Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Поиск

В процессе поиска работы и трудоустройства не все граждане юридически равны в своих возможностях.

Вместе с тем существуют определенные группы лиц, которые в связи с физическими недостатками или ввиду своего социального положения не в состоянии конкурировать на рынке труда, они больше других подвергнуты риску остаться безработными. В такой ситуации государство вынуждено для определенных категорий граждан установить ряд льгот и преимуществ в процессе обеспечения занятости населения.

Закон о занятости населения устанавливает, что государство должно обеспечить дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Так, к числу мер, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда следует отнести: установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества рабочих мест для инвалидов; резервирование рабочих мест, наиболее подходящих для трудоустройства инвалидов (постановлением Минтруда России № 150 от 08.09.93 г.[117] утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Сюда относятся такие профессии как юрист, художник, ювелир, учитель и др.); стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организация обучения инвалидов новым профессиям.

Наиболее эффективной мерой обеспечения занятости лицам, особо нуждающимся в социальной защите, является квотирование рабочих мест.

 

Предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы.

В целях определения территорий требующих активных мероприятий по предотвращению критической ситуации на рынке труда (в том числе принятие мер по предупреждению массовой и сокращению длительной безработицы) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2000 № 875[118] утверждены Правила отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.

Полномочия по определению территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда возложены на Минздравсоцразвития России. При определении таких территорий в обязательном порядке учитывается уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения), уровень общей безработицы (отношение общей численности безработных к численности экономически активного населения), уровень регистрируемой безработицы (отношение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, к численности экономически активного населения), доля безработных, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.04.2012 № 423н[119] к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда отнесены Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Алтайский край, Забайкальский край, Курганская область.

В рамках указанных территорий государство в первоочередном порядке обязано проводить мероприятия, направленные на предупреждению массовой и сокращению длительной безработицы.

Для проведения мероприятий направленных на предупреждение безработицы и содействие занятости населения важно определить критерии массового высвобождения работников.

Согласно части 1 статьи 82 Трудового кодекса РФ критерии массового высвобождения определяются в отраслевых или в территориальных социально-партнерских соглашениях.

Во многих отраслях экономики критерии массового высвобождения уже определены.

Основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период.

Так, Отраслевым соглашением по организациям железнодорожного транспорта на 2011 - 2013 годы[120] установлено, что увольнение считается массовым при сокращении численности или штата на 5 и более процентов работников организации, филиала, иного структурного подразделения в течение 90 календарных дней. Аналогичное положение закреплено в Федеральном отраслевом соглашении по организациям связи и информационных технологий РФ на 2012-2014 годы[121], Отраслевом тарифном соглашении по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2012 - 2014 годы[122], Московском трехстороннем соглашении на 2012 г.[123] и др.

В случаях, если в отраслевых соглашениях не определяются критерии массового высвобождения, то работники и работодатели могут руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» от 05.02.93 № 99[124].

Мероприятия, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, и на обеспечение занятости этих работников могут предусматриваются в актах социального партнерства (коллективных договорах и соглашениях). К их числу можно отнести:

мероприятия, направленные на сокращение рабочего времени без сокращения численности работников;

льготы и компенсации высвобожденным работникам (сверх установленных законодательством), предоставляемые работодателем;

порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;

гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных категорий высвобождаемых работников;

временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места;

обязательства по заключению с органами государственного страхования или страховыми фирмами договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы;

другие меры, способствующие социальной защищенности работников, увольняемых при массовом высвобождении.

В различных отраслях стороны социального партнерства закрепляют разный набор мероприятий, направленных на предотвращение массового высвобождения.

Так, Федеральным отраслевым соглашением по авиационной промышленности РФ на 2011 – 2013 годы предусмотрено, что целях предотвращения массового высвобождения работников при временном сокращении объемов производства и снижения уровня безработицы работодатели по согласованию с профсоюзными органами разрабатывают мероприятия по привлечению высвобождаемых работников к общественным работам по договору со службой занятости населения; сокращению применения сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни; увольнению работников-совместителей; организации непрерывной переподготовки кадров; временному прекращению приема новых работников; использованию возможностей негосударственных пенсионных фондов для досрочного выхода на пенсию работников предпенсионного возраста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.36 (0.008 с.)