Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные меры государственной поддержки социального предпринимательства: анализ нормативно-правовой базыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин «социальное предпринимательство» в российских официальных документах – «явление достаточно редкое»[40]. Впервые данное словосочетание было употреблено в 2011 г. при разъяснении проекта Приказа Министерства экономического развития (в дальнейшем Минэкономразвития), направленного на реализацию мероприятий по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, повлиявшего на перераспределение грантов субъектами РФ. Под социальным предпринимательством, по мнению Минэкономразвития, следует понимать «социально ответственную деятельность субъектов среднего, малого и микропредпринимательства, направленную на решение социальных проблем»[41]. Определены следующие два направления, при которых данные субъекты вправе подать заявку на государственную поддержку в виде грантов начинающим на создание собственного бизнеса: обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц, освобожденных в течение двух лет из мест принудительного заключения, если среднесписочная численность указанных категорий граждан среди таких работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%; предоставление услуг (производство товаров) в объеме не менее 50% от величины ежегодных доходов предприятия, деятельность которого должна осуществляться в таких сферах как: содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости; социальное обслуживание граждан, услуг здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях (по стоимостным характеристикам, доступным для граждан с доходами на уровне средних для субъекта Российской Федерации); выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением носящих рекламный или эротический характер. Важно отметить, что приоритетным направлением выделения субсидий на развитие малого и среднего бизнеса будет отдаваться социальным предпринимателям. Но что еще более примечательно, тема социального предпринимательства, пусть и косвенно, также нашла свое место в Послании. В. В. Путин подчеркнул, что «бизнес должен работать и на свой успех, и на страну, должен рождать талантливых, толковых организаторов, меценатов и патриотов, как это было в прежние времена в России. Именно тогда, и только тогда возможно утверждение широкого общественного уважения к предпринимательскому сословию»[42]. В Послании приведен перечень тех сфер, которые могут и должны стать объектами приложения сил социальных предпринимателей. Существуют Приказы Минэкономразвития, в рамках которых субъектам РФ предоставляются субсидии из федерального бюджета для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами РФ. Это Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2011 г. N 227 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" и Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. № 167 “Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства”. Актуализация этой проблемы способствовала изменению нормативно-правовой базы. В частности, законодательно установлено, что социальные услуги должны предоставляться в соответствии с регламентами, государственными стандартами. Здесь, нужно отметить ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»[43], который дает реальную возможность ведения социального предпринимательства в области социального обслуживания. В ст. 5 Главе 1 речь идет о тех элементах, которые включает в себя система социального обслуживания, в которой появляются такие элементы социального обслуживания как: негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги; индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание. Таким образом, законодатель предоставляет площадку правовых возможностей для реализации социального предпринимательства, проектов в области социального предпринимательства в такой важнейшей области как социальное обслуживание. Важнейшим из основных источников права, который имеет отношение к социальному предпринимательству является Гражданский кодекс[44] РФ. В нем содержится определение предпринимательской деятельности, основные положения, которые регулируют деятельность всех организационно-правовых форм, в рамках которых возможно ведение социального предпринимательства в РФ на сегодняшний день. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012–2014 годах»[45] в качестве одного из приоритетных направлений обозначено развитие конкуренции в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций, прежде всего, социально ориентированных некоммерческих организаций. Таким образом, в российском законодательстве формально закреплена возможность участия юридических лиц различной организационно-правовой формы, в том числе и социально ориентированных коммерческих и некоммерческих организаций, в предоставлении социальных услуг. Также необходимо отметить Налоговый кодекс[46] Российской Федерации, устанавливающий систему налогов и сборов. «По словам эксперта, нет необходимости вводить льготы для социальных предпринимателей, но можно предусмотреть ряд налоговых льгот для доноров, жертвующих в пользу социальных предприятий – это позволит привлечь в сектор частных крупных инвесторов и содействовать его развитию»[47]. «Мы поддерживаем инициативу Минэкономразвития РФ о внесении изменений в ст. 265 НК РФ»[48], - отмечает директор фонда «Наше будущее» Н.Зверева. - Их суть – в предоставлении юридическим лицам права относить на расходы пожертвования благотворительным организациям, отдельным НКО и религиозным организациям. Максимальный размер отчислений предлагаем установить в пределах 10% налогооблагаемой прибыли. Кроме того, необходимо обратить внимание, на федеральные законы, которые более подробно регулируют и описывают деятельность тех организационно-правовых форм, применимых к социальному предпринимательству. Это, ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[49], в котором установлено содержание государственной политики в области развития малого предпринимательства.В Республике Коми это закон «О некоторых вопросах развития малого и среднего предпринимательства» № 19 – РЗ от 11.03.2008 г. Также, на региональном уровне существует Указ Главы Республики Коми «О совершенствовании развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми» № 42 от 21 марта 2016 года, в соответствии с которым развитие малого и среднего предпринимательства признается одним из приоритетных направлений деятельности правительства региона. Также государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в регионе осуществляется в рамках подпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми» государственной программы «Развитие экономики», утвержденной постановлением Правительства РК от 28.09.2012 № 418.