Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные меры государственной поддержки социального предпринимательства: анализ нормативно-правовой базы

Поиск

Термин «социальное предпринимательство» в российских официальных документах – «явление достаточно редкое»[40]. Впервые данное словосочетание было употреблено в 2011 г. при разъяснении проекта Приказа Министерства экономического развития (в дальнейшем Минэкономразвития), направленного на реализацию мероприятий по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, повлиявшего на перераспределение грантов субъектами РФ.

Под социальным предпринимательством, по мнению Минэкономразвития, следует понимать «социально ответственную деятельность субъектов среднего, малого и микропредпринимательства, направленную на решение социальных проблем»[41]. Определены следующие два направления, при которых данные субъекты вправе подать заявку на государственную поддержку в виде грантов начинающим на создание собственного бизнеса: обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц, освобожденных в течение двух лет из мест принудительного заключения, если среднесписочная численность указанных категорий граждан среди таких работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%; предоставление услуг (производство товаров) в объеме не менее 50% от величины ежегодных доходов предприятия, деятельность которого должна осуществляться в таких сферах как: содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости; социальное обслуживание граждан, услуг здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях (по стоимостным характеристикам, доступным для граждан с доходами на уровне средних для субъекта Российской Федерации); выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением носящих рекламный или эротический характер. Важно отметить, что приоритетным направлением выделения субсидий на развитие малого и среднего бизнеса будет отдаваться социальным предпринимателям.

Но что еще более примечательно, тема социального предпринимательства, пусть и косвенно, также нашла свое место в Послании. В. В. Путин подчеркнул, что «бизнес должен работать и на свой успех, и на страну, должен рождать талантливых, толковых организаторов, меценатов и патриотов, как это было в прежние времена в России. Именно тогда, и только тогда возможно утверждение широкого общественного уважения к предпринимательскому сословию»[42]. В Послании приведен перечень тех сфер, которые могут и должны стать объектами приложения сил социальных предпринимателей.

Существуют Приказы Минэкономразвития, в рамках которых субъектам РФ предоставляются субсидии из федерального бюджета для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами РФ. Это Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2011 г. N 227 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" и Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. № 167 “Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства”.

Актуализация этой проблемы способствовала изменению нормативно-правовой базы. В частности, законодательно установлено, что социальные услуги должны предоставляться в соответствии с регламентами, государственными стандартами. Здесь, нужно отметить ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»[43], который дает реальную возможность ведения социального предпринимательства в области социального обслуживания. В ст. 5 Главе 1 речь идет о тех элементах, которые включает в себя система социального обслуживания, в которой появляются такие элементы социального обслуживания как: негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги; индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание. Таким образом, законодатель предоставляет площадку правовых возможностей для реализации социального предпринимательства, проектов в области социального предпринимательства в такой важнейшей области как социальное обслуживание.

Важнейшим из основных источников права, который имеет отношение к социальному предпринимательству является Гражданский кодекс[44] РФ. В нем содержится определение предпринимательской деятельности, основные положения, которые регулируют деятельность всех организационно-правовых форм, в рамках которых возможно ведение социального предпринимательства в РФ на сегодняшний день.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012–2014 годах»[45] в качестве одного из приоритетных направлений обозначено развитие конкуренции в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций, прежде всего, социально ориентированных некоммерческих организаций. Таким образом, в российском законодательстве формально закреплена возможность участия юридических лиц различной организационно-правовой формы, в том числе и социально ориентированных коммерческих и некоммерческих организаций, в предоставлении социальных услуг.

Также необходимо отметить Налоговый кодекс[46] Российской Федерации, устанавливающий систему налогов и сборов. «По словам эксперта, нет необходимости вводить льготы для социальных предпринимателей, но можно предусмотреть ряд налоговых льгот для доноров, жертвующих в пользу социальных предприятий – это позволит привлечь в сектор частных крупных инвесторов и содействовать его развитию»[47]. «Мы поддерживаем инициативу Минэкономразвития РФ о внесении изменений в ст. 265 НК РФ»[48], - отмечает директор фонда «Наше будущее» Н.Зверева. - Их суть – в предоставлении юридическим лицам права относить на расходы пожертвования благотворительным организациям, отдельным НКО и религиозным организациям. Максимальный размер отчислений предлагаем установить в пределах 10% налогооблагаемой прибыли.

Кроме того, необходимо обратить внимание, на федеральные законы, которые более подробно регулируют и описывают деятельность тех организационно-правовых форм, применимых к социальному предпринимательству. Это, ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[49], в котором установлено содержание государственной политики в области развития малого предпринимательства.В Республике Коми это закон «О некоторых вопросах развития малого и среднего предпринимательства» № 19 – РЗ от 11.03.2008 г.

