Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование сферы занятости

Поиск

Понятие политики занятости предполагает определение сис­темы соответствующих организационных, экономических и правовых мер, а также выявление социальных институтов, кото­рые в тот или иной период времени являются субъектами этой политики. В свою очередь, из целей и содержания политики за­нятости вытекает, в частности, определение самой категории занятости. Таким образом, для того чтобы ответить на вопрос, что такое занятость, необходимо вначале ответить на вопрос, что такое политика занятости, и прежде всего — кто эту политику осуществляет.

Сама по себе политика занятости, т. е. в самом широком плане упорядоченная система мероприятий, направленных на создание в обществе условий, которые бы позволяли нуждаю­щимся в этом членам общества обеспечивать существование своим собственным трудом, связана с социальным институтом государства

Государственная политика в сфере занятости является ча­стью социальной политики государства. Она имеет целью соз­дание такой ситуации на рынке труда, при которой спрос на труд и его предложение реализовывались бы в кратчайшие сро­ки, и при этом заинтересованные субъекты имели бы возмож­ность свободного выбора контрагента в своих будущих отноше­ниях. Другими словами, цель государства на рынке труда — ми­нимизация сроков поиска работы и оптимизация процесса такого поиска, а средства, обеспечивающие достижение данной цели, составляют содержание политики занятости.

В статье 5 Закона РФ «О занятости на­селения в Российской Федерации», являющегося основопола­гающим актом в данной сфере, формулируются основные направления политики, которую государство проводит на рынке труда.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

— развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

— обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

— осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы и т.п.

Серьезной проблемой, требующей решения в среднесрочной перспективе, является повышение эффективности службы за­нятости, органы которой должны стать важным инструментом перераспределения рабочей силы.

В целях создания условий для реализации права граждан на труд, проведения единой государственной политики занятости, обеспечению социаль­ной защиты временно незанятых граждан создана Федераль­ная служба по труду и занятости работу которой возглавляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и норма­тивно-правовому регулированию в сфере труда, — Министер­ство здравоохранения и социального развития РФ.

К полномочиям Федеральной службы по труду и занятости в сфере обеспечения занятости относится осуществление контроля за обеспечением государственных га­рантий в области занятости населения, приемом на работу ин­валидов в счет установленной квоты, регистрация граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, оказание государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы, профессиональной подготовке безработных граждан, по организации общественных работ и временному трудоустройству, по осуществлению соци­альных выплат безработным гражданам и проч.

В целях повышения качества предоставления и доступности государственных услуг по содействию гражданам в поиске под­ходящей работы, а работодателям в подборе необходимых ра­ботников, создания комфортных условий для получателей госу­дарственных услуг Министерством здравоохранения и социаль­ного развития РФ утвержден Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости.

В ведении Федеральной службы по труду и занятости на­ходятся ее территориальные органы — управления федераль­ной государственной службы занятости населения в субъек­тах РФ — и государственные учреждения — центры занятости населения.

Часть полномочий по осуществлению государственной по­литики занятости переданы субъектам РФ (ст. 7 Закона РФ «О занятости населения»). Для их реализации создаются органы службы занятости субъекта Фе­дерации. Структура этих органов согласована с соответствую­щим федеральным органом исполнительной власти, а средства на осуществление передаваемых полномочий направляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, Федеральная государственная служба занятости (ФГСЗ) включает:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществля­ющий функции по контролю и надзору в сфере труда, за­нятости и альтернативной гражданской службы, по оказа­нию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

2) органы исполнительной власти субъектов РФ, осущест­вляющие переданные в соответствии с п. 1 ст. 7.1. Закона о занятости полномочия;

3) государственные учреждения службы занятости населе­ния.

Деятельность органов службы занятости включает:

1) предоставление различного рода информации (о состоя­нии рынка труда, уровне безработицы, имеющихся вакан­сиях, профессиях, пользующихся спросом и т.п.);

2) выдачу заключений о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы;

3) оказание услуг по профориентации; подыскание гражданам подходящей работы;

4) направление их на профессиональную подготовку или пе­реподготовку; организацию общественных работ;

5) содействие организации предпринимательской деятель­ности безработных;

6) участие в трудоустройстве и квотировании рабочих мест для некоторых категорий граждан, испытывающих труд­ности в поиске работы (инвалидов, несовершеннолетних и пр.) и другие виды услуг.

Одним из видов деятельности подразделений службы заня­тости (центров занятости) является оказание социальной под­держки безработным гражданам, в том числе выплата им пособия по безработице.

Понятие занятости и ее виды

Под занятостью Закон РФ «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» понимает деятельность граждан, связан­ную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.

Пе­речисляя занятых граждан, данный Закон относит к ним:

— работающих по трудовому договору, в том числе выполняю­щих работу за вознаграждение на условиях полного либо не­полного рабочего времени, а также имеющих иную оплачивае­мую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

— зарегистрированных в качестве индивидуальных предприни­мателей;

— занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;

выполняющих работы но договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с ин­дивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющихся членами производственных кооперативов (артелей);

— избранных, назначенных или утвержденных на оплачивае­мую должность;

проходящих военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уго­ловно-исполнительной системы;

— проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной служ­бы занятости населения;

— временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забас­товкой, призывом на военные сборы, привлечением к меро­приятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтер­нативной гражданской службе), исполнением других государст­венных обязанностей или иными уважительными причинами;

— являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и рели­гиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении данных организаций.

Отнесение этих категорий граждан к занятым означает, что в отношении их государство не осуществляет тех мер социальной защиты и тех видов помощи, которые адресованы незанятым гражданам.

С точки зрения характера той деятельности, которая состав­ляет содержание занятости, можно говорить о различных видах занятости. Во-первых, занятость делится на трудовую, предпо­лагающую деятельность в сфере общественного производства, и нетрудовую. Трудовая занятость в свою очередь делится на за­нятость в сфере наемного (несамостоятельного) труда и само­деятельную занятость.

К трудовой занятости в сфере наемного труда относится ра­бота по трудовому договору: работа на основании гражданско-правового договора, предметом которого является труд; работа на основании акта избрания или назначения; военная служба по контракту и приравненная к ней служба.

К трудовой занятости самодеятельного характера относится членство в производственных кооперативах (артелях); работа в подсобных промыслах и реализация продукции по договорам; занятие предпринимательской деятельностью; неоплачиваемый труд на семейных предприятиях.

К нетрудовой занятости относится обучение, как правило, предшествующее иным, трудовым видам занятости, поскольку оно направлено на приобретение необходимых для профессио­нальной деятельности навыков и знаний, а также учредительст­во и участие в организациях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.007 с.)