Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное партнерство: понятие, стороны, система и формы

Поиск

 

Для обозначения системы взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования их интересов в сфере труда, в российском законодательстве применяется термин «социальное партнерство».

В условиях глобализации социальное партнерство получает все более широкое распространение, выступая как взаимодействие государства, бизнеса и общества.

Специфика развития трудовых отношений в современной России выдвигает необходимость более эффективного использования возможностей социального партнерства в сфере дальнейшего совершенствования регулирования социально-трудовых отношений.

Впервые понятие социального партнерства появилось в Конвенции МОТ № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров» в 1949 году, в которой указывалось о поощрении и содействии полному развитию и применению процедуры ведения коллективных переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, в целях регулирования условий труда посредством заключения коллективных договоров.

Данному вопросу посвящены также Конвенция № 154 МОТ «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.) и сопровождающая ее Рекомендации № 163.

Социальное партнерство рассматривается исследователями в качестве метода трудового права (Лушникова М.В.) или его элемента (Бондаренко Э.Н.), принципа трудового права (Гонцов Н.И.), системы мероприятий (Акопова Е.М. и Еремина С.Н.), системы взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающуюся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений (Снигирева И.О.), формы организации взаимодействия работодателей, работников и государства (Чуча С.Ю., Головина С.Ю.).

Необходимо отметить, что приведенный перечень подходов к определению сущности социального партнерства не является исчерпывающим.

Социальное партнерство – сложная правовая и социальная категория. Оно представляет собой, с одной стороны, систему взаимоотношений (сотрудничества, диалога) работников, работодателей и государства, с другой стороны - принципы такого сотрудничества.

ТК РФ (ст. 23) определяет социальное партнерство в сфере труда как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Такое понятие «социальное партнерство» основано на принципе трипартизма (трехсторонности), что соответствует международно-правовому регулированию труда.

В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают, как правило, в роли посредников, однако в некоторых случаях могут быть и стороной: а) когда они выступают в качестве работодателей в отношениях с работающими в них государственными и муниципальными служащими, для которых они являются работодателями и б) в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством в соответствии со статьей 34 ТК РФ.

Социальное партнерство может строиться на основе принципа бипартизма – связей традиционных социальных партнеров (профсоюзов, трудовых коллективов, с одной стороны, и работодателей – с другой) и трипартизма, согласно которому к названным субъектам присоединяются государство или органы местного самоуправления. Соответственно можно выделить два вида партнерства: двухстороннее и трехстороннее сотрудничество.

Систему социального партнерства составляют пять следующих уровней (ст. 26 ТК РФ).

Законодатель поощряет любое расширение социального партнерства, и приведенные уровне, не являются ни обязательными, ни исчерпывающими. По сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.

На федеральном уровне могут заключаться генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения. В настоящее время действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы от 29 декабря 2010 года[95].

На межрегиональном уровне (два или более субъектов РФ) - межрегиональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

На региональном уровне (уровень субъекта РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения. В Москве действует Московское трехстороннее соглашение на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.

На территориальном уровне (на уровне муниципального образования) - территориальное соглашение.

В рамках организации либо у работодателя - индивидуального предпринимателя (локальный уровень) заключается коллективный договор, предусматривающий взаимные обязательства работников и работодателя.

Формами социального партнерства являются следующие (ст. 27 ТК РФ):

- консультации представителей работников, работодателей и государства по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства (консультации по вопросам социально-экономической политики) и заключения соглашений по вопросам социально-трудовых отношений;

- коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров в организации;

- участие работников, их представителей в управлении организацией;

- участие представителей работников и работодателей в досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров.

Одной из форм социального партнерства можно считать принятие решения работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представительного органа работников и согласование своих решений.

Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленный в ст. 2 ТК РФ, а также основным правом работников (ст. 21 ТК РФ). Данная форма социального партнерства раскрывается в ст.ст. 52, 53 ТК РФ (ст. 2, 21, 52, 53 ТК РФ).

К формам социального партнерства относится также участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров, когда работник за разрешением индивидуального трудового спора обращается в комиссию по трудовым спорам. В порядке формирования КТС на паритетных началах в соответствии со статьей 384 ТК РФ проявляются основные принципы социального партнерства (ст. 384 ТК РФ).

В современный период времени повышается роль и значение социального партнерства, происходит расширение правовой базы.

В ЕврАзЭС принят Типовой проект законодательного акта «О социальном партнерстве» (2005 г.), в СНГ - Модельный закон «О социальном партнерстве» (2006 г.), а в России основные положения о социальном партнерстве получили специальное правовое закрепление в Трудовом кодексе РФ, в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп.), в том числе в специальных законах о социальном партнерстве, принятых в субъектах Российской Федерации: Законе г. Москвы от 11 ноября 2009 г. № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве», Законе Санкт-Петербурга от 10.10.2011 № 577-114 «О социальном партнерстве в сфере труда в Санкт-Петербурге» и др.

Таким образом, социальное партнерство является самостоятельным институтом трудового права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.008 с.)