ТОП 10:

Схема анализа классного часа



 

1. Тема классного часа.

2. Образовательно-воспитательные задачи.

3. Подготовка учителя и учащихся к классному часу: организаторы и исполнители.

4. Внешнее оформление, использование наглядности.

5. Вводная часть:

- убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в создании положительного настроя детей, внимания и интереса к происходящему).

6. Основная часть:

- решение поставленных задач через оригинальность содержания обсуждаемого материала, его связь с актуальными проблемами социума, соответствие интересам и уровню развития классного коллектива;

- разнообразие способов взаимодействия и общения классного руководителя с воспитанниками;

- приемов активизации интереса к создаваемым ситуациям, коррекции отношений к обсуждаемым проблемам и т.д.;

- количественное и качественное участие детей в мероприятии.

7. Заключительная часть:

- приемы систематизации детьми полученного опыта;

- позиция классного руководителя в подведении итогов.

8. Общая оценка:

- решение задач классного часа;

- позитивные аспекты проведенного мероприятия;

- негативные моменты классного часа и возможные пути их устранения.

 

Задание 9.

(Выполняется по результатам изучения личности школьника

на примере одного из учащихся класса с использованием

разнообразных методов и методик)

(см. приложение 2)

1. Анализ продуктов деятельности.

Целесообразно познакомиться с ведением дневника, тетрадей, творческих работ, с сохранностью учебников. И хотя нет точных критериев анализа этих продуктов деятельности, тем не менее они имеют существенное значение для характеристики ученика.

2. Наблюдение за учеником на уроках разных предметов (не менее трех)

- Исходные данные об уроке (предмет, тема, учитель; какой по счету в расписании).

- Готовность ученика к уроку: поведение во время организационного момента, включение в работу.

- Внимание, активность, организованность, увлеченность работой на разных этапах урока.

- Проявление интереса к конкретной теме, изучаемому материалу, заданиям и вопросам.

- Отношение: к требованиям, замечаниям, просьбам, советам, оценочным суждениям учителя; к ответам и работе одноклассников.

- Культура учебного труда (навыки работы с учебником, дополнительными пособиями, лабораторным оборудованием, раздаточным материалом; умение построить ответ, задать вопрос и т.д.).

- Развитие речи (запас слов, темп, громкость речи и т.д.).

- Внешний вид.

 

 

Задание 10.

(Выполняется по результатам анализа информации,

Полученной разными методами: наблюдение, анкетирование,

Беседа, изучение продуктов деятельности и др.)

Изучение учебных интересов учащихся класса

 

1. Беседа – выяснение отношения учащихся Вашего класса к изучаемым в школе предметам (под воздействием каких факторов и когда возник интерес, какое влияние оказывает на успеваемость и т.д.).

2. Затем с целью уточнения и углубления имеющихся сведений предложите им ответить на следующие вопросы анкеты:

- Вы в этом году изучаете (дать перечень изучаемых предметов). Подчеркните тот предмет, который вызывает у тебя наибольший интерес.

- Когда ты заинтересовался этим предметом и что этому способствовало? (Уроки, занятия в кружках, кино и телепередачи, не знаю (соответствующее подчеркнуть)).

- Что именно привлекает тебя в этом предмете? (Возможность знакомиться с литературой по интересующему вопросу; непосредственное участие в практической деятельности; выполнение заданий творческого характера и т.д.).

 

3. Присутствуя на уроках, наблюдайте за поведением детей и определите:

- наиболее заинтересованных в учебе, активных;

- наиболее дисциплинированных и недисциплинированных;

- наиболее эрудированных;

- наиболее ответственных;

- самых неактивных.

 

4. Анализ информации.

Сравните результаты наблюдений и опроса с данными успеваемости и сделайте вывод о том, какое влияние оказывает интерес учащихся к предмету на успехи в учении.

 


Задание 11.

Изучение сплочения классного коллектива.

1. Наблюдая и общаясь, обратите внимание на:

- наличие группировок в классе;

- отношение их к делам и интересам класса;

- взаимоотношения между мальчиками и девочками;

- преобладающий характер отношений в классе (взаимопомощь, уважение, требовательность, равнодушие, зависть, групповое давление);

- взаимодействие учащихся в классном коллективе (умение находить общий язык, оперативно разрешать противоречия и конфликты, отсутствие организованности, взаимозаменяемости);

- отношение к педагогическим требованиям.

Какие выводы можно сделать об эмоциональной атмосфере класса?

2. Проведите анкетирование с последующей обработкой полученных данных.

Можно предложить вопросы с несколькими ответами и попросить подчеркнуть нужные ответы. Например:

- есть ли у тебя в классе близкие друзья?

(да, нет, один-два, много)

- есть ли у тебя в классе ребята, с которыми ты не ладишь?

(да, нет, два-три, много)

- в нашем классе принято помогать друг другу?

(без напоминания, только своим друзьям, когда об этом долго просят, когда требует учитель)

- как можно оценить твой класс?

(очень дружный, скорее дружный, недружный)

- если бы тебе предложили перейти в другой класс, ты бы согласился?

(да, нет)

3. Изучению классного коллектива помогает беседа с учеником (примерные вопросы)

- Какие классные дела тебе больше запомнились в этом году?

- Какие дела тебе вместе с одноклассниками хотелось организовать и провести в классе?

- Какие традиции есть в классе? и т.д.

Задание 12.

(Выполняется по результатам осмысления

Своих действий, своей позиции, своих переживаний во время практики)

Мои откровения в конце практики

Вот и закончилась первая педагогическая практика.

