Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ взаимосвязи благополучия в регионе и уровня развития социального предпринимательстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Последние несколько лет стали временем становления в России качественно нового явления на стыке социальной и экономической систем страны. Феномен социального предпринимательства, ранее широко известный лишь за рубежом, получил распространение и в отечественной бизнес-практике. Накопленный опыт реализации проектов в сфере социального предпринимательства требует осмысления, оценки проблем и перспектив развития этого явления в условиях региона. В Республике Коми социальное предпринимательство еще только развивается, хотя регион «обладает достаточным потенциалом для активного вовлечения негосударственного сектора в сферу социальных услуг, реализации социальных инициатив и социально-ориентированных проектов с использованием возможностей всех секторов экономики для формирования полноценной и эффективной инфраструктуры поддержки социального предпринимательства»[24]. Благополучие региона определяется не только развитием экономики, но и состоянием социальной сферы. Этот факт заставляет искать и внедрять новые способы привлечения дополнительных ресурсов для решения социальных задач. Одной из таких новых эффективных форм является социальное предпринимательство. Речь идет о вовлечении в социальную сферу негосударственных предприятий и организаций Для более полного пониманиявзаимосвязи уровня развития социального предпринимательства и благополучия в регионе нужно раскрыть понятие социального благополучия. Под социальным благополучием понимается «высшая социальная ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества»[25]. Таким образом, социальное предпринимательство выступает социальным регулятором благополучия общества, то есть направлено на поддержание благоприятных социальных условий, в которых возможно эффективное производство и распределение социальных благ для наиболее полной реализации потребностей и интересов социальных субъектов на разных уровнях их жизнедеятельности. Социальное предпринимательство решает множество региональных проблем, таких как: повышение качества социальных услуг, а также расширение их спектра (к данным социальным услугам относятся: дошкольное образование, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и лиц с инвалидностью и другие); решение острых социальных проблем; снижение нагрузки на региональный бюджет, которое достигается посредством уплаты налогов, а также передачей государством некоторых социальных задач в коммерческий сектор и сектор НКО (дополнительное образование; экологические бизнес - проекты по переработке мусора; выпуск социально-значимой продукции, например средств реабилитации; социально - медицинские услуги; оказание социально - значимых услуг; трудоустройство населения в сельских районах и развитие сельского хозяйства; гериатрические услуги; сохранение и возрождение культурного и исторического наследия); территориальное развитие за счет насыщения городской среды и повышения территориальной связности, в том числе за счет развития неиспользуемых земель и создания транспортной инфраструктуры; «развитие культурной среды за счет максимально эффективного использования социальными предпринимателями потенциала существующих и вновь создаваемых культурных учреждений»[26], трудоустройство граждан в трудной жизненной ситуации: инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы, «при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди работников компаний социального бизнеса составляет не менее 50 %, а доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %»[27]. Большую роль оказывает социальное предпринимательство в накоплении социального и человеческого капитала, что выражается проявлением гражданской инициативы, повышением гражданского самосознания в решении социальных проблем, ведь социальное предпринимательство может развиваться только в том случае, если существует система заинтересованных сторон в лице органов государственной власти, общественности, бизнеса, НКО, потребителей социальных услуг, что говорит о важности развития того или иного социального бизнес-проекта. Кроме того, социальное предпринимательство дополнительно активизирует деятельность СОНКО как важного ресурса местного сообщества. В рамках социального предпринимательства НКО могут наметить новые перспективы своего развития, в том числе социальной предпринимательской деятельности, предусмотренные действующим законодательством и учредительными документами организации не противоречащей приоритетности решения социальных задач данной организации. По словам экс-министра образования региона Владимира Шаркова, в Республике Коми проблема нехватки мест в детских садах успешно решается за счет развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе устройства детей до трех лет.В качестве примера можно привести детский центр «Кроха», который берет детей с шести месяцев, частный детский сад «Теремок» с 8 месяцев. Таким образом, в 2012-2013 годах в Республике Коми удалось устроить 1688 малышей (41 процент от количества дошкольников, нуждающихся в устройстве в детский сад). По Северо-Западному федеральному округу охват альтернативными формами составил 32,3 процента. В 2012-2013 учебном году в шести муниципальных образованиях республики (Сыктывкар, Усинск, Воркута, Троицко-Печорский, Усть-Куломский, Сыктывдинский районы) работали группы кратковременного пребывания детей, центры игровой поддержки, консультативные пункты различной направленности, группы присмотра и ухода. Один из минусов частных детских садов по сравнению сгосударственными является высокая стоимость услуг: от 11 до 13,5 тысячи рублей. На сегодняшний день есть два пути решения этой проблемы. Первый - предоставление в аренду муниципальных площадей с применением льготного коэффициента. Этот вариант хорошо отработан на примере Сыктывкара. Муниципалитет предоставляет в аренду площади, на которых создаются дополнительные места (группы раннего возраста). Данная мера позволяет снизить стоимость услуги, введя дифференцированный подход к оплате услуг: перерасчёта в случае болезни ребёнка, сохранения места на период отпуска родителей, почасовая оплата в период