Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов



Содержание

Введение 3

1.Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов 5
1.1. Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" 5
1.2. Сущность, функции и регулирование негосударственных пенсионных фондов 8

 

2.Особенности налогообложения негосударственных пенсионных фондов 11
2.1. Налог на прибыль 11
2.2. Налог на имущество организаций 18

Продолжение реформирования пенсионной системы Российской федерации 20

Заключение 28
Список используемых источников и литературы 30

Приложения 32


Введение

В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет огромную роль в жизни страны. Пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.

Укрепление рыночных отношений, неотъемлемой частью которых является развитие различных финансовых организаций, в значительной степени обусловили изменение социально-экономического положения в России. Это отразилось в повышении социальной ответственности и дополнительных гарантиях государства, общества и работодателей перед гражданами. Обеспечение населения пенсией служит одной из значительных социальных гарантий развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы более 30% населения страны, а косвенно и все население.

На данный момент действенным механизмом увеличения уровня жизни пенсионеров представляется развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Построение эффективной социальной защиты пенсионеров зависит и от государства, и от бизнеса.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) представляют собой форму некоммерческой организации социального обеспечения. Основные виды их деятельности - осуществление добровольного дополнительного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного и профессионального пенсионного страхования населения.

НПО во всем мире является одним из важнейших элементов социального обеспечения сотрудников, наряду с заработной платой, премиями и вознаграждением за период работы, медицинским страхованием.

Однако заработная плата обеспечивает сегодняшний уровень жизни работника и ориентирована на такие потребности, как безопасное жилище, пища, поддержание социального уровня, опека близких, в то время как пенсия является материальной основой обеспечения в будущем. Пенсия представляет собой плату за сегодняшний труд работника, отложенную на будущее.

Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях НПФ доказал их социальную значимость, и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость НПФ состоит в вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования. Недостаточная степень развитости НПО, незначительная доля негосударственных пенсий в системе пенсионного обеспечения граждан, недостаточный уровень разработанности теоретической и законодательной базы тормозят развитие российской пенсионной системы. Основные факторы, обеспечивающие успешное функционирование системы НПФ, - повышение конкурентоспособности отечественных фондов на рынке предоставления финансовых услуг, участие в обязательном пенсионном страховании, государственная поддержка и совершенствование государственного регулирования в этой сфере.

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности и практической необходимости развития системы и роли НПФ, как значимого социального института для повышения качества жизни пенсионеров.

РФ, как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремится максимально защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях порядок, предусматривающий социальное обеспечение категорий граждан, признанных нуждающимися. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в РФ осуществляется в нескольких формах, одной из них и является пенсионное обеспечение, объем и уровень которого зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.

Целью настоящей работы является изучение специфики налогообложения НПФ. В соответствии с этой целью, поставлены следующие задачи: определить основные категории, понятия, представленные в Федеральном законе "О негосударственных пенсионных фондах"; изучить сущность, функции и регулирование фондов, а также рассмотреть основные налоги, которые уплачивают НПФ; сделать выводы и предложения по совершенствованию пенсионной системы России.

Объект исследования – налогообложение финансового сектора экономики. Предмет исследования – негосударственные пенсионные фонды.

 

Налог на имущество организаций

С 1 января 2004 г. НПФ осуществляют исчисление и уплату налога на имущество организаций в соответствии с главой 30 НК РФ.

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ: «Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, … учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ». Под это описание попадают и НПФ.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

НПФ обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. НПФ представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

 

Продолжение реформирования пенсионной системы

Пенсионная реформа призвана решить задачи, связанные с глобальным демографическим вызовом пенсионной системе, изменением социального состава работающих и пенсионеров, снижением негативного влияния, которое оказывают растущие проблемы пенсионной системы на текущее развитие. Для решения каждой из задач предлагается свой комплекс мер. Следует оговориться, что эффективная реализация как минимум части предложений невозможна без изменений, связанных со снижением инфляции и развитием финансового рынка.

