Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективы развития социального предпринимательства в Республике Коми ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
В настоящее время региону необходим переход к новому этапу развития, «целью которого является ликвидация разрыва между экономическим потенциалом и качеством среды и жизни»[84], которое Республика может обеспечить своим жителям. Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[85]дает возможность развивать негосударственный сектор при оказании социальных услуг государству или субъектам. Эти услуги могут предоставляться в области социальной сферы, социального обслуживания, образования, медицины, культуры, спорта – негосударственными учреждениями. То есть государство будет лишь устанавливать социальные стандарты и финансировать предоставление таких услуг. Сами заказы на социальное обслуживание будут распределяться на конкурсной основе, их поставщиками могут быть коммерческие и некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели. На сегодняшний день, в Республике высокими темпами развиваются различные формы предпринимательской деятельности в сфере оказания социальных услуг для социально слабо защищенных категорий населения, в сфере культуры и народных ремесел, дошкольного и дополнительного образования, здравоохранения с опорой на органы территориального общественного самоуправления в тесном межсекторном взаимодействии с органами власти и бизнесом. Однако, существуют ниши, которые не затронуты социальным предпринимательством, к таким можно отнести: развитие сельского хозяйства и занятости в сельских районах, социальное такси для маломобильных и немобильных групп населения, трудоустройство и самозанятость людей с инвалидностью и другие. К тому же, существующие социальные бизнес-проекты необходимо тиражировать в рдругие районы республики, поскольку на данный момент активное развитие социального предпринимательства наблюдается только в г. Сыктывкаре. С этой целью был создан каталог лучших социальных тиражируемых проектов Республики Коми «Центром инноваций социальной сферы»[86] совместно с Коми республиканской академией государственной службы и управления, который вобрал в себя лучшие социальные проекты региона. Также проводятся различные вебинары и информационные площадки, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития социального предпринимательства.
Государственный интерес к теме социального предпринимательства в России отмечается уже несколько лет и на федеральном и на региональном уровне. Речь идёт о поддержке «субъектов малого предпринимательства», «занятых социально ответственной деятельностью», направленной на решение социальных проблем. По данным Министерства экономического развития Республики Коми объемы финансовой поддержки следующие: «с 2012 года государственную поддержку получили более 330 НКО и общий объем средств на поддержку составил 115 млн рублей, в том числе из федерального бюджета - 42 млн рублей; в 2015 году на поддержку СО НКО из республиканского бюджета было выделено 32 млн рублей, из которых 11, 5 млн рублей из федерального бюджета. В том числе по Министерствам Республики Коми: Министерство экономики – 19 млн рублей, Министерство труда занятости и социальной защиты – 7 млн рублей, Министерство национальной политики – 3, 2 млн рублей, Министерство массовых коммуникаций, информатизации и связи – 2 млн рублей, Министерство культуры – чуть меньше 1 млн рублей»[87]. В соответствии с Постановлением Правительства об утверждении порядка предоставления на конкурсной основе субсидий СО НКО не менее 50% по требованию Министерства экономики России от общего объема субсидий, выделяемых на республику – 9,9 млн рублей, обязательно направить на те проекты, которые реализуются в области замещения государственных социальных услуг. В декабре 2015 года на государственную поддержку подобных проектов было выделено - 5, 2 млн рублей. Продолжена работа организаций, поддерживающих малое и среднее предпринимательство, которые курируют Министерство экономики РК, таких как: Микрофинансовая организация РК (выдает кредиты на льготных условиях, выдано 52 кредита на сумму 29,9 млн рублей, 10% из которых – социальное предпринимательство) и Гарантийный фонд РК (оказывает поддержку малому и среднему бизнесу, в 2015 году – 12 поручительств на общую сумму 28,2 млн рублей, 1 социальный проект). Имущественная поддержка предусматривает предоставление льгот по оплате аренды за пользование помещением. Данная поддержка оказывается на территории ГУП РК «Бизнес-инкубатор»[88]: 1 год – 25% от общей стоимости аренды помещения; 2 год – 50% и 3 год – 75%. 1 ноября 2015 года на территории бизнес-инкубатора осуществляли деятельность – 55 субъектов малого и среднего предпринимательства, 10 из них это социальные предприниматели.