адаптации малыша, начиная с двухмесячного возраста. Ещё один способ снизить услуги - получение лицензии на право ведения образовательной деятельности, чтобы частные детские сады могли встать на одну ступень с муниципальными. Родители получат право на возврат части оплаченных за услугу средств, а частные детские сады смогут рассчитывать на муниципальное задание. Нужно отметить также деятельность территориальных общественных самоуправлений, которыезанимаются развитием местных сообществ по следующим направлениям: «благоустройство территорий, строительство социального пункта проката, строительство колодцев, площадок для отдыха, строительство спортивных площадок»[28]. Таким образом, ТОСы выступают важнейшим инструментом развития территорий. Республика Коми является регионом, успешно внедряющим механизм государственно-частного партнерства в социальное обслуживание населения: два проекта являются положительным опытом внедрения государственно-частного партнерства в сферу социального обслуживания: одно из учреждений уже открыто и осуществляет свою деятельность, это «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты Усть-Куломского района, а другое – построено, но еще ведутся отделочные работы и начало функционирования запланировано на II полугодие 2016 г., это проект по строительству пансионата для проживания пожилых людей в посёлке Максаковка. Данные проекты направлены на повышение качества социальных услуг и внедрение инновационных форм их предоставления. Также, в последнее время, наметилась интересная тенденция по передаче части социальных услуг в негосударственный сектор, так называемый аутсорсинг социальных услуг. Однако далеко не всегда непрофильная социальная услуга, переданная коммерческому предприятию, оказывается дешевле и качественнее. Представители учебных заведений Княжпогостского района доказали, что передача на аутсорсинг коммерческим структурам обслуживания школьных автобусов обойдется в два-три раза дороже для бюджета по сравнению с использованием собственных автобусов. Однако есть и положительный опыт, по словам главврача Усть-Куломской ЦРБ Ирины Книгницкой, когда больница неплохо выиграла, отказавшись от содержания своей прачечной, а с 2016 года и транспорт ЦРБ хотятпланируется перевести на систему аутсорсинга. А вот опыт с переводом в коммерческий сектор услуг по питанию себя не оправдал. Предприниматели с требуемыми стандартами не справляются. Расширение сети социально-предпринимательских инициатив ориентировано прежде всего на региональный уровень, что предполагает конструктивное отношение к ним со стороны местных органов власти. В Республике Коми в 2014 году был создан «Центр инноваций социальной сферы»[29] при Коми республиканской академии государственной службы и управления. Его основная цель - поддержка гражданских инициатив для эффективного развития социального предпринимательства в регионе. Ключевой структурой для реализации программы развития социального предпринимательства в Сыктывкаре стал новый проект - «Школа социального предпринимательства» разработанный и реализуемый Центром инноваций социальной сферы (ЦИСС) совместно с Коми республиканской академией государственной службы и управления. Реализация данного проекта направлена на решение ключевой проблемы развития социального предпринимательства – недостаточного уровня профессиональной подготовки социальных предпринимателей, их слабой информированности по различным вопросам предпринимательской деятельности, в том числе в сфере социальных бизнес-проектов. Также ГУП РК «Республиканское предприятие Бизнес-инкубатор»[30] проводит курсы по программе «Социальный предприниматель» и оказывает помощь и поддержку начинающим и действующим предпринимателям. На практике социальными предпринимателями могут быть юридические лица любых организационно-правовых форм: коммерческие организации; НКО; индивидуальные предприниматели. В связи с этим, под социальным предпринимательством понимается предпринимательская деятельность индивидуальных предпринимателей (ИП), коммерческих организаций (КО), некоммерческих организаций (НКО), направленная на достижение социально-значимых целей, при которой извлечение указанными организациями прибыли в интересах участников не является основной целью их деятельности и, в случае получения таковой, она, как правило, используется в большей части для реинвестирования в деятельность указанных организаций для достижения поставленных социально-значимых целей. Социальное предпринимательство своей деятельностью способствует выявлению причин и факторов возникновения социальной маргинализации и предлагает соответствующим целевым группам возможности по получению ранее недоступных благ. Социальное предпринимательство осуществляет прямое действие по реализации социальной программы, используя «заработанный доход», прямо и непосредственно на решение социальных проблем. Организационно-экономической единицей социального предпринимательства является социальное предприятие, в основу функционирования которого, наряду с обязательными условиями успешной производственной деятельности, заложены социально-экономические инновации. Необходим переход к качественно новому этапу развития, целью которого является ликвидация разрыва между экономическим потенциалом и качеством среды и жизни, который регион может обеспечить своим жителям. Нивелирование данного разрыва возможно путем развития сферы социального предпринимательства, позволяющей не только расширить спектр предоставляемых социальных услуг, но и создать, таким образом, систему стимулов для реализации проектов на принципах самоокупаемости, минимизируя нагрузку на региональный бюджет. Социальное предпринимательство выступает значимым фактором решения сложных государственных и, в первую очередь, региональных социальных проблем, становится фактором развития инновационной региональной среды, «механизмом, который может и должен стать социальным измерением модернизации России»[31]. Тиражируемостьопыта, изначально заложенная в концепции социального предпринимательства, позволяет быстро и эффективно расширять число социальных предприятий, переносить подходы и идеи в различные районы Республики Коми для достижения благополучия населения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.008 с.) |