Также, на региональном уровне существует Указ Главы Республики Коми «О совершенствовании развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми» № 42 от 21 марта 2016 года, в соответствии с которым развитие малого и среднего предпринимательства признается одним из приоритетных направлений деятельности правительства региона. Также государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в регионе осуществляется в рамках подпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми» государственной программы «Развитие экономики», утвержденной постановлением Правительства РК от 28.09.2012 № 418.В рамках данной подпрограммы на региональном уровне предусмотрено:субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектам малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) в российских кредитных организациях для создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг); субсидирование части расходов, понесенных СМСП, на проведение оценки и страхования имущества, передаваемого в залог по договорам займа, заключаемым с микрофинансовой организацией; субсидирование части расходов СМСП, понесенных по участию в международных, межрегиональных и республиканских выставочно-ярмарочных мероприятиях и конкурсах профессионального мастерства (включая тренировочные туры).На муниципальном уровне на условиях софинансирования за счет средств местного бюджета предусмотрено: поддержка СМСП, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг); субсидирование части затрат СМСП, связанных с уплатой процентов по кредитам; субсидирование части затрат СМСП, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг); субсидирование части затрат СМСП, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору (договорам) лизинга; предоставление целевых грантов начинающим СМП на создание собственного дела; субсидирование части затрат СМП (гранты).

В настоящее время социальное предпринимательство представлено, в основном, деятельностью некоммерческих организаций, поэтому важно указать ФЗ № 7 "О некоммерческих организациях"[50], а также ФЗ № 82 "Об общественных объединениях"[51]. Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в регионе осуществляется в рамках подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы Республики Коми «Социальная защита населения», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года № 412, в пределах объемов средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2015-2017 годы, а также в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2014 г. № 577 "Об утверждении Порядка предоставления на конкурсной основе субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Республики Коми по приоритетным направлениям".

Также, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»[52] предусмотрены существенные изменения инфраструктурного обеспечения пожилого населения услугами, направленными на удовлетворение их специфических социальных потребностей. В этом свете возрастает необходимость в теоретическом и практическом обновлении экономических и организационных основ функционирования системы предоставления услуг населению.

В октябре 2014 года проект закона о социальном предпринимательстве был внесен в Государственную думу. В соответствии с этим документом в правовое поле предполагалось ввести понятие «социальное предпринимательство», под которым подразумевается «социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем, в том числе оказание поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации»[53]. Безусловно и внесение поправок в действующее законодательство – возможный сценарий развития. Это свидетельствует о положительной тенденции и заинтересованности государства.

Федеральный закон № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»[54] под «социальным предпринимательством» понимает исключительно некоммерческие организации, и государственная поддержка направлена только на такие организации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими следующих видов деятельности: социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев и другие.

«Формами поддержки социальных предпринимателей со стороны государства являются»[55]: субсидии (в размере 600 тыс. руб. – это максимальный размер субсидии федерального бюджета на одного субъекта социального предпринимательства, обеспечившего софинансирование расходов в размере не менее 15 % от суммы получаемой субсидии; в размере 300 тыс. руб. – это максимальный размер гранта начинающим субъектам малого предпринимательства, относящимся к социальному предпринимательству, на одного получателя поддержки, обеспечивающего софинансирование расходов в размере не менее 15 % от размера получаемого гранта; образовательные услуги субъектам социального предпринимательства; предоставление инфраструктуры; центры инноваций социальной сферы, т. е. самостоятельное юридическое лицо, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов социального предпринимательства, одним из учредителей которых является субъект РФ или муниципальное образование.

Также необходимо сказать о системе государственно-частного партнерства. В России на федеральном уровне этот вопрос регулирует Федеральный Закон №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В Республике Коми эту деятельность регулирует Закон Республики Коми №71-РФ от 19 июня 2014 г. «О государственно-частном партнерстве в Республике Коми». Целью Закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Коми, повышения доступности и качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми относится к полномочиям Республики Коми, развития экономики и социальной сферы Республики Коми, повышения качества жизни населения, реализации общественно значимых проектов на территории Республики Коми.

Деятельность Министерства труда, занятости и социальной защиты в области функционирования реестра поставщиков социальных услуг регулируется Законом Республики Коми «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Коми № 156-РЗ от 27 ноября 2014 года.

Существующие нормативные акты не в полной мере отражают то особое положение, которое социальные предприятия занимают в ряду традиционных бизнес-структур. Необходимо четко отграничить эту сферу деятельности, придать ей определенный статус, что позволит более активно продвигать модель социального предпринимательства в регионах. Социальное предприятие в большинстве случаев требует минимальных вложений на начальном этапе. Государственная поддержка данного вида деятельности даст очевидный мультипликативный эффект: одновременно срешением определенной социальной задачи создается и новый источник налоговых поступлений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.012 с.)