Заключение

В дополнение к системе государственного пенсионного страхования уже более 10 лет в России активно работает система негосударственного пенсионного обеспечения — негосударственные пенсионные фонды. И как любые другие финансовые институты, НПФ чрезвычайно чувствительны к вопросам налогообложения, включая налоговую нагрузку, стабильность налоговых правил и разумность действий государственных налоговых органов.

С недавних пор НПФ стали исчислять и уплачивать налоги на прибыль в соответствии с НК РФ.

В связи с этим возникли свои особенности по определению доходов и расходов НПФ.

Доходы негосударственных пенсионных фондов, согласно п. 1 ст. 295 НК РФ, определяются раздельно:

- по доходам, полученным от размещения пенсионных резервов;

- по доходам, полученным от инвестирования пенсионных накоплений;

- по доходам, полученным от уставной деятельности фондов.

Аналогично доходам, негосударственные пенсионные фонды, согласно п. 1 ст. 296 НК РФ, должны вести раздельный учет расходов, связанных с получением доходов от размещения пенсионных резервов, с получением доходов от инвестирования пенсионных накоплений, а также с обеспечением уставной деятельности фондов.

С 1 января 2004 г. НПФ осуществляют исчисление и уплату налога на имущество организаций в соответствии с главой 30 НК РФ.

В ней определяются объекты налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, также налоговые льготы и многое другое. Так, например, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Нельзя оставить без внимания и продолжение реформирования пенсионной системы. Если все перечисленные выше задачи, будут реализованы, то в России будет сформирована комплексная система пенсионного обеспечения для групп с разными доходами:

· Для неработающих (имеющих низкий стаж работы в формальном секторе) и низкодоходных работников неформального сектора – социальная пенсия;

· Для низкодоходных работников формального секто ра – базовая пенсия;

· Для среднедоходных категорий – сумма базовой, солидарной,.обязательной накопительной пенсии, а с ростом доходов – добровольная и квази-добровольная накопительная пенсия;

· Для высокодоходных – сумма базовой, солидарной, обязательной, добровольной и квази-добровольной накопительной пенсий, а также альтернативные формы сбережений.

Краткий анализ основных форм участия НПФ в пенсионном обеспечении населения (в рамках реформируемой пенсионной системы) позволяет сделать следующий вывод. Негосударственные пенсионные фонды играют значительную роль в социально-экономической жизни страны. С одной стороны, они призваны повысить нынешний уровень пенсионного обеспечения населения, а с другой, являются значительным источником долгосрочных инвестиционных ресурсов, так необходимых российской экономике. Однако смогут ли они в полной мере реализовать свой потенциал, зависит от того, как скоро и насколько эффективно будут решены проблемы, с которыми сталкиваются НПФ на пути своего развития в России.

 

Содержание

Введение 3

1.Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов 5
1.1. Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" 5
1.2. Сущность, функции и регулирование негосударственных пенсионных фондов 8

 

2.Особенности налогообложения негосударственных пенсионных фондов 11
2.1. Налог на прибыль 11
2.2. Налог на имущество организаций 18

Продолжение реформирования пенсионной системы Российской федерации 20

Заключение 28
Список используемых источников и литературы 30

Приложения 32


Введение

В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет огромную роль в жизни страны. Пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.

Укрепление рыночных отношений, неотъемлемой частью которых является развитие различных финансовых организаций, в значительной степени обусловили изменение социально-экономического положения в России. Это отразилось в повышении социальной ответственности и дополнительных гарантиях государства, общества и работодателей перед гражданами. Обеспечение населения пенсией служит одной из значительных социальных гарантий развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы более 30% населения страны, а косвенно и все население.

На данный момент действенным механизмом увеличения уровня жизни пенсионеров представляется развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Построение эффективной социальной защиты пенсионеров зависит и от государства, и от бизнеса.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) представляют собой форму некоммерческой организации социального обеспечения. Основные виды их деятельности - осуществление добровольного дополнительного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного и профессионального пенсионного страхования населения.