Однако, несмотря на существующие меры поддержки, по данным социологического исследования, большинство начинающих и действующих социальных предпринимателей г. Сыктывкара не знают о мерах государственной поддержки, а испытывают потребность в поддержке практически все (Приложение 2). В основном, им требуется финансовая помощь. Также выяснилось, что большинство социальных предпринимателей не взаимодействуют с органами власти, а если и приходилось взаимодействовать, то в основном, в конкурсах на получение гранта. Вследствие этого получают государственную поддержку очень малая доля социальных предпринимателей, такую как: субсидирование 20% расходов на аренду помещения; возмещение части затрат по оплате труда с целью сохранения рабочих мест для инвалидов, находящихся под угрозой увольнения; льготная аренда помещений, предоставление муниципального помещения, грантовая поддержка. Наиболее эффективными мерами государственной поддержки считают: льготную аренду помещения; устранение административных барьеров, компенсацию понесенных затрат и другие. Но, к сожалению, большинство социальных предпринимателей считают уровень существующей государственной поддержки недостаточным. Это говорит о том, что нужно усилить взаимодействие власти с социальными предпринимателями, выработать эффективные меры поддержки, которые будут работать на увеличение доли частного капитала в социальной сфере. Также, для дальнейшего развития социального предпринимательства в регионе необходимо создание Совета по социальным инновациям под руководством вице-губернатора Республики Коми; разработка регионального законопроекта по вопросу поддержки развития социального предпринимательства; создание собственной Школы социального предпринимательства в Республике Коми и внедрение моделей альтернативного образования для различных целевых аудиторий под методическим руководством Фонда региональных программ «Наше будущее»; создание акселератора социальных инициатив на базе Коми республиканской академии государственной службы и управления; формирование корпуса экспертов, менторов, тренеров и преподавателей в сфере социального предпринимательства; развитие системы менторства и наставничества в сфере социального предпринимательства; содействие реализации социально-ориентированных проектов, направленных на решение наиболее полного спектра социальных проблем в муниципальных образованиях Республики Коми с опорой на ТОС и придания им функции координации процесса развития социального предпринимательства на территориях; формирование социального кластера и установление межмуниципальных и межрегиональных партнерских связей для совместной реализации социально-ориентированных проектов; содействие развитию выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения продукции и презентации услуг социальных предпринимателей; создание интернет-магазина для социальных предпринимателей и оказание организационной и консультационной помощи в реализации продукции и предложении услуг населению; создание регионального реестра социальных предпринимателей и официального сайта ЦИСС РК с возможностью интерактивного взаимодействия с целевой аудиторией; создание каталога лучших практик социальных проектов и открытие «Бюро социальных франшиз»; сбор, систематизация и тиражирование успешных практик социального предпринимательства, в т.ч. с использованием СМИ, социальных сетей и информационного ресурса администраций муниципальных образований; проведение научных и социологических исследований в целях развития социального предпринимательства для решения задач: 1) формирования базы данных по ИП, МСП, СО НКО и активных граждан, работающих или социальных предпринимателей; 2) изучения специфики социальных проблем территорий, потребностей населения и определения ниш для социальных предпринимателей; формирование базы успешных практик и изучения опыта социальных предпринимателей Республики Коми и других регионов, изучения международного опыта; активизация деятельности по участию в выделении федеральных и региональных денежных средств на развитие социального предпринимательства; реализация образовательных мероприятий по обучению предпринимательству на уровне школ, колледжей и вузов, а также в рамках структур поддержки предпринимательства и объединений предпринимателей; участие в федеральных и межрегиональных форумах по тематике социального предпринимательства.