Мне понравилось …

Самым интересным было …

Моя самостоятельность проявилась в …

Я научилась (ся) …

Я проверил(а) свой педагогический потенциал и …

Мне предстоит работать над …

 


УЧЕТ И ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКЕ

 

Во время учебной практики в школе предусмотрено два вида контроля: текущий и итоговый.

Текущий контроль осуществляется в процессе наблюдений за работой студента на методических занятиях, консультациях, в конкретных ситуациях общения с учителями, учащимися, при выполнении заданий, поручений, во время анализа «собственных поисков и обретений». Качественную характеристику деятельности студента в период практики (его отношение с классом, степень проявления организаторских, коммуникативных умений, умений педагогической техники) обычно предлагает классный руководитель. Определенные выводы об отношении студента к практике делаются на основании собеседования по результатам выполнения учебно-исследовательских заданий.

Итоговый контроль осуществляется по результатам практики. Основным документом, позволяющим групповому методисту увидеть выполнение студентом программы практики, является его дневник. От степени его полноты и содержательности зависит оценка деятельности студента на практике.

Основные критерии оценки результатов педагогической практики следующие:

- уровень профессиональной направленности личности студента (его интерес к работе в школе, активность, ответственность, инициативность в общении и взаимодействии с детьми, нацеленность на самообразование и самовоспитание);

- качество выполнения заданий, в которых отражается уровень теоретической и практической подготовленности будущего учителя к профессиональной деятельности.

По итогам практики студентам выставляется зачет. (Студенты, не выполнившие программу практики и не получившие зачет, являются задолженниками, как не выполнившие учебный план.)

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

В ряде школ для работы классного коллектива определяется время, обычно называемое классным часом. Это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Классный час – это обсуждение конкретных практических дел класса, решение неотложных вопросов, связанных с поведением детей, совместное переживание случившегося; обмен полезной информацией, которую нельзя получить на уроках, разговор «по душам» о волнующих проблемах, которые не отражены в учебных программах и т.д.

Форм, тем, поводов для сбора классного руководителя со своими детьми может быть бессчетное количество. В этом смысле их невозможно классифицировать. Также невозможно предусмотреть все проблемы класса и включить их заранее в план воспитательной работы.

Учитывая это, классные часы можно систематизировать следующим образом:

- классный час – организационный, как способ коллективного планирования классного или общешкольного дела;

- классный час – как разрешение возможного конфликта;

- классный час – плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за полугодие;

- классный час – как беседа по психолого-педагогическим проблемам учащихся (прекрасное в жизни и человеке, забота о природе, выбор профессии, т.д.);

- классный час – как способ реализации определенной образовательной программы («Национальная культура», «Жители моей страны», «Язык природы» и т.д.);

- классный час – как конкретная практическая деятельность (трудовая, спортивная, художественно-творческая).

 

Методика организации часа классного руководителя прежде всего предполагает определенное его содержание, которое, в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта. В зависимости от характера деятельности детей, степени их самостоятельности и активности, роли педагога в подготовке и проведении этой формы работы, можно предложить 3 вида классных часов.

К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта, их основная функция – просветительская. На таких классных часах с информацией могут выступать педагог, психолог, юрист, врач. Дети привлекаются в том случае, если у них есть некоторые знания, мнения по обсуждаемому вопросу, какие-то примеры. Такой классный час можно провести не только в школе, но и в библиотеке (например, темы «Мудрая книга», «Сила слова»), в музее (например, темы «Судьба художника», «Красота пейзажа», «Библейские сюжеты») и т.д.

Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагога и учащихся. Определение содержания, главных идей принадлежит учителю, а разработка способов их воплощения осуществляется совместно с детьми. Дети готовят фрагменты классного часа, по ходу его привлекаются к обсуждению конкретных событий, материалов из периодики, крылатых выражений, данных анкетирования. Классный руководитель объединяет в единое программу выступления детей. Примерные темы подобных классных часов: «Когда гордость украшает», «Нужно ли говорить правду», «Что самое главное в дружбе», «О вкусах не спорят» и т.д.

Третий вид классных часов предполагает активную работу самих учащихся. Классный руководитель продумывает лишь идеи, общую композицию, помогает составить творческие задания, разумно корректирует детскую фантазию, незаметно направляет их творчество в нужное русло. Актив, совет дела способен стать организующим центром при подготовке и проведении классного часа. Такие классные часы могут проходить как в школе («Культура эмоций», «Интересный человек рядом»), так и вне школы, например, на природе («Желтые краски осени», «Двигательная активность и красота фигуры» и т.д.).

Приведем план-схему классного часа «Законы доброты»(для 6-7 кл.)

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Обсуждение цитаты Генриха Торо «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает».

3. Беседа:

- В каком возрасте люди больше всего нуждаются в доброте?

- Зависит ли доброта от благосостояния человека?

- Может ли больной, немощный, бедный человек быть добрым?

- Что значит, когда говорят: «сеять добро повсюду»?

- Что вы чувствуете, если поступаете по-доброму?

4. Обсуждение и составление «Свода законов доброты».

(Сначала дети работают в группах и придумывают эти законы, затем составляют свод законов доброты и обсуждают, каким законам легко следовать, а каким – трудно, и почему).

5. Сценка «Для чего нужна доброта»

(Несколько человек получают карточки с названиями разных профессий: продавец, ветеринар, водитель автобуса и т.д. Они должны доказать другим, что именно в их профессии доброта нужнее всего.

6. Задание на дом: «Сделаем от всего сердца»

(Предложить детям вспомнить ситуации, когда хотелось что-то доброе сделать своим близким, но по каким-то причинам не смогли это осуществить. Посоветовать сделать это сегодня.)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ПЕДАГОГУ







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.62.209 (0.008 с.)