В рамках данной подпрограммы на региональном уровне предусмотрено:субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектам малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) в российских кредитных организациях для создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг); субсидирование части расходов, понесенных СМСП, на проведение оценки и страхования имущества, передаваемого в залог по договорам займа, заключаемым с микрофинансовой организацией; субсидирование части расходов СМСП, понесенных по участию в международных, межрегиональных и республиканских выставочно-ярмарочных мероприятиях и конкурсах профессионального мастерства (включая тренировочные туры).На муниципальном уровне на условиях софинансирования за счет средств местного бюджета предусмотрено: поддержка СМСП, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг); субсидирование части затрат СМСП, связанных с уплатой процентов по кредитам; субсидирование части затрат СМСП, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг); субсидирование части затрат СМСП, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору (договорам) лизинга; предоставление целевых грантов начинающим СМП на создание собственного дела; субсидирование части затрат СМП (гранты). В настоящее время социальное предпринимательство представлено, в основном, деятельностью некоммерческих организаций, поэтому важно указать ФЗ № 7 "О некоммерческих организациях"[50], а также ФЗ № 82 "Об общественных объединениях"[51]. Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в регионе осуществляется в рамках подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы Республики Коми «Социальная защита населения», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года № 412, в пределах объемов средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2015-2017 годы, а также в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2014 г. № 577 "Об утверждении Порядка предоставления на конкурсной основе субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Республики Коми по приоритетным направлениям". Также, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»[52] предусмотрены существенные изменения инфраструктурного обеспечения пожилого населения услугами, направленными на удовлетворение их специфических социальных потребностей. В этом свете возрастает необходимость в теоретическом и практическом обновлении экономических и организационных основ функционирования системы предоставления услуг населению. В октябре 2014 года проект закона о социальном предпринимательстве был внесен в Государственную думу. В соответствии с этим документом в правовое поле предполагалось ввести понятие «социальное предпринимательство», под которым подразумевается «социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем, в том числе оказание поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации»[53]. Безусловно и внесение поправок в действующее законодательство – возможный сценарий развития. Это свидетельствует о положительной тенденции и заинтересованности государства. Федеральный закон № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»[54] под «социальным предпринимательством» понимает исключительно некоммерческие организации, и государственная поддержка направлена только на такие организации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими следующих видов деятельности: социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев и другие. «Формами поддержки социальных предпринимателей со стороны государства являются»[55]: субсидии (в размере 600 тыс. руб. – это максимальный размер субсидии федерального бюджета на одного субъекта социального предпринимательства, обеспечившего софинансирование расходов в размере не менее 15 % от суммы получаемой субсидии; в размере 300 тыс. руб. – это максимальный размер гранта начинающим субъектам малого предпринимательства, относящимся к социальному предпринимательству, на одного получателя поддержки, обеспечивающего софинансирование расходов в размере не менее 15 % от размера получаемого гранта; образовательные услуги субъектам социального предпринимательства; предоставление инфраструктуры; центры инноваций социальной сферы, т. е. самостоятельное юридическое лицо, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов социального предпринимательства, одним из учредителей которых является субъект РФ или муниципальное образование. Также необходимо сказать о системе государственно-частного партнерства. В России на федеральном уровне этот вопрос регулирует Федеральный Закон №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В Республике Коми эту деятельность регулирует Закон Республики Коми №71-РФ от 19 июня 2014 г. «О государственно-частном партнерстве в Республике Коми». Целью Закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Коми, повышения доступности и качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми относится к полномочиям Республики Коми, развития экономики и социальной сферы Республики Коми, повышения качества жизни населения, реализации общественно значимых проектов на территории Республики Коми. Деятельность Министерства труда, занятости и социальной защиты в области функционирования реестра поставщиков социальных услуг регулируется Законом Республики Коми «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Коми № 156-РЗ от 27 ноября 2014 года. Существующие нормативные акты не в полной мере отражают то особое положение, которое социальные предприятия занимают в ряду традиционных бизнес-структур. Необходимо четко отграничить эту сферу деятельности, придать ей определенный статус, что позволит более активно продвигать модель социального предпринимательства в регионах. Социальное предприятие в большинстве случаев требует минимальных вложений на начальном этапе. Государственная поддержка данного вида деятельности даст очевидный мультипликативный эффект: одновременно срешением определенной социальной задачи создается и новый источник налоговых поступлений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.012 с.) |