В практику и язык организации должны прочно войти два новых понятия – «фандрайзинг и краудфандинг, и соответственно – апробированы и внедрены новые источники поступления средств: средства, поступающие от фандрайзинговой деятельности организации; средства, поступающие в результате краудфандинга - системы частного (народного) софинансирования интересных проектов через интернет-сообщество»[89]. Создание собственного сайта и наличие интернет-коммуникаций позволит организации активно использовать две главные краудфандинговые платформы – Boomstarter.ru и Планета.Ру, а также Blago.ru, инфраструктурный проект Нужнапомощь.ру, благотворительный сервис Добро.Мейл.Ру и инструментарий Яндекса «Вместе для добрых дел». Данное направление позволит осуществлять оказывать разнообразные благотворительные программы в интересах целевых категорий организации. Показателем зрелости организации станет формирование ею целевого капитала.
В регионе «накоплен достаточный потенциал для активного вовлечения некоммерческого сектора в сферу социальных услуг, реализации социальных инициатив и социально-ориентированных проектов с использованием возможностей всех секторов экономики для формирования полноценной и эффективной инфраструктуры поддержки социального предпринимательства»[90].Несмотря на серьезность проблем, препятствующих развитию социального предпринимательства в регионе, данный вид предпринимательства имеет перспективы дальнейшего развития. Развитие социального предпринимательства предполагает, с одной стороны, реализовать социальное призвание бизнеса и раскрыть предпринимательскую инициативу, а, с другой стороны, выровнять благосостояние различных категорий граждан и открыть новые возможности перед теми людьми, которые раньше были их лишены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Социальное предпринимательство выступает значимым фактором решения сложных региональных социальных проблем, развития инновационной региональной среды, и важным резервуаром накопления социального капитала, способствующего развитию Республики Коми. Социальное предпринимательство определяют как новаторскую деятельность, изначально направленную на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости К основным приоритетным направлениям в области социального предпринимательства в России относятся: профилактика социального сиротства; поддержка материнства и детства; социальная адаптация инвалидов и их семей; повышение качества жизни людей пожилого возраста; развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии; развитие межнационального сотрудничества. Проблемы развития социального предпринимательства включают: несовершенство нормативно-правовой базы в области социального предпринимательства, административные барьеры, высокие ставки арендных платежей, высокий уровень налогообложения, недостаток квалифицированных кадров, дефицит финансовых ресурсов, недостаточное информационное обеспечение, трудности с продвижением товаров, снижение покупательского спроса и другие. Социальные предприниматели считают уровень существующей государственной поддержки недостаточным и выделяют ряд основных факторов и проблем, с которыми они сталкиваются (в основном, административные барьеры). Исследование начинающих и действующих социальных предпринимателей показало, что социальное предпринимательство, безусловно, нуждается в поддержке, в том числе, со стороны органов власти и местного самоуправления. В первую очередь, речь идет о финансовой поддержке в виде льготного налогообложения и кредитования, льготных тарифов на оплату коммунальных услуг и аренду помещений, а также прямого субсидирования. В Республике Коми ситуация осложняется административными барьерами.