НПО во всем мире является одним из важнейших элементов социального обеспечения сотрудников, наряду с заработной платой, премиями и вознаграждением за период работы, медицинским страхованием.

Однако заработная плата обеспечивает сегодняшний уровень жизни работника и ориентирована на такие потребности, как безопасное жилище, пища, поддержание социального уровня, опека близких, в то время как пенсия является материальной основой обеспечения в будущем. Пенсия представляет собой плату за сегодняшний труд работника, отложенную на будущее.

Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях НПФ доказал их социальную значимость, и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость НПФ состоит в вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования. Недостаточная степень развитости НПО, незначительная доля негосударственных пенсий в системе пенсионного обеспечения граждан, недостаточный уровень разработанности теоретической и законодательной базы тормозят развитие российской пенсионной системы. Основные факторы, обеспечивающие успешное функционирование системы НПФ, - повышение конкурентоспособности отечественных фондов на рынке предоставления финансовых услуг, участие в обязательном пенсионном страховании, государственная поддержка и совершенствование государственного регулирования в этой сфере.

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности и практической необходимости развития системы и роли НПФ, как значимого социального института для повышения качества жизни пенсионеров.

РФ, как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремится максимально защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях порядок, предусматривающий социальное обеспечение категорий граждан, признанных нуждающимися. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в РФ осуществляется в нескольких формах, одной из них и является пенсионное обеспечение, объем и уровень которого зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.

Целью настоящей работы является изучение специфики налогообложения НПФ. В соответствии с этой целью, поставлены следующие задачи: определить основные категории, понятия, представленные в Федеральном законе "О негосударственных пенсионных фондах"; изучить сущность, функции и регулирование фондов, а также рассмотреть основные налоги, которые уплачивают НПФ; сделать выводы и предложения по совершенствованию пенсионной системы России.

Объект исследования – налогообложение финансового сектора экономики. Предмет исследования – негосударственные пенсионные фонды.

 

Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов

1.1. Основные положения федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах"

НПФ осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также устава и правил фонда.

НПФ - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

1. Деятельность по НПО участников фонда в соответствии с договорами НПО;

2. Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию:

3. Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

4. Деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется на добровольных началах. Вкладчики имеют право по своему усмотрению заключать пенсионные договоры в пользу участников с любым негосударственным пенсионным фондом. Именно пенсионный договор определяет размер и порядок внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной пенсии. Предметом пенсионного договора является осуществление фондом негосударственного пенсионного обеспечения участника, включающее в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Субъектами отношений по НПО, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.

Участниками отношений по НПО, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Согласно ст.12 ФЗ N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионный договор заключается в письменной форме, существенными условиями которого являются:

1) наименование сторон;

2) сведения о предмете договора;

3) положения о правах и об обязанностях сторон;

4) положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;

5) вид пенсионной схемы;

6) пенсионные основания;

7) положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

8) положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

9) сроки действия и прекращения договора;

10) положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;

11) положения о порядке урегулирования споров;

12) реквизиты сторон.

В соответствии с гл. 4 ФЗ N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.

Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет:

1) совокупного вклада учредителей (вклада учредителя);

2) целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений;

3) части сумм пенсионных взносов, если право фонда на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 процента суммы взноса;

4) дохода фонда от использования, в том числе размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;

5) благотворительных взносов и других законных поступлений.

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы, а для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами фонд формирует пенсионные накопления.

Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

· пенсионных взносов;

· дохода фонда от размещения пенсионных резервов;

· целевых поступлений;

· части имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в случае направления этого имущества на покрытие отрицательного результата от размещения пенсионных резервов по решению совета фонда.

Пенсионные накопления формируются за счет:

1) досрочно выплаченных из Пенсионного фонда РФ в фонд по заявлению застрахованного лица и еще не переданных управляющей компании средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, и взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в фонд;

2) средств, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату;

3) средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии;

4) средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

5) части имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в случае направления этого имущества на покрытие отрицательного результата от инвестирования пенсионных накоплений по решению совета фонда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.058 с.)