижение всеобщего благоденствия.

Функции:

- нарабатывает правила игры (создание правового фона)

- охраняет рынок (антимонополистическая, кредитная, налоговая политики)

- вводит в Э соц. гарантии

- соц. ориентировано перераспределяет ресурсы

- обеспечивает стабильное развитие.

 

 

TR – валовая выручка (TR = QP)

Т – нормативное изъятие части налогов субъекта

Tr – трансферты – доходы без обратных требований (субсидии, субвенции, дотации)

Субсидии – доходы, которые государство обеспечивает фирмам при каком-то ЧП.

Субвенции – дополнительные доходы под программы/аукционы от государства

Дотации – доходы, которые государство обеспечивает фирмам, чтобы покрыть разницу между высокими издержками и низкими розничными ценами на товары/услуги.

 

Спрос и предложение как параметры рынка: понятие, графическое изображение, факторы.

Для того, чтобы говорить о спросе и предложении, нужно допустить следующие абстракции:

· Один товар

· Рынок совершенной конкуренции

· Рациональные субъекты (выбирают лучшую из альтернатив)

· Краткосрочный период

· Взаимосвязь цен и объемов при прочих равных.

Спрос (D) — платежеспособность субъекта.

Спрос — количество товаров и услуг, кот. домохозяйство желает и может приобрести по всем ценам за определенный период времени.

Спрос – соотношение цен и количества товаров и услуг.

Величина D – количество товара/услуг, которое будет куплено по определенной цене за определенный период.

Закон D – обратная взаимосвязь между ценой товара и величиной D. Объем спроса зависит от цены. Множество цен порождает множество спроса.

Кривая D имеет отрицательный наклон, что говорит о желании потребителей купить большее количество благ по меньшей цене. Qd = f(P), где Qd – величина D, Р – цена.

СМ. ТЕТРАДЬ.

Наклон кривой спроса:

1) Есть эффект дохода => Р >, то покупают <; если P<, то покупают >.

2) Эффект замещения. Если товар дорожает, покупатель приобретает заменитель.

3) Кривая выпукла к началу координат, т.к. действует закон предельной полезности. При увеличении объема потребляемого товара его предельная полезность уменьшается (удовольствие <).

На спрос влияют неценовые факторы:

· Увеличение/сокращение доходов потребителей

Нормальный товар – D изменяется в одном направлении с доходом.

Низший товар – D изменяется в противоположном направлении с доходом.

· Изменение вкусов и предпочтений

· Ожидания относительно цен будущего периода

· Изменение цен товаров-субститутов и комплементов

· Рост и уменьшение числа покупателей на рынке и т.п.

Предложение (S) – количество товаров/услуг, которые фирма готова произвести и реализовать по всем ценам за определенный период времени.

Величина S – количество товара/услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.

Закон S – прямая зависимость между Р и величиной S.

Кривая S показывает, какое количество Э блага готовы продать производители по разным Р в данный момент времени.

Qs = f(P), Qs – величина S (макс. объем товаров который фирма готова произвести по данной цене), P – цена.

Кривая S имеет положительный наклон, что означает желание производителя продать большее количество благ по более высокой цене при прочих равных условиях. При увеличении объема выпуска товара растет альтернативная стоимость.

Неценовые факторы:

· Цены ресурсов

· Технология

· Ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики

· Размер Т и субсидий

· Количество продавцов на рынке и т.п.

Изменение величины S – движение точки по кривой S: чем выше цена, тем выше величина предложения, и наоборот.

Изменение в S – сдвиг кривой предложения под влиянием неценовых факторов вправо вниз, либо влево вверх. Цена на товар остается неизменной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.011 с.)