На данном этапе развития социального предпринимательства целесообразно законодательно закрепить понятие социального предпринимательства. В данном вопросе мнения экспертов разделились: одни считают, что необходимо введение нового закона, другие – предлагают внести изменения и дополнения в действующее законодательство. Также существует мнение о том, что вернуться к вопросу об отдельном законе целесообразно, когда будет наработан опыт по государственному финансированию проектов социальных предпринимателей и иной поддержке, государственному регулированию сектора, а также отчетности предпринимателей. Развитие социального предпринимательства происходит под влиянием разноплановых внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относят: личные качества социального предпринимателя и факторы, влияющие на ресурсный потенциал социального предприятия. А к внешним: факторы государственного воздействия; факторы рыночного механизма; факторы ресурсного обеспечения; факторы риска. Социальное предпринимательство, в большинстве стран, представлено в форме социальных кооперативов. Этот опыт можно применять и в России. Но препятствует отсутствие достаточной заинтересованности органов власти в поддержке такого вида деятельности из-за неглубокого понимания идеи социальной кооперации, низкого уровня подготовки административных кадров на разных ступенях власти, слаборазвитой системы неправительственных организаций. Социальное предпринимательство в регионе уже существует и является реальным инструментом развития, поскольку завязано на решении социально-значимых проблем территорий. Высокими темпами развиваются различные формы предпринимательской деятельности в сфере оказания социальных услуг для социально слабо защищенных категорий населения, в сфере культуры и народных ремесел, дошкольного и дополнительного образования, здравоохранения и другие с опорой на органы территориального общественного самоуправления в тесном межсекторном взаимодействии в рамках формулы «государство-общество-бизнес». На уровне региона активно развиваются такие направления как: повышение качества жизни людей пожилого возраста; социальная адаптация инвалидов и их семей; развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, краеведческой и экологической деятельности; развитие деятельности в области самоорганизации граждан для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. По результатам проведенного социологического исследования можно сделать вывод о том, что основными мотивами социальных предпринимателей являются стремление реализовать определенную идею, а также желание быть полезным обществу. Таким образом, мотивационная структура предпринимательской деятельности у социальных предпринимателей заметна «сдвинута» в сторону достижения социально полезных целей. Социальное предпринимательство это новый способ осуществления социальной и экономической деятельности, соединяющий социальную миссию с достижением экономической эффективности и предпринимательским новаторством. В его основе находится создание предприятий, организованных в социальных целях и для создания социального блага и функционирующих на основе финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе. Безусловно, данный вид предпринимательства следует развивать для повышения благополучия в регионе. С целью организации досуговой деятельности в КРОО «Еврейская национально-культурная автономия» в рамках выпускной квалификационной работы был реализован социальный проект «Чтобы старость была в радость», на основе социального заказа от организации, цель которого заключалась в активизации культурно-познавательной деятельности пожилых людей еврейской общины. Таким образом, можно выработать ряд конкретных рекомендаций: создание Совета по социальным инновациям под руководством вице-губернатора Республики Коми; разработка регионального законопроекта по вопросу поддержки развития социального предпринимательства; создание собственной Школы социального предпринимательства в Республике Коми и внедрение моделей альтернативного образования для различных целевых аудиторий под методическим руководством Фонда региональных программ «Наше будущее»; формирование корпуса экспертов, менторов, тренеров и преподавателей в сфере социального предпринимательства; развитие системы менторства и наставничества в сфере социального предпринимательства; содействие реализации социально-ориентированных проектов, направленных на решение наиболее полного спектра социальных проблем в муниципальных образованиях Республики Коми с опорой на ТОС и придания им функции координации процесса развития социального предпринимательства на территориях; формирование социального кластера и установление межмуниципальных и межрегиональных партнерских связей для совместной реализации социально-ориентированных проектов; содействие развитию выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения продукции и презентации услуг социальных предпринимателей; создание интернет-магазина для социальных предпринимателей и оказание организационной и консультационной помощи в реализации продукции и предложении услуг населению; создание каталога лучших практик социальных проектов и открытие «Бюро социальных франшиз»; сбор, систематизация и тиражирование успешных практик социального предпринимательства, в т.ч. с использованием СМИ, социальных сетей и информационного ресурса администраций муниципальных образований; проведение научных и социологических исследований в целях развития социального предпринимательства; активизация деятельности по участию в выделении федеральных и региональных денежных средств на развитие социального предпринимательства; реализация образовательных мероприятий по обучению предпринимательству на уровне школ, колледжей и вузов, а также в рамках структур поддержки предпринимательства и объединений предпринимателей; участие в федеральных и межрегиональных форумах по тематике социального предпринимательства.
ЛИТЕРАТУРА
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.015 с.) |